Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 2

Счетчик витков для намоточного станка

Ранее я писал Как сделать автоматическую подсветку в шкаф с помошью геркона. Продолжая тему огерконах, хочу показать как сделать очень простой счетчик оборотов.

Для этого потребуется:

  1. Геркон
  2. Магнитик
  3. Провода

Герконможно заказать через интернет, все остальное, думаю найдется у каждого самоделкина под рукой. Неодимовый магнитик есть в каждом дисководе, покупать его не обязательно.

Все до боли просто: припаиваем вместо кнопки равно (=) геркон.

В моем калькуляторе не было батареек, а считать он должен днем и ночью, поэтому солнечную панельку заменил батарейкой 1,5 вольта, залил геркон термоклеем, чтобы не разбить.

На колесо клеим один магнит. Закрепляем геркон напротив магнита, на калькуляторе пишем 1+1 и крутим колесо. То есть при каждом замыкании равно будет прибавляться 1.

Всю эту затею я использовал как самодельный измеритель пробега для хомяков 🙂 Формула для подсчета длины: D*П (диаметр*число Пи).

Мои замечания: Лучше брать современный калькулятор (мой советский не успевает за оборотами колеса), так же у калькулятора должна быть кнопка выключения, чтобы он не выключался при бездействии. Не забываем быть аккуратными, чтобы не отклеить шлейф у китайского калькулятора.

Видео проверки работоспособности самодельного счетчика оборотов:

>Купить в подарок или заказать уникальную вещь<

<blink>ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! </blink>Электронный тахометр — это цифровое устройство, изготовленное из электронных компонентов и используемое для измерения скорости электродвигателя или любого другого вращающегося объекта в оборотах/ минуту. Он расположен в приборной панели автомобиля имеет хороший обзор и точность измерения.

Простой метроном скорости

Тахометр происходит от двух греческих слов: «тахо» означает «скорость», а «метроном» — «измерять». Он работает по принципу генератора и определяет напряжение, соответствующее скорости вала. Он также известен как счётчик оборотов. Принцип работы:

  • индукционный;
  • электромагнитный;
  • электронный;
  • оптический.

Исторически сложилось так, что первый механический тахометр был разработан на основе измерения центробежной силы. В 1817 году они были использованы для измерения скорости тяговых машин, но после 1840 года применялись преимущественно для измерения скорости транспортных средств. Цифровой тахометр — оптический датчик, предназначенный для определения угловой скорости вращающегося элемента. Области применения:

  1. Автомобили, самолёты, тракторы, поезда, лёгкие рельсовые транспортные средства и их ремонт.
  2. Лазерные инструменты.
  3. Медицинское применение. Гематахометр — устройство, установленное в артерию или вену, оценивает скорость движения крови по вращающейся турбине. Показания используются для диагностики проблем кровообращения, таких как тромбофлебит.
  4. Аналоговая запись звука, измеряющая скорость аудиокассеты.
  5. Оценка скорости и объёма трафика.

Типы современных тахометров

Важным параметром, который учитывают при выборе устройства, является рабочий диапазон скорости. Он устанавливает границу измерения, который способен контролировать прибор. Ещё один параметр — точность, которая задаётся в единицах, таких как ± RPM. Используемая технология датчиков: контактные, фотоэлектрические, индуктивные и с эффектом Холла.

В приборе контактного типа он входит в контакт с вращающейся частью. В фотоэлектрическом устройстве для измерения скорости используются световые лучи, видимые или инфракрасные. Частота разрыва, которого применяется для расчёта скорости. Индуктивные инструменты используют магнитные элементы для индукции магнитных полей, а частота активации — для измерения скорости. Конструктивные особенности:

  • счётчики;
  • таймеры;
  • стробоскоп.

Конфигурации дисплея включают аналоговые визуальные индикаторы, цифровые или графические видеодисплеи. Пользовательские интерфейсы и типы управления имеют аналоговые лицевые или цифровые панели и компьютерные программируемые интерфейсы. Современные тахометры оснащаются программным обеспечением для работы на ПК. У многих есть сетевые или коммуникационные интерфейсы. Доступные электрические выходы:

  • аналоговое напряжение;
  • аналоговый ток;
  • аналоговая модулированная частота;
  • переключатель или сигнализация;
  • светодиодный экран.

Тахометры классифицируются на основе технологии сбора данных. Типы применяемых устройств:

  1. Аналоговые. Состоят из измерителя и интерфейса набора номера. Они не имеют возможности хранить базу данных, а также не вычисляют средние показания и их отклонения. Скорость движения преобразовывается в напряжение с использованием внешнего преобразователя частоты. Затем это измерение отображается аналоговым вольтметром.
  2. Цифровые — состоят из ЖК-дисплея или светодиодного индикатора и памяти для хранения информации. Они осуществляют статистические операции и подходят для точного измерения и мониторинга любых видов времени. Цифровые тахометры чаще встречаются в наши дни, они дают числовые показания вместо использования циферблатов.
  3. Контактный тип, контактируют с вращающимся валом, прикрепляется к дизелю или электродвигателю. Например, оптический кодер или магнитный датчик измеряет обороты. Они способны измерять скорость вращения в пределах от 0, 5 об / мин до 10 тыс. об / мин, имеют ЖК-дисплей, работает с диапазоном рабочих температур от 0 до + 40 C.
  4. Бесконтактный тип не нуждается в физическом контакте с вращающимся элементом. В этом типе лазерный или оптический диск соединён с валом, результат считывается инфракрасным лучом или лазером. Этот тип замеряет скорость от 1 до 99,999 об/мин (токарный станок), угол обмера составляет меньше 120 градусов. Оборудованы ЖК-дисплеем, эффективны, долговечны, точны и компактны, а также видны с большого расстояния.
  5. Временной, который вычисляет скорость по интервалу между входящими импульсами. Разрешение этого тахометра не ограничено, поэтому он более точен при измерениях низкой скорости.
  6. Частотный, который вычисляет скорость по частоте импульсов. Этот тип работает с использованием красного светодиода, а оборот его зависит от вращающегося элемента. Он используется для высокоскоростных измерений. На рынке продаётся недорогой и высокоэффективный китайский вариант.

Читайте также:  Сборка инверторного сварочного аппарата своими руками

Микроэлектрическая машина генерированного напряжения

Генератор тахометра преобразует показатель вращения вала в электрический сигнал. Работа его использует свойства угловой скорости ротора, поток возбуждения, которого пропорциональный генерируемой ЭДС. Большинство современных тахогенераторов — это тип постоянного магнита. Эти устройства используют вращающееся соединение, один конец которого подключён к валу машины, индуцирует электродвижущую силу (напряжение), пропорциональную скорости вала. Контакты якоря соединены к цепи вольтметра, преобразуя напряжение в значение скорости.

Эти тахометры отличаются точностью, максимально допустимыми показателями и рабочей температурой. Используются в качестве датчиков в различных автомобильных и электромеханических компьютерных устройствах. Действуют в сетях переменного или постоянного тока.

Принцип работы автомобильного счётчика

Тахометр используется для проверки производительности двигателя и помогает автомеханику понять его состояние для оптимизации функционирования с допустимыми параметрами. Принцип работы автомобильного электронного тахометра прост. Система зажигания запускает импульс напряжения электромеханической части тахометра, которая реагирует на среднее напряжение импульсов пропорционально частоте вращения двигателя. Сигнал передаётся двойным экранированным кабелем к индикатору. Тахометры имеют температурную компенсацию для обработки измерений в диапазоне -20 до + 70 C окружающей среды.

Он позволяет водителю выбирать подходящие настройки дроссельной заслонки и шестерни во время движения, поскольку длительное использование на высоких скоростях вызывает недостаточную смазку, влияющую на двигатель, создаёт перегрев и приводит к ненужному износу трущихся деталей и к отказу машины.

Проверка оборотов двигателя

В процессе эксплуатации автомобиля нужно знать, как проверить тахометр в домашних условиях. Большинство машин оборудованы спидометром, манометром, датчиком температуры охлаждающей жидкости и тахометром. Они установлены по-разному в зависимости от марки и модели авто. Последовательность действий:

  1. Проверить тахометр перед поездкой, внимательно осмотреть датчики. Циферблат обычно показывает одно- или двузначные числа, которые ограничены красной полосой разрешённого предела работы.
  2. Запустить автомобиль. Нажать педаль тормоза правой ногой и включить ключ зажигания. Показания тахометра должны расти, прежде чем остановиться на количестве оборотов двигателя на холостом ходу.
  3. Нажать педаль газа и обратить внимание на поведение тахометра.
  4. Контролировать показания во время движения на каждой передаче и при переключении на следующую.
  5. Избегать чрезмерного перегруза двигателя. Красная линия на шкале представляет наибольшее количество оборотов, которые двигатель способен безопасно выдерживать.
  6. Если нужно дополнительно измерить RPM автомобиля, чтобы помочь диагностировать проблему, используют ручной тахометр, измеряющий число оборотов во время работы.

Читайте также:  Изготовление столярных струбцин для сварки своими руками

Электронный тахометр своими руками

С широкими возможностями рынка электроники сделать схему тахометра дома своими руками с использованием мультиметра не сложно. Более того, результаты, полученные в таких схемах, точны в оценке общего рабочего состояния измеряемой системы.

Принципиальная схема с использованием IC 555:

  1. Импульс выводится из свечи зажигания скутера и подаётся до конца R6.
  2. Транзистор реагирует на импульсы в соответствии с триггерами.
  3. Транзистор активирует моностабильность с каждым входящим импульсом.
  4. Моностабильный остаётся включённым в течение определённого момента, а при срабатывании генерирует среднее время включения на выходе прямо пропорционально средней скорости запуска.
  5. Конденсатор и резистор на выходе IC объединяют результат так, что он напрямую считывается вольтметром с напряжением 10 В.
  6. R3 отрегулирован таким образом, чтобы выход генерировал точную интерпретацию скорости подачи RPM.

Вышеуказанная настройка выполнена с помощью обычного тахометра. Детали для изготовления широкодоступны и их можно приобрести в любом магазине радиотоваров. Список деталей для самодельного варианта:

  1. R1 = 4K7.
  2. R2 = 47E.
  3. R3 = 100 КБ, может быть переменный.
  4. R4 = 3K3.
  5. R5 = 10K.
  6. R6 = 470 К.
  7. R7 = 1K.
  8. R8 = 10K.
  9. R9 = 100K.
  10. C1 = 47n.
  11. C2 = 100n.
  12. C3 = 100n.
  13. C4 = 33uF / 25V.
  14. T1 = BC547.
  15. IC1 = 555.
  16. M1 = измеритель FSD 10 В.
  17. D2 = 1N4148.
  18. C5 с любым значением между 3, 3uF и 4, 7uF.

Перед тем как сделать тахометр своими руками, нужно выполнить монтажную документацию. Простая схема, разработанная с использованием легкодоступных элементов с прорезиненным оптоизоляционным модулем MOC7811 и двумя семи сегментными дисплеями, измеряет скорость диска в RPS. Эта схема рассчитывает RPS от 00 до 99, если нужны большие значения, добавляют ещё один счётчик декады.

Принципиальная электрическая схема содержит IC555, MOC 7811, IC CD4081, IC CD4069 и IC 4033 и семисегментный дисплейный блок LTS 543. На первом таймере IC 555, сконфигурированном как моностабильный мультивибратор, он генерирует импульс синхронизации при нажатии переключателя S2, зелёный светодиод 1 указывает время обнаружения.

Читайте также:  Изготовление тонкого жала для паяльника своими руками

MOC 7811 IC2 содержит ИК-передатчик и фотодиод для создания изменяющихся логических уровней, зависит от блокирующего или прерывающего ИК-луча. Логический вентиль N1 включает счётчик детектора Johnson (CD 4033), он управляет семисегментным дисплеем LTS 543. Есть два десятичных счётчика и два семисегментных дисплея для отображения RPS от 00 до 99.

По этой схеме можно сделать тахометр для бензопилы своими руками с вращающим прерывателем. Одно прерывание инфракрасного луча будет приниматься за один счёт, а общий отсчёт вращения — RPS, умножают 60 на RPS, чтобы узнать Revolution Per Minute (RPM).

Онлайн-приложение для iPhone

Возможности современных смартфонов позволяют отображать на дисплее тахометр любого двигателя авто или мотоцикла в реальном времени на основе издаваемого звука. Диапазон RPM составляет 400 — 90 000 об/мин. Найти приложение можно в App Store. После установки его в верхней части дисплея появится циферблат тахометра в больших цифрах, с обновлением значения каждые ¾ секунды. RPM рассчитывается по пикам в графике автокорреляции.

В программе приведены элементы управления подсказки, определяющие диапазон RPM. Имеется коррекция фонового шума для истинного определения звука двигателя. Подсказка определяется значением центра и допуска в процентах. Прокручивая левую или правую область в синих полосах ниже подсказки, регулируют значение центрального RPM и допуск. Вместо фиксированного диапазона используется режим отслеживания, работающий во всём диапазоне измерений.

В этом режиме элементы управления подсказки заменяются, что позволяет начать истинное отслеживание. Ниже контрольных данных — график функции автокорреляции, для проверки надёжности отображаемого RPM. Имеется руководство по настройке диапазона RPM. Вертикальные жёлтые линии на графике соответствуют периодам звука, производимого двигателем. Если они хорошо совпадают с пиками на графике — значение RPM точное. Преобразование звука в тональное видео в RPM зависит от конфигурации двигателя.

Можно выбрать из нескольких встроенных конфигураций, включая 4-тактные и 2-тактные двигатели и указать общий коэффициент, который может компенсировать любое передаточное отношение между двигателем и валом. Помимо этого представления, есть две страницы настройки конфигурации. На каждой есть своя контекстная справка, которая даёт больше информации о том, как использовать приложение. Существует также подробное руководство по эксплуатации.

Ранние модели тахометров зависели от механических приводов, таких как маховик, распределительный вал, шкив вентилятора и т. д. Они вращают магнит, тем самым вызывая вихревые токи на алюминиевом диске (спидометр) в оборотах/минуту. Тахометр современного типа является электронным, управляемым импульсом, способным измерять как самую малую, так и меганагрузку.

ILYAЭлектроника / Kit-наборыПривет всем любителям самоделок. В данной статье я расскажу, как сделать счетчик оборотов электродвигателя своими руками, в сборке которого поможет кит-набор, ссылка на него будет в конце статьи. Данный кит-набор поможет в освоении радиоэлектроники и получении опыта работы с паяльником и паяльным феном, также он пригодится в сборке каких-то самоделок, например, станка для перемотки катушек динамиков или же трансформаторов, так как в этом деле нужен подсчет оборотов.Перед тем, как прочитать статью, предлагаю посмотреть видеоролик с подробным процессом сборки и проверки готового кит-набора.Для того, чтобы сделать счетчик оборотов электродвигателя своими руками, понадобится:* Паяльник, флюс, припой* Пинцет* Паяльный фен или самодельный инфракрасный паяльник* Паста паяльная* Приспособление для пайки «третья рука»* Блок питания с выходным напряжением 5 В * Крестовая отверткаШаг первый.В комплект кит-набора входит двухсторонняя печатная плата, на ней не обозначены номиналы, а только маркировка, поэтому предусмотрен листочек с QR-кодом, просканировав который, можно скачать подробную инструкцию по сборке и всеми необходимыми номиналами. Качество изготовления платы достаточно высокое и имеет металлизированные отверстия. Теперь перейдем непосредственно к самой сборке. Первым делом раскрываем ленту с SMD-резисторами на 1кОм. Далее наносим паяльную пасту маленькими порциями на контакты платы, после чего при помощи пинцета устанавливаем резисторы на свои места, согласно инструкции, также ставим резисторы на 10кОм из другой ленты. Установив все резисторы, начинаем припаивать их при помощи самодельного инфракрасного паяльника, сделать который можно за несколько минут. Если у вас есть паяльный фен, то процесс пайки займет меньше времени. После резисторов на плату устанавливаем керамические неполярные SMD-конденсаторы, их расположение указано на плате буквой C с порядковым номером, после чего припаиваем их аналогично предыдущим радиодеталям.Шаг второй.Теперь наносим паяльную пасту на контакты и устанавливаем на плату микросхему, ориентируясь по ключу в виде полоске на корпусе и на маркировке платы, также со стороны первого контакта на микросхеме имеется точка. Далее инфракрасным паяльником припаиваем микросхему, после чего контакты пропаиваем обычным паяльником с жалом, в случае необходимости убираем излишки олова с выводов, чтобы исключить замыкание. Вставляем в отверстия на плате три DIP-панельки для установки в них микросхем, при установке ориентируемся по ключу на корпусе и плате, выполненному в виде выемки. Затем устанавливаем переменные резисторы, резистор с цифрой 105 на корпусе вставляем в отверстия на плате с маркировкой RW2, а с цифрой 103 в разъем RW1.Шаг третий.Количество подсчитанных оборотов будет выводиться на семисегментные индикаторы, их на плате три, вставляем в отверстия, совместив точки на плате и индикаторе, иначе правильно работать они не будут. Для индикации работы предусмотрен один светодиод красного цвета, устанавливаем его, соблюдая полярность, плюсовой вывод это длинная ножка или треугольник на плате и минус-короткая ножка светодиода и полоска на плате. Далее устанавливаем разъем для подключения питания 5 вольт и кнопку включения, согласно ключу на корпусе и плате. После вставляем на место транзистор, ориентируясь по скосу на корпусе и маркировке, изображенной на плате. Электролитические конденсаторы устанавливаем согласно номиналу и маркировке, на корпусе белая полоска расположена со стороны минусового вывода, а длинная ножка это плюс, также минус на плате обозначен заштрихованным полукругом.Шаг четвертый.Для того, чтобы все установленные радиодетали при пайке не выпали, слегка загинаем их выводы. Далее переворачиваем плату, закрепляем ее в приспособлении для пайки «третья рука» и припаиваем все компоненты при помощи паяльника и припоя, для лучшей пайки наносим флюс. После пайки очищаем плату от остатков флюс при помощи растворителя, например, бензина «калоша». Затем устанавливаем электромотор на плату при помощи двух маленьких винтиков и крестовой отвертки. После установки мотора ставим датчик считывания оборотов, заранее соединив его выводы с платой, крепится он к ней при помощи двух болтов с гайками. С обратной стороны платы припаиваем выводы датчика, а также провода от электромотора. Шаг пятый.Завершающим действием является установка трех микросхем в специальные панельки, ориентируемся по ключу на корпусе и панельке. Далее можно проверить кит-набор в действии. Подключаем блок питания к колодкам на плате, соблюдая полярность, затем кнопкой включаем счетчик оборотов и двигатель начинает вращаться, а на семисегментных индикаторах показывается количество оборотов. Верхний переменный резистор регулирует частоту оборотов электромотора, изменить ее можно при помощи отвертки простым вращением в ту или иную сторону. Такой кит-набор может посчитать до 999 оборотов, при необходимости можно установить четвертый индикатор, что увеличит счет оборотов до 9999, как это сделать показано в инструкции, которая доступна для скачивания по QR-коду из комплекта. Применить данный счетчик оборотов электродвигателя можно во многих самоделках, при некоторых доработках из него можно сделать намоточный станок для перемотки катушек динамиков или трансформаторов.На этом у меня все, всем спасибо за внимание и творческих успехов. Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь. Используемые источники:

  • http://mozgochiny.ru/electronics-2/schetchik-oborotov-svoimi-rukami/
  • https://pochini.guru/sovety-mastera/avtomobilnyiy-elektronnyiy-tahometr
  • https://usamodelkina.ru/11336-schetchik-oborotov-jelektrodvigatelja-svoimi-rukami.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации