Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Игральные кости: виды, история

2473408.jpg

Игральной костью называют костяной кубик с нанесенными на все его плоскости точками, означающими количество ходов или баллов. На каждой стороне указано число в виде точек от одного до шести. Кубик часто изготавливают из твердого пластика.

Смысл процесса

Цель игральной кости — показать на верхней плоскости случайное число от одного до шести. Любое из этих чисел может выпасть с равной вероятностью, так как кубик имеет правильную геометрическую форму.

Виды кубиков

Придумано множество различных вариаций исполнения игрального кубика. Они могут отличаться как по форме, так и по содержанию. Форма может быть схожа с тетраэдром, иногда представляет собой многогранный шар с множеством плоскостей, число которых может варьироваться в широких пределах.

2473410.jpg

Также игральные кости содержат разнообразную информацию. На плоскостях кроме цифр могут располагаться специальные знаки, символы, фразы и команды.

Такие варианты необходимы, если игра предполагает, что результаты должны отличаться от классической схемы, в которой есть только шесть чисел от одного до шести.

Махинации с кубиком

Любители жульничать давно придумали множество способов, как обмануть оппонента во время игры. Для того чтобы подтасовать результаты, используют такой прием: невыгодную сторону утяжеляют, следовательно, игральная кость чаще выпадает на нее и показывает требуемый результат. Другой способ заключается в стачивании углов в нужном месте, чтобы кубик мог с легкостью перекатываться и выдавать искомый результат.

2473413.jpg

Некоторые используют подобные махинации для того, чтобы удивить знакомых необычным фокусом или применяют подобные приемы в профессии иллюзиониста.

Использование кубика в играх

Например, в популярной настольной командной игре D&D, бросать игральную кость одну не получится, так как используется целых пять видов кубиков. В основном в ролевых играх используют: икосаэдр, додекаэдр, октаэдр, тетраэдр и куб.

Довольно редким кубиком для игр является зоккиэдр, имеющий 100 граней.

История игральных костей

Впервые подобные игровые элементы были обнаружены более пяти тысяч лет назад до нашей эры на территории, где сейчас располагается Иран. На кубик того времени нанесены те же обозначения, которые используются сейчас.

Некоторые археологи утверждают, что родиной игральных костей является Азия. Хотя даже в Греции существуют упоминания о неких игральных принадлежностях с отметками, помогающим солдатам развлечься.

Существует старинная игра, смыслом которой было выбрасывание костей различной формы. В качестве материала использовались в основном кости копытных животных: коров, коз, баранов и лошадей. А затем, чтобы найти брошенную игральную кость было легче, решили привести предметы к одной кубической форме. Как следует из названия, первым материалом для них являлась обычная кость.

В Монголии до сих пор используют такие кубики. Но в современном мире кости для игр стали делать из дерева, пластмассы. Особенно дорогим материалом изготовления являются слоновьи бивни.

Во время расцвета Римской империи очень развилась игра в кости, римляне были очень азартны, их даже не пугал запрет на подобные развлечения. Согласно летописям того времени, человек, уличенный в игре в своем доме, не мог подавать иск, даже если он знает грабителя в лицо.

В те времена впервые появлялись обманщики, которые подтачивали кубик или делали его более тяжелым с одной стороны. Такие изделия можно увидеть в некоторых музеях Греции.

Примерно во втором веке игроки начали задумываться об увеличении количества вероятностей. Игральные кости получили больше граней: на тот момент популярность набрали изделия, имеющие 20 граней.

В Средние века рыцари любили поиграть в кости. Это привело к тому, что открывались целые школы, в которых обучали мастерству игры. А Франция была знаменита тем, что помимо рыцарей, к игре в кости пристрастились дамы. Популярность игры росла несмотря на запреты и законы.

Как выглядит стандартный кубик

Это куб, имеющий стороны примерно полтора сантиметра. В походных наборах бывают и более маленькие кубики. Каждая его сторона пронумерована от одного до шести. Обычно противоположные стороны куба в сумме дают число семь.

Бросание костей — процесс, результат которого считается случайным. Это происходит по причине того, что невозможно предугадать движение руки бросающего. Также некоторые кубики вместо углублений на каждой стороне имеют сплошную заливку, поэтому результат броска таких кубиков считается наиболее непредсказуемым.

Некоторые игроки утверждают, что, например, та грань, на которой изображена единица, имеет меньше впадин, значит пустот на этой стороне больше, а значит, и плоскость этой части весит больше, чем аналогичное поле с шестеркой. Но никаких исследований на эту тему не проводилось.

Также не зря скашивают углы кубика, чтобы он получился шарообразным. Это увеличивает вероятность случайности за счет того, что кубик некоторое время катится по поверхности без воздействия на него человека.

Похожие статьи

История игральных костей

Кости – достаточно древняя игра, но история ее возникновения до сих пор неизвестна.

Софокл отдавал пальму первенства в этом деле греку по имени Паламед, который придумал данную игру во время осады Трои. Геродот был уверен, что кости изобрели лидийцы в эпоху правления Атиса. Археологи, основываясь на полученных научных данных, опровергают эти гипотезы, так как кости, которые были найдены во время раскопок, относятся к более раннему периоду, чем период жизни Паламеда и Атиса. В древние времена кости относились к разряду магических амулетов, на которых гадали или предсказывали будущее. В наши дни многие народы сохранили традицию гадания на костях.

Куаст Питер. Солдаты, играющие в кости (1643 год)

Специалисты уверяют, что первые игральные кости выполнялись из надкопытных суставов диких, в затем и домашних животных, которые назывались «бабками». Они не были симметричными, и каждая поверхность имела свои индивидуальные особенности.

Однако наши предки применяли и другой материал для получения «магических» костей. Они пользовались косточками сливы, абрикоса и персика, крупными семенами различных растений, оленьими рогами, гладкими камням, керамикой, зубами хищных зверей и грызунов. Но основной материал для костей по-прежнему поставляли дикие животные. Это были быки, лоси, маралы, олени карибу. Среди древних греков огромной популярностью пользовалась слоновая кость, а также бронзовые, агатовые, хрустальные, керамические, гагатовые и гипсовые изделия.

Игра в кости частенько сопровождалась мошенничеством. Об этом свидетельствуют записи в древних письменах. В шестом веке до нашей эры в Китае пользовались почти точной копией современных костей. Они имели похожую разметку и кубическую конфигурацию. Именно такие игральные предметы датируемые шестым веком до нашей эры были найдены археологами при раскопках, произведенных в Поднебесной республике. Более ранние рисунки костей, сделанные на камнях, исследователи обнаружили в Египте. В индийском памятнике письменности под названием «Махабхарата» также есть строки об игральных костях.

Таким образом, игру в кости можно смело назвать древнейшим азартным развлечением. В наши дни придумано множество игр, в которые можно играть при помощи костей.

Современный игральный кубик

Современные кости, чаще именуемые игральными кубиками, как правило, выпускаются пластмассовыми, и делятся на две группы.

К первой группе относятся изделия высшего качества, выполненные вручную. Эти кости закупают казино для игры в крэпс.

Ко второй группе относятся кости, изготовленные на машинах. Они подходят для повсеместного применения.

Кости высшего качества мастера выпиливают специальным инструментом из экструдированного пластикового стержня. Далее на гранях проделываются крохотные отверстия, глубина которых равняется несколько миллиметров. В эти дырочки наливается краска, вес которой равен весу удаленной пластмассы. Затем кости полируются до тех пор, пока не получится идеально гладкая и ровная поверхность. Такие изделия получили название «гладкоточечные».

В игорном заведении обычно имеются гладкоточечные кости, выполненные из красной, прозрачной пластмассы. Комплект состоит из 5-ти костей. У традиционных костей из игорного дома равняется двум сантиметрам. Ребра у изделий бывают двух видов – лезвийные и перьевые. Лезвийные ребра очень острые. Перьевые – немного заточены. Все комплекты костей снабжаются логотипом игорного заведения, для которого они были предназначены. Кроме монограммы на костях имеются серийные номера. Их специально кодируют, чтобы предотвратить мошенничество. В казино кроме традиционных шестигранных изделий попадаются кости с четырьмя, пяти и восьми гранями самого разного дизайна. Изделия с вогнутыми отверстиями сегодня почти не встречаются.

Мошеничество с игральными костями

В раскопанных погребениях на всех континентах попадаются игральные кости, выполненные специально для нечестной игры. Они имеют форму неправильного куба. В результате наиболее часто выпадает самая длинная грань. Неправильность формы достигается стачиванием одной грани. Еще куб можно трансформировать в параллелепипед. Эти неправильные кости получили прозвище «болванок». Он считаются атрибутом шулерской игры, и, как правило, принадлежат мошенникам.

Современную болванку внешне невозможно отличить от обычной кости, поскольку она имеет форму идеального куба. Но в болванке одна или несколько граней имеют дополнительный вес. Такие грани и выпадают чаше других.

Еще одна уловка заключается в дубляже граней – одних достаточно много, другие напрочь отсутствуют. В результате одни цифры будут выпадать слишком часто, а другие — почти никогда. Эти кости называют «вершками и донышками». Такие изделиями пользуются мошенники с большим опытом и довольно ловкими руками. Обычный игрок зачастую не замечет, что его партнер ведет нечестную игру.

Некоторые мошенники много тренируются с нормальными костями. В результате у них получается выкидывать требуемые комбинации. С этой целью кости бросаются специальным способом, позволяющим одному или двум изделиям вращаться в вертикальной плоскости и ложиться на требуемую грань.

Другие жулики выбирают мягкую поверхность в виде одеяла или пальто. По такой поверхности кость катится наподобие катушки. В итоги боковые грани почти не выпадают, что приводит к нежелательным для соперника комбинациям.

Развертка игрального кубика

У обычного игрального кубика шесть граней, одинаковых по размеру. Расположение точек на кубике, образующих числа по граням не случайно.

По правилам, сумма точек на противоположных гранях игральной кости должна всегда равняться семи.

Теория вероятности игральной кости

Игральная кость бросается один раз

Когда бросают игральные кости, найти вероятность не сложно. Если предположить, что у нас правильная игральная кость, без различных ухищрений описанных выше, то вероятность выпадения каждой из его граней равна:

Игральная кость бросается 2 раза

Если бросают две игральные кости найти вероятность выпадения нужной комбинации можно перемножив вероятности выпадения нужной грани на каждой из костей:

1/6 × 1/6 = 1/36

Иными словами, вероятность будет равна 1 из 36. 36 — это количество вариантов, которые могут получится при выпадении нужного числа, сведем все эти варианты в таблицу и подсчитаем в ней сумму, образующую грани обеих кубиков.

номер комбинации комбинация сумма
1 2
2 3
3 4
4 5
5 6
6 7
7 3
8 4
9 5
10 6
11 7
12 8
13 4
14 5
15 6
16 7
17 8
18 9
19 5
20 6
21 7
22 8
23 9
24 10
25 6
26 7
27 8
28 9
29 10
30 11
31 7
32 8
33 9
34 10
35 11
36 12

Вероятность выпадения нужной суммы при броске двух игральных костей:

сумма</td>количество благоприятных комбинаций</td>вероятность, обыкновенные дроби</td>вероятность, десятичные дроби</td>вероятность, %</td></tr>2</td>1</td>1/36</td>0,0278</td>2,78</td></tr>3</td>2</td>2/36</td>0,0556</td>5,56</td></tr>4</td>3</td>3/36</td>0,0833</td>8,33</td></tr>5</td>4</td>4/36</td>0,1111</td>11,11</td></tr>6</td>5</td>5/36</td>0,1389</td>13,89</td></tr>7</td>6</td>6/36</td>0,1667</td>16,67</td></tr>8</td>5</td>5/36</td>0,1389</td>13,89</td></tr>9</td>4</td>4/36</td>0,1111</td>11,11</td></tr>10</td>3</td>3/36</td>0,0833</td>8,33</td></tr>11</td>2</td>2/36</td>0,0556</td>5,56</td></tr>12</td>1</td>1/36</td>0,0278</td>2,78</td> в Лига Ролевиков1 год назад

Увлечение настольными ролевыми играми (НРИ) повлекло за собой желание обладать властью над миром большим количеством игральных костей, по этой причине, были приобретены несколько наборов игральных костей на известном китайском ресурсе. А ещё, однажды друг прислал ссылку на ролик (видео можно найти по запросу: «dice balance test«), где показывается способ проверки игральных костей на наличие баланса (несколько столовых ложек поваренной соли на кружку воды, см. ниже). Зачем нужен баланс, на всякий случай поясню, вдруг кто не знает: если твои кубы не имеют баланса, то, например чаще будет выпадать невысокий результат, или же наоборот — кости будут читерские, что тоже нехорошо. Ниже, в гифке видно, что пять двадцатигранников из купленных наборов, всплывают одной и той же стороной вверх в солёном растворе.

Gifx1544134958124135.jpg

Почему так происходит? Так как сабж сделан из пластика, то, вероятно в порах имеются крошечные пузырьки воздуха, которые и приводят к такому поведению в воде (возможно ошибаюсь, поправьте).Это, в свою очередь, приводит к определённым выводам. Если кости всплывают одной и той же гранью, значит — кубы без баланса. А если они всплывают всегда по разному, значит имеют баланс.Из купленных наборов какие-то игральные кости повели себя удовлетворительно, а некоторые показывали всегда один и тот же результат. А ещё имеется старый набор, подарок друга. Так дайсы из этого набора вообще не всплывают. Ниже чёрный двадцатигранниккак раз оттуда, а также фиолетовый из новых, который в отличии от других имеет баланс.

Gifx

1. Сверху вниз. Двадцатигранники без баланса: Фиолетовый (с белыми цифрами), Красный, Синий, Зелёный, Чёрный (цифры на последних золотистого цвета) — пять штук.Другие двадцатигранники: Фиолетовый (с балансом, с золотыми цифрами), Чёрный не водоплавающий.2. Дайс-тауэр, позволяющий включить случайность по максимуму (у него была снята передняя перегородка, чтобы кости останавливались сами, когда иссякнет их энергия, кинетическая кажется)3. Тетрадный листок, где буду записывать результаты 100 бросков каждого цвета.Ниже, вбитые в нормальные таблицы (а не те каракули ручкой на листке), результаты семи сотен бросков кубов (для простоты: первые цветные пять строк — дайсы без баланса, последние с буквой «б» с балансом). Картинка без шакалов на гуглфото будет в комментах.

После этого, подытожив результаты, получилось такая таблица (старался проверять по два раза, но мог выкинуть крит.провал на внимательность). Первая строка — это грани d20, а под ними, сколько раз из ста выпадал результат. Например, на первом фиолетовом, критический провал (1) выпал четыре раза, а крит.успех (20) семь раз. Пустые ячейки означают, что из ста бросков ни разу не выпала такая цифра.

Если сравнить с тем, как всплывали кубы, то цифры не совсем сходятся. Таблица ниже показывает слева направо по убыванию, частоту выпадения результатов на гранях костей. На первом фиолетовом чаще всего выпадало 15, так что он вполне может считаться «читерским» кубом. А вот первый чёрный скорее всего будет из «проклятых» кубов, 2 — это не самый лучший результат.

Красным цветом выделены те грани, которыми чаще всего всплывали кубы в солёной воде.К каким выводам я пришёл? Хотя солёная вода и показывает, что кости не имеют идеального баланса, но, по моему мнению, на броски это не сильно влияет (хотя 100 бросков тоже мало конечно, вот если бы 1000 на каждый…). Например, фиолетовый и синий дайсы всплывали одной и той же стороной вверх, однако результаты бросков отличаются. К тому же, многие настольщики со мной согласятся, кого-то кубы любят больше, кого-то меньше, также среди любителей D&D есть люди, которые не позволяют пользоваться своими костями другим, вероятно из-за боязни потерять привязанность своих дайсов. Я и сам не раз убеждался воочию, что некоторые бросают кости лучше других, словно Тимора на их стороне (богиня удачи из фэтезийной вселенной Forgotten Realms), а у некоторых чаще выпадают критические провалы. Хотя казалось бы дайс-тауэры уравнивают шансы всех. Почему так происходит? Я не знаю. Спасибо всем, кто дочитал до конца, надеюсь кому-то будет полезен мой опыт.

Используемые источники:

  • https://www.syl.ru/article/380799/igralnyie-kosti-vidyi-istoriya
  • https://fortunablog.ru/igralnye-kosti/
  • story/balans_igralnyikh_kostey_dvadtsatigranniki_6335284

</tr>

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации