Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, ОАО

Среднесрочные тренды 24 июля 2019, 15:40 в закладкиПоделиться

ВСМПО-АВИСМА — мировой лидер по производству титановой продукции. Корпорация глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и является основным стратегическим поставщиком изделий из титана как в России, так и за рубежом.

Схема производства и структура компании

Корпорация ВСМПО-АВИСМА является вертикально интегрированной, что говорит о возможности самостоятельно сопровождать весь процесс производства от сырья до готового продукта. На схеме ниже можно увидеть титановую продукцию на разных этапах.

1. АВИСМА филиал— производство титана губчатого;

Технологическая цепочка начинается с филиала АВИСМА. Здесь на химико-металлургическом предприятии в городе Березники Пермского края производят губчатый титан. Также происходит изготовление металлического магния и сплавов на его основе, химической продукции.

2. АО Ural Boeing Manufacturing. Совместное предприятие — механическая обработка титановых штамповок;

Является совместным предприятием с одной из крупнейших авиакомпаний в мире — Boeing. Организация расположена в Свердловской области в целях механической обработки штамповок для самолетов. В результате деятельности Boeing получает близкие по размерам к конечной детали заготовки.

3. АО АлТи Фордж — производство продукции глубокой переработки из титановых и алюминиевых сплавов;

В октябре 2013 г. было подписано соглашение с мировым алюминиевым гигантом Arconic о создании совместного предприятия АлТи Фордж для производства полуфабрикатов из алюминиевых и титановых сплавов, крупногабаритных штамповок, в том числе деталей шасси и крепления крыла. Производство организовано на базе кузнечно-прессового цеха Алкоа СМЗ (Самарский металлургический завод), входящего в структуру Arconic. Этот цех располагает высокопроизводительным оборудованием, в том числе вертикальным прессом с усилием 75000 т.

4. ПАО Корпорация ВСМПО-АВИСМА — производство титановой продукции.

Последним в цепочке является ПАО Корпорация ВСМПО-АВИСМА — предприятие полного цикла производства полуфабрикатов и титановых сплавов. Имеет крупнейший в мире плавильно-литейный комплекс, а также листопрокатное, кузнечно-штамповочное, трубопрофильное производства, цехи мехобработки штамповок и нестандартного оборудования.

В процессе производства компания использует закупаемое в других странах сырье для изготовления губчатого титана. Однако этот фактор не очень значителен для инвестиционного кейса ВСМПО, так как доля титанового сырья в себестоимости продукции не превышает 5%.

Несмотря на наличие всей производственный базы на территории России, корпорация ориентирована на реализацию продукции за границей. Там сосредоточены следующие производственно-сбытовые подразделения:

NF&M является ключевым предприятием в части производства продукции мелкого сортамента. Была приобретена компанией в 2003 г. с целью расширения ассортимента и ориентации на одного из главных рынков — США.

Она производит титановые биллеты и прутковую заготовку для рынков авиадвигателей и авиа-конструкций, медицины и потребительских товаров, а также прутки малого диаметра с жёсткими допусками и проволоку в бухтах для авиационного, медицинского и автомобильного применений.

VSMPO-Tirus занимается вопросами дистрибуции и продаж в Европе и Северной Америке. Подразделения распределены по США, Англии, Германии, Швейцарии и Китаю. В них располагаются склады для реализации продукции, произведенной в России, и специалисты по продажам.

Отдельно стоит выделить совместное с Allegheny Technologies Incorporated (ATI) предприятие UNITI с офисом в Питтсбурге, США. Было создано в 2003 г. для производства и сбыта широкого ассортимента продукции в таких отраслях как электроэнергетика, химическая и нефтеперерабатывающая отрасль, автомобильная и транспортная отрасль, электроника и иное.

Структура акционерного капитала следующая:

Структура продаж и рынки сбыта

Основная выручка ВСМПО-АВИСМА приходится на реализацию титановой продукции. Большую ее долю занимают поставки за рубеж (свыше 70%). Ниже представлена структура продаж в занимаемых ею рынках сбыта за рубежом.

Для ВСМПО-АВИСМА основными потребителями выступают Boeing (США) и Airbus (Европа) — одни из крупнейших авиастроительных компаний в мире. С ними заключаются долгосрочные контракты на поставку титановых сплавов для производства шасси самолетов, элементов планера и иных деталей. Централизованный контроль дистрибьюторов в обоих странах осуществляет подразделение Tirus, что позволяет своевременно осуществлять поставки продукции в большом объеме.

Долгосрочное партнерство по поставкам изделий из алюминиевых и титановых сплавов построено с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). В рамках проекта SuperJet-100 компания сотрудничает с «Гражданские самолеты Сухого» и корпорацией Иркут в целях постройки модели МС-21.

В атомной промышленности у компании выстроены отношения с Росатомом в ряде зарубежных проектов: АЭС Руппур (Бангладеш), АЭС Бушер-2 (Иран), АЭС Ханкихиви-1 (Финляндия), АЭС Аккуя-1/2 и др. Также компания осуществляет работы на производствах ПАО Кемеровоазот, АО Минудобрения, ООО Менделеевсказот.

Мировой рынок титана

Рынок титановой продукции имеет явные предпосылки для роста спроса в будущем. Главным образом это обусловлено увеличением авиаперевозок, особенно в Азии.

В 2018 г. на долю аэрокосмической и промышленной отраслей пришлось около 90% потребления титанового проката. По мнению независимой исследовательской компании Roskill, существует тенденция к увеличению интенсивности использования титана в самолетах. Частично это вызвано его совместимостью с композитными материалами, используемыми в планерах. Недавние примеры включают Boeing 787 и Airbus A350, каждый из которых широко использует композиты в своих фюзеляжах и имеет соответственно высокие нагрузки на титан. То же самое относится и к Boeing 777X, который должен быть представлен в 2020 г. и имеет композитные крылья.

В производстве двигателей титан сохраняет высокий потенциал для использования совместно с композитным материалам. Однако в долгосрочной перспективе все большее распространение технологий аддитивного производства (3D-печать) может повлиять на спрос титана. Данный метод снижает количество отходов, но требует использования порошкового титана вместо классического сырья. Изменения в процессе производства могут негативно восприняться рынком.

Поставки деталей для двигателей осуществляются и автопроизводителям. Корпорация ВСМПО-АВИСМА отгружает катаные прутки из титановых сплавов, а также слитки и биллеты для изготовления дисков таким компаниям как Snecma, Rolls Royce, GEAE, Pratt & Whitney, Honeywell.

Порядка 40% рынка титанового проката приходится на химическую промышленность, энергетику и опреснение морской воды. Компания поставляет титан для работ на добывающих платформах, райзерах, трубопроводных системах. Основными партнерами являются Китай, Индия и Россия. Спрос в химической отрасли сильно зависит от разовых проектов. По мнению Roskill, на следует ожидать рост спроса на рынках хлора и терефталевой кислоты.

Таким образом, ожидается рост спроса на титан. Причиной послужит его широкое применение совместно с композитными материалами в авиастроении и увеличение заказов на самолеты мировыми авиакомпаниями. В других секторах также ожидается рост спроса, но умеренными темпами. Рост рынка электроэнергетики показал максимумы в 2018 г. и по оценкам BP продолжит рост до 2040 г. Долгосрочные контракты позволяют компании застраховаться от невыполнения условий поставок партнером. Однако частные случаи падения спроса на самолеты могут повлиять на дальнейшие договоренности.

Скандал вокруг Boeing

Связь партнерских отношений ВСМПО-АВИСМА и Boeing делает их зависимыми друг от друга. Несмотря на рекордные отгрузки самолетов в 2018 г. (806 штук), сейчас у Boeing наблюдаются проблемы с моделью самолетов 737 MAX. Из-за ряда аварий в октябре 2018 г. и в марте 2019 г. поставки упали. Во II квартале 2019 г. продажи моделей 737 упали более чем втрое — 24 штуки против 89 в I квартале. Авиакомпании поочередно стали отказывать в поставках. Сначала Garuda Indonesia на 49 самолетов, позже Lion Air отказала в пользу модели Airbus 330-900NEO.

По итогам II квартала не было продано ни одного самолета 737 Max. При этом наблюдается рост поставок самолетов Airbus.

Сравнительный анализ конкурентов

Конкурентов у корпорации ВСМПО-АВИСМА в России нет, но компании с схожей деятельностью присутствуют. Их доля в российском рынке титана мала, поэтому не будем учитывать их при сравнении. По мнению самой компании, основными конкурентами в титановой отрасли являются:

На мировом рынке индустриальной промышленности конкуренция идет с Японией в виде Однако низкая себестоимость продукции и высокий уровень организации зарубежных подразделений позволяет российской корпорации удерживать ведущие позиции на мировом рынке.

Сравнительный анализ публичных компаний из титановой отрасли показывает, что ВСМПО-АВИСМА находится на достаточно хороших позициях. В оценке использованы мультипликаторы, которые корректно применять для сравнения промышленных корпораций. На схеме ниже распределены основные конкуренты в сравнении с российским гигантом.

Среди конкурентов компанию выделяет высокая дивидендная доходность — 9,7% в рублях, что объясняется выплатой практически 100% прибыли. Конкуренты имеют доходность не выше 2,3%, кроме Furukawa Metal Thailand PCL.

А вот по показателю рентабельности собственного капитала (ROE) у ВСМПО-АВИСМА наблюдается отставание от среднерыночных уровней.

Финансовые результаты

ВСМПО-АВИСМА является сырьевой экспортно-ориентированной компанией, соответственно получает доходы от продажи титановой продукции в долларах США. Для удобства расчетов кредитные средства привлекаются в той же валюте. Таким образом на финансовые результаты компании влияют следующие внешние факторы:

За последние 2 года цены на зарубежном рынке титана не оказывали значительного влияния на деятельность компании. В большей степени изменения связаны с курсовыми колебаниями валюты.

Падение доллара в 2017 г. оказало давление на выручку в рублях, даже несмотря на рост продаж в 14% по отношению к 2016 г. Это увеличило себестоимость продукции, что в конечном итоге негативно сказалось на рублевой чистой прибыли и размере дивидендов.

В 2018 г. рост курса вкупе с увеличением продаж позволил поставить исторический рекорд по рублевой выручке. При этом чистая прибыль упала на 40%. Это было вызвано валютной переоценкой долга компании, что отражено в отчетности за 2018 г. как курсовой убыток на 7 млрд руб. Это объясняется как ростом курса на 22%, так и двукратным увеличением кредитов в валюте в 2017 г.

Чистая прибыль компании в 2018 г. составила 15 млрд руб. Без валютной переоценки она составила бы 22 млрд руб. С учетом среднегодового роста продаж на 12% в 2019 г. можно ожидать прибыль близкую или превышающую 25 млрд руб.По нашим оценкам, за первое полугодие из-за валютного фактора прибыль компании увеличится в 2 раза.

Финансовые показатели в долларах стабильно растут с 2015 г. Увеличение выручки объясняется сильными продажами за рубежом. При сохранении среднегодового темпа продаж на уровне 12% в 2019 г. выручка может составить $1811 млн.

На 2019-2026 г. компания утвердила инвестиционную программу объемом $700 млн. По прогнозам менеджмента, к 2020 г. планируется увеличить производство до 40 тыс. тонн. титановой продукции или на 14% по отношению к 2018 г.

История выплат берет начало в 2013 г. В течение 6 лет корпорация стабильно выплачивает дивиденды. Согласно дивидендной политике, выплаты должны быть не ниже 10% от чистой прибыли по РСБУ. Однако компания в последние годы платит практически все 100%.

Рекордная дивидендная доходность в 14% пришлась на 2016 г. Это связано с исторически самой высокой прибылью в данном году — 26 634 млн руб. (РСБУ). При этом доля прибыли, направленной на дивиденды, была самой низкой. За счет потери на курсе валюты в дальнейшем дивдоходность опустилась. Даже увеличение доли выплаты от прибыли оказалось недостаточным для возвращения к уровню 2016 г.

Годовая дивидендная доходность корпорации составляет в среднем 10%, что лучше, чем у компаний-аналогов.

