Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 5

Что такое ювелирная эпоксидная смола и как с ней работать

Здравствуйте! Сегодня я расскажу, а главное, покажу , как я создаю свои украшения с помощью эпоксидной смолы и молдов.

Для работы необходимы:

— эпоксидная смола;

— силиконовые молды ( для эпоксидной смолы);

— одноразовые перчатки, шприцы, стаканчики, палочка для перемешивания;

— различные природные материалы (сухоцветы, ракушки, камушки ит.д.);

— поталь, витражные краски, пудра перлекс.

Работаю я на обычном файле, чтобы не испачкать стол.

Для создания кулона из полусферы я подобрала два разных одуванчика, чтобы можно было сравнить, как они будут смотреться в окончательном варианте.

130823022753.jpg

Перед началом работы тщательно ополаскиваем все молды, которые планируем использовать, вытираем их насухо. Надев перчатки, наливаем в одноразовые стаканчики смолу и отвердитель (так удобнее набирать их шприцом). Работаем в хорошо проветриваемом помещении.

130823022354.jpg

Отмерив необходимое количество смолы, выливаем в чистый сухой стаканчик, другим шприцом отмеряем необходимое количество отвердителя и добавляем в смолу. У разных производителей свои пропорции, поэтому внимательно читайте, что написано на упаковке и соблюдайте все рекомендации по работе. От точности зависит конечный результат, если смола не застыла, значит пропорции были нарушены, либо смесь недостаточно хорошо смешана между собой.

Если взять шприц с резиновой вставкой внутри, то отвердитель не будет брызгать, когда его вливаешь в эпоксидку. Деревянной палочкой (можно использовать шпажки для шашлычков) тщательно перемешиваем получившуюся смесь. Я засекаю время на 10 минут, и круговыми движениями мешаю так, чтобы не допустить попадания воздуха.

130823022754.jpg

В молд укладываем аккуратно одуванчик (нижние парашютики я удалила пинцетом).

После перемешивания я оставляю смолу где — то на полчаса, чтобы химическая реакция прошла: судить о том, что реакция идет можно по нагревшемуся стаканчику со смолой. Опытным путем я установила, что не стоит работать в очень жаркую погоду, реакция начнется очень бурно протекать и смола застынет в течении получаса полностью. Это относится к той смоле, которую я использую, у разных производителей — разные критерии.

Тонкой струйкой аккуратно вливаем смолу в молд, на одуванчик.

Т.к. после застывания она немного осядет, наливаем так, чтоб получилась небольшая выпуклая линза.

Теперь я покажу, как можно сделать красивые колечки из стеклышек, омытых и отшлифованных морем.

Наливаем немного смолы, укладываем камешки, осторожно доливаем сверху, как и при работе с полусферой, чтобы получилась выпуклая поверхность.

Делам серьги с парашютиками одуванчиков. Наливаем немного смолы, палочкой распределяем. На этом этапе смола начинает постепенно загустевать, это как раз и надо, чтоб парашютики остались в том положении, в котором их положили.

Укладываем букетик.

Сверху доливаем смолой с небольшой выпуклостью. Если сделать это аккуратно, то в итоге понадобится минимальная шлифовка.

Точно также получается и усеченный шарик. Наливаем смолу наполовину молда.

Укладываем необходимое количество парашютиков зубочисткой или, как я, большой иглой ( ее хорошо вытирать от смолы).

Доливаем смолу в молд с одуванчиком.

А сейчас сделаем браслет с ракушками с Черного и Азовского морей. Точно также в чистый сухой браслетный молд наливаем эпоксидную смолу. К этому времени она стала ещё более густой, поэтому часть ее остается на стенках, что мне и надо. Добавляем в молд ракушки, камушки, морские звезды, все, что есть интересного) Высыпаем измельченные ракушки, которые прилипают к стенкам, создавая эффект подвешенного состояния.

За полчаса до этого я подготовила новую порцию смолы, очень аккуратно заливаем сверху, чтобы избежать появления ненужных пузырей. Если все же пузыри есть, можно разогреть духовку до 80 градусов, проветрить, поместить туда молд со смолой (молды выдерживают температуру до + 204 С). Пузырьки выйдут.

Важно, чтобы молд стоял на ровной поверхности, иначе смола застынет в наклонном положении. Чем аккуратнее нальете эпоксидку, тем меньше надо будет потом шлифовать. Я налила смолы максимально до самого верха, с небольшой выпуклостью.

Теперь ждем сутки до полного высыхания смолы. Чтобы на поверхность изделий не попал мусор/ пыль, необходимо накрыть их чем-нибудь, коробочкой, крышкой.

В это время сделаем кулон. Подготавливаем основной фон — наносим жидкую пластику на заготовку. Полимерной глиной, раскатанной в тонкий пласт, накрываем, распределяем и запекаем в духовке. Даем остыть и можно приступать к работе.

Наливаем несколько капель смолы так, чтобы можно было распределить на поверхности и с помощью пинцета и иголочки составляем из полностью высушенных листиков — цветочков композицию. Смола выступает в роли клея, который не даёт легким сухоцветам сдвинуться с места. Не стоит использовать для заливок смолой живые или плохо высушенные цветы, со временем они испортятся и почернеют.

Т.к. сзади на кулоне есть держатель, мне пришлось положить его в молд, чтобы поверхность была горизонтальной. Я никогда заранее не продумываю, какой должна быть композиция, поэтому выкладываю все подходящие цветочки и травки и вдохновенно начинаю собирать маленькую живую картину.

В итоге получается в такой маленький мирок. Оставляем сушиться, после того, как смола отвердеет, можно залить вторым слоем, сформировав выпуклую красивую линзу.

Прошли сутки, смола полностью отвердела и я достала все получившиеся заготовки. Это браслет, верхняя его часть.

По такому же принципу можно сделать кулон, серьги, кольцо и т.д.

Это полусфера с одуванчиком, рядом второй, оранжевый, для сравнения.

Это получившиеся усеченные шарики с парашютиками:

Ещё я заливала маленькие полусферки:

Колечки из морских стеклышек, для сравнения положила те, что делала ранее.

Если в смолу добавить капельку витражной краски или пудру перлекс, то можно получить разные оттенки смолы. При окрашивании витражной краской ее стоит добавлять совсем капельку, т.к. пропорции между смолой и отвердителем могут быть нарушены окрашиванием, в итоге изделие может не застыть либо станет липким при касании.

Можно добавить поталь и получить интересные украшения.

А это линзы с парашютиками, как видно, лежат красиво. Так, как и было задумано.

Обратная сторона осталась на одном уровне с краями линз.

После полного застывания необходимо зашлифовать неровные и острые края.

Вот так выглядит обратная сторона кулона после застывания смолы.

Тщательно шлифуем, а чтобы не дышать пылью, можно одеть маску/респиратор.

Задняя часть полусферы после шлифовки.

Точно также делаем и с браслетом, можно взять себе в помощники машинку для маникюра, как это сделала я, главное, купить хорошие батарейки.

Как видно на фото, мне понадобилась минимальная шлифовка по краю браслета, потому что я позаботилась об этом заранее, когда заливала смолу в молд.

Покрываем места шлифовки лаком, у меня это стекловидный лак, слой — самый минимальный.

Когда лак высохнет, можно любоваться полученным результатом.

Для красивого кулона я подобрала не менее красивую, достойную оправу и украсила миниатюрной бабочкой.

Второй одуванчик, с оранжевой серединкой:

Благодаря такому удивительному материалу, как ювелирная эпоксидная смола, можно делать самые невероятные вещи:

Надеюсь, мой небольшой обзорный мастер — класс даст ответы на многие ваши вопросы.

Исполнила мечту рисовать мореВ 

21 день назад

Когда я уезжала жить к морю я думала, что буду рисовать его акварелью. Что буду ходить к нему в закат, рисовать и всё такое. Красивые и в общем-то не плохие идеи посещали мою голову, а потом до меня дошло, что в акварели я не особо хороша, да и кому нужны они, мои рисунки?

И тут я увидела море эпоксидной смолой, вроде такого и кончилась

Я сразу захотела опробовать технику, ведь у меня была эпоксидка для миниатюры. Получилось такое

Волна была не такой, смола кончилась, пыль липла. Я начала изучать все красители белого цвета,что могла достать и то, как они делают волну, купила строительный фен ну и испортила кучу досок после того, как заказала 6кг смолы. Я училась, что скажешь.

Купила себе шкаф для сушки без пыли(стеллаж обматываю пищевой плёнкой), но у меня кривой пол в доме и волна может утечь.

В настоящее время я потратила еще больше личных средств на смолу,красителм, хорошие доски и артборды для картин) вроде таких

Продвигаю инстаграм, но ничего хорошего из этого в 2020 без денег не выходит, а я не могу себе этого позволить, это тупо, ахахах, потрать 70к, испорть все вещи смолой, и еще потрать, чтобы люди это видели. Не продала ни одной, только дарила) не умею я продавать, ох не умею рџ�”магниты с морем вот продала своей хорошей знакомой, и всё. Представляете, какой я лох, да? рџ�‚ Даже видео про это сняла в тик ток, но и там не вышла в рек, 5 лайков))

Но я не отчаиваюсь(нет) , жду новую краску с Америки, которая должна делать ту самую волну дырочками, может тогда я еще круче смогу делать и люди потянутся))

Показать полностью181

Эпоксидная смола является достаточно популярным материалом на строительном рынке. Она представляет собой соединение олигомеров, которые после смешивания с отвердителем в результате химический реакции превращаются в связанный полимер. Уникальные качества эпоксидки расширили ее сферу применения от изготовления стеклопластика до ювелирного искусства.

yuvelirnaya-epoksidnaya-smola-01.jpg

Основной состав смолы, то есть, смола без отвердителя, практического применения не нашел, зато двухкомпонентный состав после отверждения дает прочный, износостойкий, химически устойчивый материал.

В литературе, описывающей мастер-классы по изготовлению украшений и бижутерии, часто встречается такой термин, как ювелирная смола. С одной стороны, под такой смолой подразумевается состав вязкой консистенции, способный затвердевать за относительно небольшое время. Его важное достоинство связано с тем, что после кристаллизации полимер не деформируется, а его поверхность остается прозрачной, что позволяет использовать различные элементы декора. Застывшая смола очень похожа на стекло, однако ее физические свойства более практичны. Она не бьется при ударах, ее можно обрабатывать, сверлить или полировать, она легче стекла в два раза. Именно эти свойства и важны при изготовлении ювелирных изделий.

yuvelirnaya-epoksidnaya-smola-02.jpg

С другой стороны, не совсем понятно, чем отличается ювелирная смола от эпоксидной, и зачем нужно было придумывать ей отдельное название. Оказывается, ювелирная смола – это одна из разновидностей эпоксидки, поэтому в терминологии часто встречается подмена понятий. В отличие от той эпоксидки, которую часто используют в промышленных целях, эпоксидная смола для ювелирных изделий гораздо менее токсична. Если при работе с первой требуются специальные средства индивидуальной защиты, то при создании украшений здоровью мастера ничего не вредит.

Подробнее о материале

Ювелирная смола сохранила в себе многие качества промышленной эпоксидки, поэтому в некоторых случаях она может использоваться в качестве клеевого состава. Но из названия следует, что основное назначение – строительный материал при изготовлении украшений. Из курса химии известно, что олигомеры имеют молекулярную структуру циклического характера. Они воплотили в себе свойства мономеров и высокомолекулярных соединений. Сама же структура представлена цепочкой из повторяющихся звеньев. Именно благодаря химической формуле эпоксидка обладает своими уникальными свойствами. В некоторых источниках этот материал называют компаундом.

Компаунд относится к синтетическим соединениям. Его получают из эпихлоргидрина и дефинилолпропана. Щелочная среда, в которой протекает реакция соединения двух веществ, создается с помощью гидроксида натрия. Но затвердевает смола только после взаимодействия с отвердителем. В роли отвердителя могут выступать аминные составы или дикарбиновые кислоты.

yuvelirnaya-epoksidnaya-smola-03.jpg

Среди ювелиров наиболее распространенными считаются марки смол, реагирующие именно с аминными составами, так как отверждение происходит в обычных «комнатных» условиях, тогда как отвердители на основе кислот для реакции требуют повышения температуры до 200°C градусов.

Полимеры, полученные при смешивании с отвердителем второго типа, более прочные и более устойчивы к агрессивным средам. Если ювелирные изделия выполнены из такой смолы, то они длительное время сохраняют глянец и не изменяют внешнего вида даже после контакта с бытовой химией.

Полезно узнать >  Что такое полиэфирная смола, ее свойства и применение

Приготовление состава должно происходить строго в соответствии с инструкцией от изготовителя. Как правило, соотношение объема основного состава и отвердителя составляет 1 к 1, но некоторые марки требуют увеличения объема смолы до двух частей. Малейшее отклонение от рекомендуемой рецептуры может негативно сказываться на результате работы. К сожалению, проверенных данных о преимуществах холодного или горячего отверждения нет. Ускорить процесс кристаллизации можно, но только не добавлением большего количества отвердителя.

yuvelirnaya-epoksidnaya-smola-04.jpg

К наиболее эффективным методам относится повышение температуры смеси на 10-15°C градусов. При этом время застывания сокращается в 4-6 раз.

Отличается ювелирная эпоксидная смола и повышенной термопластичностью. Внешне тип смолы определить невозможно, однако при сравнении двух застывших слитков окажется, что цвет ювелирной эпоксидки имеет желтый оттенок. Он возникает из-за наличия некоторых специфических примесей. При необходимости получить прозрачные изделия используют более дорогие марки смолы.

Получение

Рецептура получения эпоксидной смолы приведена довольно своеобразно. Она позволяет рассчитать количество моль каждого вещества, что не совсем удобно сделать на практике. Например, необходимо взять 1 моль дефинилолпропана, 2 моля едкого натра и 2 моля эпихлоргидрина. Но в пропорциях картина будет выглядеть иначе. Перечисленные компоненты берутся в следующем соотношении: 100:35:93. Дефинилолпропан представляет собой кристаллическое вещество, а эпихлоргидрин – жидкость с примесями.

yuvelirnaya-epoksidnaya-smola-05.jpg

Автором приведенного рецепта считается швейцарский химик П. Кастан.

  • Согласно этому рецепту синтез материала начинается с эпихлоргидрина, который помещается в специальный реактор. Емкость оборудована мешалкой и имеет пароводяную «рубашку». Вещество доводят до температуры 50°C градусов, а затем начинают перемешивать. В это время в реактор вносится второй компонент – дефинилолпропан. После тщательного перемешивания компонентов добавляется натр.
  • На следующем этапе температура повышается до 70°C градусов, после чего начинается процесс конденсации. Состав остывает естественным образом до 40°C градусов, но мешалка при этом не выключается. Вспомогательным компонентом является вода, она повышает эффективность образования нового вещества, а затем поднимается вверх, после чего успешно сливается.
  • В резервуаре смола практически готова, но она требует промывки. Промывка проводится обыкновенной водой, которая отстаивается и впоследствии сливается. После 4-5 циклов промывки из смолы удаляется поваренная соль. После каждой промывки воду исследуют на наличие соли, поэтому в некоторых случаях может потребоваться более 5 циклов.
  • Тот факт, что вода не вся выводится на поверхность, считается нормой, поэтому остатки влаги выпаривают. Снова температура поднимается до 50°C градусов, затем включается холодильник и смола сушится. Отсутствие конденсата – показатель для завершения процедуры. При этом почти готовая эпоксидка приобретает однородную консистенцию и перестает вспениваться. Успешно проведенные реакции должны дать прозрачный состав, который сливается в специальную тару. Ювелирная смола готова.

Полезно узнать >  Двухкомпонентный эпоксидный клей марки Контакт и его разновидности

Область применения

Ювелирная смола, как и любая эпоксидка, обладает отличной адгезией, в результате чего может использоваться в качестве заливки на предварительно подготовленную основу. Она отлично скрепляется с различными материалами, поэтому при изготовлении ювелирных изделий можно применять различные элементы декора. Но смола и самостоятельно образует устойчивые формы, поэтому заливается без основы. Жидкая консистенция требует наличия герметичных молдов. Заказать такие формочки можно в интернет-магазине или купить в специальных магазинах, специализирующихся на продаже аксессуаров для декоративно-прикладного творчества.

yuvelirnaya-epoksidnaya-smola-06.jpg

Ювелирная смола широко используется в изготовлении украшений, бижутерии, ювелирных изделий и подарочных сувениров. Возможности эпоксидки очень многогранны, она занимает предоставленную форму и впоследствии застывает, сохраняя эту форму. Можно отлить заготовки в виде геометрических тел, цветков, лепестков. Помимо этого, смола способна сохранять хрупкие и нежные элементы.

Например, в заготовку помещается одуванчик, цветок ромашки, лепестки растений, которые в течение длительного времени сохраняют свой первозданный вид.

yuvelirnaya-epoksidnaya-smola-07.jpg

Эпоксидка отлично сочетается с деревом, образуя практичные и красивые композиции. Мастер может в процессе заливки расправить веточку так, чтобы она создавала эффект парения в воздухе. Текучесть смолы – одно из ключевых свойств. Она наполняет поры древесины и заливает любые, даже самые сложные элементы декора. При обычной заливке образуется гладкая горизонтальная поверхность. С использованием молдов получают заготовки в виде листочков или ягод. После застывания на листочках делают небольшие углубления, имитируя жилки, а в ягоде клубники – ямки, в которых расположены зернышки. Таким образом, можно получать копии отличного качества.

Расширяет сферу применимости ювелирной смолы возможность колеровки. Цветовой оттенок поможет создать картины, поражающие своей реальностью. В настоящее время трендом являются украшения с имитацией водоемов. Игра красок синего оттенка создает различные эффекты, от морских глубин до лазурной волны. Красители для эпоксидки продаются в тех же магазинах, что и аксессуары. Можно встретить порошки и жидкие добавки, а также различные блестки и прочие элементы декора.

Полезно узнать >  Французская эпоксидная смола Pebeo Gedeo

yuvelirnaya-epoksidnaya-smola-08.jpg

Теоретически, ювелирную смолу можно использовать для изготовления мебели, ваз или рамок под фотографии, однако чаще всего для этого применяют специальные марки эпоксидных смол.

Особенности покупки

Сделав предварительные расчеты по количеству смолы, мастер имеет возможность оптимизировать свои расходы, так как эпоксидка продается в разной фасовке. Стоимость материала зависит от его качества (прозрачности). Подходящая для изготовления украшений смола стоит около 1500 рублей за килограмм. Цена на полимер более низкий по качеству более, чем в два раза ниже.

Например, эпоксидку для заливки столешниц можно купить за 700-900 рублей. Немаловажным фактором в ценообразовании является бренд производителя. Практически все зарубежные образцы оказываются в 3-4 раза дороже, чем смолы российского производства, хотя качество при этом практически одинаковое.

Ходит такое мнение среди мастеров, что можно готовить смолу самостоятельно. Но даже если и удастся приобрести все компоненты, то изготовить реактор очень сложно. Считается, что в производстве ювелирных изделий из эпоксидки реально самому изготовить молды и производить заливку, а смолу лучше покупать в магазине. При выборе марки смолы необходимо учитывать ряд ее параметров. Если прозрачность можно оценить визуально, то остальные качества прописаны в паспорте или инструкции.

yuvelirnaya-epoksidnaya-smola-09.jpg

Следует обратить внимание на время жизни смолы. Многие начинающие мастера ассоциируют это время с периодом, в течение которого нужно успеть залить смолу. Это не совсем верно, так как даже при минимальном показателе произвести заливку вполне реально. Смола с коротким временем жизни активно взаимодействует с отвердителем, что приводит к повышению температуры. Это чревато вскипанием состава и образованием пузырьков воздуха. Рекомендуется выбирать варианты со средним значением.

Заливка смолы в молд происходит за один прием. При этом получается слой смолы, толщиной несколько сантиметров. Максимальная толщина слоя заливки – еще один параметр, на который нужно ориентироваться. Лучше выбрать такие модели, которые позволяют сделать отливку за один прием, так как послойное наложение эпоксидки увеличит время изготовления изделия до нескольких недель.

Наконец, особого внимания заслуживает вязкость состава. Здесь единого мнения существовать не может. Если одни мастера предпочитают более текучие материалы, то другим удобнее работать с густой смолой, чтобы без молдов формировать линзы. Обязательно рекомендуется ознакомиться с параметром вязкости и определить свое предпочтение. Для новичков есть модели со средним показателем. Их опыт не позволяет сделать выбор в ту или иную сторону, поэтому можно начать деятельность с универсальных смол.

Dzen.jpgТакже рекомендуем03e4248c49a11c6_225x150.jpg

Какой эпоксидный клей выбрать для склеивания металла, как с ним работать

d18d85c6c9e2616_225x150.jpg

Какой эпоксидный клей выбрать для склеивания пластика, как правильно его клеить
Двухкомпонентный эпоксидный клей марки Контакт и его разновидности

Используемые источники:

  • https://www.livemaster.ru/topic/387355-sozdanie-ukrashenij-iz-yuvelirnoj-epoksidnoj-smoly
  • tag/%d0%a3%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d0%b8%d0%b7%20%d1%8d%d0%bf%d0%be%d0%ba%d1%81%d0%b8%d0%b4%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d1%81%d0%bc%d0%be%d0%bb%d1%8b/hot
  • https://practeco.ru/vidy/yuvelirnaya-epoksidnaya-smola.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации