Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Скрытый смысл фильма «Человек — швейцарский нож». Необычный для меня пост В 

«Человек — швейцарский нож» — это абсурдная и вызывающая множество вопросов трагикомедия, первая масштабная работа Дэниэла Шайнерта и довольно известного комедийного режиссера Дэна Квана. Творческое амплуа Шайнерта довольно далеко от комедиантского, по признанию самого сценариста и режиссера. Он более предрасположен к созданию фэнтезийных миров. Для понимания фильма важно оценить историю зарождения идеи.

Как и все интереснейшие сюжеты, сюжет данного фильма вырос «из сора», просто из шуток двух друзей-режиссеров, летящих на съемки очередной низкобюджетной короткометражки. Рассмотрев подробно свою идею, то, до чего они додумались по наитию, Кван и Шайнерт решили, что привычного им формата короткого метра для раскрытия сюжета и обоснования всех психологических тонкостей просто не хватило бы. Поэтому они и решили расписать воистину трагичную историю (как бы абсурдно это не звучало) одинокого, социально неадаптированного молодого человека на необитаемом острове и его друга-трупа, основным качеством которого является выпускание огромного количества газов. Сюжетную составляющую фильма рассмотрим подробнее.

Сюжет фильма Человек швейцарский нож

Сюжет фильма сильно выходит за рамки привычных кинематографических, и, отдельно от «идейного путеводителя» по нему, может показаться бредовым и даже отталкивающим. Поэтому зрителю изначально нужно настроится на то, что все происходящее на экране — это одна большая метафора внутреннего становления личности.

Молодой человек по имени Хэнк оказывается в изоляции на необитаемом острове и, в отличие от всех известных нам героев книг и кино в аналогичной ситуации, решает не противостоять миру и выжить, а, впав в крайнее отчаяние, повеситься. Находясь уже на грани ухода из жизни, Хэнк обнаруживает труп молодого человека примерно его же возраста (труп, кстати, играет Даниэл Рэдклифф, еще один пример ухода от привычного амплуа в этом фильме). Обрадовавшись человеку и тут же убедившись в том, что он давно мертв, Хэнк уже было впадает в отчаяние еще большее, однако неожиданно обнаруживает у трупа способность вырабатывать огромное количество газов и, на этой, с позволенья сказать, тяге, используя мертвое тело как аквабайк, перебирается на другой берег. Там он обнаруживает у трупа еще множество «талантов». Например, он может быть источником пресной воды, так как она фонтаном хлещет из его рта, может использоваться как компас (пенис, всегда указывающий на север). В какой-то момент, труп, у которого, оказывается есть имя, Мэни, вступает с Хэнком в контакт, общается с ним, они в каком-то смысле становятся друзьями.

Хэнк при помощи Мэни отправляется домой, попутно репетируя предполагаемое свидание с Сарой, с замужней женщиной, в которую он влюблен, но к которой не смог даже подойти, благодаря своей социальной неприспособленности и патологической неуверенности. Однако герой, наметивший себе путь, решает идти именно к ней. В пути на друзей нападает медведь. Хэнк, абсолютно против своей натуры, даже борется с ним и побеждает, отделавшись тяжелым ранением. Мэни тащит товарища к дому Сары, та вызывает полицию и скорую. Однако главный герой решает не остаться рядом с любимой женщиной, а сбежать с другом-трупом, чтобы того не похоронили.

Хэнка принимают за безумца, а Мэни, на глазах у множества свидетелей, уходит в открытое плавание в море, на тяге газов собственного кишечника. Фильм заканчивается на этой абсурдной ноте.

В чем же может быть трагический символизм в этой, казалось бы, абсурдистской комедии? Дело в том, что согласно теории Юнга об архетипах, живущих в человеческом сознании, то что происходит в этом фильме — это классическое путешествие в бессознательное человека, тот самый «путь героя», который мы видим в каждом художественном произведении, но в концентрированном виде. Для начала разберемся кто есть кто в этом произведении. Главный герой, Хэнк. Нам даются такие его характеристики, как неприспособленность к жизни, инфантильность, отсутствие адаптации, однако и творческая сила, воображение.

Хэнк — это классическое представление внутреннего ребенка, еще не влившегося в социум (поэтому необитаемый остров, отчужденность, одиночество), но цельного и в чем-то самого важного принципа психики человека. Хэнк — это метафора «основы души», психики до вторжения в нее окружающего мира. Однако, «внутренний ребенок» Хэнк здесь — это искалеченный, болезненный внутренний ребенок, лишенный женского принципа, Анимы или души (то, что олицетворяет Сара). Поэтому, чтобы снова стать цельным, ему надо пройти путь героя и найти свою Аниму, душу, женский принцип. Она адаптирует его к миру и инициирует во взрослую жизнь. Сам «внутренний ребенок» Хэнк не способен найти «аниму» Сару. Да, он творческая побуждающая сила, но против реалий мира он слаб. Поэтому ему на выручку приходит такой принцип человеческого бессознательного, как Тень, то есть то, что не принято проявлять, живя в социуме. Самое темное, потустороннее и животное, что есть в человеческой психике.

Очевидно, что здесь это Мэни. В смешном формате комедии представлена его оппозиционность культурным ценностям , его суперсилы — это испускание газов, рвота пресной водой и пенис, указывающий направление. Однако именно такая первобытная и асоциальная сила способна привести «внутреннего ребенка» Хэнка к обретению души, ко взрослению и инициации. По законам жанра, выполнив свою роль Тень уходит в бессознательное, что и происходит в фильме — Мэни уплывает. Но самое интересное не в этом, поскольку это как раз классика жанра. Интересен отказ Хэнка оставить Мэни и идти к Саре. Это психологическая кульминация, показывающая, что смысл фильма «Человек — швейцарский нож» — это становление души, которая не хочет инициации во взрослую жизнь. Это буквально метафора души поколения, взбунтовавшегося против взросления.

Трагикомедия от кинематографа здесь — это трагикомедия внутренней жизни современных молодых людей, что не может быть не интересным.

Напишите в комментариях свой смысл фильма Человек швейцарский нож. Мы с нетерпением будем ждать!

https://youtu.be/eqH7NvlHAdA

На этот раз предметом нашего разбора станет фильм «Человек – швейцарский нож».

Самое простое, что можно сделать, чтобы понять смысл данного фильма – это посмотреть на мертвеца Мэнни как на игрушку главного героя. Мы ведь знаем, что у любого нормального ребенка семи-восьмилетнего возраста есть мягкая игрушка или кукла, с которой он общается, играет и спит. Игрушка нужна для развития сознания ребенка, она позволяет ему растождествиться с одной субличностью и встать на точку зрения другой.

Тут, наверное, нужно пояснить, что наша единая личность объединяет собой множество «субличностей», например, Ребенок, Родитель, Взрослый, которые «активируются» в различных ситуациях.

Ребенок с помощью игрушки может разыгрывать отношения «родитель – ребенок». Свою субличность «Ребенок» он проецирует на игрушку, а сам отождествляется с субличностью «Родитель».

Очень хорошо тема субличностей раскрыта в мультфильме «Головоломка», только там субличности представляют собой разные эмоции.

Ну а одинокому взрослому человеку создатели фильма дали игрушку «по статусу» — волшебного мертвеца.

Почему именно мертвеца?

swiss-army-man-_02_3681_rgb-e1467313839149.jpg?s95124d1535299287

Дело в том, что «Игрушка» главного героя должна быть достаточно «пустой», и быть способной вместить в себя любое содержание, которое на нее проецирует главный герой. Поэтому это не может быть обычный человек, ведь у человека есть свой характер. Это не может быть и кукла, так как кукла слишком механична и предполагает, что ее кто-то создал. А «волшебный мертвец» как раз-таки обладает нужными свойствами. К тому же, он – пришелец из потустороннего мира, т.е. мира бессознательного.

И вот, общаясь с такой странной игрушкой, главный герой переживает с помощью воображения такие же фантастические вещи, что и ребенок.

Второй способ понять смысл фильма – отнестись к происходящему на экране как к сказке. Тогда мы перестанем искать «физической» правдоподобности происходящего, и обратим внимание на правдоподобность «психическую».

Так, например, в параллель данному фильму можно привести сказочную историю «Малыш и Карлсон», про одинокого мальчика, у которого появился чудесный друг. Однако все окружающие считали этого друга выдумкой, пока не увидели его воочию.

Но я предлагаю пойти дальше.

История главного героя фильма «Человек – швейцарский нож» состоит из нескольких частей, сюжетные линии которых встречаются во множестве волшебных сказок и мифов. Это значит, что сюжет обладает архетипическими свойствами, то есть, имеет общезначимый смысл. Поэтому одновременно с психологическим разбором я буду проводить мифологические параллели.

1. Утрата души. Похищение принцессы

История Хэнка начинается задолго до периода, показанного в фильме. И начинается она с детской травмы.

Когда отец Хэнка узнал, что его 11-летний сын мастурбирует, то сказал ему, что это сокращает жизнь. А мать…

У Хэнка образуется комплекс, связанный с матерью. Образ внутренней женщины превращается для него в недосягаемый идеал. А мысли об интимном общении с реальной женщиной ассоциативно связываются с образом умершей матери и идеей смерти.

В итоге Хэнк может только мечтать о женщине, которая ему нравится, но реальное сближение с ней вызывает у него страх. Мать Хэнка как будто завладела его Внутренней женщиной и удерживает ее в мире мертвых.

Это сильно напоминает сюжет о похищении принцессы драконом и заточении ее в башне. Или сюжет о том, как злая колдунья накладывает чары на принцессу. Принцесса – это душа героя, его Внутренняя женщина (Анима, на языке аналитической психологии). Заточение  – это скованность души материнским комплексом.

2.Герой отправляется странствовать

В итоге, переживания Хэнка, связанные с этой детской травмой, приводят к тому, что он убегает из дома. Герой отправляется в странствие.

Целью странствия Хэнка является освобождение души от материнского комплекса и возвращение домой с новым внутренним опытом. На мифологическом языке это — спасение принцессы.

В фильме показано, что для Хэнка возвращение домой и путь к Саре – это одно и то же. Это значит, что Дом – это не просто какое-то место жительства, а символический образ цельной личности: где объединяются мужское и женское начала. Именно поэтому Хэнк использует фаллический компас Мэнни, который показывает путь к женской части его души.

3. Потусторонний мир

В фильме странствие Хэнка остаётся за кадром и нам показывают только ту часть истории, когда он, отчаявшись, пытается покончить с собой. Внешний мир не дал герою того, чего он ищет, и герой отправляется в потусторонний мир. Потусторонний мир, мир мертвых, преисподняя, в аналитической психологии является одним из символов бессознательного.

Интересно, что в нашем фильме, также, как в мифах и сказках, мир мертвых отделен от мира живых водной преградой, которую герой преодолевает в начале и в конце путешествия.

4. Герой встречает помощника

Мотив чудесного помощника тоже очень распространен в мифах и сказках. Проводником Хэнка в мире бессознательного становится Мэнни – волшебный мертвец.

Мэнни представляет собой теневую часть личности Хэнка.

Так называемая «Тень» — это часть личности, которую человек подавляет в себе и вытесняет в бессознательное. В основном, Тень обладает качествами, которые неприемлемы в обществе и их нельзя проявлять. (Пердеж)

Можно сказать, что мертвец Мэнни – это часть личности Хэнка, убитая воспитанием и адаптацией к жизни в культурном обществе. Но вытесненные части личности на самом деле не умирают, их энергия никуда не девается. И на эту вытесненную энергию в фильме указывают чудесные способности Мэнни.

Таким образом, Мэнни – это Хэнк. Но это «запрещенный», «некультурный» Хэнк. То, что говорит Мэнни в фильме – это мысли самого Хэнка, которые он может либо принять, либо не принять.

5. Сокровища потустороннего мира

Как в сказках герой добирается до сокровищ потустороннего мира, так и в нашем фильме Хэнк с помощью Мэнни открывает для себя сокровища своего внутреннего мира.

Правда, это весьма своеобразные сокровища: для «культурной» части личности они выглядят как мусор и отбросы. Но на самом деле это те содержания, которые Хэнку необходимо осознать в себе и принять.

Замечательно, что для самопознания Хэнк использует техники, которые применяются в современной психотерапии. Такие как «работа со стульями» и «ролевая игра». Я не буду здесь описывать суть этих методов, посмотрите в интернете, если интересно.

В двух словах суть техники работы со стульями заключается в том, что вы садитесь на один стул, а на другом пустом стуле представляете какой-либо образ из своего внутреннего мира, с которым у вас конфликт. Это может быть образ отца или матери. А дальше вступаете с ним в диалог. Сначала со своего стула высказываете ему всё, что о нем думаете, а затем пересаживаетесь на его стул и говорите от его лица. Таким образом удаётся получить важную информацию и разрешить внутренний конфликт.

Хэнк с помощью этой техники вступает в диалог со своими субличностями – Ребенком, Отцом, Внутренней Женщиной, — и осознаёт их.

А для отработки навыка общения с реальной женщиной он использует технику «ролевой игры». Интересно, что при этом Хэнк занимает нейтральную позицию – позицию Взрослого, а роль робкого юноши передаёт Мэнни.

6. Битва с драконом

Согласно логике мифа, герой должен вступить в схватку с чудовищем, которое держит взаперти принцессу. В фильме этому этапу соответствует встреча с медведем.

И в этой кульминационной точке происходит неожиданное: Хэнк решает не возвращаться домой! Он настолько увлёкся общением со своей тенью, что делает вывод, что Сара ему больше не нужна! Представляете масштаб трагедии: герой отказался спасать принцессу, решив остаться в мире мертвых!

Как мы помним, миссия Хэнка – освободиться от материнского комплекса и освободить женскую часть своей души. А раз так, то медведь в фильме символизирует мать, которая наносит травму Хэнку. Конечно, не саму мать, а ее образ в психике Хэнка. Точно так же, как когда-то мать травмировала Хэнка, и он отказался жить в обществе, медведь ранит Хэнка, и Хэнк решает умереть.

Таким образом, эпизод с медведем – это трагедия Хэнка, данная в максимально сконцентрированной форме.

7. Развязка

В тот момент, когда Хэнк смиряется с мыслью о смерти, Мэнни оживает и прогоняет медведя. Они меняются местами: Мэнни становится на место главного героя и тащит Хэнка.  1:14:44

Мэнни притаскивает Хэнка к дому Сары в надежде на то, что герой вспомнит о своей миссии. Но рыцарь уже отказался спасать принцессу.

То, что «культурная» часть Хэнка умирает, означает, что он потерпел поражение в попытке приспособиться к жизни в социуме. А Теневая часть личности, разумеется, тоже не сможет наладить диалог с культурными людьми, разве что только с детьми.

В итоге, всё, чего достиг Хэнк во время своего странствия, все наработки в общении, которые он получил на своих психологических тренингах в лесу, всё это просто отброшено. Он снова боится Сару. Его миссия провалена. 1:18:10

Вот вывод, который он принял за истину после своего странствия: «мы все мешки дерьма».

Выводы

При удачном разрешении внутреннего конфликта, Хэнк должен был бы вернуться в социум, приняв теневую часть своей личности и адаптировав ее для жизни в обществе. Но Хэнк принял Тень и отверг культурное общество. «Пусть они  называют нас фриками»

А чтобы утвердить правоту Хэнка, создатели фильма добавляют сцену, где мертвец в последний раз демонстрирует свои чудесные свойства, теперь уже для всего окружения Хэнка. Дескать, этот странный чувак Хэнк всё-таки прав: Карлсон — это не выдумка.

Однако, думаю, что всем свидетелям этой сцены потом пришлось договориться о том же, о чем договорились родственники Малыша, после того, как увидели Карлсона.

В концовке создатели фильма «Человек – швейцарский нож» выразили популярную в наши дни жизненную позицию: можно быть странным, быть фриком, но если ты при этом счастлив, значит ты прав. Но, как показал наш анализ, в такой позиции содержится только часть правды.

Мало принять Тень, нужно еще и освободить Аниму. По крайней мере, нужно хотя бы не забывать о ее существовании. Ведь она задаёт направление для нашего развития. Другими словами: мало принять в себе то, что было отвергнуто в процессе социальной адаптации, нужно еще иметь какой-то идеал, который заставляет тебя двигаться и развиваться. Дружба с мертвецом – это не предел счастья: есть еще принцесса, которая ждет от нас подвига.

Культура, которая следовала библейским традициям, придавала большое значение Аниме, идеалу, вплоть до того, что отвергала Тень, считая ее проявления греховными и подавляя их. Нынешняя культура пытается восстановить Тень в ее правах, но при этом часто отвергает Аниму, что выражается в отрицании любых идеалов.

Обе эти позиции сами по себе недостаточны и должны быть объединены. Возможно, в каком-нибудь фильме мы обнаружим их синтез.

Нешаблонная и сюрная артхаусная трагикомедия о приключении в лесу эталонного неудачника и говорящего покойника

Рецензииpsrnmxcaehhfs39bisoau2ygjnz.jpg 7 film.ruНайти с кем пойти в кино Смотреть онлайн Смотрите фильм «» на сайте okko.tv за рублей.первые 7 дней бесплатно на сайте okko.tv —> О фильмеСоздателиРецензияПубликацииТрейлерыПостерыКадрыНовости по теме

Фильм частично снимался в калифорнийском национальном парке «Секвойя». Он известен тем, что там находится крупнейшее на земле дерево. Его высота – 84 метра, а диаметр ствола – 11 метров

Сейчас на дворе не 1980-е, когда любой изобретательный музыкальный клип становился событием. Нынешним клипмейкерам нужно выложиться на 200%, чтобы хоть кто-нибудь запомнил их имена. Два года назад режиссерский дуэт Daniels (Дэниел Шайнерт и Дэниел Кван) выложился на 300%. Его безумный и агрессивный клип на клубную запись Turn Down for What собрал 500 миллионов просмотров на YouTube и произвел неизгладимое впечатление даже на тех, кто обычно держится подальше от бессмысленного «клубняка». Клип Daniels был столь запредельным, что многим захотелось узнать, какое кино могут создать два Дэниела, если перестанут снимать клипы и короткометражки и займутся более основательным проектом.

Кадр из фильма «Человек – швейцарский нож «

Дэниел Рэдклифф настоял на том, чтобы сыграть Мэнни даже в тех сценах, где его легко было заменить манекеном. Поэтому манекен использовали лишь для опасных трюков

Теперь мы знаем ответ. Если Turn Down for What открывался тем, что Дэниел Кван пробивал лобком крышу дома, то «Человек» открывается сценой, в которой Пол Дано катается на пердящем трупе Дэниела Рэдклиффа. Это, кстати, не самая шокирующая сцена в картине. Дебютный фильм Daniels весьма физиологичен, и во время фестивальных показов с «Человека» уходили даже видавшие виды зрители. Это, бесспорно, кино не для всех. Но это и не шок ради шока вроде «Человеческой многоножки». В «Человеке» немало мрачно-ироничного юмора, но в основе своей это искренняя и откровенная постановка о глубине мужского отчаяния.

Кадр из фильма «Человек – швейцарский нож «

Поначалу, правда, картина кажется сюрной пародией на ленты типа «Изгоя», повествующие об одиночных робинзонадах. Но когда действие переносится на «большую землю», а герой Рэдклиффа вдруг начинает слышать и разумно говорить (но не двигаться), быстро становится очевидно, что это кино не об искусстве выживания, а о копании в душе молодого парня.

Кадр из фильма «Человек – швейцарский нож «

Поскольку труп по имени Мэнни после своего полуоживления ничего не помнит о человеческой жизни, Хэнк подробно рассказывает ему то об одном, то о другом, и его рассуждения многое говорят о нем как о человеке. Когда же герой доходит до фотографии девушки в его мобильном, то беседы Хэнка и Мэнни фокусируются на любви, привязанности, разделенных и неразделенных чувствах… И зрители осознают, что Хэнк из тех парней, кому проще заговорить с разлагающимся трупом, чем с живой женщиной. Это столь важная часть его характера, что с ней связано многое из того, что с молодым человеком творится. В частности, внимание картины к физиологии обосновано тем, что герой презирает свое тело и стесняется его, и потому физиология, своя и чужая, у него часто на уме.

Кадр из фильма «Человек – швейцарский нож «

Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-film/smysl-filma-chelovek-shvejcarskij-nozh-2016-den-kvan/
  • http://xn--i1abedsedbf3gbd.xn--p1ai/content/smysl-filma-chelovek-shveycarskiy-nozh
  • https://www.film.ru/articles/kanikuly-s-trupom

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации