Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 2

C-17A «Globemaster III» военно-транспортный самолет

2015-04-27

В обшивке крыла применены панели длиной 26,82 м – самые крупные алюминиевые самолетные компоненты конца 1980-х годов. Элероны выполнены из композитных материалов. Длина каждого составляет 6,4 м, площадь − 5,9 м², корневая хорда – 1,32 м, концевая – 0,76 м.

В механизм крыла входят предкрылки и двухщелевые закрылки, которые обдуваются потоком газов от моторов. Они взяты с опытного самолета YC-15, занимают площадь поверхности крыла на 2/3. Положение закрылков можно изменять в зависимости от режима полета. В откинутом положении во время посадки скорость самолета снижается на 46 км/ч. На каждой крыльевой консоли перед закрылками размещены интерцепторы в четырех секциях.

Фюзеляж выполнен по типу полумонокока, имеет скошенную вверх хвостовую часть с двумя аэродинамическими гребнями снизу. В грузовой кабине имеется задняя грузовая рампа, на которой можно поместить груз весом до 18 тонн. Рампа сложена из четырех секций и оснащена гидравлическим приводом. Угол ее установки зависит от загружаемой в самолет техники. Нагрузка на швартовочные узлы – 11,3 тс. Узлы размещаются в кабине на расстоянии 0,61 м друг от друга. В составе погрузочно-разгрузочного оборудования находятся роликовый конвейер и рельсовые направляющие.

c-17_04.jpg

Объем грузовой кабины рассчитан на перевозку танка М1А1, боевых машин пехоты М2/3, грузовиков массой по 45 т, внедорожников (по три в ряд), самоходной артиллерийской установки калибром 155 мм, до трех ударных вертолетов АН-64 «Апач», до 18 грузовых контейнеров 463L. В самолете установили 54 откидных несъемных сиденья, предназначенных для перевозки военного личного состава, предусмотрена комплектация еще дополнительными креслами (48 шт.), которые хранятся на борту. Крепление для 12 носилок в виде стоек установили по бортам самолета.

Boeing C-17 имеет бронированную нижнюю часть фюзеляжа, обеспечивающую защиту от стрелкового оружия. Самолет предназначен для беспосадочного десантирования грузов с задействованием парашютных устройств с предельно малых высот или десантирования до 102 парашютистов.

В состав экипажа входят три человека: командир корабля, второй летчик (сидят рядом в кабине управления) и оператор погрузочно-разгрузочного оборудования (размещается под полом кабины управления по правому борту). Предусмотрены места для двух наблюдателей. Проникнуть в кабину управления можно через дверь со встроенной лестницей, которая находится по левому борту. Остекление кабины имеет достаточную толщину, чтобы не повредиться от столкновения со встречными птицами. Комната отдыха экипажа представлена полностью автономным модулем, аналогичным пассажирским самолетам, находится сразу за кабиной управления.

c-17_globemaster_iii_cockpit.jpg

Т-образное хвостовое оперение имеет стреловидные стабилизатор и киль. Площадь стабилизатора – 79,2 м², размах – 19,81 м. Рули направления и высоты двухсекционные. Длина секции руля высоты – 4,45 м. Двухсегментный руль направления имеет высоту 3,4 м.

Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с гидравлическим приводом и возможность его аварийного выпуска. Конструкция элементов шасси рассчитана на посадку, во время которой скорость снижения достигает 4,57 м/с, и эксплуатацию с небетонированных и бетонированных ВПП. Передняя опора двухколесная, с убиранием вперед. Основные опоры шестиколесные, имеют в составе две последовательно расположенные одноосные трехколесные тележки, убирающиеся по бокам фюзеляжа в обтекатели. Самолет оснащен системой торможения, позволяющей остановить машину на скорости 240 км/ч, массой 228 т на отрезке дороги 490 м за 14 секунд. База шасси − 20,05 м, колея – 10,27 м.

Boeing C-17 Globemaster

В состав силовой установки Boeing C-17 входят четыре двигателя, которые размещаются на пилонах в гондолах под крыльями. Модульный ТРДД F117-PW-100, который установлен на самолете, – это вариант двигателя для самолетов гражданской авиации PW2040. Данный мотор оснащен одноступенчатым вентилятором, четырехступенчатым компрессором НД, 12-ступенчатым компрессором ВД, двухступенчатой турбиной ВД и пятиступенчатой турбиной НД.

Присутствуют устройства реверса тяги в полете и на земле. Газы во время реверсирования вытекают вверх, чтобы предотвратить проникновение внутрь двигателей посторонних предметов, которые могут вызвать поломку конструкции. Силовая установка оснащена электронной системой управления двигателями и активной системой управления радиальными зазорами. Двигатель имеет длину 3,729 м, сухую массу − 3220 кг. Вспомогательная силовая установка «Гаррет» GTCP331 размещена в отсеке правой основной опоры шасси.

Общая емкость топливных баков составляет 102 614 л. Самолет оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.

В состав бортового оборудования входит электродистанционная цифровая система управления с гидравлическим приводом от элеронов рулей направления и высоты и схемой четырехканального резервирования. Есть аварийная система управления с механической проводкой. 17.10.1991 произошел случай отказа всех каналов ЭДСУ, и посадить аппарат удалось только благодаря аварийной системе. Расследование показало, что причиной аварии стал сбой программного обеспечения. К концу 1992 года ПО ЭДСУ изменили, предоставив возможность при потере сигнала воздушной скорости переходить на фиксированные коэффициенты усиления.

Бортовое оборудование получило ручку управления нового типа. Она полностью отклоняется для управления по тангажу и частично верхней частью для управления по крену.

Самолет оборудован системой улучшения управляемости и устойчивости. Опытные проверки на полетах с большим углом атаки показали необходимость в установке ограничителя угла атаки. Также оказался недостаточным уровень признаков предупреждения о выходе на опасные параметры сваливания с выпущенными закрылками. Проблему устранили установкой автомата тряски рычага управления.

Оборудование Boeing C-17 Globemaster

В состав приборного оборудования входят два ИЛС, четыре многофункциональных цветных индикатора, есть возможность использовать очки ночного видения.

Оборудование представлено бортовой автономной системой генерирования нейтрального газа OBIGGS, метеорологической РЛС «Бендикс» AN/ APS-133(V), навигационным приемником спутниковой системы.

Boeing C-17 Globemaster характеристики:

Разработчик McDonnell Duglas — Boeing
Обозначение C-17A «Globemaster III»
Тип тяжелый военно-транспортный самолет
Первый полет 17 сентября 1991 г.
Принят на вооружение  
Экипаж, чел 3
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 53,04
Размах крыла, м 50,29
Площадь крыла, м2 353
Стреловидность крыла по передней кромке  25°
Высота, м 16,79
Габариты грузовой кабины, м длина (включая заднюю рампу длиной 6,05 м) 20,79
максимальная ширина  5,49
высота под крылом 3,76
максимальная высота 4,11
Объем грузовой кабины, м3 592
Масса взлетная максимальная, кг 263083
Масса пустого снаряженного, кг  122016
Максимальная полезная нагрузка при перегрузке 2,25, кг 78108
Нормальная полезная нагрузка при перевозках: , кг между театрами военных действий при перегрузке 2,5 56245
тяжелых грузов при перегрузке 2,25 69535
Запас топлива, л 102614
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ТРДД Р117-PW-100
Тяга двигателей, кгс (кН) 4х 19000 (185.49)
Летные данные
Скорость полета, км/ч (М=) крейсерская на высоте 8535 м -0,77
максимальная крейсерская (земная индикаторная) в полете на малой высоте 648
Скорость при сбрасывании грузов (земная индикаторная),  км/ч у земли 213-463
на высоте 7620 м 241-463
Скорость захода на посадку с максимальной перевозимой нагрузкой, км/ч 213
Практический потолок, м 13700
Дальность полета без заправки топливом в полете с нагрузкой, км  72575 кг при перегрузке 2,25 4445
71895 кг при перегрузке 2,25 5000
56245 кг при перегрузке 2,5 5190
Перегоночная дальность, км 9430
Радиус действия без дозаправки в полете, км с нагрузкой 36785 кг при перегрузке 3,0 925
с нагрузкой 56245 кг при перегрузке 2,25 при полете туда и без нагрузки при полете обратно 3520
Потребная длина ВПП, м. при взлете с нагрузкой 75750 кг 2286
при посадке с нагрузкой 75750 кг с использованием реверса тяги 915

Боевые самолеты

Далее.

история создания

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с фюзеляжем большого диаметра, высокорасположенным крылом и Т-образным оперением. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов, доля КМ составляет 10-15% (поверхности управления, концевые поверхности крыла створки шасси, зализы и обтекатели). Гарантируемый ресурс планера 30000 летных часов, из которых 10% должно приходиться на полеты на высоте 90 м. Крыло с углом стреловидности 25 град и сверхкритическим профилем, удлинение 7,2. Концевые аэродинамические поверхности (КАП), также со сверхкритическим профилем, имеют высоту 2,9 м, площадь 3,33 м2, угол стреловидности 30 град, угол наклона вбок от вертикали 15 град. Обшивка крыла выполнена с использованием панелей длиной 26,82 м — самых больших за рубежом самолетных компонентов из алюминиевого сплава на конец 1980-х годов. Элероны — одни из самых больших компонентов конструкции из КМ: площадь одного элерона 5,9 м2, длина 6,4 м, концевая хорда 0,76 м, корневая 1,32 м.     Механизация крыла включает предкрылки по всему размаху и двухщелевые закрылки с обдувом потоком газов от двигателей, разработанные на основе энергетической механизации экспериментального самолета YC-15 и занимающие около 2/3 размаха крыла. Закрылки могут устанавливаться в любом промежуточном положении для оптимизации режима полета. Отклонение закрылков снижает скорость сваливания в посадочной конфигурации на 46 км/ч. Перед закрылками на каждой консоли крыла расположены по четыре секции интерцепторов.     Фюзеляж типа полумонокок со скошенной вверх хвостовой частью снизу которой расположены два аэродинамических гребня. Грузовая кабина с задней грузовой рампой, на которой в полете может размещаться груз массой до 18,1 т. Рампа четырехсекционная с гидравлическим приводом устанавливается под различными углами наклона в зависимости от типа загружаемой в самолет техники. Швартовочные узлы рассчитанные на нагрузку 11,3 тс, расположены в кабине с шагом 0,61 м. Погрузочно-разгрузочное оборудование включает рельсовые направляющие и роликовый конвейер. Грузовая кабина герметизирована, в ней могут перевозиться до 144 солдат с вооружением или 48 носилочных и 54 сидячих раненых. В грузовой кабине можно разместить танк М1А1, боевые машины пехоты М2/3, грузовики массой по 45 т (по два в ряд), джипы (по три в ряд), самоходную артиллерийскую установку калибра 155 мм, до трех боевых вертолетов АН-64 «Апач», до 18 контейнеров 463L с грузом. Установлены 54 несъемных откидных сиденья для перевозки личного состава, дополнительные 48 сидений (для размещения по шесть в ряд) планируется хранить на борту фюзеляжа, по бортам установлены стойки для крепления 12 носилок. Нижняя часть фюзеляжа бронирована для защиты от стрелкового оружия. Возможно беспосадочное десантирование грузов на платформах с предельно малых высот с помощью вытяжных парашютов (система LAPES) или выброска до 102 парашютистов.     Типовая численность экипажа три человека: командир и второй летчик, кресла которых расположены рядом, и оператор погрузочно-разгрузочного оборудования, рабочее место которого находится по правому борту под приподнятым полом кабины экипажа. Кроме того, имеются места для двух наблюдателей. Вход в кабину экипажа осуществляется с помощью двери со встроенной лестницей, расположенной с левого борта. Остекление кабины с повышенной птицестойкостью. Отсек для отдыха членов экипажа, представляющий собой полностью автономный модуль и аналогичный используемому на пассажирских самолетах, расположен по левому борту непосредственно за кабиной экипажа.     Хвостовое оперение Т-образное со стреловидными килем и стабилизатором. Размах стабилизатора 19,81 м, площадь 79,2 м2. Рули высоты двухсекционные, длина внутренней секции 4,45 м. Руль направления двухсекционный двухсегментный, высота руля направления 3,4 м.     Шасси трехопорное убирающееся с гидравлическим приводом и возможностью аварийного выпуска под действием силы тяжести. Рассчитано на посадку при скорости снижения 4,57 м/с и эксплуатацию с бетонированных и небетонированных ВПП. Передняя стойка двухколесная, убирается вперед. Основные стойки шестиколесные с двумя последовательно расположенными одноосными трехколесными тележками, убираются в обтекатели по бокам фюзеляжа. Система торможения позволяет остановить самолет, движущийся со скоростью 240 км/ч, при массе 228 т на дистанции 490 м за 14 с. Колея шасси 10,27 м, база 20,05 м.СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Четыре двигателя располагаются в подкрыльных гондолах на пилонах. ТРДД Р117-PW-100 модульной конструкции является вариантом гражданского двигателя PW2040 (установлен на самолете Боинг 757) и имеет одноступенчатый вентилятор, четырехступенчатый компрессор НД, 12-ступенчатый компрессор ВД, двухступенчатую турбину ВД и пятиступенчатую турбину НД. Установлены устройства реверсирования тяги на земле и в полёте, газы при реверсировании вытекают вверх для предотвращения засасывании пыли двигателями или повреждения конструкции и двигателей посторонними предметами. Установлена электронная система управления двигателями, активная система управления радиальными зазорами. Длина двигателя 3,729 м, диаметр корпуса вентилятора 2,154 мм, сухая масса двигателя 3220 кг, степень двухконтурности 6,0, степень повышения давления 31,8, расход воздуха 608 кг/с, удельный расход топлива на крейсерском режиме при М=0,8 на высоте 10670 м — 0,563 кг/кгс-ч. ВСУ Гаррет GTCP331 установлена в отсеке правой основной стойки шасси.     Топливо размещается в баках общей емкостью 102614 л. Имеется система дозаправки топливом в полете.ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ. Система управления полетом электродистанционная (ЭДСУ) цифровая с четырехканальной схемой резервирования и приводом органов управления (элеронов рулей высоты и руля направления) от двух гидравлических систем. В каждом канале используется ЭВМ фирмы Дженерал Электрик. Имеется резервная система управления с механической проводкой к гидроприводам. (Во время испытательного полета 17 октября 1991 г. на опытном самолете Т-1 произошло автоматическое отключение всех четырех каналов ЭДСУ и переход на механическую систему, с использованием которой и была совершена посадка. Это было вызвано чрезмерным разбегом данных от четырех приемников воздушного давления, расположенных на фюзеляже вследствие искажения воздушного потока под воздействием установленной в носовой части данного экземпляра самолета штанги с датчиками. После этого случая к концу 1992 г. в программное обеспечение были внесены изменения, обеспечивающие не отключение, а переход ЭДСУ на режим с фиксированными коэффициентами усиления даже при полной потере сигнала воздушной скорости).     Ручка управления нового типа: вся ручка отклоняется для управления тангажом и только верхняя четвертая часть — для управления креном. Имеется система улучшения устойчивости и управляемости. Испытания самолета на больших углах атаки показали необходимость установки ограничителя угла атаки и выявили недостаточный уровень естественных признаков предупреждения о приближении к сваливанию при выпущенных закрылках, что требует применения автомата тряски ручки управления.ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Приборное оборудование включает два ИЛС, четыре многофункциональных индикатора на цветных ЭЛТ, в качестве резервных используются обычные приборы, возможно применение очков ночного видения. Используются две независимые ИНС с кольцевыми лазерными гироскопами, впервые на ВТС скомплексированные с цифровой СУП, бортовая автономная система генерирования нейтрального газа OB1GGS, метеорологическая РЛС Бендикс AN/ APS-133(V), приемник навигационной спутниковой системы.     Электронное оборудование имеет соединительные устройства, выполненные с применением поверхностного монтажа и гибких схем.

