Крутит стартёр полсекунды затем задыхается, но напряжение на нём нормальное — 12 вольт, в этом случае в народе часто говорят «аккумулятор не держит ток», с этим может столкнулся каждый.
Но почему это происходит?
Автомобильный аккумулятор состоит из свинцовых пластин находящихся в растворе электролита, в данном случае электролитом является серная кислота. Процесс заряда и разряда аккумулятора не что иное, как окислительно-восстановительный процесс. Протекает химическая реакция в ходе которой, свинцовая пластина вступает в реакцию с оксидами на соседней пластине.
В ходе данной реакции образуются сульфаты, которыми со временем обрастают пластины, сульфаты препятствуют протеканию тока, так как являются плохим проводником и со временем аккумулятор теряет ёмкость и не способен отдавать большой ток для работы стартёра.
Если ваш аккумулятор заряжается и разряжается быстрее чем раньше, не имея при этом механических повреждений, скорее всего сульфатация убила его, но отчаиваться не стоит, читаем статью до конца…
Предлагаемое устройство, отныне — «десульфатор» создаёт короткие импульсы высокой амплитуды и чистоты, импульс длится определённое время, затем простой, затем снова импульс.
Такие ударные процессы могут разрушить сульфатную плёнку и в теории это возможно, на практике не все аккумуляторы удаётся восстановить, из-за конструктивных особенностей последних. Но судя по статистике, около 80-85 % старых аккумуляторов подлежат восстановлению. Естественно если причиной неработоспособности является сульфатация, а не обрыв свинцовых пластин или иное механическое повреждение.
Вот такое получится устройство…
Как пользоваться устройством? Данный вариант является зарядно-десульфатирующим устройством, обычный десульфатор питается от аккумулятора, который он десульфатирует и постепенно разряжает его, в этом же случае устройство заряжает аккумулятор короткими всплесками высокого напряжения высокой частоты.
Схему можно использовать и для зарядки низковольтных, свинцовых аккумуляторов с номинальным напряжением в 4-6 вольт, такие ставят в китайские фонарики, в детские электрокары и так далее…
Схема изначально создана для зарядки аккумуляторов малой ёмкости, но её успешно используют и для десульфатации автомобильных аккумуляторов.
Перед тем, как начать процесс заряда с десульфатацией, нужно слегка подзарядить автомобильный аккумулятор. Для начала нужно найти любой источник питания или зарядное устройство с напряжением от 8 до 12 вольт и подключить его на вход десульфатора. Но не напрямую, а через лампу накаливания 12 вольт с мощностью в 21 ватт, чтобы не превысить ток заряда.
К выходу прибора подключается аккумулятор, который нужно восстановить, ну и в принципе всё.
Так, как прибор работает в звуковом диапазоне, вы скорее всего услышите слабый свист, силовые компоненты схемы слегка должны нагреваться.
Осциллографом можно убедиться, что аккумулятор заряжается импульсами тока высокой частоты.
Схема устройства довольно простая…
Простыми словами поясню как работает схема.
Напряжение зарядного устройства через предохранитель и диод поступает на схему десульфатора, для маломощной части схемы, питание подаётся через токоограничивающий резистор R1, затем сглаживается небольшим электролитическим конденсатором.
На микросхеме NE555 собран генератор прямоугольных импульсов, частота этих импульсов около 1 килогерц, коэффициент заполнения 90%, то есть сигнал высокого уровня длится большУю часть времени, именно этот импульс нам нужен для того, чтобы открыть полевой транзистор. Но проблема заключается в том, что при подаче такого импульса на полевой транзистор он большую часть времени будет находиться в открытом состоянии и лишь 10% в закрытом, это приведёт к тому, что транзистор будет прокачивать слишком большой ток и как следствие мы получим сильный нагрев всех силовых элементов и большое потребление тока всей схемы в целом.
Это неэффективно и может навредить аккумулятору. Один из вариантов — это снижение длительности сигнала высокого уровня, тогда транзистор будет открыт на короткое время и всё станет на свои места. Но к сожалению в таком включении конструктивные особенности таймера NE555 не позволяют сделать этого, так как же быть?
Микросхема CD4049 представляет из себя логику, которая содержит в своём составе 6 логических инверторов «не», каждый инвертор имеет один вход и один выход, их задача «отрицание». Если на вход поступает высокий уровень, на выходе получаем обратное, иначе говоря инвертированный или перевёрнутый сигнал.
Полевой транзистор 10 % времени у нас открыт, 90% закрыт, открываясь он замыкает дроссель на массу питания, в дросселе накапливается некоторая назовём это энергией, а когда транзистор закрыт цепь разрывается и за счёт явления самоиндукции, которая свойственна индуктивным нагрузкам, дроссель отдаёт накопленную энергию.
Это кратковременный всплеск напряжения с высокой амплитудой, притом напряжение самоиндукции в разы выше напряжения питания, этот всплеск напряжения выпрямляется и подается на аккумулятор.
Процесс происходит больше тысячи раз в секунду, то есть на аккумулятор подаются кратковременные импульсы высокого напряжения с высокой частотой, именно это и разрушает сульфатную плёнку.
Я подключил на вход схемы накопительный конденсатор и стало ясно, что амплитудное значение выходного напряжения при питания от источника 12 вольт доходит до 70-75 вольт и зависит исключительно от индуктивности накопительного дросселя.
В схеме задействован предохранитель и ещё один выпрямительный диод.
Предохранитель защищает десульфатор при случайных коротких замыканиях на выходе, а диод выполняет несколько функций: во-первых защищает схему, если вы случайно её подключите к зарядному устройству неправильно… и во-вторых защищает зарядное устройство от всевозможных импульсных помех и всплесков напряжения, которые образуются на плате десульфатора.
Я думаю все поняли как это работает.
О компонентах…
Ну с таймером и логикой думаю всё понятно, в моём случае они установлены на панельке для безпаечного монтажа, но вам советую после проверки схемы запаять их напрямую.
Полевой транзистор IRF3205 или любые другие n-канальные с напряжением от 60 до 200 вольт и с током от 30 ампер.
Транзистор советую установить на небольшой радиатор.
Дроссель имеет индуктивность около 200 микрогенри, намотан на кольце из порошкового железа, такие кольца можно найти в компьютерных БП, размеры кольца внешний диаметр-20.5мм, внутренний 12мм и ширина кольца 6.6мм.
Обмотка намотана проводом 1мм, количество витков 60, в моём случае прОвода чуть-чуть не хватило и индуктивность получилась слегка меньше, но работает устройство хорошо. Размеры кольца особо не критичны, главное соблюдать индуктивность и мотать обмотку проводом 1 -1.2 миллиметра.
Конденсатор С1 на 100- 220 микрофарад, очень желательно взять с низким внутренним сопротивлением, так как схема генератора фактически питается от данного конденсатора, а значит он постоянно будет накапливать и отдавать энергию, даже слегка греется во время работы.
Оба диода нужно взять с током в 5-10 ампер, можно обычные, но желательно взять импульсные диоды.
Вот печатная плата, скачать её можно в конце статье.
На самом зарядном, нужно выставить ток не более 2 ампер, иначе сгорит предохранитель на плате десульфатора. Кто-то скажет 2 ампера зарядного тока это мало?
-Да согласен, но не забываем, что у нас в большей степени не зарядка, а десульфатация.
В холостую прибор потребляет от источника питания ток всего в 100 миллиампер, его можно подключить к любому зарядному устройству с напряжением 12-15 вольт, ограничить ток на уровне 2 ампер и всё.
Ограничение можно сделать мощным резистором или лампочкой накаливания соответствующей мощности, подключённой в разрыв плюса питания.
Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.
Можно использовать и более низковольтные блоки питания с напряжением 8-10 вольт, так как наша схема всё равно повышает начальное питание до нескольких десятков вольт.
Сколько должен длиться процесс десульфатации?
Автор данной схемы говорит, что в течение двух недель регулярной зарядки полностью можно восстановить старый аккумулятор и конечно же без проверки я бы не стал писать эту статью.
В наличии у меня несколько 6 вольтовых аккумуляторов на 10 амперчасов, которые не были в эксплуатации несколько лет, в течение пяти дней я регулярно заряжал один из этих аккумуляторов десульфатором, затем разряжал.
В самом начале подопытный аккумулятор отдавал ёмкость всего 700-800 миллиамперчасов, не помогла и заливка дистилированной воды, но десульфатор помог..
Спустя 5 дней аккумулятор отдаёт аж 4 ампера из 10, это я думаю очень хороший показатель.
Архив к статье; плата в формате .lay скачать.
Автор; АКА КАСЬЯН
В статье описывается устройство для десульфатации аккумуляторов с напряжением 3…12 В и емкостью 0,5…55 А·ч.
Как бы хозяин аккумулятора не заботился о нем, он все равно служит не так долго, как бы хотелось. Причина — сульфитация его пластин. Поскольку сульфат свинца плохой проводник тока, внутреннее сопротивление аккумулятора увеличивается, а отдаваемый ими ток уменьшается. Однако есть метод, который позволяет провести десульфатацию пластин электрическим методом. Если приложить короткие импульсы напряжения с высокой амплитудой к аккумулятору, то возбужденные у поверхности пластин ионы разрушают осадок сульфата свинца.
Принципиальная электрическая схема десульфататора показана на рис.1. Генератор импульсов выполнен на интегральном таймере NE555 [1]. Он вырабатывает короткие импульсы с частотой нескольких килогерц. Частота колебаний регулируется резистором R2, а длительность импульса — резистором R3. На микросхеме DA2 выполнен инвертирующий триггер Шмитта, который управляет работой полевого транзистора VT1. Используется полевой транзистор IRL2505 типа, который имеет пороговое напряжение 1,5 В и управляется логическими уровнями.
Рис. 1
Использование интегрального таймера DA2 в качестве инвертирующего триггера Шмитта позволяет улучшить работу устройства. Затвор транзистора VT1 подключен к выведу 7 DA2, что позволяет шунтировать затвор напрямую к общему проводу при низком выходном уровне (уровень лог. «0»), что улучшает стабильность работы устройства. Да и сам триггер DA2 имеет гистерезис входных напряжений в 1/3 и 2/3 от величины напряжения питания.
Когда транзистор VT1 на короткое время открывается, начинает протекать ток через индуктивность L1. В магнитном поле этой индуктивности запасается энергия, которая после окончания действия импульса создает высоковольтный импульс напряжения (его величина определяется скоростью изменения тока в индуктивности). «Плюс» этого импульса подается на «плюс» аккумулятора, а «минус» через конденсаторы С3, С4 подается на общий провод устройства («минус» аккумулятора). Если конденсаторы качественные и имеют низкое эквивалентное последовательное сопротивление, а провода от устройства до аккумулятора короткие, то пиковый ток в импульсе может достигать около 10 А. При этом потребляемый от аккумулятора ток составляет порядка 50 мА.
Конструкция и детали
Диод VD2 должен быть быстродействующим. Дроссели L1, L2 выполнены на основе дросселя типа ДРТ1 от цветных телевизоров 3-5 УСЦТ.
В качестве L2 используется дроссель ДРТ1 без изменений. Дроссель L1 надо перемотать. Для этого с дросселя ДРТ1 разматывают провод, а затем сложенный втрое этот же провод наматывают на исходный сердечник. Если необходимо десульфетировать аккумуляторы емкостью более 55 А·ч, то необходимо намотать дроссели более толстым проводом. От омического сопротивления индуктивности L1 зависит энергия импульсов, осуществляющих десульфатацию аккумулятора.
Диод VD1 защищает транзистор VT1 от высоковольтных импульсов и ограничивает их на уровне 30 В. Вместо него можно использовать стабилитрон типа Д816В, Г-Д817А.
Транзистор VT1 устанавливают на радиатор с площадью не менее 100 см2.
Печатная схема устройства имеет размеры 100×54 мм.
Работа с устройством
Для подключения к аккумулятору следует использовать короткие провода сечением 2,5…4 мм2. Если аккумулятор сильно разряжен, то десульфататор и зарядное устройство подключают параллельно аккумулятору, при этом зарядное устройство подключают через развязывающий резистор (лампу накаливания на соответствующее напряжение, скажем, на 24 В).
Десульфататор подсоединяют к аккумулятору и на нём, с помощью осциллографа, наблюдают картину: на постоянном уровне напряжения, равном напряжению аккумулятора, действуют острые пики напряжения с десульфататора. У хорошего аккумулятора амплитуда этих пиков составляет милливольты, у аккумулятора с сильной сульфатацией — до 30 В.
С помощью резисторов R2, R3 настраивают период следования импульсов и максимальное значение их амплитуды. Частоту генератора на ИМС DA1 необходимо выбрать таким образом, чтобы процесс рекомбинации возбужденных ионов успевал закончиться до начала действия следующего импульса возбуждения. Т.е. на осциллограмме экспонента разрядного напряжения должна достичь напряжения аккумулятора раньше начала следующего импульса.
Как только при работе с устройством амплитуда этих импульсов достигнет милливольт — аккумулятор десульфатирован. Если у вас нет осциллографа, то можно использовать вольтметр переменного тока. Емкость аккумулятора влияет на продолжительность десульфатации.
Десульфататор можно использовать и для низковольтных аккумуляторов, например, от фонариков, поскольку таймер NE555 может работать от питающего напряжения 3…18 В.
Автор: Вячеслав Калашник, г. Воронеж
pogranecЭлектроникаДобавлено 16 комментариев
Интересное устройство попалось на просторах интернета. Десульфатор, по заверениям мастера «способен заряжать и десульфировать/омолаживать практически любую аккумуляторную батарею любого типа, при условии, что батарея не является полностью невосстановимой.»Честно скажу, о таком устройстве я раньше не слышал, хотя на станциях зарядки аккумуляторов для армейских радиостанций есть режим «разряд/заряд». Подозреваю, что возможно это и есть десульфация, хотя, скорее всего, это связано с эффектом памяти. Пришлось полазить по интернету и оказалось, что на некоторых ЗУ советского производства, в частности «Вымпел 55» и «Вымпел 27» присутствует такая опция. Продаются такие устройства и на Али, но отзывы разнятся. Некоторые хвалят, некоторые говорят «бесполезно».В чем же суть такого устройства? Десульфатация – это очищение пластин аккумулятора, от сульфата свинца, при помощи специальных циклов зарядов и разрядов. Если кратко, то работая по определенному алгоритму, устройство способствует очищению пластин от сульфатов. А сульфатация основная причина выхода АКБ из строя. Еще одним плюсом можно считать то, что устройство питается от АКБ и для процесса десульфатации не нужно снимать АКБ с автомобиля. Некоторые модели устройств можно просто установить на автомобиль.К недостаткам можно отнести период десульфатации. Он может быть от 1 суток, до месяца. Но если устройство установлено на авто, то особых неудобств нет.Такие устройства могут восстановить, по некоторым оценкам, до 85% аккумуляторных батарей, и это неплохой результат. Конечно, если пластины уже разрушены, то им уже не поможешь.Десульфатор, который мы рассматриваем в этой статье, выполняет еще и функцию зарядного устройства. К сожалению мастер не предоставил схему и ссылку на печатную плату и микроконтроллер, но он обещает дополнить статью в будущем, и если ссылка будет размещена, то она будет и в этой статье. А сейчас в статье будет подробно рассказан процесс монтажа платы и процессе десульфации.Мастер предупреждает о высоком риске поражения электрическим током. ОПАСНОСТЬ: DIMP 2 подвергает оператора смертельному напряжению через выходные провода. Не покупайте, не создавайте и не используйте DIMP 2, если вы не несете полную ответственность за безопасность себя и окружающих. Только взрослые с правильным пониманием рисков могут пытаться использовать DIMP 2.Инструменты и материалы:-Список электронных компонентов;-Провода для подключения к АКБ (в зависимости от типа батареи);-Мыльница;-Паяльные принадлежности;-Кусачки;-Фрезер;-Нож;-Ножницы;Шаг первый: корпусДля корпуса мастер использует мыльницу с крышкой. Нужно проверить, чтобы плата помещалась свободно в корпусе.Шаг второй: монтаж платыЭто самый большой шаг.Монтирует диод на D2. Обратите внимание на полоску на катодном конце диода и вставьте ее через печатную плату так, чтобы полоса была слева, ближе к ползунковому переключателю SW4. Не полосатый конец анода должен быть ближе к правому краю платы. Быстро припаяйте ножки, чтобы не сжечь диод, и отрежьте выступающие ножки. Припаяйте четыре 300-омных резистора для светодиодного дисплея на R3, R4, R5 и R6. Они расположены вместе возле верхнего края печатной платы.Резистор на 300 Ом имеет следующую градацию = оранжевый — черный — коричневый ИЛИ оранжевый — черный — коричневый — золотой R1 и R2 — делитель напряжения для вольтметра.R1 — 24,9 кОм, а R2 — 470 кОм. Используйте мультиметр, чтобы проверить их номинал.R1 = 24,9 тыс. 1% = красный — желтый — белый — красный — коричневыйR2 = 470 Ом 1% = желтый — фиолетовый — коричневый — коричневый ИЛИ желтый — фиолетовый — черный — черный — коричневыйПрипаяйте их в соответствующие места, которые расположены рядом с верхней левой стороной печатной платы и обозначены R1 и R2. Дальше нужно припаять DIP-сокет.Убедитесь, что вы нашли контакт 1 на DIP-разъеме. Полукруглая выемка, указывающая на вывод 1, должна быть расположена на правом краю платы. Это важно, поэтому дважды проверьте его перед пайкой.Установите сокет и припаяйте сначала ножки 1 и 15, а затем все остальные. Монтирует светодиодный дисплей. Он расположен в верхнем правом углу платы и может устанавливаться только одним способом из-за отсутствия отверстия для контакта 10.Припаяйте сначала ножки 1 и 9. Проверьте правильность расположения дисплея. Припаяйте остальные ножки. Если вы хотите прошить DIMP 2 самостоятельно, то, установите J3. Посмотрите на маркировку на каждом конденсаторе и найдите минус / отрицательную полосу на одной стороне. Эта сторона также должна иметь более короткую ножку.Затем посмотрите на место монтажа C4 и C5. Каждый из них представляет собой круг, половина которого закрашена сплошным белым цветом. Эта половина для отрицательного контакта конденсатора. Соблюдайте меры предосторожности от электростатического разряда с диодным мостом.Найдите вывод 1 диодного моста. Над ним должен быть выгравирован крошечный знак + (плюс). Если знак отсутствует, то посмотрите на корпус. Над выводом 1 должна быть полукруглая выемка. Если повернуть регулятор напряжения текстом к себе, то ножка слева будет 1. Устанавливается регулятор на контактную площадку U2 текстом к конденсаторам C4 и C5. Припаивает держатель предохранителя. Монтирует разъем. Провода от этого разъема будут идти к АКБ.Припаивает два ползунковых переключателя. Конденсаторы С1, С2 и С3 не имеют полярности и их можно паять любой стороной. Поскольку вход питания переменного тока предназначен для установки на печатные платы толщиной 1,4 мм, на этой плате, толщиной 1,6 мм, защелки не защелкиваются.Возьмите немного термоклея, нанесите его только на пластиковые защелки на входе (не на паяные штыри), затем быстро вставьте вход в отверстия и нажмите на него вплотную к печатной плате. Если у вас нет горячего клея, приклейте на суперклей. Дайте клею высохнуть, затем припаяйте два контакта.Посмотрите на маркировку клавишного переключателя SW3.Маркировка |, на переключателе, должна быть ближе к конденсаторам C1, C2 и C3. Маркировка 0 (выкл) должна быть ближе к краю платы. Ползунковый переключатель SW4 имеет три крошечных штифта и два больших металлических монтажных штифта. Понадобится сначала спаять монтажные штифты.Установите переключатель на контактную площадку. Припаяйте два монтажных штифта. Теперь можно пропаять контакты.Дальше установите и припаяйте два провода от 9В батареи. Пайка завершена. Не забудьте удалить остатки флюса.Шаг третий: подключение, проверкаВАЖНО: выключите SW4.Подсоедините батарею к разъему. На площадку приклейте двусторонний скотч. Прежде чем установить ATMEGA48V-10PU в DIP-разъем, нужно проверить, чтобы линейный регулятор напряжения подавал 5 В на вывод Vcc. SW4 должен быть выключен (привод смещен вниз, к нижнему краю платы).Установите мультиметр в режиме вольтметра и установите измерительные щупы на контакт 20 (Vcc) и контакт 22 (GND). Контакт 20 является шестым контактом от нижнего левого угла гнезда DIP.Переведите переключатель SW4 во включенное положение. Напряжение должно быть 5,05 В, с новой 9 В батареей.После проверки выключите SW4 и выньте батарею 9 В из держателя.ATMEGA48V-10PU может поставляться с предварительно согнутыми контактами или нет.Посмотрите на них и посмотрите, являются ли они прямыми. Если ножки не согнуты заранее, очень осторожно согните обе стороны немного внутрь. Это можно сделать, уперев ножки в твердую поверхность, например, столешницу, и надавив.Затем найдите крошечную точку, указывающую на контакт 1 или полукруглую выемку в верхней части микросхемы, и сориентируйте ее по направлению к концу DIP-гнезда, у которого вырезана полукруглая выемка.Аккуратно вдавите чип в гнездо, равномерно прилагая давление ко всему чипу, чтобы не сломать.Шаг четвертый: установка устройства в корпусОтрежьте выводы с ползунковых переключателей SW1 и SW2.Устанавливает плату в корпус и отмечает места для разъемов. Затем вырезает отверстия под них и приклеивает плату на двусторонний скотч.Шаг пятый: проверка цепиПроверьте цепь вольтметра.Убедитесь, что печатная плата находится в безопасном месте, а шнур питания переменного тока не подключен к DIMP 2. Убедитесь, что тумблер SW3 выключен (0). Убедитесь, что предохранитель установлен.Включите SW4. Вы должны сразу увидеть 000.0 на светодиодном дисплее.Выключите SW4.На АКБ проверьте напряжение мультиметром.Подключите провода в разъем J2, затем прикрепите зажимы к батарее, соблюдая полярность. Включите SW4. На дисплее должно быть напряжение равное ранее проверенному мультиметром.Поскольку вы не знаете, кто может использовать DIMP 2 в будущем, обязательно сделайте или купите хотя бы одну предупреждающую наклейку: Опасность поражения электрическим током.Шаг шестой: десульфацияОПАСНОСТЬ: Этот шаг включает в себя тестирование при смертельно высоких напряжениях.ВАЖНО: Всегда надевайте защитное снаряжение.Поместите DIMP 2 и аккумулятор на огнеупорную непроводящую устойчивую поверхность.УБЕДИТЕСЬ, ЧТО КАБЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА НЕ ПОДКЛЮЧЕН.Установите два ползунковых переключателя в зависимости от тока, необходимого для зарядки аккумулятора. Для наименьшего тока (для батарей типа АА) сдвиньте оба переключателя влево (с ориентацией DIMP 2, чтобы светодиодный дисплей находился в верхнем правом углу). Чтобы увеличить ток до среднего, сдвиньте один из двух переключателей вправо. Чтобы увеличить ток до максимума (для большинства аккумуляторов электроинструмента и автомобильных аккумуляторов), сдвиньте оба переключателя вправо. Как правило, лучше использовать меньший ток.Вставьте выходные провода в разъем DIMP 2.Подсоедините выходные провода к батарее, убедившись, что черный провод идет к отрицательной клемме батареи, а красный провод идет к положительной клемме батареи.Включите ползунок и наблюдайте за напряжением батареи.Подключите 220В к устройству.Включите тумблер и наблюдайте за медленным изменением напряжения. Он не должен сильно или очень быстро меняться. Если напряжение резко возрастает и не падает, аккумулятор почти наверняка полностью не восстановим. Напряжение на умеренно сульфатированном аккумуляторе должен быстро подскочить, затем при номинальном напряжении упасть почти так же быстро, а затем постепенно подниматься по мере зарядки/десульфатации. Сильно сульфатированная батарея сразу же поднимется вверх, а затем снижается часы или даже дни к номинальному напряжению.Следите за температурой батареи и ее напряжением во время зарядки / десульфатации. Тепло вредно для вашей батареи. Литиевые батареи должны постоянно контролироваться, так как они могут загореться. Свинцово-кислотные аккумуляторы могут выделять газ.Выключите тумблер, когда напряжение достигнет примерно 110% от номинального напряжения. Батареи NiCd и NiMH для электроинструментов обычно достигают этого в период от 15 минут до получаса. Литиевые батареи тоже быстро заряжаются. У свинцово-кислотных аккумуляторов этот процесс занимают часы. Напряжение должно упасть, а затем найти устойчивое значение. Если это значение выше номинального напряжения, все готово, и вы можете перейти к следующему шагу. Если напряжение падает ниже номинального напряжения, вы можете попробовать еще раз пройти этот цикл, но возможно, что батарейный элемент или батарейный блок могут быть полностью не десульфатируемы.При необходимости можно повторить цикл. Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь. Используемые источники:- https://xn--100—j4dau4ec0ao.xn--p1ai/sxema-dlya-vosstanovleniya-avtomobilnogo-akkumulyatora/
- https://meandr.org/archives/30352
- https://usamodelkina.ru/16521-desulfator-ustrojstvo-dlja-lechenija-akkumuljatorov.html