Тестирование и подробный обзор объектива Canon EF 50 f/1.8 STM
Canon EOS 5Ds и Canon EF 50mm F1.8 STM
Этот тест мы начнем с исторического отступления. Раз уж мы упомянули об объективе-предшественнике, то самое время рассказать о нем более подробно. Легендарный Canon EF 50mm f/1.8 II благополучно просуществовал на рынке (внимание!) четверть века. Его производство началось в далеком 1990 году. За пластиковый корпус у западных фотографов он получил прозвище Plastic Fantastic. Но не будем забывать, что собственные имена получали лишь самые легендарные объективы. Это своеобразное признание. Для тысяч фотографов именно этот объектив стал первой светосильной оптикой. А с приходом цифровой эры и сенсоров формата APS-C он из «штатника» переквалифицировался в портретник, что добавило ему еще больше популярности. Но будем честными: дешевый конструктив, шумный и медленный автофокус, не всегда идеальная резкость на открытой диафрагме и обидный пластиковый байонет были объективными минусами этой модели.
Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/1600 с
Конструкция
Canon EF 50mm f/1.8 STM — это обновленная, хоть и внешне немного похожая на своего предшественника версия легендарного Plastic Fantastic. Безусловно, ждать от бюджетной оптики металлического корпуса не стоит. Он все так же выполнен из полимерных материалов. Но байонет стал металлическим — мелочь, а приятно!
Об изменениях в системе автофокусировки говорит само название объектива. Буквы STM указывают на применение шагового привода автофокуса, адаптированного для видеосъемки. На этом моменте стоит остановиться подробнее. Ключевое отличие STM-привода заключается в возможности перемещать линзы с разной скоростью: при фотографировании быстро, а при видеосъемке медленно, плавно.
Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/3200 с
Совсем бесшумным автофокус назвать нельзя: в процессе работы он все же издает едва слышное гудение. Слышно его и при ручной фокусировке: в зависимости от скорости вращения фокусировочного кольца частота звука заметно меняется. Ведь кольцо автофокуса здесь электронное. Вращая его, вы управляете все тем же STM-приводом автофокуса. Но реакция электроники такая быстрая и точная, что отсутствие прямого контакта с механизмом фокусировки абсолютно не ощущается. Проблем с ручной фокусировкой не возникает: резкость можно навести с прецизионной точностью.
В конструкции объектива произошли и другие изменения. Если у предшественника было всего пять лепестков диафрагмы, то у Canon EF 50mm f/1.8 STM их стало семь. Благодаря этому при съемке на прикрытой диафрагме в зоне боке не образуются блики в форме гаек, они остаются круглыми. Такая диафрагма называется скругленной. Как правило, скругленная диафрагма применяется в портретных объективах для получения максимально мягкого размытия фона, без отвлекающих элементов. Не будем забывать, что на камерах с сенсором формата APS-C объектив Canon EF 50mm f/1.8 STM как раз становится портретником.
Скруглённая диафрагма
Canon EOS 750D / EF50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/1600 с
В ходе нашего теста мы использовали Canon EF 50mm f/1.8 STM с разными камерами: с полнокадровыми Canon EOS 5D Mark III и Canon EOS 5Ds, а также с «кропнутым» Canon EOS 750D. Одной из целей такого тестирования была проверка точности работы автофокуса. Если на предыдущую версию объектива у фотографов были нарекания именно в отношении точности, то с Canon EF 50mm f/1.8 STM таких проблем не возникло. Он фокусируется именно там, где ему указал фотограф, выбрав соответствующую точку фокусировки. Во время теста и по центральным, и по боковым точкам Canon EF 50mm f/1.8 STM фокусировался без промахов.
Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F2.8, 1/1600 с
Минимальная дистанция фокусировки Canon EF 50mm f/1.8 STM составляет 35 см от плоскости матрицы. Конечно, этого не хватит для полноценной съемки макро. Однако крупноплановая съемка цветов, даже таких мелких, как ландыши, проблем не составит.
Съемка с минимальной дистанции
Снимок сделан не серийной камерой
Canon EOS 5DS / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/1600 с
Съемка с минимальной дистанции
Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/3200 с
Оптические свойства
А что же с резкостью? Несмотря на то что оптическая схема по сравнению с предшественником кардинально не поменялась (все те же шесть элементов в пяти группах), в резкости Canon EF 50mm f/1.8 STM явно прибавил. Это становится заметно с первых кадров, вне зависимости от того, на какой фотоаппарат вы снимаете. Признаться, первое время я по привычке немного прикрывал диафрагму до f/2-f/2,8. Но вскоре стало ясно, что даже с камерами с высокой плотностью пикселей (например, с Canon EOS 750D или Canon EOS 5Ds) вполне можно снимать и на открытой диафрагме. Если же говорить о Canon EOS 5D Mark III, то его сенсор объектив прекрасно разрешает по всей площади кадра даже на f/1,8. Естественно, при диафрагмировании резкость все же немного возрастает, исчезают еле заметные следы сферической аберрации (софт-эффект).
Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/3200 с
Если же вы снимаете на прикрытых диафрагмах, то этот бюджетный объектив способен работать даже с топовыми камерами. Например, на f/4 он может обеспечить отличный результат даже с Canon EOS 5Ds. Детализация по всему полю кадра высокая, на снимках различимы даже самые мелкие элементы. Кликните по фотографии, чтобы открыть ее в новом окне в полном размере. Городские пейзажи можно рассматривать бесконечно, изучать мельчайшие подробности. А на снимках с цветами обратите внимание на мелкие капли росы.
Уже на f/4 резкости объектива достаточно для разрешения 50-мегапиксельной матрицы.
Снимок сделан не серийной камерой.
Canon EOS 5DS / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F4, 1/800 с
Обратите внимание на проработку капель росы на фото. Кликните по снимку, чтобы открыть его в полном размере.
Снимок сделан не серийной камерой.
Canon EOS 5DS / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F4, 1/200 с
Когда хочется бескомпромиссно высокого качества, закрывайте диафрагму до f/5,6—f/8. Даже самый строгий критик не сможет придраться к резкости 50-мегапиксельного снимка, сделанного на Canon EOS 5DS.
Canon EOS 5DS / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F5.6, 1/640 с
Значительно улучшилась ситуация и с хроматическими аберрациями. Безусловно, на увеличенных снимках вы их найдете. Однако уровень аберраций крайне низкий даже на открытой диафрагме. Возникают они лишь на открытой диафрагме вдоль очень контрастных границ (посмотрите на границу черного памятника и светлого неба). На качество изображения существенного влияния хроматические аберрации не оказывают, а при диафрагмировании их уровень заметно снижается.
Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/160 с
Есть легкая сферическая аберрация (заметна на шляпе памятника). Но она проявляется лишь на открытой диафрагме и ближе к краям кадра. Как и хроматическую, эту аберрацию без 100% увеличения не обнаружить.
Контровой свет чаще всего не вызывает сложностей
Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F2.8, 1/2000 с
Существенным официально заявленным изменением оптической схемы по сравнению с объективом-предшественником стала замены покрытия линз на современное Super Spectra. Работа в контровом свете явно стала более уверенной. Падения контраста и засветок не образуется. Появление бликов возможно, но лишь в отдельных случаях, когда яркий источник света находится близко к углу кадра.
В отдельных редких случаях засветку и блики поймать можно. Для этого достаточно поместить солнце в угол кадра и снимать на открытой диафрагме.
Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/640 с
Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F8, 1/320 с
При съемке на полнокадровую камеру на открытой диафрагме присутствует заметное виньетирование, которое сохраняется и на f/2, и на f/2,8. Однако уже на f/4 затемнение углов кадра пропадает.
Тест на виньетирование
Боке. Выводы
Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/2500 с
Оценка боке — рисунка в зоне нерезкости — одна из самых сложных задач, поскольку у каждого фотографа на этот счет может быть свое собственное мнение. Тем не менее за многие годы в фотографии сложились некоторые условные критерии, по которым боке объектива можно отнести к «правильному» или «неправильному». Скажу сразу: боке Canon EF 50mm f/1.8 STM правильным назвать нельзя. Блики в зоне нерезкости имеют контрастную, чуть более яркую окантовку.
Снимок сделан не серийной камерой
Canon EOS 5DS / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/1250 с
Эта мелочь обуславливает довольно специфический, жесткий характер размытия фона. Если фон неоднородный, содержит одиночные источники света, то велик риск появления так называемого эффекта чешуи, когда вместо размытого кружка в боке мы видим кольцо.
На этом снимке заметно характерное боке Canon EF 50mm F1.8 STM
Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/2500 с
Страшного в этом ничего нет. Более того, такое боке вполне можно использовать в творческих целях. Сегодня, когда в фотоиндустрии модно мягкое, «ватное» размытие фона, снимки с жестким боке могут смотреться оригинально. Однако помните, что слишком активное боке может отвлекать внимание при портретной съемке. Старайтесь искать более ровный и менее контрастный фон для съемки людей.
Выводы
Canon EF 50mm f/1.8 STM можно назвать идеальным объективом для фотолюбителя. Он чрезвычайно компактен и легок (всего 159 грамм), и при этом одинаково хорошо работает как с полнокадровыми, так и с кроп-камерами. Резкости, которую обеспечивает этот объектив, явно не ожидаешь от модели бюджетного класса. Она высокая уже на открытой диафрагме. Если же диафрагму прикрыть, то проблем не будет даже при съемке на самые требовательные к оптике фотоаппараты. Разработчикам удалось также минимизировать все возможные искажения: хроматическую и сферическую аберрацию, паразитные засветки и блики. Они присутствуют в небольших количествах, но абсолютно не мешают получать качественный результат. А виньетирование уходит при диафрагмировании до f/4.
Замена мотора автофокуса на шаговый STM-привод пошла на пользу и точности, и скорости фокусировки. Кроме того, теперь при видеосъемке есть возможность работы с плавным и тихим автофокусом. Кольцо ручной фокусировки хоть и стало электронным, но в работе такое же удобное, как и механическое. Пожалуй, самой спорной характеристикой Canon EF 50mm f/1.8 STM является его боке: достаточно жесткое, с контрастными бликами. Кому-то оно может не понравиться. Впрочем, боке весьма оригинально и необычно, его можно использовать и как художественный эффект. В любом случае в данной ценовой категории вам точно не удастся найти объектив с лучшим оптическим качеством и столь же широкими творческими возможностями. Мы рекомендуем Canon EF 50mm f/1.8 STM всем обладателям зеркальных камер Canon как для портретной съемки, так и для съемки в любых других жанрах.
Плюсы:
Минусы:
Фотографии, сделанные на Canon EF 50mm f/1.8 STM
Снимок сделан не серийной камерой
Canon EOS 5DS / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 160, F1.8, 1/50 с
Снимок сделан не серийной камерой
Canon EOS 5DS / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/1250 с
Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/2000 с
Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F4, 1/160 с
Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/640 с
Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/2500 с
Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F5.6, 1/800 с
Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F11, 1/100 с
Источник:prophotos.ru
Артем Кашканов, 2006
Статья обновлена 5 апреля 2013 года Долгое время эта статья называлась «Экспресс-сравнение объективов Canon 50/1.8 и китового Canon 18-55/3.5-5.6» и отражала результаты довольно старых тестов, сделанных мной в 2006 году при помощи фотоаппарата Canon EOS 300D. В связи с этим я решил статью освежить, добавив несколько новых тестовых снимков, ссылок на сопутствующие материалы, ну и разумеется, текста — ведь за 7 лет использования мне есть что сказать об этом объективе! Объектив Canon EF 50mm f/1.8 II можно без преувеличения назвать самым популярным объективом Canon с фиксированным фокусным расстоянием. Причиной такой популярности является целый ряд сильных сторон объектива, а именно:
- Свосила, дающая реальную возможность снимать в помещении без вспышки на приемлемой чувствительности ISO400-800.
- Хошая четкость картинки (намного лучше, чем у «кита»)
- Ниая цена
Разумеется, есть и недостатки:
- ИзЈняя мягкость картинки при открытой диафрагме. Приемлемо резкой картинка становится от f/2.8.
- Дольно хлипкая конструкция, от которой так и веет дешевизной
- Авфокус не всегда бывает точен
- ОбѺтив медленно, но набирает внутрь себя пыль
- Спифическое боке
Все это общие слова, которые вы наверняка уже читали миллион раз на сайтах с отзывами об объективах. Позвольте мне рассказать вам про «полтинник 1.8» более подробно…
Внешний вид
<center>
Результаты (100%-кропы 400*400)
Canon 18-55mm/F3.5-5.6 (ФР=48мм) |
Canon 50mm/F1.8 </span> |
<center>F1.8</center> | |
не доступно | |
<center>F2.8</center> | |
не доступно | |
<center>F4</center> | |
не доступно В |
|
<center>F5.6</center> | |
<center>F8.0</center> | |
<center>F11</center> | |
<center>F16</center> | |
<center>F22</center> | |
Помимо ощутимо лучшей четкости «полтинник» дает более контрастную картинку, чем 18-55 (китовый). Замеченная особенность — снимки, полученные при помощи «полтинника» чуть светлее, то есть можно сделать вывод, что при использовании автоматического замера экспозиции в некоторых случаях придется вводить экспокоррекцию (-1/3EV). Снимки приемлемого качества у «полтинника» начинаются при диафрагме F2.8. При более открытых диафрагмах картинка слишком «мягкая». Наилучшая четкость изображения достигается при диафрагме от F4 до F11. Для китового объектива оптимальный диапазон при съемке на длинном конце — от F8 до F11.В В
Сравнение с объективом Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM (на полном кадре)
Понятно, что сравнивать зум с фиксом некорректно, однако среди владельцев Canon есть некий идол — «красное колечко», которым маркируются «топовые» объективы. Тесты, представленные на photozone.de дают повод усомниться в незыблемости этой «религии». Исходные данные взяты из тестов разрешающей способности Canon 24-105L и Canon 50/1.8, измеренной на фотоаппарате Canon EOS 5D Mark II. Сразу хочу сказать, что есть небольшая погрешность в измерениях — для 24-105L измерения производились для фокусного расстояния 40 мм (я не могу на это повлиять, исходные тесты взяты с photozone.de), тем не менее, график разрешающей способности на перекрывающемся диапазоне диафрагм многих заставит задуматься…<center></center> По таблице и графику видно, что дешевский «полтинник» показал себя ощутимо лучше, чем популярный зум 24-105/4L!
Выводы
Главное достоинство объектива Canon EF 50mm f1.8 II — уникальное сочетание цены и качества картинки. Однако, не буду его рекомендовать всем подряд. Если у вас кропнутая зеркалка и вы хотите попробовать свои силы в портретной съемке, уверен, вам этот объектив понравится. Даже если нет в планах художественного портрета, объектив замечательно подойдет для семейных съемок. Правда, со съемкой групповых портретов в малогабаритных квартирах неизбежно возникнут проблемы — угол обзора у объектива на кропе относительно небольшой. Объектив дает оптимальную по резкости картинку на диафрагмах от 2.8 до 8. При более открытой диафрагме картинка становится излишне мягкой, кто-то это называет «мылом». На полном кадре объектив гораздо универсальнее и позволит снимать гораздо больше разных сюжетов, которые на кропе были недоступны — пейзаж, «уличное фото», репортаж, групповые портреты. Однако, на полном кадре сильнее проявляются такие недостатки как виньетирование (затемнение углов) и снижение четкости по углам картинки на открытой диафрагме. Если уж вы накопили на полнокадровый аппарат, добавьте 7-8 тысяч рублей и возьмите более светосильный Canon EF 50 f/1.4 — получите хорошую детализацию уже от диафрагмы 2 и более художественный рисунок размытия. Если вы пребываете в раздумьях относительно покупки недорогого фикса, настоятельно рекомендую рассмотреть как вариант Canon EF 40mm 1:2.8 STM — этот объектив по многим параметрам опережает морально устаревший Canon EF 50mm 1:1.8 IIНовостиОбзорыУрокиВидеоВ этой статьеCanon EF 50mm f/1.8 STMОтзывы (126)
Тестирование
«Фотосклад.ру»14.10.2015ВведениеПервый взглядТестированиеЗаключение
Перед началом тестирования давайте взглянем на таблицу характеристик, чтобы знать, на что конкретно обращать внимание и где искать отличия.
Canon 50mm f/1.8 II | Canon 50mm f/1.8 STM | |
Диафрагма | F1.8 | F1.8 |
Минимальная диафрагма | F22 | F22 |
Автоматическая фокусировка | есть | есть STM |
Число элементов / групп элементов | 6 / 5 | 6 / 5 |
Число лепестков диафрагмы | 5 | 7 |
Минимальное расстояние фокусировки | 0.45 м | 0.35 м |
Размеры (D x L) | 68.2 x 41 мм | 69.2 x 39.3 мм |
Вес | 130 г | 160 г |
Диаметр резьбы светофильтра | 52 мм | 49 мм |
При проведении тестов будем обращать особое внимание на боке, скорость и точность фокусировки.
Для начала проверяем работу объектива при контровом свете. Хочется отметить, что цветопередача у объективов идентична. Лично я не смогла в папке на глаз определить, какие снимки каким объективом выполнены. Также оба объектива показывают отличные результаты при контровом свете — блики и ореолы не появляются. Всё, как и заявлено производителем. Скорость и точность фокусировки также не отличается, но у Canon 50mm f/1.8 STM она значительно тише и плавная, но не бесшумная.
Canon 50mm f/1.8 II, 1/100 c, f/2.2, ISO 100 | Canon 50mm f/1.8 STM, 1/100 c, f/2.2, ISO 100 |
Canon 50mm f/1.8 II, 1/400 c, f/1.8, ISO 100 | Canon 50mm f/1.8 STM, 1/400 c, f/1.8, ISO 100 |
Проверяем скорость и точность фокусировки. Во время съемок на природе я использую штатив и фокусируюсь на крае листа.
Canon 50mm f/1.8 II, 1/400 c, f/1.8, ISO 100 | Canon 50mm f/1.8 STM, 1/400 c, f/1.8, ISO 100 |
При приближении особой разницы в резкости не видно. Хочу отметить, что фокусировка у Canon 50mm f/1.8 STM сбивалась, и снимок удалось выполнить не сразу. Этот момент немного удивил, так как освещение было идеальным. Скорее всего, причина в высокой резкости фона.
Что же касается съемки в помещении при недостаточном освещении, то тут дела обстояли хуже. Фокусировка часто сбивалась, а на наиболее темных участках предметов осуществить ее было невозможно. Canon 50mm f/1.8 II в тех же условиях с трудом, но фокусировался.
Минимальное расстояние фокусировки у объектива Canon 50mm f/1.8 STM действительно меньше на 10 см, чем у предшественника, и составляет примерно 25,5 см от линзы до объекта.
На следующих снимках обращаем внимание на размытие фона, красоту боке. При определенных условиях съемки, когда фон имеет яркие единичные вкрапления, на кадрах, выполненных Canon 50mm f/1.8 II, появляются как раз те самые гайки, обусловленные 5-лепестковой диафрагмой. У Canon 50mm f/1.8 STM боке округлой формы, грани почти не заметны.
Canon 50mm f/1.8 II, 1/400 c, f/5.0, ISO 100 | Canon 50mm f/1.8 STM, 1/400 c, f/5.0, ISO 100 |
Canon 50mm f/1.8 II, 1/100 c, f/2.2, ISO 100 | Canon 50mm f/1.8 STM, 1/100 c, f/2.2, ISO 100 |
Canon 50mm f/1.8 II, 1/100 c, f/2.2, ISO 100 | Canon 50mm f/1.8 STM, 1/100 c, f/2.2, ISO 100 |
Оба объектива не отличаются мягким рисунком в зоне бэк-фокуса. Активное боке может придавать снимку художественную выразительность, но также может и отвлекать от объекта съемки.
Блики и ореолы появились только на снимках с ярким источником света в верхнем углу кадра.
Canon 50mm f/1.8 II, 1/1600 c, f/2.2, ISO 100 | Canon 50mm f/1.8 STM, 1/1600 c, f/2.2, ISO 100 |
Во время тестов не было выявлено ни хроматических аберраций, ни виньетирования. Но это и не является слабой стороной данных моделей. К тому же виньетирование характерно для полного кадра, а у нас все снимки выполнены на Canon 600D.
← Предыдущая страница Следующая страница → 39 610
Товары из статьи «Обзор Canon EF 50mm f/1.8 STM и сравнение с 50mm f/1.8 II»
Canon EF 50mm f/1.8 STM Отзывы(126) Используемые источники:
- https://pixel24.ru/obzori/view/id/513
- http://www.artem-kashkanov.ru/article6.html
- https://m.fotosklad.ru/expert/photo/comparison/obzor-canon-ef-50mm-f-1-8-stm-i-sravnenie-s-50mm-f-1-8-ii/testirovanie.html