<center>

Описание
Разработчик McDonnell Duglas — Boeing
Обозначение C-17A «Globemaster III»
Тип тяжелый военно-транспортный самолет
Первый полет 17 сентября 1991 г.
Принят на вооружение
Экипаж, чел 3
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 53,04
Размах крыла, м 50,29
Площадь крыла, м2 353,0
Стреловидность крыла по передней кромке 25°
Высота, м 16,79
Габариты грузовой кабины, м длина (включая заднюю рампу длиной 6,05 м) 20,79
максимальная ширина  5,49
высота под крылом 3,76
максимальная высота 4,11
Объем грузовой кабины, м3 592
Масса взлетная максимальная, кг 263083
Масса пустого снаряженного, кг 122016
Максимальная полезная нагрузка при перегрузке 2,25, кг 78108
Нормальная полезная нагрузка при перевозках: , кг между театрами военных действий при перегрузке 2,5 56245
тяжелых грузов при перегрузке 2,25 69535
Запас топлива, л 102614
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ТРДД Р117-PW-100
Тяга двигателей, кгс (кН) 4х 19000 (185.49)
Летные данные
Скорость полета, км/ч (М=) крейсерская на высоте 8535 м (0,77)
максимальная крейсерская (земная индикаторная) в полете на малой высоте 648
Скорость при сбрасывании грузов (земная индикаторная), км/ч у земли 213-463
на высоте 7620 м 241-463
Скорость захода на посадку с максимальной перевозимой нагрузкой, км/ч 213
Практический потолок, м 13700
Дальность полета без заправки топливом в полете с нагрузкой, км 72575 кг при перегрузке 2,25 4445
71895 кг при перегрузке 2,25 5000
56245 кг при перегрузке 2,5 5190
Перегоночная дальность, км 9430
Радиус действия без дозаправки в полете, км с нагрузкой 36785 кг при перегрузке 3,0 925
с нагрузкой 56245 кг при перегрузке 2,25 при полете туда и без нагрузки при полете обратно 3520
Потребная длина ВПП, м. при взлете с нагрузкой 75750 кг 2286
при посадке с нагрузкой 75750 кг с использованием реверса тяги 915

</center>

Источники информации:

  1. C-17 Globemaster III / Boeing /
  2. C-17 GLOBEMASTER III / Уголок неба /
  3. «Лидер в своем классе». В.Ильин / Авиация и космонавтика 7′ 2000 /
  4. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /

Одним из самых востребованных стратегических американских военно-транспортных самолетов является Boeing C-17 Globemaster III. Самолет C-17 числится на вооружении многих стран, начиная от Арабских Эмиратов, заканчивая Индией.

Boeing-C-17-Globemaster-III1.jpgBoeing C-17 Globemaster III

Воздушный транспорт помогает перевозить как личный состав, так и всевозможные виды грузов. Также используется в том случае, если необходимо сбросить груз в определенной местности с предельной точностью.

Конструкторы разработали самолет С-17 с целью замены грузового воздушного транспорта Lockheed c-141 Starlifter. Обновленная версия стратегической техники произвела первый пробный полет в сентябре 1991 года.

Летные испытания продолжались на протяжении 3-х лет, к их завершению заказчик в лице ВВС Соединенных Штатов Америки смог получить в собственное распоряжении 16 новых моделей Boeing C-17 Globemaster III.

Заказчик решил продолжить деловое сотрудничество с авиапроизводителем, подписав контракт на получение 210 единиц самолетов С-17 к 2000 году. По предварительным подсчетам на программу нужно было выделить около 37 миллиардов долларов, так как одна модель воздушного транспорта в производстве обходилась в 125 миллионов долларов.

Boeing-C-17-Globemaster-III2.png

Особенности конструкции

При создании воздушного транспорта модели С-17 задействовалась обычная аэродинамичная схема. Готовая техника предусматривала наличие фюзеляжа, оснащенного оперением, выполненным в Т-образном исполнении и высоко поднятым крылом.

Для изготовления корпуса были использованы алюминиевые сплавы и примерно 15% композитных материалов. Высокопрочную основу использовали для изготовления торцевой части крыла, обтекателей и органов управления. Срок эксплуатации для воздушной машины, по заверениям авиапроизводителей должен был превысить 30 000 летных часов.

Фюзеляж конструкторы изготовили в соответствии с типом полумонокока, что позволило создать хвостовую часть в скошенном исполнении и оснастить воздушное средство 2-мя аэродиномичными гребнями. Заднюю грузовую рампу разместили в грузовом отсеке. Надежная рампа без проблем выдерживает довольно весомый груз, вес которого может превысить 18 тонн.

Читайте также:   Технические характеристики Ан-28

Рампа представляет собой 4 секции, оснащенные гидравлическим приводом. Угол конструкции можно менять с учетом того, какой груз будет загружаться в воздушный транспорт. В грузовой кабине С-17 могут разместиться:

  • танк модели М 1А1;
  • боевые машины М2/3;
  • несколько грузовиков, масса которых превышает 45 тонн;
  • три ряда внедорожников;
  • три единицы военных вертолетов модели АН-64;
  • около 17 контейнеров для перевозки грузов.

Самолет С-17 предусматривает наличие съемных откидных сидений в количестве 54 штук для перевозки военных. На борту также имеются 48 дополнительных кресел.

При создании воздушной техники конструкторы оснастили нижнюю часть фюзеляжа броней. Благодаря наличию брони, самолету практически не страшны артиллерийские обстрелы, ведущиеся при помощи наземного оружия.

Основным предназначением воздушной техники является посадочное десантирование грузов при помощи парашютных приспособлений с малой высоты, а также высадка парашютистов в определенную зону.

Boeing-C-17-Globemaster-III3.jpgСамолет C-17

Экипаж

Для пилотирования самолетом требуется 3 члена экипажа:

  • командир;
  • второй пилот;
  • оператор, контролирующий процесс разгрузки и погрузки транспортируемого оборудования.

Также в салоне имеется дополнительные 2 места, на которых могут расположиться наблюдатели.

Попасть внутрь отсека управления возможно только одним способом, открыв дверь, расположенную по левому борту возле встроенной лестницы. Внешняя часть кабины выполнена из высокопрочного стеклянного основания, которое не могут повредить птицы при столкновении. Для отдыха экипажа на борту воздушного транспорта имеется специальное помещение, представляющее собой модуль в автономном исполнении. Даже учитывая, что кабина экипажа занимает слишком высокое положение, по заверению пилотов такая конструкция не ухудшила обзор.

Самолет С-17 рассматривается в качестве самого востребованного военно-транспортного средства и первого конкурента модели Ил-476, собранного российскими авиаконструкторами.

Катастрофы с участием Boeing C-17 Globemaster III

За историю своего существования самолеты С-17 потерпели несколько катастроф. Самый страшный инцидент, отнявший жизни всех членов экипажа, произошел вблизи авиабазы под названием «Эльмендорф» летом 2010 года. На борту самолета находились 4 члена экипажа. Воздушный транспорт должен был произвести тренировочный полет, подготавливаясь к предстоящему шоу Arctic Thunder Air Show.

Читайте также:   Яковлев Як-11: фото, характеристики

К сожалению, во время полета что-то пошло не так. Как после удалось выяснить, именно ошибка пилота оказалась причиной сваливания воздушного транспорта. Техника разбилась неподалеку от железнодорожного полотна, перекрыв на длительное время движение железнодорожному транспорту. Пилоты не смогли своевременно покинуть самолет, и погибли на месте крушения. Изувеченная техника не поддавалась восстановлению.

Используемые источники:

  • http://avia.pro/blog/boeing-c-17
  • https://testpilot.ru/usa/md/c/17/index_1.php
  • http://samoleting.ru/samolety/samolet-boeing-c-17.html

</table>

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации