Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 3

Двухтактный почти “триодный” УНЧ на 6П3С и 6П3С-Е

 
6P3C-262x300.png
Схема соединения электродов лампы 6П3С

</p>

6P3C_pack-155x300.png
Корпус лампы 6П3С

</p>

okt_pins-300x149.png
Октальный цоколь ламп

</p>

Описание

Тетроды для работы в выходных каскадах усилителей низкой частоты радиоэлектронной аппаратуры. Оформление — в стеклянной оболочке с октальным цоколем. Масса 70 г.

 Основные параметры при Uн = 6.3 В, U= 250 В, Uс2 = 250 В, Uс1 = -14 В
Параметр Условия 6П3С 6П3С-Е Ед. изм.
Аналог 6L6GT
Ток накала 900±90 88±40 мА
Ток анода 72±18 73±13 мА
в начале характеристики ≤14 ≤10 мА
Ток второй сетки ≤9 ≤6 мА
Обратный ток первой сетки ≤3 ≤0,5 мкА
Ток катода ≥275 мА
Выходная мощность ≥5,4 ≥5,8 Вт

 

Uн=5,7 В ≥4 ≥5
Крутизна характеристики  — 6±0,8 6±0,8 мА/В
Коэффициент нелинейных искажений 11 ≤15 %
Внутреннее сопротивление 25 ≤65 кОм
Сопротивление изоляции первой сетки ≥20 ≥100 МОм
Сопротивление изоляции анода ≥20 ≥100 МОм
Сопротивление изоляции между катодом и подогревателем  — ≥1 ≥4 МОм
Межэлектродные емкости входная 11±2 11 пФ
выходная 8,2+1,5-1,4 6,7
проходная ≤1 ≤1
катод-подогреватель 11
Наработка ≥1000 ≥5000 ч
Критерии оценки
Выходная мощность ≥4 ≥4,5 Вт
Обратный ток первой сетки ≤10 ≤2 мкА
 Предельные эксплуатационные данные
Параметр Условия 6П3С 6П3С-Е Ед. изм
Напряжение накала 5,7-7,0 6,0-6,6 В
Напряжение анода 375 250 В
Напряжение второй сетки 300 250 В
Напряжение между катодом и подогревателем

 

при отрицательном потенциале подогревателя 100 200 В

 

 при положительном потенциале подогревателя 100 90
Ток катода 90 мА
Мощность, рассеиваемая анодом 20 20,5 Вт
Мощность, рассеиваемая второй сеткой 2,75 2,0
Сопротивление в цепи первой сетки 500 150 кОм
Температура баллона лампы 210 180 °C
Устойчивость к внешним воздействиям
Ускорение при вибрации (в диапазоне частот) 3(5-300Гц) g
при вибрации на частоте 50 Гц 15
при многократных ударах 12
при одиночных ударах 100
постоянное 100
Интервал рабочих температур окружающей среды -60…+70 -60…+160 °C

Описание всех параметров смотрите в буквенных обозначениях параметров радиоламп.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(полная авторская версия)

Типовой режим ламп выходного каскада (из справочника):

Еа = 360 В, Еg2 = 270 В, Eg1 = минус 22,5 В, Raa = 6,6 КОм,

Ia = 2 x 44 mA, Ig2 = 2 x 2,5 mA, При Uвх = 0.

Ia = 2 x 66 mA, Ig2 = 2 x 7,5 mA, При Uвх = 45 В амп. P = 26,5 Вт, Кни = 2 %.

В справочных данных для этой лампы не было найдено рекомендации по проценту напряжения на экранной сетке для ультралинейного включения. Поэтому, волевым решением, основываясь на собственном опыте разработчика, было принято значение 33 %. Однако, надо понимать, что ультралинейное включение значительно снижает выходную мощность усилителя относительно приведенных справочных данных для “чистого” двухтактного усиления в режиме класса AB. Это происходит за счет того, что при открывании лампы, при положительной полуволне входного напряжения, снижается не только анодное (выходное) напряжение, но и напряжение экранной сетки, что приводит к уменьшению амплитуды анодного тока, относительно значения, до которого могла бы открыться лампа при постоянном напряжении экранной сетки. Характеристики лампы выходного каскада за счет введения ультралинейной обратной связи приближаются к триодным. Плавно же изменяя процент переменного напряжения на экранной сетке, ну, например, с помощью потенциометра, можно установить оптимальное соотношение между максимальной выходной мощностью и “триодностью” звучания. Но это лучше делать каждому радиолюбителю индивидуально на свой вкус. Разумеется, приведенные в справочных данных 26,5 ватт при переменном напряжении на экранной сетке в 33 процента от анодного, не могут быть получены, но усилитель при этом будет звучать особенно нежно.

Проведя аналогичные расчеты, как и для предыдущей схемы, Находим:

Uaa = 592 В, Ua = 296 В, Ua эфф = 210 В.

По приведенным выше расчетам также замечаем, что выходную мощность в 26,5 Вт мы сможем получить с трансформатора ТАН лишь на нагрузке 4 Ома. На нее и будем рассчитывать наш усилитель. Нужный коэффициент трансформации для соотношения сопротивлений 6600 к 4-ем, составит 40,6.

Поскольку напряжение на нагрузке в 4 Ома при выходной мощности 26,5 Вт должно быть 10,3 В, мы можем использовать при точном подборе нужного соотношения витков отводы накальных обмоток. Нас устроят такие варианты включений: 5 + 5 = 10 В (с небольшой перегрузкой на 0,3 В), 5 + 5 + 1,3 = 11,3 В и полное включение: 5 + 5 + 1,3 + 1,3 = 12,6 В.

Итак, нам надо подобрать трансформатор, имеющий двойной набор обмоток с напряжениями в двух комбинациях: 110 + 100 и 127 + 83. В реальном подобранном трансформаторе эти напряжения могут быть немного больше, но ни в коем случае – меньше! И при этом, чтобы нашлась еще одна (пара, разумеется) обмотка для питания экранной сетки с напряжением 210 / 3 = 70 В.

Как уже говорилось ранее, мощность выбираемого трансформатора должна быть в районе 100 Вт. Однако, представляет интерес использовать для этой схемы чуть более мощные трансформаторы со стержневым сердечником и расположением обмоток на двух симметричных катушках. Это ряд трансформаторов от ТАН69 до ТАН82 с мощностью 122 Вт.

По рассчитанным исходным данным нас удовлетворяют два трансформатора:

ТАН72-127/220-50, – комбинация обмоток 127 + 80 + 24 (анод) и 56 – экран;

ТАН73-127/220-50, – комбинация обмоток 127 + 80 + 20 (анод) и 80 – экран;

При этом “ультралинейная” экранная обмотка у ТАН72 составит 24 % от анодной, а у ТАН73 – 35 %. Схемы включения обоих трансформаторов одинаковы.

При этом, чтобы максимально точно выдержать нужный коэффициент трансформации, нагрузку надо подключать к выходным накальным обмоткам, соединенным на напряжение 11,3 В (5 + 1,3 + 5). В этом случае коэффициент трансформации составит:

для ТАН72 коэффициент: 2 х (127 + 80 + 24) / 11,3 = 40,9 и при этом Raa = 6686 Ом.

для ТАН73 коэффициент: 2 х (127 + 80 + 20) / 11,3 = 40,2 и при этом Raa = 6457 Ом.

Наличие обоих трансформаторов (а они стоят очень не дорого) открывает возможность для эксперимента с величиной переменного напряжения на экранной сетке.

В анодную цепь лампы нужно включать начало первичной (сетевой) обмотки. У этого вывода минимальная емкость на остальные обмотки. Затем, последовательно включаются секции анодных обмоток в порядке увеличения их нумерации выводов. Такое включение обмоток позволяет получить максимальную полосу пропускания трансформатора, в общем-то не предназначенного для использования в качестве выходного.

В данной схеме использовано комбинированное смещение на управляющие сетки ламп выходного каскада. Автоматическое смещение за счет общего тока обеих ламп обеспечивает 40 % напряжения смещения, а остальные 60 % – задаются от отдельного выпрямителя и схему балансировки.

Единственное отличие предварительного каскада от предыдущей схемы в том, что фазоинвертор с расщепленной нагрузкой питается более высоким анодным напряжением, чтобы обеспечить хорошую линейность усиления при значительном размахе (двойной амплитуде) парафазных напряжений (два раза по 45 вольт).

Первое включение и регулировка усилителя полностью идентичны предыдущей схеме. Выпрямители собраны по классическим двухполупериодным схемам и в пояснениях не нуждаются.

Чувствительность усилителя на частоте 1 КГц при максимальной выходной мощности составляет 0,775 вольта эффективного значения. А полоса пропускания при средней выходной мощности 8,5 Вт от 24 Гц до 24КГц по завалам минус 3 дБ.

Усилитель, собранный автором с трансформатором ТАН73 показал великолепное звучание с очень сочными низшими частотами, жесткой “серединой” и очень нежными и прозрачными высокими частотами. В этой схеме были опробованы не только лампы 6П3С и 6П3С-Е, но и 6Ф6С, EL34 и 6550.

Самое “вкусное” и приятное звучание обеспечили выходные лампы 6Ф6С, правда, при нагрузке 8 Ом и полном включении выходных обмоток.

Вот кратенькое эмоциональное описание звучания усилителя с разными лампами:

6П3С-Е – Звук упругий, как будто слегка скомпрессированный, мощные низы, и очень четкие верхи. Но этот звук давит и долго его не послушаешь. Она по звучанию как раз под гитарные комбики! Это ж аналог американской 5881, которая в этих комбиках как раз и используется. Электрогитарный у нее звук. Она все-таки не совсем 6L6, которая почти точный аналог нашей 6П3С.

6П3С – Прозрачный естественный звук с очень хорошим разделением и слышимостью как тихих, так и мощных звуков. Четко слышны все призвуки и разные инструменты.

6Ф6С – Очень интересное звучание. Можно слушать целый день – не утомляет. Все очень прозрачно, нежно и музыкально!

6550 – Сильный мощный звук. Солидный, можно сказать. Низы звучат, как выражается мой братишка, что “аш шуба заворачивается”!

EL34 – Глубокие мощные низы, очень нежные верха и жесткая середина. Голос очень жестко звучит. Однако при этом нежно звучит рояль.

6П6С – никак. Дохло и невкусно. Не годится она в этот усилитель. Слабовата.

И еще увидел разницу в звучании, которую вносит предварительная лампа.

6Н8С – наша, классическая, дает немного размазанный мягкий звук.

6Н8С-6SN7 фирмы RFT 1954 года. Были такие с двойным названием, дают очень жесткий и четкий звук, – как будто по прописям он прописан! И верхи становятся как стальные!

6Н9С – в комплекте с EL34 дает довольно интересное звучание с подчеркиванием верхних частот. Очень сильно подчеркиваются щеточки. Однако, низы звучат относительно бесцветно. А в комплекте с 6П3С – вообще никакого звучания не было… так, что-то непонятное и “никакое”.

Лампы 6550 и EL34 мощноваты для этого усилителя. Поставить их можно и они нормально работают, но для них надо более высокие напряжения и более мощные трансформаторы – раза в два-три! И питание разное. На 6550 надо, по хорошему-то, 600 вольт на аноды и 300 вольт на экранные сетки, а на EL34 – 800 и 400, соответственно. Тогда они запоют!!! Под них надо трансформаторы на заказ мотать! Или покупать у серьезных аудиофильных компаний. Это уже очень серьезные лампы.

Однако, оптимально этот усилитель работает на обычных лампах 6П3С с предварительным каскадом на 6Н8С. Что и рекомендую!

Поскольку в схеме 2 экранные сетки выходных ламп питаются в 1,38 раза более низким напряжением, чем аноды, это эквивалентно, если бы к экранным сеткам были бы приложены не 24 % и 35 % переменного анодного напряжения, а 33 % и 48% соответственно.

Автором был выполнен такой усилитель на трансформаторе ТАН73, и при столь большом значении переменного напряжения на экранной сетке, 48%, выходная мощность усилителя составила 12 ватт. При этом его звучание очень напоминало усилители на триодах.

В общем, игрушка что надо!!! И это на обычных дешевых ТАН-ах!

Ламповые кастрюльки!

Уважаемый Сергей!

Вы так профессионально и заразительно описали Ваши усилители на ТАН-ах , что я на старости лет решил попробовать собрать схему №2 на 6П3С-Е. Собрал два моноблока. Высылаю Вам их фотографии. Это моя вторая конструкция на лампах (первая — осциллограф была построена после школы в 1975 году).

Идея использовать 4-х литровую кастрюлю в качестве корпуса пришла после посещения хозяйственного магазина. Корпус, если его изготавливать, учитывая и эстетику и функциональность — дорогостоящая и трудоёмкая деталь, а тут — готовое изделие — никелированное, с ручками и не дорогое (350 р.). Случайно высота кастрюли совпала с высотой трансформатора. Вырезал электролобзиком крышку из 5-ти мм. дюраля и она стала главным несущим элементом. Кастрюля не претерпела никаких изменений. Можно в любой момент использовать по прямому назначению. Стоял вопрос вентиляции, но за полчаса работы ничего особенно не нагрелось. Самым горячим элементом оказался резистор в катодах 6п3с, но я увеличил его мощность в 2 раза. В конце-концов можно отверстий насверлить (как в дуршлаге), но этого пока не понадобилось.

Лампы закрыты от повреждения красивыми решеточками — подставками то ли для зубных щёток, то ли для чего то ещё, купленными в том же хозяйственном.

Вот, собственно, и всё.

Огромное спасибо Вам, Сергей за такой отзыв о моей конструкции. Покажу жене, может не так будет гундеть, что квартиру канифолью провонял. Осмелюсь пригласить Вас в гости на «рюмочку чая».

С уважением, Борис Трунов

Кастрюльки на кухонном подоконнике. Два оконечника и предварительный усилитель:

Компоновка оконечного усилителя:

Монтаж оконечного усилителя. Вид сбоку:

Монтаж оконечного усилителя. Вид сверху:

Автор: Сергей Комаров, UA3ALW

Журнал «Радио» № 5, 2005

Из сайта radiostation.ru

01.12.14   Lektor   108 142   20   Очень удачный двухтактный усилитель на лампах 6П3С. Эти лампы незаслуженно отнесли в разряд «помоечных». Кто-то сказал, что хуже звучат только лампы накаливания. Я с этим не согласен!

Содержание / Contents

↑ Исходная схема Нобу Шишидо

Всем привет! Хочу предложить вниманию двухтактный усилитель на 6П3С с фазоинвертором «длинный хвост» и непосредственной связью с драйвером. Я повторил усилитель. Материнская схема взята где-то на просторах интернета. Автор Нобу Шишидо.1401029261_phasesplitter_6h8c_longtail_1.jpgАвтор любезно обозначил все режимы ламп. Все честно, без подвохов.

↑ Моя схема усилителя на лампах 6П3С

Мой усилитель имеет ряд изменений. Драйвер работает в более токовом режиме. В катодах ФИ применен составной резистор, позволяющий легко регулировать смещение ламп. Разница между напряжением на аноде первой лампы и на катодах ФИ должна быть 4-5 В. Это и есть напряжение смещения для ламп ФИ. Ток через эти лампы определяем по падению напряжения на нагрузочных резисторах этих ламп. Эти резисторы не случайно имеют разный номинал, 24к и 27 кОм. Кус плеч разный, поэтому нагрузочные резисторы разные — 24 кОм и 27 кОм. Точная настройка симметрии сигнала заключается в подборе этих резисторов. Будем играться резистором на 24 кОм, контролируя уровень сигнала на анодах ламп фазоинвертора. Подаем на вход усилителя сигнал. Напряжение замеряем тестером через небольшой конденсатор (0,22 — 1 мкФ), который отсечет от прибора постоянку. Перед каждым (!) замером конденсатор разряжаем. Иначе остаточный потенциал будет портить показания. Я впаял в анод резистор на 22 кОм, заготовил добавочные резисторы от 300 Ом до 4,7 кОм и подобрал номинал, при котором уровень сигнала на анодах стал практически одинаков. Резистор можно оставить составным.Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!В выходном каскаде еще больше непривычного. Лампы работают в пентоде. Вторая сетка стабилизирована не относительно земли, а относительно анодного питания. Так проще реализовать применение газоразрядного стабилитрона. Это понравится ортодоксальным лампостроителям. Лампе особо по барабану, относительно чего будет стабилизирована сетка. Гасящим резистором служит внутренее сопротивление лампы. Резистор на 100к устраняет щелчок при запуске стабилитрона. Можно собрать традиционный стабилизатор, на каменном стабилитроне, на микросхеме, относительно массы, анодного, как кто хочет. Но сетку желательно стабилизировать. Звук тогда динамичней, точнее.Выходной трансформатор. Железо ОСД-03 (аналог ОСМ-0,16), первичка – 2500 с отводом от середины, намотана проводом 0,4. Вторичка для акустики 8 Ом – 96 витков. Получаем приведенка – 6к, активное сопротивление 55 Ом, индуктивность 30Гн. Трансформатор мотался для 6С4С. Несмотря на свою «триодность» очень хорошо прижился в этой конструкции.

↑ Блок питания

Я люблю использовать отдельные трансформаторы, как минимум анодный и накальный. Анодный на холостом ходу 350+350 В. Накальный ТН-56. Кенотрон 5Ц8С. Можно применить два 5Ц3С или демпферные диоды 6Д22С. Ноу-хау – диоды шоттки. Считаю, технически они отправили кенотроны в историю. Уступают разве что дизайном и отсутствием плавного пуска.

↑ О звуке

Собирал на 6П3С усилитель Манакова с несамобалансирующимся ФИ каскадом. Так вот, слушать эту лампу не мог. В этом усилителе 6П3С не узнать. Звук мощный, динамичный и музыкальный. С некоторого времени полюбил двухкаскадную раскачку и все меньше верю в «короткий тракт». Достойная раскачка дает достойный результат.Удачного повторения!!!

Камрад, смотри полезняхи!

foto_56.jpgМихаил (Lektor)Украина, АлександрияСписок всех статейПрофиль Lektor

Читательское голосование

like.png

Статью одобрили 146 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.

Поделись с друзьями!

Связанные материалы

1518633940_p_20180208_201820_sres.jpgПроект «BRASS». Часть 1. Ламповый усилитель по Нобу Шишидо и винил-корректор… Здравствуйте уважаемые читатели нашего любимого портала Datagor.ru! Меня не было слышно около года…. 1449406198_1529.jpgГенераторные лампы ГУ-50, ГУ-32, ГУ-29, ГМИ-6, ГИ-30 для звука… Многие думают что на этих лампах нельзя собрать усилитель, якобы лампы предназначались не для… 1414177121_hjclsnnskd8.jpgДвухтактный ламповый усилитель с фиксированным смещением на 6Н1П + 6П36С… Привет друзья! Хочу рассказать вам о создании своего лампового УНЧ на 6П36С. Это двухтакт с… 1450125250_power-amp_3.pngДвухтактный ламповый усилитель на ECC85 и EL34… Раньше я с предубеждением относился к звучанию двухтактных ламповых усилителей, полагая, что… 1382499725_6.jpgДвухтактный ламповый усилитель 10 Вт на двойных триодах (6Н1П + 6Н6П)… Хочу поделиться своим опытом в создании лампового усилителя для домашнего использования. Этот… 1241210034_1509a108.jpgДвухтактный усилитель на ГУ-32… После подписки на USB-ЦАП на РСМ2702 «GOLDSMITH» встал ребром вопрос: «А на чем его слушать?»… 1226354865_tri.jpgЛамповый гитарный усилитель 40 ватт. 6П3С + 6Н2П… Вот хочу рассказать о моем опыте изготовления усилителя для гитарного комбика. К сожалению фоток… 1325076950_ris_4a.jpgПростой ламповый усилитель для комбика на 6П14П… Ламповый усилитель на 6П14П для комбика и просто для души. Просто захотелось сделать… С музыкантами… 1499150383_p1160477.jpgДрайвер на ОУ для лампового усилителя. Строим гибридный однотактник… Предлагаю вашему вниманию концепцию построения гибридного однотактника, на разработку которого меня… Вторая жизнь лампового радиоприемника Philips 592LN (Голландия, 1947). Часть 2… Сегодня я хочу поделиться с вами, уважаемые датагорцы, как в своем радиоприемнике Philips 592LN я… SE Усилитель “Trancemaster”. Схема А.И. Манакова с автосмещением… Схема не нова и много раз была опубликована в радиолюбительских журналах и в Интернете. Несмотря на… УМЗЧ класс «А». С лампами, но не ламповый!… Если посмотреть на фото этого усилителя, то первое, что приходит в голову: «Очередной гибридник с…

Общаемся по статье 💬

Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С по мотивам Нобу Шишидо

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

Информация Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины: — Администратор остановил комментирование этой статьи. — Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем. — Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь. — Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.

Используемые источники:

  • https://rudatasheet.ru/tubes/6p3s/
  • http://ldsound.ru/dvuxtaktnyj-pochti-triodnyj-unch-na-6p3s-i-6p3s-e/
  • https://datagor.ru/amplifiers/tubes/2586-dvuhtaktnyy-usilitel-na-6p3-po-motivam-nobu-shishido.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации