Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 1

Сравнительный тест ЦАПов: AudioQuest, Chord Mojo, SMSL Sanskrit Pro-B, Roland UA-M10, AMI Music DS5, Marantz HD-DAC1

26 сентября 2019, 05:48 | Hi-Fi и цифровой звук

Наконец-то пришло время поговорить о таком «динозавре» от мира аудио, как ЦАП SMSL Sanskrit Pro-B. Пришел он к нам из уже далекого «лампового» 2015 года. Базируется на топовом, на то время, AK4490EQ, имеет Hi-Res сертификацию, NFC, блютуз с AptX, коаксиал, оптику… В общем, тогда это был действительно очень серьезный девайс. Вот мне в голову и пришел вопрос: А на сколько такие динозавры актуальны в 2020 году? С этим мы сейчас и попробуем разобраться.

d387ebfdea.jpg
Характеристики
  • USB: CM6632A
  • ЦАП: AK4490EQ
  • Усилители: OPA1602
  • Выходной уровень: 2.0 Vrms
  • Разрешение звука: до 384 кГц/32 бит, DSD256
  • Входы: USB, OPT, COAX, BT
  • Выходы: линейный RCA
  • Bluetooth: 4.2, Apt-X / SBC / AAC
  • Другое: NFC
  • Размеры: 98 мм x 36 мм x 144 мм
  • Вес: 850 г
  • ОС: Windows 7,8,10; MAC OS; Android, iOS
Видеоверсия обзора
Распаковка и комплектация

Упаковка ЦАПа выглядит весьма солидно. Здесь производитель списал все шильдики, которые смог найти на сайте Asahi Kasei.

ca32445e7e.jpg

Внутри нас встречает, о ужас, компакт диск с драйверами, гарантийник и инструкция по эксплуатации на двух языках.

e2ae72046f.jpg

USB Type B кабель — достойный. Компания SMSL до сих пор именно такими комплектует свои флагманские устройства. У меня они тоже есть.

Ну и «венец» набора — блок питания на 9 Вольт 1.3 Ампера. Блочек очень компактный и уже одним своим видом нагнал бурю приятных воспоминаний.

Вилка выполнена сразу на наши розетки, штекер — классический.

Дизайн/Эргономика

Корпус SMSL Sanskrit Pro-B полностью выполнен из металла.

На верхней его части размещена наклейка прохождения Hi-Res сертификации.

Снизу имеем 4 резиновые ножки для лучшего сцепления со столом.

Больше здесь абсолютно ничего нет.

Сзади находится единственный выход на RCA разъемы (для подключения усилителя или какой-нибудь активной акустики), коаксиальный и оптический входы, USB, питание и, естественно, блютуз антенна. Кстати, именно наличие блютуз отличает B-версию от обычной.

Спереди расположилась кнопка питания, совмещенная с переключателем источников сигнала.

Тут же имеем область, внешне напоминающую дисплей. Но это обманка, здесь находятся светодиоды активного режима, NFC метка и надпись с подсветкой «Sanscrit pro». Вероятно, это было абсолютной необходимостью в те прекрасные времена.

В процессе работы какого-то ощутимого нагрева я не заметил. Данный девайс является частью системы из трех компонентов, то есть к нему еще можно докупить IPS и усилитель с выходом на наушники.

Софт

Драйвера, как вы уже поняли, есть на диске, а также их можно скачать с официального сайта. Однако не спешите этого делать. У меня на Windows 10 сразу после их установки звук дичайше хрипел. В то время как те драйвера, что десятка подтянула автоматически — работают отлично… Хотя про «отлично» я все-таки перегнул. Есть у них один маленький нюанс: звук идет на очень высокой громкости. Настолько, что музыку мне приходилось слушать где-то на 1-2%. На Android, при подключении по кабелю, громкость и вовсе не работает. Проблема, так думаю, в сильно устаревших драйверах C-Media, которые компания и не планирует обновлять. Что там на Unix и Mac я не знаю. Думаю, как обычно, все работает словно часики.

Замеры

Чтобы добиться максимального качества я сначала решил снять замеры со смартфона. Однако получил какую-то страшную «расческу».

После этого я еще несколько раз пытался их переделать и каждый раз получал ровно одну и ту же картину.

Когда, из соображений интереса, я переключил кабель с тестера на активную акустику, то в панике выдернул шнур из розетки — слушать такое невозможно. Смартфоны на Android — сразу нет.

Хотя, как вариант, можно подключиться по блютуз с AptX и наслаждаться звучанием вообще без проводов.

На ПК замеры серьезно лучше, но и тут стоит делать скидку на шумы питания с порта USB.

Все замеры сняты в 24 бита 48 кГц на аудиоинтерфейсе Focusrite Scarlett 2i2.

Разбор

Ответ на вопрос: что же там внутри? — волновал меня с самого начала тестов. Полностью разобрать аппарат не представляется возможным.

Открутив четыре винта на задней крышке, мы упираемся в длину шлейфа. Кое что разглядеть там конечно можно, но совсем немного.

Хотя производитель изначально снабдил устройство полновесными фотографиями платы.

Звук

Звучание у SMSL Sanskrit Pro-B басовитое и немного грязное. Слушать это приятно, особенно что качается гитарных и драйвовых электронных стилей. Детализация у ЦАПа средняя, как и проработка сцены в глубину. Однако что-то в этом есть, тот самый звук из 2015 года. Еще не такой проработанный, с избытком НЧ, чуть расхлябанный и простоватый. Эх, ностальгия. Но по сегодняшним реалиям звучание уже далеко не на топовом уровне.

Выводы

Итогом, кто будет брать SMSL Sanskrit Pro-B в 2020 году я не знаю. С драйверами под Windows у него есть очевидные проблемы, на смартфоне вообще выдает какие-то страшные шумы, звучит достаточно бюджетно, стоит порядочно. Хотя есть у него конечно и неоспоримые плюсы: выглядит аппарат по олдскульному брутально и имеет массу различных цифровых входов. Вот здесь, естественно, еще есть варианты вернуть нашего героя в строй: коаксиал, оптику и блютус с AptX — никто не отменял. Однако про USB лучше забыть или ставить, например, семерку или восьмерку «винду». Ну и безусловно нужно сказать о заслуживающем уважение AK4490EQ. Не стоит его списывать со счетов — столько лет прошло, а этот ЦАП все еще устанавливают даже в топовый сегмент аудиотехники. Суммарно, я получил просто массу удовольствия от тестирования SMSL Sanskrit Pro-B, но это скорее наслаждение своеобразным раритетом. А отвечая на вопрос: да, «динозавры» еще в строю, но уже где-то глубоко на периферии.

Скидка 15% для новых пользователей с промокодом UMKAFORNEWUSER

Самое очевидное и не требующее инвестиций решение — вывести HDMI кабель с ноута на AV-ресивер. Возможно, на этой идее содержательная часть материала для кого-то и закончится. Беда в том, что сама Windows не очень-то гибко приспособлена для этого вида транспортировки звука. Устанавливая HDMI, операционная система жестко прописывает его везде, где только можно. В то время как нам желательно держать внешний аудиоинтерфейс только в музыкальном плеере. Ну а все остальные звуки выводить на внешние динамики либо наушники. Так что ничего не оставалось, как присматривать к ноутбуку соответствующий USB-ЦАП. Первым шагом на этом пути стал AudioQuest Dragonfly Black.

AudioQuest Dragonfly Black: пружинистый саунд

Устройство достаточно подробно описано в одном из прошлых материалов Stereo. Резюмируем все важное сюда. Я мужчина корпулентный, и малые формы всегда вызывают симпатию. Крошечный девайс размером с половину мизинца меняет цвет лого в зависимости от дискретизации сигнала. Очень мило! Цена этого ЦАПа оказалась самой низкой в череде устройств, которые пришлось тестировать позже.

Кроме того, у Audioquest огорчало ограничение верхней частоты дискретизации 96 кГц. В этом году ЦАПы Dragonfly Black и Red после апгрейда обрели поддержку MQA, которая пока толком нигде не встречается, кроме приложения Tidal. Так что следующий ЦАП я смотрел среди устройств, где форматная совместимость решена с запасом.

Chord Mojo: встречаем по одежке

Если AudioQuest был миляга, то Mojo просто красавчик жи есть! Анодированный алюминиевый корпус с гравировкой, горят разноцветные шарики, указывая дискретизацию и уровень громкости — вот просто хочется взять и поверить, что саунд и прочие способности у Mojo окажутся поистине сумасшедшими. Ведь отзывы владельцев Mojo на форумах и вправду выглядят написанными на грани истерики.

Цена относительно Dragonfly Black здесь выросла более чем в пять раз — гулять так гулять! Вообще, у Chord это считается самой дешевой бюджетной моделью, но при размере в два коробка спичек надо полагать, типичные расценки Chord в пересчете на квадратный сантиметр сохраняются.

Аналоговых выходов у Mojo два — в один можно подключить наушники, в другой что-то еще — вторую пару головных телефонов, либо кабель, ведущий к усилителю. Коаксиальный вход и аналоговые выходы реализованы на мини-джеках, так что в стационарных системах понадобятся переходники на RCA. Также к Mojo можно подключить смартфоны или планшет и выводить из них Hi-Res аудио.

Сложно, конечно, противостоять восторженному гулу рецензий, но на стационарной системе я не услышал каких-то выдающихся способностей от Chord Mojo. Критериями для сравнения я избрал звучание линейного выхода Sony PCM-D100, а также AV-ресивер Marantz AVR1403, который вполне приятно играет стерео через свои цифровые входы — коаксиал и оптику. Мой кандидат на ЦАП должен обеспечивать качество если не лучше, то как минимум на уровне упомянутых двух компонентов. Chord Mojo, увы, до этой планки не дотянул.

Вот кстати, лучше всего этого ЦАП проявляет себя с DSD-аудио. Лишний раз убеждаешься, что альбомы Beach Boys просто божественно звучат на SACD, при том, что на компакт-дисках они всегда казались мне жутким лоу-фаем. Но при переходе PCM у Mojo все становится гораздо скучнее: не хватает жидкой ртути, подвижности, какие-то звуки прячутся, а какие-то вдруг выделяются. На несбалансированных системах может вдруг сильно отяжелеть бас.

Ну, что сказать? В отдельных моментах Chord Mojo очень хорош, кто-то в нем вообще души не чает, но персонально мне в качестве универсального источника этот ЦАП точно не годится. Плюс чувствительная стоимость. Может быть, стоит поискать счастья среди китайских ЦАПов, у которых нет такой беспардонной наценки?

SMSL Sanksrit Pro-B: играет себе и играет

Продукция SMSL одним из первых появляется в столбце поиска недорогих ЦАПов из Китая. Помимо ограничения по цене, я указал поддержку DSD, и вот передо мной модель Pro-B, оснащенная чипом AK4490, наличием которого сегодня принято гордиться.

ЦАП оснащен современным USB-приемником CM6632A, который пропускает сигнал РСМ до 32 бит / 384 кГц и DSD. Все это прекрасно, но под мою версию Windows не оказалось драйверов. Да, я свято следую старинной американской поговорке: «Не чини, пока не сломалось». Поэтому извините, но на момент теста у меня до сих пор стояла Vista. Пришлось тащить другой ноутбук — хорошо, что на нем еще был оптический привод. Драйвера поставляются на мини компакт-диске, искать их на официальном сайте бесполезно. Нет правды и в инструкции. Например, места расположения индикаторов оптики и коаксиального входа перепутаны местами. Зато хоть имеются нормальные RCA разъемы, и не нужно городить переходники. Но главное, как же оно играет?

AV-ресивер Marantz играет музыку пускай замыленней по ВЧ, но общая подача фонограммы выглядит более естественной и объемной. Выводить DSD на SMSL плеер Foobar почему-то не захотел. Наверное, следовало бы еще поискать третий ноутбук и другой плеер, и попробовать Bluetooth, но здесь я потерял интерес к дальнейшей возне с продукцией SMSL.

Roland UA-M10: профессиональное недоразумение

Следующим этапом я решил обратиться к конвертерам из профессиональной области. Хоть здесь, думал я, все будет по-честному. Никаких хай-эндных наценок и китайских пыток. Фирма Roland веников не вяжет — классические драм-машины, синты и секвенсоры не дадут схалтурить.

Roland UA-M10 оставляет впечатление добротно исполненной вещицы. Алюминиевый корпус со скругленными краями, в оформлении радует сочетание матовых и глянцевых элементов, на торцах устройства находятся micro-USB вход и два наушниковых выхода на мини-джеках, один из которых совмещен с линейным. Уровень сигнала регулируется на самом ЦАПе двумя клавишами, а его интенсивность определяется по полоске цветной светодиодной подсветки.

Прелестно, вот уже второй аппарат, который не ведает о существовании Windows Vista, поэтому для завершения эксперимента приходится опять чапать за другим ноутбуком. При установке драйвера на 64-битной «семерке» система вдруг потребовала цифровую подпись драйвера. Затруднение разрешилось через поиск и установку определенного пакета обновления Windows. Наконец-то!

После окончательной инсталляции в панели Windows появляется маленькое меню UA-M10, в котором можно выбрать 4 уровня усиления сигнала. Максимальная установка (0 дБ) превышает 2 вольта, а та, что на ступеньку ниже (-6 дБ), наоборот, не дотягивает до стандартного значения, но лучше использовать ее. Переключение на обработку DSD-потока не происходит автоматически: для этого в том же меню следует поставить галочку на значке 1-bit. Если оставить ее на PCM-потоке, то запустится обещанная фирменная технология S1LKi перевода в DSD-режим с помощью DSP-процессора.

В итоге вышло что-то вроде «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Никакого удовольствия, что с S1LKi, что без. Абсолютно неинтересный формальный звук, а на наушниках еще и грязноватый. Начинаю с теплотой вспоминать Chord Mojo. Несмотря на мою критику, наверное, переход на него после вот таких немудрящих USB-интерфейсов и вызывает столько восторгов. Или, может быть, я слишком капризничаю со своими Sony и Marantz? Попробуем послушать более традиционный домашний продукт.

AMI Music DS5: хочу звучать как «винил»

Японская продукция бренда AMI Music упоминается у нас редко. Меня устройство заинтересовало своей нераскрученностью, поддержкой DSD, да и вполне адекватной ценой (до тысячи долларов еще далеко, но уже и не три копейки).

Наушники в DS5 усиливаются знакомым нам уже усилителями Texas Instruments TPA6120A2. Примечательно, что подключение к ним не разрывает цепь линейного выхода, который можно сделать регулируемым как цифровым, так и аналоговым способом. В комплекте AMI Music даже приложен специальный USB-кабель Clicktronic немецкого производства, драйвер устанавливается без проблем. Ну вот, хорошие новости…

Marantz HD-DAC1: округлый почерк, но не всегда

Если обзор я начинал с лилипутов и черепашек, то сейчас перед нами полноценный Hi-Fi представитель с деревянными боковинками в лаке. Вид у HD-DAC1 очень нарядный и респектабельный, особенно в цвете «шампань». Меня же очень заинтересовали слова разработчиков из Marantz о том, что они особое внимание уделили воспроизведению DSD. Работает здесь тот же старец Cirrus-Logic CS4398, но, кстати, это едва ли не единственный чип, в котором имеется возможность преобразовывать DSD напрямую, без дополнительной дельта-модуляции, которую применяют все остальные, даже самые современные конверторы.

Поддержка форматов повторяет спецификацию AMI DS5; радует, что Marantz применяют два клока кратных частот дискретизации на 44 и 48 кГц. Смена входа или частоты сопровождается строгим релейным щелчком. Данные отражаются на FL-дисплее. Оптических входов здесь два, плюс имеется аналоговый вход, превращающий ЦАП в аналоговый предусилитель, правда, он выполнен на мини-джеке. Вероятно, разработчики подразумевали какой-то смартфон. Если что, на передней панели имеется дополнительный USB-вход, к которому можно подключать источники iOS по цифре. Выходы у Marantz представлены двумя парами RCA — с фиксированным и регулируемым уровнями. Пульт дистанционного управления в комплекте. Теперь даже можно смело строить полноценную систему с усилителем мощности.

И снова я не на 100% доволен звуком… Что ж такое-то, а? К DSD нет претензий, все прекрасно. Но вообще я обратил внимание, что если в аппаратной цепи не имела место переконвертация PCM-DSD, то все будет хорошо. Приятный округлый почерк SACD никуда не денется — с дельта-модуляцией в ЦАПе или без. И здесь Marantz HD-DAC1 прозвучал сопоставимо с моим рекордером Sony PCM-D100, который умеет воспроизводить поток DSD64. А вот PCM на ЦАПе понравились меньше —чувствовалась некоторая интенсивность и даже сухость на высоких частотах. С наушниками то же самое, плюс неповоротливость, медлительность саунда на Audio-Technica. Если занести и поставить Marantz HD-DAC1 кому-то с нуля, человек, наверное, влюбится в эту машину до последнего медного винтика. Но я, увы, слишком избалован разной техникой, чтобы подбросить чепчик вверх.

Выводы

Итак, в этом забеге не оказалось победителей и приходится вернуться к началу — собственно Audioquest Dragonfly, маленькому USB-ЦАПу, роль которого я захотел сделать подлинно универсальной. Исполнить это в области до тысячи долларов и не забыть про DSD, выяснилось не такой уж простой задачей. Задирать ценовую планку выше и выше в High-End, означает пересмотр своих отношений с основным ЦАПом, который совершенно не хочется тревожить. Потратиться в итоге на пару дорогих компонентов в обмен на свободу от возни с коммутацией? Как-то выглядит странно. Тем более что по отдельности интересных источников звука дома выше крыши. Тот же рекордер Sony прекрасно играет DSD, но имея обычные цифровые входы, он не может быть внешним USB-аудиоустройством! Получается какая-то гоголевская «женитьба»: если бы воспроизведение DSD Никанора Ивановича да приставить к USB-разъему Ивана Кузьмича…

Впрочем, вся эта логистика коммутации — сугубо моя частная персональная история, которая стала предлогом этого обзора. Самые конкретные читатели догадались, что музыку можно прекрасно слушать через HDMI, если вы доверяете своему AV-ресиверу. Другим плевать на хайрезы или DSD, из-за которого я был вынужден исключить из теста достаточно перспективные ЦАПы Schiit.

Пожалуй, в моем случае нужен USB-ЦАП, который умел бы чисто декодировать DSD и мог отправлять РСМ на более солидный конвертер через свой цифровой выход. Я еще пощипаю в этом направлении, а вы пока перечитайте обзор. В нем были заявлены разные по деньгам приборы, возможно, информация по ним покажется полезной.

  • Hi-Audio.ru — официальный дилер SMSL Audio. Гарантия производителя
  • +3 месяца дополнительной гарантии
  • Только у нас скидка 10$ на приобретение топового музыкального проигрывателя Jriver (стоимостью 50$)!
  • 3% скидки на следующий заказ!

При покупке до 27.03.2017 действует скидка 10 % (введите код купона SKID при оформлении заказа) —>

SMSL Sanskrit Pro-B — это ЦАП, реализованный на японском чипе AK4490EQ. Он проигрывает файлы PCM до 32 бит/ 384 kHz, а также форматы DSD64 и DSD128.

В качестве асинхронного USB-приёмника применён чип CM6632A.

К этому ЦАПу можно отдельно докупить внешний линейный блок питания SMSL Sanskrit LPS и усилитель для наушников (предусилитель) SMSL Sanskrit PHA. Все три устройства выполнены в едином стиле и вместе формируют прекрасную связку.

В SMSL Sanskrit Pro-B реализовано множество каналов входного сигнала: USB, оптический, коаксиальный. Но примечательным отличием этого ЦАПа является использование ещё и Bluetooth для передачи файлов.

Также вы можете подключить Sanskrit Pro-B к вашему телефону или планшету на Android или iOS, используя специальный кабель, приобретаемый отдельно.

В комплекте с устройством идет внешний блок питания на 9 В.

Каждый ЦАП тестируется производителем в течение 24-48 часов перед отгрузкой.

Технические характеристики

ЦАП AK4490EQ

Цифровые входы:

Коаксиальный (RCA): до 24 бит / 192 kHz

Оптический: до 24 бит / 192 kHz

USB: до 32 бит / 384 kHz (PCM), DSD64 и DSD128

Bluetooth: Apt — X, SBC, AAC; 16/32 бита — до 48 kHz; расстояние для сигнала — 7 метров (без преград в виде стены)

Операционные системы: Wndows, Mac OS, iOS, Android, Linux

Для Wndows требуется установка дополнительного драйвера, для Mac OS 10.6+ — не требуется

Аналоговые выходы:

Уровень выходного сигнала (RCA): 2 Vrms

SNR: 120 dB

THD+N: 0.0006% (3 DBFS)

Динамический диапазон: 118 dB

Разделение каналов: 115 dB

Питание: AC 100-240 В 50/60 Hz

Вес: 0,85 кг

Размер: 144*98*36 мм

Комплектация: сетевой адаптер, USB кабель, CD-диск с драйвером

Используемые источники:

  • https://www.ixbt.com/live/digs/smsl-sanskrit-pro-b-dinozavry-esche-v-stroyu.html
  • https://stereo.ru/to/dlfzq-sravnitelnyy-test-tsapov-audioquest-chord-mojo-smsl-sanskrit-pro-b-roland
  • https://hi-audio.ru/id/cap-smsl-sanskrit-pro-b-199.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации