Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 0

Читатели АвтоГродно тестируют поляризационные очки для водителей. Какой в них смысл?

5 месяцев назад

1567081552151419894.jpg

По данным ГИБДД, в первые два месяца 2019 года в России произошло более 6 000 аварий с участием пешеходов, причем в большинстве случаев виновными оказались водители. Производители автомобилей пытаются снизить количество таких несчастных случаев при помощи систем обнаружения пешеходов. Небольшие компании, в свою очередь, предлагают водителям специальные очки с желтыми линзами, которые якобы позволяют людям видеть больше деталей в темное время суток. Но действительно ли эти очки улучшают зрение, или все это — просто рекламный ход?

Желтые очки для вождения можно найти в продаже практически в любом магазине с автомобильными аксессуарами, а иногда даже на заправках. Производители уверяют, что помимо улучшения зрения в темноте, такие очки также защищают водителей от слепящего света фар встречных машин. Но ни одно из этих чудесных свойств желтых линз не было научно обосновано, поэтому в 1997 году в США рекламирование В«водительскихВ» очков вовсе была запрещена. Несмотря на это, эти линзы до сих пор на слуху и пользуются популярностью.

Желтые очки для водителей — польза или вред?

Проверить, действительно ли желтые очки улучшают ночное зрение, решились ученые из Гарвардской медицинской школы (США). Для этого они провели эксперимент с участием 22 добровольцев в возрасте от 21 до 80 лет. Они были разделены на три группы, две из которых состояли из молодых людей и одна — из пожилых. Все они были посажены за симулятор вождения с заданием нажимать на сигнальную кнопку сразу же, когда они увидят пешехода.

Всего ими было пройдено восемь тестов длительностью по 10 минут, в которых обыгрывались различные дорожные ситуации. В некоторых испытаниях ученые включали свет фар встречных машин, который мешал добровольцам быстро замечать возникающих перед ними пешеходов в одежде разного цвета. Каждый водитель время от времени менял очки с желтыми линзами от разных производителей на обычные, прозрачные очки.

Цветные очки могут стать причиной аварии

Оказалось, что желтые очки не дают никаких преимуществ — добровольцы реагировали на пешеходов с одинаковой скоростью. Однако, люди в возрасте от 50 лет оказались более восприимчивыми к яркому свету встречных машин, но ученые считают, что желтые линзы тут ни при чем. Скорее всего, это связано с их возрастным помутнением роговицы глаза, называемой катарактой. Это заболевание заметно усиливает чувствительность людей к свету.

В конечном итоге ученые объявили, что от желтых очков для вождения нет никакой пользы. У людей хоть и возникает ощущение, что они видят все в более светлых тонах, но при вождении от таких очков может быть больше вреда, чем пользы. Ведь только подумаете — что будет, если перед водителем в цветных очках появится пешеход в желтой одежде? Есть вероятность, что он заметит его слишком поздно и не успеет нажать на педаль тормоза.

К тому же, исследователи считают, что водители в желтых очках могут излишне надеяться на свое В«улучшенноеВ» зрение и терять бдительность на дороге. Получается, что чем полагаться на очки, лучше ездить без них, но полностью сконцентрировать свое внимание на процессе вождения.

Источник

  • Автор: AutoGrodno.by
  • 27.04.2018 12:10

ochki-voditelya-01.jpg    Вы слышали про очки для водителя, а может быть, пользуетесь ими? Практическую пользу очков с поляризационными линзами мы решили проверить на тест-драйве с читателями АвтоГродно.

    Участники фокус-группы получили очки с единственной просьбой: ездить как можно дольше. И днем, и вечером. Мы же совершили ночную поездку в очках с желтыми линзами.

    Почти на каждой витрине с очками есть специальные предложения для водителей. И если раньше это были очки-хамелеоны, то сейчас их сменили очки с поляризационными линзами. Назначение таких линз — убирать блики от воды, стеклянных поверхностей, снижать интенсивность света встречных фар и, конечно, справляться с яркими лучами солнца.

    Для фокус-группы из 20 желающих мы выбрали 5 участников, у которых уже есть опыт вождения в обычных очках.

ochki-voditelya-40.jpg

    Очки для тест-драйва предоставило руководство сети «Сэлти Оптик». Давать пояснения согласилась врач-офтальмолог Ольга Вацлавовна Прокопик.

    — Очки для водителя должны отвечать трем критериям. Во-первых, иметь поляризационные линзы. Во-вторых, линзы должны быть пластиковыми, чтобы не разбиться как стекло при ударе подушкой-безопасности и не повредить глаза. В-третьих, толщина дужек не должна быть большой, чтобы не ограничивать обзор периферийного зрения. Есть и другие требования, например, специальное антибликовое покрытие, но эти параметры уже не так существенны, — говорит Ольга Вацлавовна.

