Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 4

Усилители СССР

obzor-sovetskih-usilitelej-zvuka.jpgСодержание

В Советском Союзе выпускалось очень много различной бытовой и профессиональной радиоэлектронной аппаратуры, он был одним из крупнейших производителей в мире. В продаже присутствовали радиолы, магнитофоны, радиоприемники и многое другое. Данная статья будет посвящена очень важному прибору – усилителю звука.

История

Так получилось, что в СССР до конца 60-х не было высококачественных усилителей. Тому много причин, среди которых: отставание в элементной базе, направленность промышленности на военные и космические задачи, отсутствие спроса в среде меломанов. В то время усилители звука были в основном встроенные в другую аппаратуру, и считалось, что этого достаточно.

Отдельные усилители отечественного производства типа «Электроника-Б1-01» и другие не могли похвастаться высоким качеством звука. Но к началу 70-х годов ситуация начала меняться. Стал появляться спрос, поэтому возникли группы энтузиастов, которые занялись разработкой соответствующей аппаратуры. Затем руководство министерств и ведомств начало осознавать, что отставание от западных образцов довольно внушительное и нужно нагонять. Вследствие слияния этих факторов к 1975 году и появился на свет усилитель под названием «Бриг». Он стал, наверное, одним из первых серийных образцов советской аппаратуры высшего класса.

obzor-sovetskih-usilitelej-zvuka-5.jpg

Напомним, что в то время у нас бытовая электроника делилась на классы. Первая цифра в названии аппарата означала его класс. И достаточно было взглянуть на маркировку устройства, чтобы понять к какому сегменту оно принадлежит.

У аппаратуры высшего класса, к которой относился «Бриг», в наименовании первыми были нули, «премиум» гордо носил единичку в названии, «средний» – двоечку и так далее, до 4 класса.

Говоря о «Бриге», нельзя не вспомнить о его создателях. Это были инженер Анатолий Лихницкий и его соратник механик Б. Страхов. Они буквально на общественных началах создали это чудо техники. Эти два энтузиаста в связи с отсутствием высококачественной аппаратуры решили создать ее самостоятельно. Они поставили перед собой серьезные задачи, и у них получилось спроектировать идеальный усилитель. Но, скорее всего, он так бы и остался в двух экземплярах, если бы не знакомство Лихницкого по «меломанским» делам с влиятельными чиновниками Ленинграда. К тому времени уже стояла задача создать усилитель высокого класса, и они решили привлечь талантливого человека к этой работе.

Так как Лихницкий трудился в неинтересной для себя сфере, он с большим энтузиазмом принял это предложение. Сроки были жесткие, усилитель нужно было быстро запустить в серийное производство. И инженер предложил свой работающий образец. После небольших доработок через несколько месяцев появился первый прототип, а к 1975 году – полноценный серийный усилитель.

Его появление на прилавках в магазинах можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы, а если сказать одним словом – это был триумф. «Бриг» нельзя было купить в свободной продаже, а получалось только «достать» с существенной доплатой.

Затем началось победное наступление на рынки западных стран. «Бриг» успешно продавался в страны Европы и Австралию. Усилитель выпускался до 1989 года и стоил немалых денег – 650 руб.

Благодаря своим высочайшим характеристикам прибор установил планку качества для следующих поколений советских усилителей и был лучшим очень долгое время.

obzor-sovetskih-usilitelej-zvuka-8.jpg

Особенности

Чтобы сделать звучание аппаратуры более мощным, потребуется усилитель звука. В некоторых образцах он может быть встроен внутрь устройства, к другим потребуется его подключать отдельно. Такое специальное электронное устройство, задача которого усиливать звуковые колебания в диапазоне человеческого слуха. Исходя из этого, прибор должен работать в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, но усилители могут обладать и лучшими характеристиками.

По видам усилители длятся на бытовые и профессиональные. Первые предназначены для использования в домашних условиях для качественного воспроизведения аудио. В свою очередь аппаратура профессионального сегмента подразделяется на студийную, концертную и инструментальную.

По типу устройства делятся на следующие виды:

  • оконечные (предназначены для усиления мощности сигнала);
  • предварительные (их задача подготовить слабый сигнал для усиления);
  • полные (в этих устройствах оба типа совмещены).

При выборе стоит обратить внимание на количество каналов, мощность и диапазон воспроизводимых частот.

И не стоит забывать о такой особенности советских усилителей, как пятиштырьковые разъемы для подключения устройств. Чтобы к ним подключить современные устройства, придется покупать или изготовить самому специальный переходник.

Рейтинг моделей

На данном этапе развития электроники многие любители музыки могут сказать, что советские усилители звука не заслуживают внимания. Зарубежные аналоги и по качеству лучше, и более мощные, чем их советские братья.

Скажем так: это утверждение не полностью соответствует истине. Есть, конечно, и слабенькие модели, но среди высшего класса (Hi-Fi) есть несколько достойных образцов. При небольшой стоимости они выдают очень приличный звук.

На основе отзывов пользователей мы решили составить рейтинг бытовых усилителей, к которым стоит проявить интерес.

  • На первом месте легендарный «Бриг». Он поддерживает высокое качество воспроизведения звука, но только в том случае, если в наличии есть отличные аудиосистемы. Это довольно мощный агрегат способен выдать на пике по 100 Ватт на канал. Внешний вид классический. Передняя панель стального цвета и на ней находятся органы управления. К усилителю можно подключить несколько устройств и в процессе прослушивания музыки можно легко переключать между собой. Через этот усилитель прекрасно слушать джаз, классику или живую музыку. Но если вы любитель тяжелого рока или металла, эта музыка звучит не так хорошо, как хотелось бы.

Единственный недостаток устройства – это вес, он составляет 25 кг. Ну и его все более сложно найти в оригинальном заводском исполнении.

  • Второе место занимает «Корвет 100У-068С». Он почти ни в чем не уступает первому месту. Выдает мощный 100-ваттный звук, передняя панель оснащена световыми индикаторами, удобными ручками для управления. Но имеется недостаток – это корпус. Он изготовлен из пластика, что при довольно большом весе устройства негативно сказывается на эксплуатации.

Со временем фасадная панель приходит просто в ужасающий вид. Но начинка усилителя и прекрасные параметры могут перевесить этот минус.

  • На почетной третьей ступени находится «Эстония УП-010 + УМ-010». Это комплект из двух устройств – предварительного и оконечного усилителя мощности. Дизайн строгий и холодный. Даже сейчас, спустя годы, он не выбьется из ряда любой аппаратуры и не вызовет эстетического отторжения. На передней панели предварительного усилителя множество различных кнопок и ручек, которые позволяют регулировать звук как угодно и удобно. На оконечном усилителе их немного, всего четыре, но их достаточно.

Данное устройство способно выдавать звук мощностью в 50 Ватт на канал. Звук очень приятный, и даже рок звучит качественно.

  • На четвертом месте закрепился «Прибой 50-УМ-204С». Он был первым бытовым ламповым усилителем, встретить его сейчас нелегко. Дизайн корпуса напоминает современные компьютерные блоки, сам он изготовлен из хорошего металла. На передней панели располагается только кнопка включения и регуляторы громкости, по одному на канал.

Данное устройство выдает очень чистый и приятный звук. Рекомендуется для любителей живой музыки.

  • Завершает топ «Радиотехника У-101». Данный усилитель можно назвать бюджетным вариантом, но даже сейчас по качеству звучания он опережает многие аудиосистемы начального уровня из Поднебесной. Данное устройство не обладает большой мощностью, всего лишь по 30 Ватт на канал.

Для аудиофилов он, конечно, не подойдет, но начинающим любителям музыки с небольшим бюджетом в самый раз.

Топ эстрадных усилителей

Отдельной группой стоят профессиональные усилители для эстрады. Их тоже было немало, и они имели свою специфику. Эти устройства были намного мощнее бытовых. И так как музыкантам приходилось много путешествовать, усилители комплектовались кроме всего прочего специальными кофрами для транспортировки.

  • «Трембита -002-Стерео». Это, наверное, первый и самый удачный образец профессионального усилителя для выступлений на сцене. Он имел еще и микшерский пульт. Аналогов ему не было до середины 80-х.

Но также этот прибор обладал существенным недостатком – невысокой мощностью – и при больших нагрузках выходил из строя.

  • «АРТА-001-120». Концертный усилитель с неплохой на то время мощностью звучания в 270 Вт, имел множество входов для подключения дополнительных устройств. Мог использоваться как микшерский пульт.
  • «Эстрада – 101». Это уже был целый концертный комплекс, состоящий из нескольких блоков.

Это, конечно, субъективный рейтинг, и многие могут с ним не согласиться, вспоминая усилители таких моделей, как «Электроника 50У-017С», «Одиссей У-010», «Амфитон – 002», «Том», «Гармоника», «Венец» и др. Такое мнение тоже имеет право на жизнь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: начинающему любителю качественного звука лучше будет приобрести усилитель советского производства, чем пользоваться непонятными подделками из Азии.

Обзор советских усилителей звука смотрите в следующем видео.

Всем привет! Советские усилители звука и по сей день пользуются большой популярностью у меломанов и обычных обывателей. Ламповые усилители от кинопередвижек служат в роли гитарных усилителей у музыкантов, а на базе бытовых усилителей собирают неплохие домашние кинотеатры.

«Радиотехника У-7111»

Один из лучших по звуку и доступных по цене усилителей в СССР. Если сравнивать данное устройство с современными китайскими усилителями, «Радиотехника У-7111» переступает их на несколько шагов вперед. В комплект УНЧ входил сам усилитель, тюнер и проигрыватель.

В усилителе имеется: пятиполосный эквалайзер, фильтр высоких частот, монофонический режим работы (объединение каналов), тонкомпенсация и регулировка тембра по высоким и низким частотам. В усилитель могут быть подключены всего 4 источника звука. Выход УНЧ рассчитан максимум на две акустические системы. На слух, эксперты оценивают данный усилитель на 4 с плюсом баллов из 5.

«Электроника 50У-017С»

Серебристый красавец с хромированными ручками регулировок, напоминающий своим внешним видом секретное оборудование из космического корабля.

На передней панели расположен люминесцентный индикатор уровня звука и множество регулировок. Особенность данного усилителя заключается в наличии фильтров, которые могут полностью обрезать с входного сигнала ВЧ-СЧ частоты. Из неудобств- все входы и выходы выполнены из 5 штырьковых разъемов, найти которые сейчас очень трудно.

Про звук. Если данный усилитель не дорабатывать, то по звуку он сильно уступает «Бригу». Однако, по всем параметрам выигрывает у «Радиотехники У-101» или «Веги»

«Бриг У-001»

Один из самых лучших усилителей высшего класса. Качество звука у «Брига» очень высокое ( Естественно при условии использования в паре с соответствующей акустической системой). Отличная защита от помех, полное отсутствие фона и хорошие басы.

Однако, не стоит зацикливать внимание только на басах. Средние и высокие частоты через усилитель передаются так же хорошо- они ярко выделяются, поэтому прослушивание вокала оставляет за собой очень яркие впечатления. Раз дело пошло про жанры, стоит упомянуть рок и металл. Звучат они через данный усилитель (почему-то) очень некомфортно.

«Корвет 100У-068С»

Еще один советский пионер, который по некоторым параметрам не уступает «Бригу», но все же немного хуже.

Однако не стоит списывать его из счетов. Хоть и «Корвет» сделан всего лишь из пластика, за «одежкой» кроется мощная начинка, которая может выдавать на 8 Ом нагрузку 60 Вт мощности, а на 4 Ом и все 90 Вт! При этом, максимальная потребляемая мощность данного зверя может достигать 275 Вт! Очень надежная и мощная начинка усилителя уравновешивается хлипким пластиковым корпусом.

«90У-2 Кинап»

Настоящая легенда, ведь именно с его помощью большинство советских людей смогли услышать голоса своих любимых актеров. Это усилитель от советской ламповой кинопередвижки «Украина».

» 90У-2 Кинап» имея за спиной уже пол века жизни, до сих пор остается желанным устройством в кругу музыкантов или любителей «лампового» звука. Хотя о качестве звука лучше промолчать, оно оставляет желать лучшего.

Спасибо что дочитал данную статью! Я буду очень благодарен если ты поставишь палец вверх и подпишешься на мой канал!

В среде радиолюбителей советские усилители по сей день пользуются популярностью. На их базе строятся радиопередающие устройства, акустические системы для домашних кинотеатров, электрических гитар и прочих музыкальных инструментов. Один большой минус у ламповых экземпляров – им необходимо питание переменным напряжением 220 Вольт, так как силовой трансформатор может работать только с ним. Поэтому в «полевых» условиях такие усилители применять проблематично. Да и габариты, масса, этих устройств очень внушительная. Какие же усилители низкой частоты выпускались советской промышленностью?

«Электроника 50У-017С»

Внешний вид этого советского усилителя звука весьма привлекательный – серебристый корпус прекрасно гармонирует с ручками регулировок, покрытыми хромом. Кнопка включения находится слева на передней панели в верхнем углу.

1975439.jpg

Далее, по порядку, расположение органов управления и индикации:

  1. Люминесцентный индикатор, практически вечный, способен прослужить пару сотен лет точно. Нужно только правильно ухаживать.
  2. Органы переключения двух пар акустической системы.
  3. Регуляторы тембров низких и высоких частот. Кстати, особенность этого усилителя заключается в наличии фильтров, которые обрезают высокочастотную часть и оставляют только низкую.
  4. Кнопки управления тонкомпенсацией.
  5. Переключение режимов «Стерео» и «Моно».
  6. В правой части находятся органы регулировки громкости и баланса.

Неудобство еще имеется – применяются штекера с 5 штырьками, которых сейчас не встретишь. Но при желании можно установить переходники или же полностью избавиться от старых разъемов, установив на их место новые RCA. Если не дорабатывать схему усилителя, то по качеству воспроизведения он сильно уступает УНЧ «Бриг». Зато выигрывает по всем параметрам у «Радиотехники У-101» или «Веги».

«Радиотехника У-7111»

Это один из лучших советских усилителей, в свое время был самым «бюджетным» вариантом. Но если сравнивать с современными усилителями китайского производства, «Радиотехника У-7111» значительно их опережает. Комплект УНЧ включал в себя тюнер (приемник радиосигнала) и проигрыватель.

1975438.jpg

Внешне очень привлекательный усилитель, имеется эквалайзер с регулировкой по пяти полосам. На передней панели находятся следующие органы управления:

  1. Кнопка включения режима «Моно».
  2. Кнопка включение фильтра высоких частот.
  3. Тонкомпенсация.
  4. Регулировка тембра по высоким и низким частотам.
  5. Регулировка громкости.

На задней панели расположены разъемы для подключения источников звука – всего их четыре. Максимум две акустических системы подключается на выход УНЧ. Также имеется клемма для подключения заземления, предохранитель и розетки. В общем звучание оценивают меломаны, как неплохое, но из 5 баллов максимум ставят 4 с плюсом.

«Бриг У-001»: описание

Одним из самых лучших советских усилителей высшего класса является «Бриг У-001». Качество звучания очень высокое обеспечено, но только при условии использования хорошей акустической системы. УНЧ очень хорошо держит басы, полностью отсутствуют посторонние звуки. При прослушивании музыки на большой громкости динамики не запирают, что позволяет насладиться музыкой в полной мере.

1976192.jpg

Средние и высокие частоты тоже передаются усилителем хорошо – они ярко выделяются, поэтому прослушивание джаза, блюза, оркестровой музыки будет великолепным. Все замечательно, но масса усилителя более 25 кг. При превосходном воспроизведении живой музыки и фильмов стоит поговорить о недостатке – рок и металл прослушивать на нем некомфортно.

Внешний вид «Бриг У-001»

Передняя панель серебристого цвета и на ней находятся следующие органы управления:

  1. Регуляторы низких и высоких частот.
  2. Балансировка правого и левого каналов.
  3. Кнопка включения тонкомпенсации.
  4. Кнопка для среза высоких частот.
  5. Разъем для наушников 5,25 (лучше подключать через соответствующий переходник).

Много положений у селектора выхода, что позволяет производить подключение к усилителю нескольких источников и акустических систем. А в процессе прослушивания можно быстро производить переключение. В целом очень качественный УНЧ, но вот только купить его все сложнее, особенно в оригинальном исполнении.

«Корвет 100У-068С»

Еще один советский усилитель, по некоторым параметрам не уступает вышеописанному «Бригу», но в целом немного хуже.

1976194.jpg

На передней панели УНЧ присутствуют такие органы управления и индикации:

  1. Регулировка фильтров высоких и низких частот.
  2. Селектор для выбора входа.
  3. Плавная тонкомпенсация.
  4. Индикатор превышения уровня сигнала на выходе (перегрузки).
  5. Регулятор уровня громкости.
  6. Защита от КЗ, перегрева.
  7. Индикатор из светодиодов.

При подключении акустической системы 8 Ом мощность 60 Вт, 4 Ом – 90 Вт. Максимальная потребляемая мощность – 275 Вт. Огромный минус прибора – это корпус из пластика, так как масса усилителя очень большая. Очень надежная техническая часть усилителя уравновешивается плохим качеством корпуса и органов управления.

«90У-2 Кинап»

Нельзя пройти мимо такой легенды, ведь именно с его помощью большая часть советских людей услышали голоса своих любимых актеров. Это советский ламповый усилитель, который использовался в передвижных киноустановках.

1975435.jpg

Количество регулировок не потрясает воображение, как у описанных выше – есть настройка громкости, низких и высоких частот, лампа индикации перегрузки. Также на верхней части имеется окошко, к которому подключался прибор, считывающий звук с киноленты.

На ленте сбоку наносились звуковые дорожки, которые считывались оптическими устройствами. 90У-2 производились в 60-е годы, когда о магнитной ленте могли слышать только в КГБ. В гражданской технике она еще не использовалась. О качестве звучания, пожалуй, лучше промолчать – оно оставляет желать лучшего. Но все равно некоторые музыканты, любители «лампового» звука, используют эти усилители в качестве базы для гитарных УНЧ.

1975434.jpg

Если же нужно воспроизводить музыку, то лучше выбрать один из вышеперечисленных советских усилителей звука. Питание 90У-2 от сети 110 Вольт, для подключения к 220 В потребуется использовать специальный блок. Это не прибавит удобство, да и вход для подключения источника сигнала внушительных размеров – примерно 4-5 см в диаметре и тремя отверстиями. В эти отверстия даже евро-вилка свободно входит, не фиксируется.

Используемые источники:

  • https://stroy-podskazka.ru/usiliteli-zvuka/obzor-sovetskih/
  • https://zen.yandex.by/media/radiotechnik/top-5-luchshih-sovetskih-usilitelei-5d1b9c365a15c200c0fb01d6
  • https://fb.ru/article/339099/luchshie-sovetskie-usiliteli-foto-i-istoriya

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации