Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом. Неудивительно, что количество желающих играть на губной гармошке растет во всем мире!
Выбор инструмента
Преимущества:
- Огромное количество курсов и обучающих материалов в книгах и сети Интернет;
- Джазовые и поп-композиции, знакомые всем по фильмам и музыкальным клипам, преимущественно сыграны на диатонике;
- Базовые уроки, освоенные на диатонической гармонике, пригодятся для работы с любой другой моделью;
- По мере продвижения обучения открывается возможность использования большого количества звуковых эффектов, которые завораживают слушателей.
При выборе материала, предпочтение лучше отдать металлу – он наиболее прочный и гигиеничный. Деревянные панели требуют дополнительной защиты от разбухания, а пластик быстро изнашивается и ломается.
К самым распространенным моделям для новичков можно отнести Lee Oskar Major Diatonic, Hohner Golden Melody, Hohner Special 20.
Правильное положение губной гармоники
Звучание инструмента во многом зависит от правильной постановки рук. Держать губную гармошку следует левой рукой, а правой направлять поток звука. Именно полость, образуемая ладонями, создает камеру для резонанса. Плотно смыкая и размыкая кисти можно добиться разных эффектов.
Для того чтобы обеспечить сильный и ровный поток воздуха, голову держать нужно ровно, а лицо, горло, язык и щеки – полностью расслабить. Гармонику нужно плотно и глубоко обхватить губами, а не просто прижать ко рту. При этом с инструментом соприкасается только слизистая часть губ.
Дыхание
Губная гармошка – единственный духовой инструмент, который выдает звук и на вдохе, и на выдохе. Главное, на что стоит обратить внимание – через гармонику нужно именно дышать, а не всасывать и выдувать воздух. Воздушный поток создается за счет работы диафрагмы, а не мышц щек и рта. На первых порах звук может получаться тихим, но по мере практики придет красивое и ровное звучание.
Как играть на губной гармошке одиночные ноты и аккорды
Звуковой ряд диатонической гармоники выстроен таким образом, что три отверстия подряд образуют созвучие. Поэтому извлечь аккорд на гармонике проще, чем ноту.
В процессе игры музыкант сталкивается с необходимостью играть ноты по одной. В таком случае соседние отверстия блокируются губами или языком. Возможно, на первых порах придется помогать себе, надавливая пальцами на уголки рта.
Базовые техники
Изучение аккордов и отдельных звуков позволит играть простые мелодии и немного импровизировать. Но для того, чтобы раскрыть весь потенциал губной гармоники нужно осваивать специальные техники и приемы. Самые распространенные из них:
- Трель – чередование пары соседних нот, один из общих мелизмов в музыке.
- Глиссандо – плавный, скользящий переход трех и более нот в единое созвучие. Аналогичный прием, в котором используются все ноты до конца, называют дроп-офф.
- Тремоло – дрожащий звуковой эффект, который создается за счет сжимания-разжимания ладоней или вибрации губ.
- Бэнд – изменение тональности ноты, за счет корректировки силы и направления потока воздуха.
Заключительные рекомендации
Можно понять, как играть на губной гармошке, совсем не зная нотной грамоты. Однако, потратив время на обучение, музыканту откроется возможность читать и изучать большое количество мелодий, а также записывать собственные наработки.
Не пугайтесь буквенных обозначений музыкальных звуков – их легко понимать (A – это ля, B – си, C – до, D – ре, Е – ми, F – фа, и, наконец, G – соль)
Если обучение происходит самостоятельно, в работе могут пригодиться диктофон, метроном и зеркало – для постоянного контроля над собой. Подготовиться к живому музыкальному сопровождению поможет аккомпанирование готовым музыкальным записям.
Вот вам напоследок позитивное видео.
Блюз на губной гармошке
Иллюстрации: М. Белецкая, «Самоучитель игры на губной гармошке».
<center>
Губная гармошка. С чего начать?
·
Как вы можете заметить, наш самоучитель игры на губной гармошке не построен на жёсткой последовательности уроков (урок 1, урок 2 и т.д.), а предоставляет свободу обучения каждому пользователю. Тем не менее мы хотим вам порекомендовать такой порядок приобретения навыков, который, по нашему мнению и большому опыту преподавательской деятельности, является наиболее эффективным для тех, кто нацелен на овладение профессиональным уровнем мастерства в игре на губной гармошке.
В первую очередь мы рекомендуем ознакомиться с самыми главными правилами, которые больше всего будут влиять на ваше звучание, на ваш индивидуальный звук, и которые следует развивать на протяжении всего вашего освоения губной гармошки — это главные правила звукоизвлечения.
После этого мы рекомендуем закрепить эти навыки, поиграв интересные ритмы и научившись придумывать свои собственные классные ритмы на губной гармошке.
Следующим важным этапом в освоении инструмента является обучение игре на губной гармошке одиночными нотами. Именно этот навык позволит вам играть мелодии в абсолютно любом музыкальном стиле.
Лучше всего оттачивать одиночные ноты на известных композициях, разучивая и играя их под аккомпанемент.
Вышеупомянутые навыки звукоизвлечения и уверенной игры одиночными нотами являются, пожалуй, основными и самыми важными навыками игры на губной гармошке, которые желательно очень хорошо натренировать и закрепить на большом количестве композиций, и только потом переходить к следующим этапам развития мастерства.
Именно поэтому мы создали бесплатный 15-дневный онлайн курс «БЫСТРЫЙ СТАРТ», на котором мы помогаем всем желающим освоить эти навыки под пристальным присмотром команды преподавателей.
Подробное описание всех основных техник и приёмов, с детальными заданиями, упражнениями и аудиопримерами для развития каждого конкретного навыка находятся в меню слева (в левом сайдбаре) и упорядочены именно в том порядке, в каком мы рекомендуем заниматься и осваивать губную гармошку.
Параллельно с развитием стабильной игры одиночными нотами вы можете также начать осваивать техники, приёмы и фишки, благодаря которым ваше исполнение композиций станет более разнообразным, красивым и интересным. Эти техники не обязательны для изучения, но именно они позволяют «вложить душу» в каждую композицию. Весь этот ряд техник можно назвать мелизмами. Мелизм — это мелодическое украшение звука.
И только когда вы уже уверенно играете одиночными нотами, мы рекомендуем переходить к изучению извлечения дополнительных нот на губной гармошке: бендам и овербендам. Именно благодаря этим техникам вы сможете разучить огромное количество композиций в различных музыкальных стилях, а также научиться играть и импровизировать в стиле блюз.
Более того, после изучения бендов и овербендов (техники, благодаря которым можно извлекать дополнительные ноты на губной гармошке) вам будет доступна уже абсолютно любая композиция в любом стиле музыки. К тому же вы сможете изучать риффы известных гармонистов, ритмы и разнообразные блюзы, которые мы регулярно публикуем в нашем бесплатном самоучителе.
А дальше важно продолжать развивать ваш индивидуальный звук, много играть, репетировать и выступать с другими музыкантами, и достигать своих личных целей в музыке.
А если Вы сторонник интенсивного обучения и готовы ежедневно заниматься, выполнять задания, прислушиваться к рекомендациям экспертов, получать индивидуальную обратную связь по каждому выполненному домашнему заданию — тогда приглашаем на наш Полный 5-шаговый онлайн курс по игре и импровизации на губной гармошке.
Удачи вам! У вас всё получится!
В этой статье речь пойдёт о том, как играть на губной гармошке. Для начинающих музыкантов этот вопрос особенно актуален. Далее мы рассмотрим его во всех подробностях.
Что это за инструмент
Гармоника, как ее ещё называют, – небольшой духовой орган, который создаёт глубокий и своеобразный звук, хорошо сочетающийся с гитарой и вокалом. По статистике, всё больше людей желают научиться играть на этом инструменте. Его используют в разных сферах музыкального сопровождения. Это и детские утренники, и концерты, и домашние вечера.
Как правильно выбрать
Есть несколько видов губных гармошек:
- Хроматическая.
- Блюзовая.
- Тремоло.
- Басовая.
- Октавная.
Но есть простой вариант. Это губная гармошка для начинающих – диатоническая. Имеет 10 отверстий и тональность до-мажор. При покупке в магазине требуйте от продавца специальный мех для гармошки. С помощью него продуйте все отверстия для уверенности в звучании.
Губная гармошка для начинающих сочетает в себе преимущества диатоники:
- Возможность играть разные композиции, в том числе джаз и поп. Они знакомы многим людям по кино и клипам.
- Базовый урок, освоенный на диатонике, пригодится для работ с разными моделями.
- В процессе совершенствования навыков игры на гармошке появляется возможность создавать больше эффектов.
Когда будете выбирать материал, отдайте предпочтение металлическим панелям. Они прочные и гигиеничные. Дерево потребует дополнительную защиту от повреждения, а пластик износится. Поэтому делайте выводы. Самая распространённая губная гармошка для начинающих – Lee Oskar Major Diatonic. Есть и другие, это Hohner Golden Melody, Special 20.
Как лучше всего расположить инструмент
Звук гармошки очень зависит от верной кладки рук. Удерживать нужно левой, а правая должна направить звуковой поток. Воздушная прослойка, которую образует ладонь, помогает звучанию и создаёт резонанс. Когда сжимаете и разжимаете кисть, можете добиваться разного тембра и эффекта.
Как правильно дышать
Далее будет описана непосредственно игра на губной гармошке. Начинающих музыкантов особенно часто интересует принцип действия инструмента. Для обеспечения сильного и ровного потока воздуха держим голову прямо, лицо и язык расслабляем. Главное — это не всасывание или выдувание, а именно дыхание через гармонику. Работа идёт не через губы и рот, а за счёт диафрагмы. Вначале может быть тихо, но по мере накопления опыта создаётся нормальное звучание.
Одиночные ноты, аккорды губной гармошки и принцип игры
Итак, как же играть на губной гармошке начинающим? Нужно разобраться в устройстве инструмента. Губная гармошка для начинающих сделана таким образом, что в ней 3 отверстия последовательно создают гармоничное созвучие, что делает её несложным инструментом для быстрого создания определенной композиции. И ноту сыграть на ней сложнее, чем аккорд. Игра на губной гармошке не является чем-то запредельным. Нужно только правильно выбирать ноты по одной и работать губами, языком. Конечно, сначала нужно будет помочь себе и немного надавливать на угол рта.
Хотите быстро научиться играть простые мелодии для губной гармошки? Для начинающих главное — изучить аккорды и отдельные звуки. Далее идёт импровизация и раскрытие специальной техники и приёмов. Перейдём к мелодии. Не пугайтесь алфавитных пометок мелодических звучаний — их просто осознавать. Если подготовка совершается без помощи других, в занятии могут понадобиться диктофон, метроном и зеркальце – для непрерывного самоконтроля. Приготовиться к активному мелодическому сопровождению поможет подыгрывание отдельным мелодическим записям.
Базовая техника
- Трель – чередуются две соседних ноты. Является мелизмом.
- Глиссандо – медленный и «скользкий» перевод 3-х и больше нот в общее созвучие.
- Тремоло – эффект звука с дрожанием, создающийся от сжатия и расслабления ладоней или губ.
- Бэнд – перемена тона нот от коррекции силы и направления струи воздуха.
Как заиграть на губной гармошке одиночными нотами? Уроки на губной гармошке для начинающих проходят в три этапа:
- Верное звучание.
- Правильная форма губ, то есть округлая.
- Сформированная и расслабленная воздушная струя (мысленно говорите «О»).
Научитесь играть одиночными нотами, таким образом, чтобы не задевать воздушной струей другие отверстия. Научитесь задействовать три необходимых правила высокого звука в игре только одиночными нотами. Сфокусируйте внимание на музыке и играйте максимально внятно. Не торопитесь. Если что-то идёт не так, посмотрите в зеркало и разглядите гармошку, не опущена ли она по ходу игры, и снова извлеките ноту на выдохе. Далее нужно убрать инструмент от губ, при этом сохранить их положение и убедиться, что они правильно округлены. Вероятно, что тут и была ошибка, и уста имели другую форму. Чтобы не допустить ошибку, сделайте правильную форму, как будто хотите свистнуть.
Попробуйте отыскать нотку на четвёртой части гармоники. Должно выйти. А если всё-таки не выйдет, приподнимите гармонику, направьте ввысь. Это допускается. Только смотрите за губами для правильности звучания. Когда всё выйдет с 4 отверстием — перейти на 5 отверстие гармоники. После проработки одиночных нот на пятой, тут же отработайте с 4 до 5. Для этого используется схема обыкновенной гаммы «до-мажор» (если есть губная гармошка в тональности «до-мажор»). Можно выяснить, как играть на губной гармошке, и не зная грамоты. Но если потратить время и силы на обучение, то можно пробовать все более сложные произведения и записывать собственные наброски.
Используемые источники:
- https://music-education.ru/kak-igrat-na-gubnoj-garmoshke-statya-dlya-novichkov/
- https://garmoshka-samouchitel.ru/gubnaya-garmoshka-s-chego-nachat/
- https://fb.ru/article/262588/gubnaya-garmoshka-dlya-nachinayuschih-osobennosti-igryi