    В салоне оптики есть специальные тесты для очков с поляризацией: это фотография лесной дороги, засвеченная бликами. Невооруженный глаз видит на экране множество отражений:

    Поляризационная линза блики устраняет:

    Эффект поляризации основан на том, что естественный свет неполяризован и колебания светового вектора происходят во всех направлениях. Отражаясь от поверхностей, свет становится частично поляризован, то есть световой вектор у отраженного света колеблется в одной плоскости. Максимальная поляризация света достигается тогда, когда угол между преломленным и отраженным светом достигает 90 градусов. В таком случае отраженный свет мы видим как сильный блик. У прозрачных кристаллов, которые используются в поляризационных фильтрах, существует плоскость, пропускающая колебания только определенного направления. Таким образом, с помощью поляризационного фильтра можно существенно снизить яркость и даже полностью исключить отраженный свет, то есть блик.

    Наличие поляризационного фильтра в очках можно проверить и самостоятельно. Достаточно взять две пары очков с поляризационными линзами и расположить их линзы перпендикулярно друг к другу. Таким образом свет через две линзы проникать не должен.

    Эффект от очков проверяем прямо на встрече: яркие лучи солнца бликуют на стеклах припаркованных автомобилей.

    Через линзу область с бликом существенно сужается, а интенсивность отраженного света снижается.

   Самым старшим участником теста оказался Владимир. На протяжении 15 лет ему часто приходилось ездить по маршруту «Киев — Гродно — Калининград», где живут его родственники.

    — Многие поездки выпадали на ночное время, и все эти годы я ездил в очках с желтыми поляризационными линзами. Они напрочь убирали яркий свет встречных автомобилей и увеличивали четкость ночной картинки. Помню, как по дороге в Варшаву нас застал сильнейший ливень, а ехать было нужно. В «желтых очках» видимость существенно улучшалась, и мы смогли продолжить поездку, хотя 90% автомобилей стояли вдоль обочин, — говорит Владимир.

    Конечно, днем очки Владимира использовать практически невозможно, уж слишком контрастную и насыщенную картинку через них видит глаз.

    Примеры изображений с поляризационными очками и без

    Участники теста выбрали себе очки с темными линзами. Такие нужны для дневного вождения, так как кроме фильтрации бликов, они эффективно снижают интенсивность света. Мы же взяли для изучения очки с темными и желтыми линзами. Последние лучше использовать в сумерках и ночью, так как днем они не спасают от яркого встречного солнца.

    Показательным оказался тест с бликами от стекла. Без очков смотреть на такое стекло практически невозможно. Поляризационные линзы позволили заглянуть через стекло с бликом и увидеть траву за автомобилем. Кстати, этот эффект хорошо чувствовался на трассе, когда с помощью очков можно было всмотреться в салоны встречных автомобилей, в деталях увидеть водителей и пассажиров, хоть ветровые стекла постоянно бликовали.

    Еще один наглядный пример: бликами от крыши здания. Невооруженный глаз видит на крыше яркое пятно с бликами, глаз приходится прищуривать. Поляризационные линзы сужают области с бликами, и в ячейках крыши становятся различимы детали.

    Очки с темной линзой работают так же, но отраженный свет еще слабее.

    Днем желтые линзы позволяют видеть окружающий мир более солнечным. В первый час использования «желтых очков» настроение улучшается и кажется, что находишься в анимационном фильме. Но затем слишком насыщенная картинка начинает утомлять глаз. По этой причине днем комфортнее в «темных очках».

    На примере яркого низкого солнца разница между «желтыми» и «темными» очками более заметна. Посмотрите, без очков облака вокруг солнца не видны:

    В желтых очках облака начинают проявляться:

    А лучше всего детали заметны в очках с темными поляризационными линзами:

    Какие использовать в вечернее время? Каждый должен выбрать сам. Эффект от «желтых» и «темных» поляризационных линз одинаково хорош:

    Ночной тест очков с желтыми линзами

    Ночью темные линзы пропускают слишком мало света. Это время очков с желтыми линзами.

    Показания приборной панели через желтые линзы не искажаются. К слову, информация с мобильного телефона также читается комфортно.

    При движении по ночному городу в очках с желтыми линзами создается ощущение, что начинаешь замечать больше деталей, чем при езде без них. Фотокамера лишь частично может показать эту разницу.

    Вот по проспекту Я.Купалы движется встречный автомобиль, у которого левая фара не отрегулирована и светит ярко прямо в глаза других водителей. Проезжая с таким в соседней полосе, водитель обязательно почувствует дискомфорт.

    Очки с поляризационным фильтром смягчают и сужают пятно света от встречного автомобиля. Теперь его фара не выглядит такой уж яркой.

    Также заметна разница на билборде: на первой фотографии слаборазличимы детали одежды спортсмена, а надписи совершенно не видны. Через линзу очков одежда проявляется лучше и становятся заметны надписи, которые до этого были засвечены отраженным светом.

    Есть разница и в восприятии светоотражающих дорожных знаков. Без очков отраженный от знаков свет фар не позволяет различить на них отдельные элементы.

    Через линзу лишние блики фильтруются и засвеченные знаки читаются легче.

    На темной дороге, где источником света становятся только фары, заметен нюанс поляризационных очков: линзы снижают видимость дальних слабоосвещенных зон. Например, за знаком 1.31.1 «Направление поворота» без очков еще просматривается часть леса, а в очках некоторые ветки уже незаметны.

    Так же и с дымом от «АЗОТа»: без очков вверху справа заметен дым из труб, а в очках дым уже не заметен.

    Зато знаки, опять же, видны более четко: отражающая поверхность в меньшей степень засвечивает информацию на знаке.

    Проездив ночью несколько часов в очках с желтыми линзами, появляется убеждение, что в них глаза устают меньше, а в освещенной фарами зоне рассмотреть удается больше. Даже кот, который резко стал перебегать дорогу перед автомобилем, был распознан еще на обочине.

    Особенно комфортно при разъезде со встречными автомобилями, порой даже хочется, чтобы кто-то забыл переключиться с дальнего на ближний. Не дождавшись такого момента, выходим из автомобиля и сравниваем ощущения при взгляде на яркий дальний свет без очков и в них:

    Очки сужают пучок яркого света и снова делают свет мягче. Через линзы можно рассмотреть часть фары:

    Мнения и отзывы о дневных поляризационных очках

    Владимир, стаж 28 лет: Проехал во время теста в очках 200 км. Очки не напрягают, не бликуют. Иногда забывал, что еду в очках. Также ехал в них в пасмурную погоду, водить в них приятно.

    Ольга, стаж вождения 17 лет: В своих очках могу находиться часа 2 времени, потом глаза устают. В тестируемых ездила и ходила два дня, усталости не почувствовала. Но использовать их лучше только при ярком солнце. Когда солнце скрывается за тучами, комфортнее ездить вообще без очков.

    Андрей, стаж 16 лет: В тестируемых очках цифры спидометра стали видны более четко, да и вся картинка вокруг стала более насыщенной. Но утомляемости не было. В какой-то момент даже забыл, что ездил в очках. Особенно интересно замечать разницу при взгляде на блики от стекол встречных автомобилей. В очках блики превращаются в точки и не раздражают.

    Валерий, стаж 12 лет: Все ветровое стекло моего автомобиля в легких царапинах и при ярком встречном свете его заливает бликами, смотреть через стекло сложно. Очки убрали блики, неожиданно комфортно стало ездить. Особенный эффект прочувствовал на рыбалке, когда все блики на воде исчезли и можно было увидеть дно водоема.

    Татьяна, стаж 5 лет: Во время эксперимента ни разу не задумалась, что очки темные. Наоборот, картинка виделась более четкой и контрастной. Даже в сумерках снимать их не хотелось. Цветопередача не искажалась.

    — Как быть водителям, у которых плохое зрение?

    — Поляризационные очки могут быть и с диоптриями, уже многие люди пользуются такими. Правда, изготавливаются они под заказ, — говорит Ольга Вацлавовна.

    Цена вопроса

— От чего зависят цены на поляризационные очки? — обращаемся к менеджерам салона оптики.

    — Можно выделить две технологии производства поляризационных очков. В одном случае поляризующие кристаллы вещества наносятся на пленку, которая клеится поверх линзы. Очки с такой технологией изготовления можно приобрести за рублей 50 и ниже, но со временем пленка начнет стираться и поляризационный эффект уйдет. Во втором же случае поляризационный слой впекают в саму линзу и повредить его не получится. Эта технология на порядок дороже. Но и здесь у более дешевых очков слой поляризационного вещества тоньше, отчего и степень фильтрации бликов меньше. Мы специально предоставили участникам теста очки стоимостью около 100 рублей, чтобы участники могли полностью ощутить эффективность линз. Производители Polaroid и Solano обеспечивают оптимальное соотношение цены/качества. Хотя, конечно, стоимость поляризационных очков может быть и еще более высокой, соответственно и качество изображение будет чуть лучше — ответили представители салона.

    Мы же убедились, что очки с поляризационным фильтром заметно повышают степень комфорта от вождения автомобиля. Единственное, что нет универсальных очков и оптимально иметь темные очки для дневного вождения, а желтые — для ночного. Но это уже вопрос кошелька. Рекомендуем нашим читателям при возможности проверить очки в деле самостоятельно.

    За возможность поучаствовать в эксперименте редакция благодарит сеть салонов оптики в Гродно — «Сэлти Оптик».

Используемые источники:

  • https://pikabu.ru/story/zheltyie_ochki_dlya_voditeley__polza_ili_vred_6898938
  • https://autogrodno.by/22-news/2/14392-ochki-voditelya-test-grodno.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации