Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 2

Женщины, любовь и золото Густава Климта

58b7e9fdd2dad4021e7fad2da0aa06f8_L.jpg

Весна кружит голову и тёплые деньки задерживаются в наших широтах всё дольше. В такое время не очень хочется думать о плохом. Отпуск впереди, до зимы почти полгода. И живописи хочется под стать: полнокровной, яркой, полной любви и незамутнённой красоты. Многие художники рисовали ярко и живо, но мало кто делал это так, как Густав Климт, картины которого сочатся яркими цветами, а сюжеты заставляют зрителей восхищённо выдыхать. Естественная женская красота и оживающие на глазах пейзажи навевают то чувство, которое Бетховен хотел выразить своей «Одой к радости».

Густав Климт родился в 1862 году в одном из районов Вены, находящемся на опушке знаменитого Венского леса, в семье художника-гравёра и ювелира (это тот редкий случай, когда «обязательные» сведения о родителях и вправду важны). Интересен тот факт, что оба брата выдающегося художника выбрали ту же стезю. Получив первые навыки рисования от отца, Густав отправился учиться в не слишком престижное художественно-ремесленное училище, где пошёл по направлению архитектурной живописи. Окончив училище, Густав не стал строить из себя бунтаря-творца и принялся работать по специальности, занимаясь в основном оформительской деятельностью. Его кисти принадлежат фрески в театрах Карловых Вар, Риеки, Райхенберга (для некоторых театров Климт рисовал и эскизы занавесов).

Несмотря на то, что прославился мастер другими полотнами, его оформительская живопись ценится зрителями и критиками не меньше прославленных холстов, подобные случаи в истории можно пересчитать по пальцам (из сравнимых по масштабу на ум приходит только Диего Ривера). Долгое время существуя за счёт коммерческих заказов, Климт не позволит себе сфальшивить даже здесь и речь идёт не только о работе оформителем, но о создании внушительной серии портретов австрийской богемы. По ним можно заметить, как формируется новый стиль художника: сохраняя покуда «классические» черты лица и пропорции тела, Климт постепенно заменяет, видоизменяет фон на свой лад; оттуда «пожар» фантазии перебрасывается на одежду, чтобы вплотную подобраться к самому сокровенному…

gustav-klimt-kartini_7.jpgКлоун на ярмарочной сцене (Роспись для Бургтеатра, Вена) (1892)

Одной из важных вех в творчестве художника стала работа над оформлением столичного Художественно-исторического музея. В 1988 году художник получает императорский «Золотой крест», а в 1892 году, после смерти отца, на его плечи ложится забота о семье. В это же время Густав начинает вырабатывать свой «фирменный» неповторимый стиль. В 1897 году Климт становится президентом Венского сецессиона – художественного объединения, не имевшего манифеста и объединённого лишь общим желанием развивать новые стили, проводить художественный обмен с художниками других стран и продвигать творчество членов объединения. В этот период Климт создаёт ряд пейзажей, ставших впоследствии классическими.

Пейзажи Климта близки к импрессионистским вещам Моне, но при этом изящная детальность полотен возведена здесь в абсолют («Цветущие маки»). Мазки становятся меньше и, если зритель расфокусирует взгляд, полотно рискует рассыпаться на крошечные «пиксели» краски, это же, впрочем, и добавляет картинам жизни, как будто лёгкий ветерок заставляет дрожать траву и листья деревьев вокруг смотрящего. Может показаться, что кто-то разобрал абсурдистские брызги Поллока и, собрав их, как кубик Рубика, получил эффект, которого чуть позже и в несколько ином решении добьётся Клее, когда множество разрозненных на первый взгляд несущественных элементов и создают самое картину. Безусловно Климт далёк от абстракционизма и сюрреализма, но необычайная техника мастера заставляет искать столь же необычные сравнения. Некоторые полотна («Сад с распятием у коттеджа») по постимпрессионистскому накалу близки, например, Гогену, а иные («Две девушки с олеандром») даже к прерафаэлитам. Чувствуете масштаб разброса? К слову, карандашные наброски мастера («Лежащая полуобнаженная с лицом, наполовину закрытым рукой») вполне можно назвать работами предвосхитившими появление Шиле.

gustav-klimt-kartini-1_20.jpgЦветущие маки (1907)

Климт вообще был художником ищущим. Если взять ранние его работы, сложно будет представить, что рисовал их и полотна знаменитого «Золотого периода» один и тот же человек. Впрочем, и «в золоте» художник не планировал задерживаться слишком долго – идти дальше помешала не старому ещё Климту смерть. Классическое построение фигур, привычная композиция, «традиционные» сюжеты, свойственные ему в начале карьеры, отошли со временем на второй план. Но именно работа оформителя, судя по всему, оказала большое влияние на формирование мастера. Разделение переднего и заднего плана с последующим «размытием» последнего (причина этого кроется не в лени художника, а в выделении таким образом происходящего на переднем плане) является очень характерным для Климта.

Наиболее очевидным это становится, когда «в кадре» появляется человеческая фигура – художник тут же забывает о происходящем на заднем плане. Природа – жизнь и поэтому интересует Климта, но женщина для него является высшим воплощением жизни – именно поэтому на полотнах так редки мужские фигуры. Мир Климта – греческий театр наоборот, где все роли (как положительные, так и отрицательные) отведены женщинам. Женщина – продолжательница рода и дарительница любви, она же смерть, но смерть не печальная и жестокая, а закономерная и непредвзятая.

Обнажённая натура у мастера в поздний период творчества очень часта, за что Климт был неоднократно порицаем всеми: обществом, властями, клерикалами. Упрёки эти откровенно смешны и дело тут вовсе не в том, что современному зрителю подобный уровень «эротики», как слону дробина и не в извечной апелляции к «Микеланджело тоже рисовал обнажённую натуру!». Только слепой не разглядит сквозь наготу женщин Климта чувственность, далёкую от нарочитой похоти. Спокойствие, романтизм, открытость его героинь не могут выглядеть непристойно даже в монастыре. (Справедливости ради всё же стоит отметить, что в карандашных набросках художник порой шёл гораздо дальше).  Также стоит сказать несколько слов о женских типажах мастера: их много, и они разные. Есть соблазнительницы «в самом соку», есть скромницы. Блондинки соседствуют с брюнетками и рыженькими. Худоба сменяется полнотой. Объединяет их одно: неидеальность. Абсолютная красота тревожит и отталкивает, заставляет высматривать изъян, но Климт был художником истинной красоты: непропорциональной, ассиметричной, натуральной.

Бетховен Фриз, Враждебные силы (Фрагмент) (1902)

Несмотря на признание, мастера не могли не задевать постоянные преследования и на одной из картин с очередной «обнажёнкой» Климт оставил для противников цитату из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло». При создании аллегорических произведений, таких как «Бетховенский фриз» (монументальная роспись, занявшая три стены суммарной длиной более 34 метров) женское тело у мастера становится отображением характера: неумеренность оборачивается ожирением, смерть – худобой и так далее. Самым же «колоссальным» проявлением страсти и похоти в этой серии является… поцелуй, который потом перекочует в одноимённую картину, сделавшую Климта классиком.

Здесь-то самое время перейти к «Золотому периоду». Как вы помните, отец художника был ювелиром и этот факт так и просится, чтобы его увязали с необычным материалом, которым будет оперировать его прославленный сын много лет спустя. «Золотой период» называется так не только из-за творческого расцвета автора или изобилия на полотнах солнечных оттенков, но из-за использования в оформлении работ настоящего сусального золота. Это момент триумфа и признания, последний творческий пик, который успел покорить Климт. «Поцелуй», «Юдифь», «Адель Блох-Бауэр» — картины эти в прямом и переносном смысле стали золотом мировой живописи, а Густав Климт вместе с ними обрёл статус выдающегося самобытного художника.

Адель Блох-Бауэр I (1907)

Три возраста женщины (1905)

Поцелуй (1907-1908)

Даная (1907-1908)

Две девушки с олеандром (1890)

Девственницы (1913)

Театр Шекспира (Роспись потолка Бургтеатра в Вене) (Неизвестно)

Младенец (Колыбель) (1917-1918)

Шуберт за пианино (1899)

Смерть и Жизнь (1911-1915)

Аллея в парке дворца КаммерГустав (1912)

Большой тополь II (Надвигающаяся гроза) (1903)

Водяные змеи II (1904)

Буковая роща I (1902)

Девушка с веером (1917)

Дорожка в саду с курами (1916)

Жизнь в бою — Золотой рыцарь (1903)

Коровы в хлеву ( 1899)

Лесной склон в Унтерах-ам-АттерзеГустав (1916)

Надежда II (1908)

Озеро Аттерзее (1900)

Подсолнух (1907)

Мальчезине на озере Гарда (1913)

Портрет Амалии Цукеркандль (1918)

Сад с распятием у коттеджа (1911)

Портрет Фритцы Ридлер (1906)

Утро на пруду в парке дворца Каммер (1899)

Церковь в Кассоне (1913)

Эскиз росписи театрального занавеса в Карлсбаде (Карловы Вары) (1886)

Адам и Ева (1917-1918)

Аллегория скульптуры (1889)

Дама в шляпе и боа из перьев (1909)

Древо жизни (фрагмент для фриза дворца Стоклед) (1905)

Египетское искусство (Роспись для музея истории искусства в Вене, левая половина) (Неизвестно)

Женский портрет (Миссис Хейман) (1894)

Лежащая полуобнаженная с лицом, наполовину закрытым рукой (Эскиз для Невесты) (1917)

Дама с муфтой  (1916)

Пан, утешающий Психею (Фрагмент росписи для галереи Бельведер, Вена) (1892)

Портрет Иоганны Штауде (1917)

Портрет Эмилии Флёге (1893)

Портрет Эрмине Галлии (1903)

Стоклет фриз. Ожидание (1905)

Портрет Евгении Примавеси (1913)

16 мая, 2019 Опубликовано вХудожники<center>Картины Густава Климта, написанные более ста лет назад и относящиеся к давно прошедшей культурной эпохе, интересны и современному ценителю живописи. Является ли тому причиной явный эротический подтекст его работ – или все дело в блестящем таланте художника?

Климты, живопись и семья Флеге

Густав Климт появился на свет в предместье Вены в 1862 году. Будущий художник был одним из семерых детей в небогатой семье ювелира и гравера, от отца он и получил первые навыки рисования. Позже Климту-младшему удалось поступить в художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности. Уже в юности Густав старался выполнять как можно больше оплачиваемых заказов – Климты жили небогато, как и большинство австрийцев того времени. <center>Г. Климт. «Идиллия»</center>Вместе с братом Эрнстом и товарищем по художественной школе Францем Марчем он выполнял заказы на роспись зданий – в том числе павильона минеральных вод в Карлсбаде, театра в Вене, Художественно-исторического музея. <center>Г. Климт. Роспись потолка Венского бургтеатра</center>Творческим ориентиром его в те времена был Ганс Макарт – венский художник, декоратор и дизайнер, представитель академического направления в декоративном искусстве. Несмотря на это, Климт искал собственные пути в творчестве, поначалу увлекаясь пейзажной живописью.<center>Г. Климт. «Тихий пруд близ Голлинга, Зальцбург»</center>Важным событием в его судьбе стало знакомство с семейством Флеге. В 1891 году брат Густава Эрнст женился на Хелене Флеге, а в следующем году умер, и на попечении Густава оказалась семья умершего брата. Художник сблизился с Эмилией, младшей сестрой Хелены, и отношения эти длились до конца жизни художника – несмотря на наличие многочисленных любовниц.<center>Г. Климт. «Эмилия Флеге в семнадцать лет»</center><center>Г. Климт. «Эмилия Флеге»</center>Впрочем, по мнению биографов художника, отношения между ним и Эмилией носили платонический характер. Сестры Флеге держали в Вене дом моды и считались преуспевающими кутюрье. Эмилия вдохновила Густава Климта на создание ряда картин, в том числе, как считается, знаменитого «Поцелуя».<center>Г. Климт. «Поцелуй»</center>

От академической живописи к эротизму: Климт и модерн

От пейзажной живописи Климт окончательно перешел к изображению женщин, и этой теме он останется верен до конца своих дней. Художника обвиняли в нарочито эротическом, даже порнографическом подходе к своему творчеству, зачастую его моделями становились женщины легкого поведения. Отсюда, как считается, естественность и расслабленность, отличающие обнаженные фигуры на работах австрийца. Мужчин на своих картинах Климт писал достаточно редко.<center>Г. Климт. «Подруги»</center>Скандалом обернулся заказ Климту на роспись потолка в актовом зале Венского университета на Рингштрассе. Созданные аллегории «Философия», «Медицина», «Юриспруденция» — так называемые «факультетские картины» — были оценены заказчиком как непристойные. Однако «Философия» получила в 1900 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Картины к тому времени выкупил меценат Август Ледерер, а позже они были национализированы нацистами и погибли при пожаре в конце Второй мировой войны. Сохранились лишь наброски Климта и несколько фотографий готовых работ.<center>Г. Климт. «Философия</center>Европа конца XIX века находилась под влиянием модерна, и новаторство Климта, отход от устаревших устоев и форм в живописи сделали его одним из идеологов нового направления искусства. В 1897 году группой австрийских художников был основан «Венский сецессион», объявивший «войну стерильной рутине». Главой сецессиона был Климт. Главным назначением объединения стала организация выставок, где молодые художники, пишущие в необычном стиле, могли бы заявить о себе. Стал выходить и журнал сецессионистов под названием Ver Sacrum – «Весна Священная». <center>Один из выпусков журнала сецессионистов Ver Sacrum</center>Модерн, или югендштиль, как называли его в Австрии и Германии, объединял разные течения. Ярким явлением в живописи стал «Золотой период» творчества Густава Климта, начавшийся с работы «Афина Паллада». Полотна этого цикла сразу привлекали внимание активно используемой Климтом позолотой. «Золотой период» принес художнику всемирную известность и считается самым успешным в его карьере.<center>Г. Климт. «Афина Паллада»</center>

История создания и путешествие через океан «Золотой Адели»

Интересно, что работу над картиной Климт, вопреки традициям, начинал с изготовления рамы. Именно ее он принес на обед, который устроил муж одной из многочисленных любовниц Климта, Адели Блох-Бауэр. Обнаруживший измену жены господин Фердинанд, желая положить конец этой связи и не разрушить свой брак, решил поручить Климту выполнение портрета Адели, планируя своими повторяющимися требованиями исправить эскиз и многочасовым позированием добиться того, чтобы художник и модель друг другу опротивели.<center>Фердинанд и Адель Блох-Бауэр</center>Контракт был составлен очень тщательно и предполагал выплату щедрого гонорара. Цель Фердинанда была достигнута, но к тому времени, как портрет был завершен, это было уже не столь важно, потому что картину ожидала удивительная судьба и репутация одного из самых выдающихся полотен в истории женского портрета.С улыбкой знаменитой Джоконды часто сравнивают выражение лица Адели на портрете, а сама картина носит неофициальное название «Австрийская Мона Лиза».Судьбу «Золотой Адели» решил, по большому счету, случай. Маловероятно, что полотно, изображающее женщину еврейской крови, пережило бы период правления нацистов. Но к творчеству Климта, который скончался еще во время Первой мировой войны, весьма тепло относился фюрер – однажды знаменитый уже художник и профессор Венской академии живописи Климт похвалил работы молодого Гитлера. Так и не поступив в академию, тот тем не менее запомнил добрые слова, сказанные мастером в адрес его пейзажей, и когда дом Блох-Бауэров вместе с картиной оказался национализирован, «Золотая Адель», как и другие полотна авторства Климта, были сохранены.<center>Так в 2006 году Вена прощалась с любимой картиной</center>По австрийскому закону о реституции предметов искусства, принятому в 1998 году, собственником «Портрета Адели» становилась племянница и наследница четы Блох-Бауэр – Мария Альтман, эмигрировавшая из Австрии в США во время Второй мировой. Поэтому в 2006 году, после судебного процесса картина, давно считавшаяся национальным достоянием и гордостью австрийцев, отправилась за океан. Кроме нее Альтман были возвращены также второй портрет Адели Блох-Бауэр, а также полотна «Березовая роща», «Яблоня» и «Дома в Унтерахе близ Аттерзее». Позже Золотая Адель была приобретена Рональдом Лаудером и выставляется теперь в Новой галерее в Нью-Йорке.<center>Густав Климт</center>Сам Густав Климт умер в 1918 году в возрасте 55 лет от пневмонии, сразившей художника после инсульта. Последними своими словами он звал Эмилию. Так и не женившийся и посвящавший все время творчеству, Климт оставил после себя много незаконченных картин и, как предполагают, множество незаконнорожденных детей, одним из которых называл себя австрийский кинорежиссер Густав Учицки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Используемые источники:

  • https://cameralabs.org/12651-zhenshchiny-lyubov-i-zoloto-gustava-klimta
  • https://kulturologia.ru/blogs/160119/41967/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации