(Устройство задержки подсветки салона после закрытия дверей)
Стало популярным устройство, которое задерживает выключение подсветки салона после закрытия дверей. Оно создает так называемый «вежливый свет» внутри автомобиля.
Так неудобно, когда после закрытия дверей автомобиля сразу же гаснет внутреннее освещение, а ведь ещё нужно залезть на сиденье, защелкнуть ремень безопасности, попасть ключом в замок зажигания. Поэтому в современных машинах подсветка гаснет с задержкой.
Существует несколько алгоритмов работы салонной подсветки, но самый удобный из них:
- включающий свет как от концевиков дверей, так и от сигнализации при поступлении сигнала отпирания дверей Unlock;
- задерживающий подсветку в салоне после закрытия дверей или отпирания «центрального замка»;
- выполняющий функцию диммера — плавно гасящий освещение после истечения времени задержки.
Нужно сказать, что для создания «вежливого света» предпочтительно применять в дверных плафонах светодиодные лампы. Лампы накаливания сильно нарушают работу устройства, уменьшая время задержки отключения. А с люминесцентными лампочками не получится организовать плавное затухание света в салоне.
Схема устройства
Предложенное здесь устройство не потребует чрезмерных затрат при изготовлении: контроллер 12F629 стоит 1,5 доллара, остальные запчасти можно снять со сломанных компьютерных плат или купить за те же 1,5 у.е.
Работает схема следующим образом:
- Мгновенно включает освещение при открытии любой двери.
- Удерживает подсветку включённой в течение 8 секунд после закрытия дверей.
- Плавно зажигает освещение после поступления сигнала Unlock с сигнализации.
- Задерживает выключение после отпирания Unlock «центрального замка» на 1 минуту.
- Постепенное затухание ламп после включения зажигания или запирания «центрального замка».
Следует заметить, что если взять выход «подсветка салона» с одного и того же концевика, подключенного к датчику открытой двери, то будут инциденты с сигнализацией, когда даже после закрытия всех дверей она будет продолжать пищать ещё 8 секунд. Контроллер подает массу на лампу в плафоне двери. Иначе сделайте диодную развязку в плафоне.
Если полениться, и не пролезть по проводке до замка зажигания и блока сигнализации, не разобрать обивку салона, то вообще ничего работать не будет, кроме удерживания подсветки после закрытия дверей. У вас будут часто случаться неприятные ситуации, когда вы быстро, менее чем за 8 секунд, залезете в машину, заведете двигатель, а подсветка так и не погаснет. Также со светом в салоне вы поедете, после короткой остановки, чтобы подобрать или высадить попутчика.
Однако такое устройство можно подключить без сигнализации, просто в этом случае будет отсутствовать возможность управления освещением салона с брелка и не будет плавного загорания ламп. А ведь так приятно подходя к машине снять её с охраны, и видеть как в ней медленно включается свет — кажется, будто она тебя встречает.
Собранное устройство совсем небольшое, и его можно разместить в коробочке телефонного коммутатора или даже в корпусе разъёма DB28-MALE. Можно быстро отключить «вежливую подсветку», простым размыканием разъёма, если она надоест.
СКАЧАТЬ АРХИВ
В архиве прилагается файл прошивки для микроконтроллера.
А для ленивых, можно собрать по этой упрощенной схеме, и поместить все в плафон! Плату можно будет еще меньше сделать (хотя она, и так довольно маленькая)
Автор: ? Etxt
Комфорт в салоне автомобиля играет огромную роль для водителя и пассажиров по двум ключевым причинам:
- Во-первых, он создает такие нужные для любого из нас удобства, облегчая передвижение машины, особенно если речь идёт о дальних поездках.
- Во-вторых, от степени комфорта во многом зависит безопасность передвижения. В этом контексте во главу угла многие специалисты ставят качественное освещение, как внешнее, так и внутреннее.
Согласитесь, что если водитель с трудом различает, например, важные детали вокруг себя, вынужден рассмотреть карту или найти какую-то важную вещь в бардачке, плохая видимость в салоне может сыграть с ним злую шутку. Бесстрастная статистика показывает, что значительная часть аварий происходит именно вследствие дефицита света внутри автомашины. Вот почему современные зарубежные, отечественные производители авто уделяют этой технической проблеме немалую роль, и с каждым годом совершенствуя конструкцию осветительной системы.
Однако повысить её эффективность может и сам водитель, смастерив собственными силами вежливую подсветку машины, или же т. н. диммер. Именно об этом умном свете, как его ещё называют на водительском сленге, будет идти речь в настоящем материале, подготовленном с учётом важных замечаний, советов экспертов и водителей-практиков. Эти приведенные рекомендации помогут сделать такое освещение практически каждому автомобилисту, который хоть мало-мальски ориентируется в автомобильной технике.
Почему удобно использовать умный свет
Использование умного света даёт не только эстетический, но также чисто технический эффект. Такое освещение хорошо воспринимается визуально, даёт находящимся внутри салона хорошую психологическую разгрузку за счёт приятного для глаз света, заодно выполняя несколько дополнительных технических функций. К примеру, устраняет такую раздражающую многих «мелочь», как резкое выключение света внутри салона сразу же после закрытия двери, то есть время его освещения продлевается. Это делается за счёт специальной электронной платы, которая монтируется в осветительную систему авто по особенной схеме, найти которую не составит особого труда.
Расположение дополнительных подсветок в интерьере авто
В принципе, хозяин автомобиля может при желании, умении дать волю фантазии и расположить дополнительные подсветки во многих местах салона. Вам наверняка приходилось видеть машины, буквально нашпигованные внутренней иллюминацией. Они настолько поражают взгляд, что подчас на трассе, особенно во время интенсивного движения в тёмное время, отвлекают внимание воителей встречных машин и иной раз становятся причиной нежелательных ДТП.
Однако есть также отличные примеры того, что внутренний свет автомобиля выполнен с немалым вкусом и изяществом, что называется, без перегибов и ненужных эффектов на посторонних. Причём достичь такой цели профессионалу можно без особого труда – достаточно лишь приобрести несколько деталей, а также выполнить довольно простую схему.
Схема и принцип ее работы
Итак, вы уже обзавелись набором нужных деталей и инструментов. Теперь дело за схемой. Из множества схем, которые приводятся по данной теме в современных автомобильных изданиях, была выбрана одна из наиболее простых, а также доступных большинству автомобилистов. Её выполнение позволит довольно быстро, а главное – эффективно смастерить вежливую подсветку своими руками. Вот эта универсальная схема.
Когда все монтажные работы завершены, надо обязательно проверить, как она действует, и если никаких непредвиденных проблем не возникло, её чаще всего заливают с помощью силиконового закрепителя или технического термоклея. После чего её пристраивают в плафон и подключают по следующему алгоритму:
- Выход 1 присоединяют к проводу «+».
- Вывод 2 подключают к проводу «–» (выключатель плафона освещения).
- Вывод 3 – к электропроводу, ведущему к двери.
Применяемые материалы
Чаще всего специалисты советуют обзавестись стандартным мини-набором деталей, в который входят пять резисторов с сопротивлением до 220 К, конденсаторы с ёмкостью в пределах 50–100 мкФ и напряжением 16 вольт, транзисторы разного формата, многожильный провод, диод SR5100, купить которые можно в любом современном маркете радиотоваров. Само собой, что для работы будут нужны незаменимые в таких случаях паяльник, канифоль и припой, а сама установка умного света, если точно следовать той или иной выбранной схеме, займет не более часа. Разумеется, делая в салоне новшество, необходимо строго выполнять все правила технической безопасности.
Подсветка салона своими руками
Как видно, сконструировать в салоне своего автомобиля вежливую подсветку не так уж и сложно. И все же необходимо заметить, что если вы не особенно сильны в технике, лучше всего не экспериментировать и обратиться за помощью к профессионалам этого дела, которые выполнят его легко, непринужденно. Также нужно отметить ещё несколько важных моментов, которые могут пригодиться вам на практике. Так, источником питания для осветительной системы вашего авто вполне может стать салонный прикуриватель. Сделанная с его помощью подсветка являет собой каскад светодиодных модулей, которые вращаются вокруг оси, что позволяет эффектно варьировать угол, радиус освещения.
Эти модули крепят, как правило, под ногами водителя, что позволяет ему включать эффектное освещение и создавать интимную обстановку без помощи рук. Подобный формат подсветки смотрится, по мнению многих, даже привлекательнее, чем традиционные стоковые плафон и прочие атрибуты автомобильного освещения.
Следует добавить также и то, что современный автомобильный рынок предлагает водителям подобные новшества, работающие, чаще всего, на светодиодах. Это объясняется тем, что светодиоды очень эргономичны и многофункциональны. Они весьма долговечны, легко устанавливаются, дают возможность применять широкую цветовую гамму и управлять ею с помощью дистанционного способа управления освещением.
Зачастую светодиодная подсветка – это мягка прорезиненная лента, в которую монтируют ряд линзованных светодиодов. Используя её, можно добиться широкого диапазона цветовых эффектов. Помимо всего, применяя светодиоды, удаётся поразительно подсвечивать также отдельные элементы интерьера салона, начиная от приборной панели, ручек, бардачка и заканчивая педалями. А в последнее время стали популярными стильные светодиодные подсветки в металлическом корпусе, что существенно усилило их механическую надежность. Подобные подсветки монтируются в салоне автомобиля с применением липкой ленты или иных малозаметных материалов. Удачной работы!
На некоторых иномарках заводом-изготовителем установлена так называемая вежливая подсветка салона, что подчеркивает продуманность машины и повышает уровень ее комфорта. К сожалению, в базовой комплектации большинства авто данная функция отсутствует. Исправить ситуацию и обзавестись системой плавного включения (отключения) света под силу каждому автолюбителю. Для этого нужно собрать небольшое электронное устройство на популярном микроконтроллере ATtiny13.
Функциональность устройства
Прежде чем перейти к схемотехнической стороне, узнаем, какими возможностями обладает умная подсветка.
- Открытие двери приводит к плавному включению света в салоне, которое нарастает до максимума примерно за 4 секунды.
- Закрытие двери с выключенным двигателем приводит к плавному погашению ламп по истечении задержки в 10 секунд (настраивается пользователем).
- Закрытие двери при работающем двигателе приведёт к плавному погасанию лампы в течение 3-4 секунд без задержки.
- Освещение салона будет выключено по истечении 10 минут с момента открытия двери.
Кроме перечисленных функций пользователь может в любое время настроить время паузы (задержку) и чувствительность к бортовому напряжению.
Схема и принцип её работы
Принципиальная схема вежливой подсветки приведена на рисунке. Её исполнительным органом является 8-битный микроконтроллер ATtiny13 с программируемой flash памятью ёмкостью 1 кБ. Он отличается низким потреблением тока и широким диапазоном питающего напряжения (1,8–5,5 В). Данная схема запитывается от аккумулятора (+12 В). На МК ATtiny13 (вывод 8) напряжение поступает после выпрямительного диода (защита от переполюсовки) и стабилизатора на 5 В, собранного на LM7805 и двух сглаживающих конденсаторах. Выходной сигнал снимается с вывода 5, который затем поступает на n-канальный МОП-транзистор.
Остальные программируемые выводы подключаются к соответствующим элементам обвязки. Кнопка для дополнительной настройки с нормально разомкнутым контактом подключается между общим проводом (GND) и выводом 3. Вывод 6 через диод соединён с дверным концевиком. Лампочка с одной стороны подключается к +12 В, а с другой – к стоку МОП-транзистора.
Печатная плата
Конструкторская разработка изделия представлена в виде печатной платы podsvetka.lay, которая доступна для Layout версий 5.0 и 6.0. Плата вежливой подсветки выполнена в одностороннем варианте и, несмотря на компактные размеры (18*28 мм), легко собирается своими руками. Резисторы, конденсаторы и диоды – SMD компоненты типоразмером 0805 и 1206. Транзистор AP60T03AH (Imax=45 A, Uси=30 В) установлен в корпусе ТО-252 со стоком на радиаторе. МК ATtiny13 применен в 8-ми выводном корпусе SOIC.
Прошивка
Чтобы микроконтроллер начал управлять силовым транзистором, в него необходимо загрузить программу. Проще всего воспользоваться недорогим программатором PonyProg, который совместим со всеми версиями ОС Windows. Для осуществления прошивки микросхему нужно вставить в аппаратную часть PonyProg, подключиться к ПЭВМ, запустить соответствующее программное обеспечение и открыть файл, который можно скачать здесь.
Варианты подключения
Рассматриваемая вежливая подсветка может подключаться двумя способами к салонному освещению авто. Первый (наиболее простой) не предусматривает изменений в электропроводке светильника. Как видно из рисунка, в момент замыкания концевика ток нагрузки начнёт протекать через самодельное устройство, запуская в работу схему плавного включения (отключения). Если освещение салона включить стационарным переключателем, то схема умной подсветки остаётся незадействованной, и лампочка будет гореть постоянно.
Техническая реализация второго способа предусматривает переделку плафона. Контур протекания тока нагрузки разрывается по «минусу». Минусовый контакт лампочки соединяется со стоком транзистора, а провод от стационарного переключателя с катодом диода. В результате такого подключения свечением лампы можно управлять как от концевика, так и от штатного переключателя.
Дополнительные настройки
Владелец авто может изменить настройки по умолчанию, то есть время до наступления погасания ламп (светодиодов) после закрытия двери с выключенным двигателем. Для этого следует проделать следующие шаги:
- открыть дверь и дождаться свечения на полную мощность;
- нажать кнопку на плате, после чего лампочка начнет мигать.
Каждое последующее нажатие увеличивает задержку на 5 секунд, то есть:
- 1 вспышка – без задержки;
- 2 вспышки – 5 с;
- …
- 13 вспышек – 60 с, после чего цикл повторяется.
Значение бортового напряжения для каждого автомобиля является индивидуальной величиной. Поэтому схему вежливой подсветки необходимо подстроить под личное авто. Для этого нужно закрыть дверь, дождаться погасания лампочки и начать нажимать кнопку на плате. Как и в предыдущем случае, лампа начнет вспыхивать с каждым нажатием на 1 раз больше, что соответствует изменению чувствительности к напряжению бортовой сети, а именно:
- 1 вспышка – 12,5 В;
- 2 вспышки – 12,8-12,9 В;
- …
- 7 вспышек – 14-14,5 В.
Если вместо ламп накаливания предполагается использовать светодиоды, то включать их нужно только через токоограничительный резистор. Это правило не касается светодиодных лент и LED-ламп специально предназначенных для подсветки салона, так как они рассчитаны на питание от сети +12 В.
Используемые источники:
- https://volt-index.ru/podelki-dlya-avto/radiotehnika-zaryadnyie-ustr-va/ustroystvo-vezhlivyiy-svet-dlya-mashinyi.html
- https://drivertip.ru/repair/kak-sdelat-vezhlivuyu-podsvetku-v-salone-mashiny.html
- https://ledjournal.info/shemy/vezhlivaya-podsvetka-salona.html