— Полностью вертикально-интегрированный бизнес с минимальной зависимостью от сторонних организаций;

— Долгосрочные контракты с ведущими авиакомпаниями мира;

— Главный поставщик титановой продукции на российском рынке и один из самых крупных на мировом;

— Увеличение доли рынка за рубежом через совместные предприятия с Allegheny Technologies, металлургическим гигантом Arconic и Boeing;

— Корпорация является поставщиком титановых изделий широкого ассортимента, в том числе крупнейших в мире титановых штамповок;

— Значительный потенциал использования титана в авиакосмической и энергетической отраслях;

— Высокая дивидендная доходность;

— Компания недооценена относительно конкурентов.

Резюме

ВСМПО-АВИСМА — уникальная российская корпорация. Единственный в РФ вертикально-интегрированный производитель титана с развитыми партнерскими отношениями за рубежом. Долгосрочные связи с крупнейшими потребителями позволяют стабильно увеличивать финансовые показатели.

При этом компания является главным поставщиком титановой продукции для государства, не имея конкурентов на местном рынке. Единственная среди своих коллег по отрасли сохраняет высокую дивидендную доходность. Среди главных конкурентов компания выглядит привлекательно. Тем не менее ожидания кратного роста капитализации сейчас нет. ВСМПО-АВИСМА остается консервативной дивидендной историей с невысокой ликвидностью. В среднесрочной перспективе положительным драйвером для переоценки акций могут выступать устойчивые ожидания по снижению рублевых ставок.

Вот уже два года котировки акций компании консолидируются в широком коридоре 15500-18000 руб. Текущая рыночная конъюнктура способна обеспечить плавное движение к его верхней границе на горизонте до конца года, плюс получить промежуточные дивиденды.

Обращаем внимание, что бумаги компании имеют невысокую чувствительность по отношению к общерыночным колебаниям. Коэффициент бета к индексу МосБиржи за последний год составляет 0,12. Данные подтверждают нейтральное отношение котировок бумаги к волатильности на российском фондовом рынке.

БКС Брокер

в закладкиПоделиться

ВСМПО-АВИСМА

Корпорация в области цветной металлургии, производящая титан, алюминий, металлический магний и продукцию из них

http://www.vsmpo.ru

ВСМПО-АВИСМА – крупнейший в мире производитель титана, слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов, а также прессованных крупногабаритных изделий из алюминия, полуфабрикатов из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе. В организации работает более 20 тыс. человек. Контрольный пакет акций (50%+1) ВСМПО-АВИСМА принадлежит менеджменту крупнейшего производителя титана в России, блокпакет — 25% плюс одна акция — Госкорпорации Ростех.

Генеральный директор корпорации – Михаил Викторович Воеводин.

История компании

В начале 1990-х годов в результате политических и экономических преобразований госзаказы на авиационную и оборонную технику практически полностью были прекращены. Это способствовало резкому падению спроса со стороны внутренних потребителей на продукцию титано-магниевого комбината «Авиационные специальные материалы» (АВИСМА, город Березники, Пермская область) и Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО, город Верхняя Салда Свердловской области). Объемы производства упали, предприятия оказались на грани банкротства. 

В 1998 году компании принимают решение работать совместно.

В результате действий, предпринятых Ростехом в отношении ВСМПО-АВИСМА, корпорация глубоко интегрировалась в мировую авиакосмическую индустрию и стала для многих компаний основным поставщиком изделий из титана. ВСМПО-АВИСМА имеет международную аккредитацию Nadcap (общая программа аккредитации производителей в аэрокосмической и военной промышленности).

Объем инвестиций корпорации в производство титана до 2017 года планируется на уровне 55 млрд. рублей. Это требуется для увеличения объемов производства, связанного с возросшим спросом на продукцию компании, в том числе со стороны крупных иностранных авиапроизводителей.

В 2015 году Корпорация вводит в строй новый суперсовременный плавильный цех, который позволит в 2 раза увеличить мощности по выплавке суперчистого титана, используемого, в первую очередь, в двигателях: новый кузнечный комплекс, новый кольцераскатной стан.

Ежегодно компания производит около 30 тыс. тонн титановой продукции, большая её часть идёт на экспорт. В её число входят: слитки, биллеты, слябы, крупные штампованные поковки дисков и лопаток авиационных двигателей, сложноконтурные поковки для авиации, шассийные и конструкционные штамповки, раскатные кольца, профили, бесшовные и сварные трубы и другое. Алюминиевый дивизион включает в себя производство слитков, прессованных профилей, панелей, труб, а также холодно-деформированных труб и труб для атомной промышленности. Кроме того, Корпорация производит ферротитан, один из самых распространенных ферросплавов. 

Разработки корпорации позволяют ей стать поставщиком для 300 компаний в 50 странах мира, в том числе для лидеров мирового авиастроения: Boeing, Airbus, Snecma, Rolls-Royce, Pratt & Whitney и т.д.  ВСМПО-АВИСМА обеспечивает до 40% потребностей Boeing в авиационном титане, 50% потребностей EADS (Airbus) и 100% – Embraer.

Благодаря уникально высокой удельной прочности титановые сплавы традиционно используются в силовых элементах планера и шасси самолетов. В авиационных двигателях жаропрочные титановые сплавы применяются для изготовления лопаток, дисков и других элементов вентилятора и низких ступеней компрессора двигателя. В то время как широкое распространение композитов в производстве самолетов может рассматриваться как угроза для остальных материалов, для титана – это несомненное преимущество, что способствует расширению роли титана в авиастроении.

Ежегодно наблюдается рост объема поставок и номенклатуры заготовок для российских и международных предприятий. Сегодня ВСМПО-АВИСМА участвует не только во всех российских программах по созданию новых самолетов и модернизации серийных, но также во многих совместных и международных проектах, таких как: Воеing 787, 777, 737; Airbus 380, 350, 320 NEO; COMAC C919 и т.д. 

ВСМПО-АВИСМА – ключевой партнер и поставщик титана для подразделения «Боинг – Гражданские самолеты». Первое соглашение между компаниями было подписано еще в 1997 году, тогда же была выпущена первая титановая штамповка для Boeing 767. Дальнейшее развитие сотрудничества привело к открытию в 2009 году на Урале совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing в Верхней Салде.

В июле 2014 года стороны продлили долгосрочный контракт на поставку титанового проката до 2022 года. По условиям продлённого контракта ВСМПО-АВИСМА продолжит снабжать компанию Boeing и её поставщиков титановым прокатом в согласованных ежегодных объёмах, чтобы обеспечить потребности производства гражданских самолётов.

ВСМПО-АВИСМА будет обеспечивать сервисную поддержку данного контракта, включая логистику, резку и своевременную доставку продукции посредством своей глобальной сети дистрибьюторских центров в США, Великобритании, Германии и Китае.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА является основным поставщиком титана для компании Airbus. В июле 2014 года компании подписали ряд важных документов. В их число входит меморандум о взаимопонимании в разработке титановых бесшовных труб и сопутствующих материалов, которые Airbus будет использовать при создании гидравлических систем для всех своих программ. Это соглашение является первым документом такого характера, подписанным компаниями, и соответствует стратегии по расширению ассортимента продукции. Была достигнута договоренность о поставках штамповок и боковых панелей для пилонов двигателей самолетов А320neo (самолеты, оборудованные двигателями CFM), а также подписано соглашение о запуске проекта по механической обработке на мощностях ВСМПО-АВИСМА для программы A350 XWB.  

Сотрудничество обеих компаний началось еще в 90-е годы, когда были подписаны первые соглашения на поставку необработанных материалов. Со временем номенклатура закупаемых изделий изменилась и стала включать в себя обработанные детали более высокой добавочной стоимости. В настоящие момент ВСМПО-АВИСМА поставляет титановые штамповки для всех программ компании, включая А350XWB и А380. Российский титан используется для производства наиболее ответственных деталей самолёта, которые подвергаются наибольшим нагрузкам в полёте: стойки шасси, элементы пилонов двигателей и крыла.

Помимо Boeing и Airbus Корпорация сотрудничает со многими другими ведущими мировыми авиа- и двигателестроительными компаниями, в их числе: SNECMA, Rolls-Royce, Embraer, Bombardier Aerospace, PFW Aerospace GmbH, Pratt & Whitney и др.

Сайт: http://www.vsmpo.ru

04.09.2019 13:045341Еженедельник «Аргументы и Факты» № 36. «АиФ-Урал» 04/09/20191e191a16d5e8f4b977cacd605a4e52e2.jpgДмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Эксперимент века

Рождением салдинского титана можно считать 1957 год. Тогда, в феврале, на заводе №95 (с 1982 года – Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение) выплавили первый четырёхкилограммовый слиток. Кусок тусклого металла стал настоящим подарком для советского авиастроения и космонавтики.

Путь к первому слитку был непростым, но удачным. Салдинцы во главе со знаменитым металлургом Владиславом Тетюхиным, ставшим впоследствии руководителем комбината, экспериментировали с титановой губкой. Её делали (и делают до сих пор) на магниево-титановом комбинате АВИСМА (аббревиатура от «АВИаСтроительные МАтериалы») в Березниках (Пермский край) из ильменитового концентрата. Так или иначе, но дерзкий эксперимент 60-летней давности развился в огромный механизм, больше похожий на часы. В 2005 году две площадки, синхронно работающие на расстоянии сотен километров, объединились в одну структуру.

9521585be42dc16029e3d73f8b3551b8.jpg
Первый слиток в руках директора ВСМПО Владислава Тетюхина (на фото справа). Фото: ВСМПО-Ависма

Интересная деталь: сырьё для ильменитового концентрата приходится импортировать. Этот факт удивителен ещё и потому, что основа для титановой губки – очень распространённый элемент, он есть везде. Например, несколько лет назад месторождение пытались разработать в Тамбовской области, но сырьё оказалось таким, что покупать за рубежом было выгоднее. До сих пор шутят, что на той инициативе успел заработать политические очки лишь кандидат в местные губернаторы. Впрочем, стоимость сырья в себестоимости готовой продукции невелика – не более 5%, поэтому возить его можно хоть из Австралии.

Титановый механизм

На часах 10:30 утра. По дороге из Екатеринбурга в Верхнюю Салду мы чуть-чуть задерживаемся и… рассинхронизируемся с заводом – не успеваем на загрузку губки и титановой стружки. Её уже спрессовали в большой электрод и по правилам электрометаллургии переплавили в «свечу» высотой больше трёх метров. Искрящийся и переливающийся всеми цветами радуги слиток мы успели увидеть до того, как его откуют, отштампуют, прокатают, обточат и рассверлят на станках.

Обработка заготовок похожа на пекарню, по которой нас водит начальник цеха Андрей Лазутин. Он рассказывает, что на титановой «кухне» биллеты на прессе вытягивают, раскатывают, нарезают и ягко снимают с них фаску. На наших глазах один из прутков режут на куски, нагревают и везут на очередной пресс, где под давлением создаются шайбы – «бублики». А то, что буквально выдирается из куска, на цеховом жаргоне так и называется – «выдра». Шайбу раскатывают на кольцераскатном стане, где важен диаметр. Чем он больше, тем выше потенциал производителя, его возможности. В данном случае раскатывают кольцо диаметром более 3 метров. А вообще, тут делают 1,5-метровые кольца для турбин известных марок самолётов. Заказы на детали подвески поступали и от команд «Формулы-1».

Пресс конкурентов

«Семидесятка» – так с любовью в Салде называют один из двух самых больших в мире гидравлических штамповочных прессов (второй такой установлен на Самарском заводе). Эту многотонную гордость уральского предприятия сделали на НКМЗ – Новокраматорском машиностроительном заводе – и установили в этой кузнице ещё в 1961 году.

b245a2809d93b5a3fb2191c7be9bed31.jpg
«Семидесятка» от НКМЗ штампует титан с усилением в 75 тыс. тонн. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

35-метровый жёлто-зелёный гигант сильно напоминает живого трансформера, который с лёгким усилием в 75 000 тонн виртуозно и почти бесшумно штампует бесшовные детали для самолётов. Заводской любимчик за почти шесть десятков лет службы успел отличиться не раз: именно на нём в 1974 году была изготовлена переходная втулка стыковочного узла советско-американского проекта «Союз-Аполлон», а в 2003 году произведена самая большая и тяжёлая штамповка в мире – балка шасси для Airbus A380 весом почти 3,5 тонны и длиной около 5 метров.

2424ded9b500ee571b75c20591c27779.jpg
На наших глазах выдавливается очередной тракбим – деталь для стойки шасси нового самолёта. Рядом лежат уже отштампованные будущая балка крепления фюзеляжа и другие силовые – их тут называют «ответственными» – детали лайнеров. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

На наших глазах выдавливается очередной тракбим – деталь для стойки шасси нового самолёта. Рядом лежат уже отштампованные будущая балка крепления фюзеляжа и другие силовые – их тут называют «ответственными» – детали лайнеров. По аналогии с кольцераскатным станом, где важна способность дать больший диаметр, прессу важно давление – от него зависит качество, однородность металла заготовки. В этом уральцы пока первые, но, говорят, не так давно появился 85 000-тонный соперник в Китае. Во всяком случае, о нём пишет китайская пресса, правда, без подробностей. Пока же защитой от потенциального конкурента может стать отсутствие у китайцев сертификатов, без которых отправлять титан в небо – никак.

cea18283db8fd0bfbdf7ada6b217228e.JPG Статья по темеЧеловек-титан. В Верхней Салде попрощались с Владиславом Тетюхиным Впрочем, реальные конкуренты не там, да и опасности кроются не в экономике – во внешнеполитической плоскости. Ни для кого ни секрет, что изрядная доля заказов поступает от американской и европейской авиапромышленности, где без уральского титана по разным причинам не обойтись. У россиян есть и все сертификаты, чего на 100% пока нет даже у японцев, и большой опыт работы с титаном. Однако взаимовыгодная кооперация может оказаться под угрозой, если не прекратиться вовсе: на Западе к России постоянно клеят ярлык агрессора, и политики внимательно следят за сделками с «империей зла». Ситуацию объясняет горькая шутка про то, как экономика идет «вешаться» из-за политических разборок.

Политическая страховка

Продукция высокого уровня передела – мантра, которую наизусть знали министры «росселевского призыва». Со времён первого постсоветского руководителя Свердловской области промышленная политика региона настраивалась на производство не просто заготовок, а полноценных деталей. Ведь если – условно – штамповка для стойки шасси стоит как две «Тойоты Королла», то готовая деталь стоит – тоже условно – как восемь.

884daaa3dce4db3f129d70d104c4374c.jpg
Цех механообработки – гордость предприятия. Здесь титановые заготовки приводят в надлежащий вид и готовят к отправлению. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

На выполнение сверхзадачи работает цех механической обработки, где станки рассверливают титановые штамповки сразу в пяти координатных плоскостях, превращая их в черновые детали для самолётов. «Заготовка на станках протачивается, просверливается, а затем подвергается термообработке. Пять координат – это вдоль, поперек, вверх и по двум диагоналям», – объясняет начальник цеха Сергей Таланцев. Впрочем, и тут видна глубина европейской и американской кооперации: один станок – из США, ещё одна линия итальянского производства монтируется на помощь чешской.

Планы по чистовой отделке могут реализоваться уже к 2020 году – на площадке совместного с «Боинг» предприятия Ural Boeing Manufacturing –2. Его открыли в сентябре 2018 года на территории особой экономической зоны «Титановая долина».

В завершение остается добавить, что работает и платит налоги товаропроизводящее подразделение корпорации ВСМПО-АВИСМА на Урале, в городе с населением 42 тысячи, из которых каждый второй дееспособный житель работает на ВСМПО и справедливо считает себя титанщиком.

КСТАТИ Сегодня российским титаном «ответственного применения» закрывается около 50% всей потребности Airbus, 35% — Boeing. Среди заказчиков ВСМПО-АВИСМА 50 компаний из 350 стран мира, среди них не только вышеперечисленные гиганты самолетостроения, но ещё и Embraer, Rolls Royce, General Electric, Honeywell, MTU и другие.

Следующий материал

Также вам может быть интересно

Используемые источники:

  • https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/vsmpo-avisma-razbor-emitenta
  • https://rostec.ru/about/companies/vsmpo-avisma/
  • https://ural.aif.ru/industry/nebesnyy_metall_kak_rabotaet_edinstvennyy_v_rossii_titanovyy_zavod

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации