Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

«Ночное кафе» Ван Гога. Самая депрессивная картина художника

РаботыВинсент Ван ГогНочное кафеМасло, 1888 год, 70 * 89 см 803

О работе:

Хотя большинство картин, написанных Ван Гогом в Арле, представляют собой яркие, залитые солнцем пейзажи, ночь всегда обладала волшебным влиянием на художника, и он сам сказал однажды, что «Ночь живее и красочнее, чем день».

Он намеренно использует в этой картине интенсивные, ядовитые цвета, и здесь мы видим один из самых впечатляющих интерьеров, написанных Ван Гогом. Будучи сильно пьющим человеком, он прекрасно знал ночную жизнь и объяснил в письме к своему брату Тео, что означала эта картина для него самого: «В «Ночном кафе» я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становиться преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зелёного цвета». Эти цвета выглядят неестественными, однако помогают передать «некоторые состояния, свойственные страстным натурам».

Письма Ван Гога полны комментариев к его картинам, и это показывает, насколько глубоко задумывался художник над своими работами.

nochnoe-kafe-01.jpg

Потолок, бильярдный стол и некоторые другие предметы написаны с преобладанием зелёного цвета. Этот цвет часто используется для передачи красоты окружающей природы, однако в данном случае он воплощает болезненное ощущение одиночества и саморазрушения.

nochnoe-kafe-02.jpg

Преобладающим цветом в картине является ядовито-жёлтый, передающий прокуренную атмосферу кафе и состояние мозга, отравленного парами алкоголя.

nochnoe-kafe-03.jpg

Вокруг светильников написаны жёлтые, зелёные и красные круги, передающие восприятие пьяного человека, у которого кружится голова и двоится в глазах.

Стены кафе написаны тревожным красным цветом, ассоциирующимся с кровью и традиционно символизирующим опасность и страсть.

Набросок и оригинал картины «Ночное кафе»

Характеристики:

  • Вид искусства:Живопись
  • Стиль:Импрессионизм
  • Техника:Масло
  • Дата создания:1888 год
  • Размер:70 * 89 см
  • Музей:Художественная галерея Йельского университета

Биография художника

Другие работы

Портрет папаши Танги

Жюльен-Франсуа Танге держал лавку для художников в Париже. Среди его постоянных клиентов были известные импрессионисты и постимпрессионисты. Танге был добрым человеком, за что получил ласковое прозвище Папаша. Ван Гог написал три портрета Танги, последний из которых является наиболее удачным.

Подсолнухи

Это наиболее известная работа из всей серии картин, изображающих подсолнухи, написанных Винсентом Ван Гогом. Поначалу художник задумывал украсить этими картинами мастерскую в Жёлтом доме в Арле. Позже он решил повесить их в гостевой комнате, которую готовил к приезду Поля Гогена, прибытия которого в Арль ожидал с огромным нетерпением.

Спальня художника в Арле

Ван Гог так и писал об этой картине: «Это просто моя спальня, и в этой картине всё решает цвет, упрощая вид предметов и создавая ощущение места, где можно отдохнуть и выспаться. Иными словами, глядя на эту картину, можно дать отдых мозгам или, скорее, своему воображению».

Звёздная ночь

Эта знаменитая картина Ван Гога демонстрирует огромную мощь художника и его неповторимую индивидуальную манеру письма, его особое видение окружающего мира. До Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной. Небо, звёзды и лунный серп движутся в едином экстатическом волнообразном ритме.

<center>Как правило, в искусстве люди видят то, что они готовы видеть, чем они полны внутренне и к какому состоянию стремятся. Вот и картина «Ночная терраса кафе» является незаметным проводником к Богу: увидят ли люди на ней лишь пейзаж или заметят мотив Тайной вечери?Винсент Ван Гог — волшебник сине-желтой палитры, прекрасно отразил свои главные качества живописца на этой завораживающей картине. Она была написала в Арле в 1888 году, в период особой радостной одухотворенности Ван Гога. Он только приехал в этот город, арендовал себе прекрасный дом и старательно обставил его интерьер своими картинами. Дом в Арле был для него местом покоя и вдохновения, которое способствовало созданию великих творений. Душевная радость проявилась в его творчестве значительным использованием желтой краски. Вполне вероятно, сказались и климатические условия: этот город славится насыщенными солнечными лучами. На картине изображена терраса кафе на площади форум в Арле, которое и по сей день радует посетителей, но уже под новым названием «Кафе Ван Гога». <center>Кафе Ван Гога</center>«Ночная терраса кафе» — одна из трех картин Ван Гога, на которых изображено его любимое звездное небо. «Звездная ночь над Роной» и «Звездная ночь» завершают трилогию картин.«Ночь гораздо живее и богаче красками, чем день» — говорил Ван Гог. Продолжая тему цветовой палитры Ван Гога, можно заметить, что ночь у Винсента не имеет ни одного черного мазка. Если присмотреться внимательнее, зрители увидят — картина ночи полна синих, желтых красок, красных оттенков и нет ни одного мазка черной краски. А что звезды? Звезды — один из излюбленных мотивов Ван Гога. Он своей картиной описывает известное выражение своего коллеги Анри Матисса: «Цветы — это звезды земли». Вот и у Ван Гога — на небе живописные цветочные звезды.<center>Фрагменты картины «Ночная терраса кафе»</center>Интересна теория, высказанная исследователем Джаредом Бакстером о том, что на этой картине Бакстера отражен мотив из Тайной Вечери. С ним вполне можно согласиться. Какие элементы на полотне доказывают эту теорию?- во-первых, само число посетителей кафе равняется числу героев Вечери (Христос 12 апостолами, включая Иуду). Посередине — официант с длинными волосами и в белом одеянии, напоминающий Христа. Вокруг него — двенадцать посетителей кафе, по числу апостолов, причём один из них стоит в дверях. Тень покрыла его фигуру (в отличие от осветленной фигуры Христа). Несложно догадаться, что это Иуда.-во-вторых, прямо за спиной официанта (являющегося прообразом Христа) находится оконная рама в виде христианского креста.- в-третьих, используемый мотив — отсылка к биографии самого художника. Прежде чем посвятить себя живописи, известный голландский художник хотел «проповедовать Евангелие повсюду». Ему удалось даже некоторое время поработать помощником пастора, читать неграмотным Писание и проповедовать, параллельно обучаясь у своего дяди-теолога. Однако, его судьба сложилась иначе и священником ему так и не удалось стать. Именно в период написания этой картины, Ван Гог писал своему брату Тео, что у него была «огромная потребность в религии». Вполне вероятно, что несбыточные желания быть ближе к Богу проявились у художника на его полотне в виде скрытого библейского мотива. — в-четвертых, как известно мотив Тайной Вечери связан с Евхаристией (освящение и принятие хлеба и вина). Христос подает своим апостолам пищу, так же как и официант подает еду своим посетителям.- и последнее: центральная фигура официанта (Христа) освещена ярким сиянием от фонаря, которая висит именно над его головой. Действительно, все эти доказательные аргументы служат основой для включения библейского мотива Тайной Вечери в сюжет картины Винсента Ван Гога. Она завораживающая, притягательная. Неспроста «Ночная терраска кафе» занимает второе место в мире в списке десяти самых воспроизводимых и копируемых полотен с 2000 по 2010 год. <center><center>

</center>

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

nochnoe-kafe-van-gog-top.jpg
Несмотря на всемирную известность, жизнь голландского художника Винсента Ван Гога для большинства людей остается загадочной и туманной, как «Звездная ночь» на его полотне. Зачастую, представления о Ван Гоге зиждется на распространенном мифе о полубезумном гении-самоучке. Вопреки этому расхожему мнению, он не был «гениальным дилетантом» как Пиросмани или Руссо, имел профессиональную подготовку и все полотна тщательно продумывал еще на стадии идеи. Проведя собственное расследование его творчества, искусствовед Джаред Бакстер делает детективные выводы в духе романа Дэна Брауна. В частности, он доказывает, что картина «Ночная терраса кафе» скрывает в себе сюжет одного из шедевров Леонардо да Винчи.

О небольшом французском городке Арль, расположенном на юге Франции, знают в основном благодаря тому, что в конце 19 века в этом городе жил и работал художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог. Здесь, осенью 1888 года он написал картину «Ночная терраса кафе» (фр.Terrasse du café le soir), моделью для которой послужило небольшое арлеанское кафе на городской площади. Теперь в честь художника оно носит название «Кафе Ван Гог«.

Van-Goghs-Le-Caf---Le-Soir-2h1.jpg

Художнику нравились ночные пейзажи. «Ночь гораздо живее и богаче красками, чем день» — утверждал Ван Гог. Инвертируя выражение Анри Матисса: «Цветы — это звезды земли», Ван Гог изображает на картинах звезды в виде цветов. Так выглядит звездное небо на его картинах «Звездная ночь» и «Ночное кафе», которую он написал в тот же год что и «Ночная терраса кафе». Особенностью цветовой палитры последней является то, что при ее написании художник исключил чёрную краску. И тем не менее, используя белила, кадмий, охру и ультрамарин, ему удалось мастерски изобразить ночное небо и необыкновенное свечение террасы ночного кафе. Причиной отказа от черной краски могла быть одна любопытная теория, которую высказали пару лет назад.

На картине Ван Гог изобразил группу неизвестных людей, отдыхающих за столиками вечернего кафе. Тем не менее, если рассматривать композицию целиком, можно заметить, что количество посетителей равняется дюжине, а центральное место в ней отведено фигуре с длинными волосами, стоящей на фоне креста в окне. Это подтолкнуло некоторых исследователей творчества Ван Гога сделать предположение, что композиция воспроизводит сюжет знаменитой фрески «Тайная вечеря», написанной Леонардо да Винчи в 1495—1498 годы.

terrasa-nochnogo-kafe-van-gog.jpg

Меж ними можно заметить некоторые отличия: итоговую картину дополнили темная фигура, покидающая террасу (возможная отсылка к образу Иуды Искариота), и симметрично ему — золотисто-подсвеченный наблюдатель. Таким образом, вокруг центральной фигуры с длинными волосами и в белой тунике, напоминающей одежды Христа, оказывается ровно двенадцать посетителей кафе, что наводит на мысль о двенадцати апостолах на картине да Винчи.

Taynaya-vecherya-Leonardo-da-Vinchi.jpg

Своим «фирменным желтым» цветом, который преобладал в его картинах «арльского периода», Ван Гог выразил своё отношение к изображенной сцене: на фоне звездного неба терраса кажется охвачена ярким сиянием, исходящим то ли от стен здания, то ли от висящего над центральной фигурой фонаря, напоминающего гало́ (от др.-греч. — аура, нимб, ореол).

Искусствоведы усматривали тут т.н. rembrandtesque – схожесть с манерой великого голландского художника Рембрандта, которая характеризуется контрастом яркого света и глубоких теней. Лики стариков на его полотнах как бы излучают внутренний духовный свет. Кроме того, Рембрандт часто изображал на полотнах религиозные символы. С этой точки зрения, на картине Ван Гога обращает на себя внимание дальняя перспектива террасы — оконный переплет в форме православного креста (в отличие от переплета окон в соседнем доме), а такой же крест на груди центральной фигуры, видимый при сильном увеличении масштаба картины.

Наличие религиозных символов могло бы показаться случайным, но Бакстер не единственный исследователь, усматривающий в работах Ван Гога их наличие. Так, в 1990-х годах японский историк-искусствовед Тсукаса Кодера опубликовал серию книг, посвященных использованию христианских символов в живописи Ван Гога. А в 2004 году профессор калифорнийского университета Дебора Сильверман издала книгу о Ван Гоге и Гогене «В поисках духовного искусства», в которой утверждала, что к 1888 году Ван Гог пришел к символистскому стилю, который можно назвать «священный реализм». Наглядными примерами  могут служить  картина «Сеятель» (1888), на которой заходящее солнце расположено за головой сеятеля, наподобие светящегося нимба, или картина «Колыбельная» (1889), где женщина, сидящая в кресле, также может быть истолкована как аллюзия Мадонны, учитывая ее расположение на картине между изображениями подсолнечников, которые, как известно, мифически связывают с душами, внимающими сиянию Христа.

religioznyie-simvolyi-van-gog.jpg

Собственно, даже письмо Ван Гога брату Тео, передает религиозный оттенок, отсылающий к материнскому милосердию девы Марии:

По поводу этой картины я как-то заметил Гогену, что, поскольку мы с ним часто говорим об исландских рыбаках, об их меланхолическом одиночестве и полной опасностей жизни в безрадостном море, мне, как следствие этих задушевных бесед, пришла мысль написать такую картину, чтобы, взглянув на нее в кубрике рыбачьего судна у берегов Исландии, моряки, эти дети и мученики одновременно, почувствовали, что качка судна напоминает им колыбель, в которой когда-то лежали и они под звуки нежной песенки».

Религиозные аллюзии были вполне присущи Ван Гогу, ведь прежде чем посвятить себя живописи, известный голландский художник хотел «проповедовать Евангелие», как его отец, Феодор Ван Гог, который был пастором голландской реформатской церкви. Винсент хотел поступить в семинарию и даже полгода занимался миссионерством в провинции.

Подобные аллюзии повторяются и на других полотнах голландца. К примеру, в картине «Интерьер ресторана Carrel в Арле«, которую он несколько раз переделывал. Бакстер утверждает, что на ней изображен неканоноический вид «Тайной вечери» — когда апостолы сидят по одну сторону стола. Но здесь художник создает аллюзию не только композицией размещения фигур, а выносит на передний план известные христианские символы — хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно. А еще помещает пальмовую ветвь над обедающими. Кроме того, на знаменитую картину Леонардо да Винчи намекают синие одеяния посетителей ресторана. (В тоги такого цвета одеты некоторые апостолы на тайной вечере). Бакстер даже увидел, что фигура в синем, ближайшая от центра слева, повторяет известный наклон апостола Иоанна.

Раскрылось и еще много мифов, которыми обросло его имя, как затонувший корабль кораллами и водорослями. Оказалось, что знакомый всем образ полубезумного, гениального художника-одиночки, сгорающего в пламени искусства, был искусно создан из мифов, сочиненных заинтересованными лицами в целях лучшей продажи картин Ван Гога. Для тех, кому интересно, приведем основные из них.

Миф о святом безумце

Автором этого мега-мифа стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе (J. Meier-Graefe, 1887-1935). YUlius-Meyer-Grefe-150x150.jpgВне сомнений, он был выдающейся фигурой, существовавшей на то время в немецкой критике. Будучи космополитом по духу и воспитанию, Юлиус Мейер-Грефе приучал публику на своей родине к французскому искусству, выделял лучшее в новом искусстве Германии, помогал пробиваться малоизвестным, но перспективным авторам. Это он, практически, спас Эдварда Мунка (и немецкий экспессионизм) от общественной «анафемы», когда за интерес к этому норвежскому символисту критики клеймили позором любого из «культурных немцев».

Можно сказать, что Мейер-Грефе обладал чутьем на непризнанных гениев. После первого же знакомства с работами Винсента Ван Гога, он тут же отнёс его в этот разряд. А осознав масштаб гениальности великого голландца, он представил рыночный потенциал его картин. Оставалось лишь подтолкнуть к ним интерес существовавшего арт-рынка живописи.

Обладая бойким пером, Мейер-Грефе решил сочинить художнику биографию, привлекательную для коллекционеров и любителей искусства. Дело упрощалось тем, что Ван Гог родился и вырос в Голландии, а как живописец сложился во Франции. Так что в Германии, где Мейер-Грефе стал «разрабатывать» легенду, о художнике толком никто не знал. Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который теперь известен всем. Сначала в его представлении Ван Гог был «человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью». Чуть позже, держа нос по ветру, сочинитель «переквалифицировал» Ван Гога в бунтаря-авангардиста, якобы, объявившему войну замшелому реализму. (На самом деле, Ван Гог был большим поклонником академической живописи).

Этот образ оказался популярен в кругах художественной богемы, но он отпугивал зажиточных обывателей,  то есть – потенциальных покупателей. Пришлось делать «третью редакцию» легенды, которая удовлетворила всех. В монографии 1921 года под названием «Винсент», и с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе», Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Эту, удобную для всех легенду, мир принял и со временем уверовал в нее, как в истину.

Миф об одиноком гении-самоучке Это очередная, прижившаяся иллюзия о Ван Гоге. На самом деле, он имел профессиональное образование и не был одиноким затворником. Ему постоянно помогал не только брат Теодор, но и большое семейство, к числу которого он принадлежал. Дед Винсента был известнейшим переплетчиком старинных манускриптов, работавшим для нескольких европейских дворов. И хотя он не принимал художественных экспериментов внука, но оказывал ему помощь. Один дядя Винсента был адмиралом и начальником порта в Антверпене (у него в доме юноша жил, когда обучался в художественной академии), а еще трое — успешно торговали искусством. Тот, в честь которого был назван юный голландец, пригласил племянника к себе, в фирму «Гупиль», которая играла ведущую роль в Европе по торговле картинами старых мастеров. За 7 лет практики арт-дилером Ван Гог прошел там серьезную подготовку, изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи. Имея такой фундамент Ван Гог в 27 лет приступил к систематическим занятиям живописью. Начал он с рисования по новейшим учебникам, которые ему присылали дяди-артдилеры из разных концов Европы.

Миф о непризнанности Ван Гога при жизни Уже начиная с 1888 года известные критики выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Критик Октав Мирбо посоветовал Родену купить его картины. Требовательный Дега имел их в своей коллекции. А восходящая звезда «новой критики» Анри Орье, еще при жизни Ван Гога, написал в газете «Меркюр де Франс» целую статью о творчестве «удивительного голландца», отмечая, что тот является великим художником и наследником Рембрандта и Халса. Вдобавок, Ван Гог был постоянным участником выставок в Салоне независимых и Свободном театре — самых модных местах парижских интеллектуалов того времени, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства — Парижа. Сравните — Поль Сезанн получил возможность показать свое творчество на персональной выставке только в возрасте 56 лет, после почти четырех десятилетий каторжного труда!

Миф о бедном художнике В 1884 году братья заключили соглашение о том, что Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. (Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились). 220 франков в то время составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Этих денег Ван Гогу хватало даже на собрание коллекции японских гравюр. Вдобавок, Тео поставлял брату необходимые «сопутствующие материалы»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Он же оплачивал обучение и лечение Винсента. Впрочем, со стороны Тео это было не благотворительностью, а скорее инвестициями.

Миф о художнике-бессребренике. Когда оба брата, благодаря фирме, оказались в Париже, сложилось уникальное положение: начинающий художник стал работать «под крышей» собственного брата, который к моменту приезда Винсента был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре: Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве и уговорил консервативное руководство «Гупиля» заняться торговлей «светлой живописью», как тогда именовали стиль картин Камиля Писсарро, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега и Сислея. В публичной галерее Тео проводил персональные выставки признанных художников-импрессионистов, а этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке, и их гвоздем стали работы его брата Винсента. Тайком братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. В их планах рискованное авангардное искусство должно было сочетаться с коммерческим успехом в духе респектабельного «Гупиля». Для продвижения картин на рынке, братья вывели прагматичную формулу успеха: «Ничто не поможет нам продать наши картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса». Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим представителям американского поп-арта удалось разбогатеть таким путем.

Миф о спонтанном стиле письма Ван Гога В «биографии», которую издал Мейер-Грефе, он даже расписал «интуитивный, свободный от оков разума» процесс творчества Ван Гога. Выглядел процесс весьма поэтично:

Винсент писал картины в слепом, бессознательном упоении. Его темперамент выплескивался на холст. Деревья кричали, облака охотились друг за другом. Солнце зияло ослепительной дырой, ведущей в хаос».

Но это представление о Ван Гоге опровергается словами самого художника: «С искусством, как и со всем остальным: великое не является чем-то случайным, импульсивным, оно должно быть создано упорным волевым напряжением». В реальной жизни голландец и был «трудягой» с рациональным умом. Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «внутренней кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Так что, кроме психических припадков в конце жизни и невнятного самоубийства, он представлял слабый материал для мифов и легенд. Но, тут, очевидно, так было угодно судьбе…

Еще вам могут понравиться статьи

Используемые источники:

  • https://legacy-time.ru/works-art/12/
  • https://kulturologia.ru/blogs/161119/44686/
  • http://www.art-eda.info/kod-van-goga-tajny-nochnogo-kafe.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации