Так сложилось, что у меня закончилась моя работа (сократили), появилось много свободного времени, кое я нещадно тратил на онлайн игры (а чем еще заниматься холостяку)… Но пришел момент, когда голова и руки сошлись в единомВ мнении, что они хотят творить! И тут я вспомнил, что есть у меня куча лампочек, купленных на заре моей пылкой радиолюбительской юности. И вот что вышло (кому интересен процесс сборки — фотки и описании ниже основных фото):
И так, сначала была выбрана схема однотактного УНЧ Вадима Пузанова по мотивам знаменитейшей схемы Анатолия Манакова, это классический усилитель класса А, без обратной связи с трансформаторным выходом в триодном включении выходного тетрода 6П13С. Блок питания выполнен на кенотроне 5Ц3С.
Перед тем как делать аппарат сразу, так сказать. по наитию, решил сначала все же сделать макетку одного канала, что называется , поиграться режимами ламп и прослушать разные входные драйверы помимо указанной в схеме 6Н9С, но сначала надо считать и мотать трансформатор (это самое сложное, наравне со слесарными работами). На помощь пришло видеоВ Александра «ЛампоVая техника» (спасибо ему гигантское, за это видео, и за канал!) В Мотал я этот транс-р более 2-х дней по 4 часа в день. Получилось 2600В (3 секции последовательно, разбитые на равное количество витков, а между ними вторичка в параллель)В первичка,В 72 витка вторичка (на 4 Омную нагрузку), Ктр=30.
А вот отслушка макетки и окончательные режимы моего усилка, и да вместо 6Н9С поставил 6Г2! 6Г2 имеет металлический баллон, прекрасный ровный звук, линейность ВАХ и высокий коэффициент усилении на равне с девяткой (даже чуть выше).В Долго подбирал и ответственно заявляю, что этим режимам можно доверять! Рисовать плату в Splane было лень, вот вам наскальная живопись (если что непонятно, пишете в комментах).
А вот уже началась сборка корпуса и начинки в него, главный техинспектор и слухач — товарищ Кот пришел на приемку прототипа)) Корпус выполнен из листового алюминия 1,5мм, методом ручной гибки, стенки боковые из цельного дерева (лиственница) и покрыты воском. Как же кайфово года рядом есть тетушка мерлен, в моей юности не было почти ничего, а тут такое изобилие!!!
И того получилось: частотный диапазон от 35 до 22000 Гц, неискаженная мощность на синусе 1000Гц =3.5вт, чувствительность по входу 500мв, нагрузка 4 ом. По звуку: поразительная детальность (услышал много чего того чего не слышал на том же зэ валл флойдов),В по мощности вполне с запасом для моих широкополосных 10ГДШ, по деньгам около 20 к наших деревянных (все. все и электроника и корпус).
Спасибо за то, что просмотрели этот пост до конца! Желаю успехов в творчестве и удовлетворения от проделанной работы! На пикабу бываю довольно редко, но все же иногда комменты просматриваю, так, что не стесняйтесь пишите вопросы и делитесь мнениями, замечаниями.
18
Ниже приведены тезисы к статье по классическому двухтактному усилителю на неплохих лучевых тетродах 6П13С. Лампы эти теперь должны иметь статус раритета, поскольку они старинные. В употреблении есть отличные экземпляры 61-69 годов выпуска прошлого века. Однако произведено их было в совдепе большое количество и они широко распространены. Характеристики у тетродов неожиданно довольно ровные, а предназначены они были изначально для работы в телевизионной строчной развёртке. Внешний вид, схема подключения на стандартный октальный цоколь и китайские анодные колпачки показаны на рисунке.
В самом начале изложения обязан сказать, что традиционный, укоренившийся в сознании людей, подход к изложению статьи от наименования и выбора ламп — не разумный и неправильный. Неразумно начинать выбор автомобиля с мотора и колёс, поскольку вначале оценивают назначение, стоимость, эстетику, функционал и другие характеристики. Здравый смысл говорит о том, что важнейшим узлом лампового усилителя является выходной трансформатор. От его качества зависит качество всего усилителя. Стоимость выходного трансформатора может составлять 80% и более от стоимости всего проекта. Именно от выбора трансформатора, его изготовления или покупки зависит всё, в том числе выбор соответствующего типа ламп. Мое изложение материала в традиционном порядке имеет другую цель. Не хочу я показывать в открытом доступе конкретные типы трансформаторов, легко подходящих под конкретные схемы и под конкретные наименования ламп. Поскольку скелет схемы лампового усилителя неизменен, то особенного значения, в выборе типа применяемых ламп нет. Утверждаю, что в типовой схеме особой разницы от применения ламп 6П3С, 6П13С, 6П31С нету. Важно иметь хорошо согласованную связку: конкретный выходной трансформатор-конкретная пара выходных ламп. Разное у лампочек сопротивление, разная у лампочек крутизна, отличаются у ламп характеристики и уровень искажений при разной нагрузке разный. Это понятные и известные всем факторы. Вот поэтому нужно тщательное согласование выбранного трансформатора с конкретными лампами.
А что телезрителю известно про выходной трансформатор? А ничего, чаще всего. Хорошо если есть сведения о сопротивлении Raa, а также известен коэффициент трансформации. Это позволяет хотя бы обеспечить соответствие (интуитивное или классические рекомендации) с нужными лампами и нагрузкой. Именно поэтому звучание одного и того же усилителя с разными лампами отличается. Но это только от того, какая из лампочек в большей мере окажется подходящей под имеющийся звуковой трансформатор (в отсутствии подгонки режима). Разную цоколёвку я здесь не учитываю. Читателю нужно понять, что выбор меры соответствия звукового трансформатора конкретной лампе — это неправильная постановка вопроса. Правильная постановка вопроса, как раз — обратная. И заключается она именно в выборе наиболее подходящих (недорогих по определению) лампочек под известные, рассчитанные или измеренные параметры дорогущего выходного трансформатора.
Ещё более точная постановка задачи построения усилителя заключается в приоритете акустики. Изначально нужно ориентироваться на акустические системы. Только после наступления определённости с акустикой возникает корректная постановка задачи создания усилителя. Когда станут известны параметры громкоговорителей, тогда наступит ясность с сопротивлениями и остальными характеристиками усилителя, подлежащими согласованию. В упрощенном варианте можно оттолкнуться от номинального сопротивления динамиков, которое пересчитывают в приведенное сопротивление трансформатора и дальше обращают внимание на лампы. Ниже показан пример простой схемы с дифференциальным выходом. При ультралинейном включении сеток напряжение по анодам лучше ограничить, ввиду необходимости снижения искажений, как описано у Игнатенко. Сеточные резисторы при этом будут несколько увеличены, хотя это и не есть хорошо.
Уже долгое время в качестве согласующего выходного узла двухтактного лампового усилителя я предпочитаю использовать симметричную пару трансформаторов в дифференциальном включении. Менее предпочтительно применение самодельных выходых трансов традиционной конструкции. Ещё менее предпочтительно использование буржуйских трасформаторов типа Mammont. Ничего особенно в них нет, а ценник здоровенный. А поскольку «цивилизованное» англосаксонское зарубежье традиционно враждебно к России, я с удовольствием и в полном объёме, готов в любой момент своей жизни, полностью отплатить взаимностью. Желательно перекрыть им не только газ и нефть, но также и кислород. Злобную крысу с манией величия нужно учить дубиной. Но перед этим желательно прекратить грабить свою страну, прекратить гнобить народ, изменить налоговую политику, чтобы развивать собственную экономику. Пока ничего подобного не заметно.
Вполне может оказаться, что под фиксированный трансформатор удастся подогнать по мимниуму искажений пару ламп другого наименования при надлежащей настройке. Пробовать надо. Включать приборы, регулировать напряжение, регулировать пропорции смещения, изменять токи и измерять искажения. Вполне вероятно, что 6П13С зазвучит при этом более культурно, нежели 6П3С. А как это различие звучания зафиксировать при помощи обыкновенного обывательского слуха, а затем объяснить без употребления понятия барабашек? А нужно просто почитать литературу про особенности восприятия на слух различных гармоник. Нечётные гармоники придают более резкий окрас и более заметны. А четные смягчают полутона — более благозвучны. Если двухтактный усилитель плохо настроен, то нечётные гармоники будут заметны даже телезрителю с медвежьим слухом. А в однотактном усилителе их нет, зато есть здоровенные чётные гармоники. Отсюда и возникает распускание слюней про особость звучания SE-усилителей и дальнейшие маркетинговые штучки. Но в целом оценка качества — это предмет весьма сложного, тщательно спланированного и крайне трудоёмкого эксперимента с применением спектроанализатора. Именно поэтому безапеляционные утверждения некоторых «гуру», что эта лампа звучит лучше чем другая, обыкновенная чушь и дилетантство. Термин — «прослушивание» находится в обиходе довольно большого числа наивных людей. Не хочется говорить — глупых. Ведь дело всё в том, что прослушивание звучания усилителя процесс почти интимный. Но видимо можно превратить его и в колхоз, набрать пивасика, воблы и подобрать соответствующую компанию «экспертов». Вот это будет настоящее прослушивание. Подобные замечания о «лучшести» звучания одной лампы перед другой имеют смысл только в одном конкретном случае, в одной конкретной рабочей точке ламп, одного конкретного усилителя, расположенного на монтажном столе одного конкретного человека (нередко с испорченным слухом и извращенным мироощущением).
Поскольку тетроды 6П13С отличаются ровными характеристиками и высокой чувствительностью, постольку их не сложно применить в схемах с параллельным включением в каждом плече для повышения мощности. При наличии трансформаторов в габарите 100-120 Вт можно построить довольно мощный усилитель. Пример схемы с выходом около 40 Вт показан ниже. Для подбора мне удобно использовать складские запасы ламп. Из 3-х коробок при надлежащем усердии, наличии мотивации и досотаточного свободного времени, можно выбрать два комплекта по 6 ламп практически идеального совпадения. Для таких схем подбор ламп конечно же нужен. Анодное напряжение здесь можно задрать повыше, но в разумных пределах. Включение экранных сеток в цепи ОС это позволяет. При наличии фиксированного отвода с пониженым напряжением (60-70%) в источнике питания, можно выбросить из схемы мощный параметрический стабилизатор, что позволит съэкономить мощность и несколько уменьшить тепловыделение.
Ниже показано изображение не сложных вариантов скелета корпуса усилителя со сдвоенными лампами. Конфигурацию выбирают опираясь на размеры трансформаторов и их колпаков. У меня закрепился приоритет в котором внешние размеры корпуса неизменны. Внутри этих габаритов можно выбирать и комбинировать разные варианты размещения железяк. Можно примерить фальшь-панели с отверстиями под лампы.
Тетроды 6П13С довольно симпатичные по внешнему виду. Запас есть. Поэтому они здесь продаются, но только подобранными парами. И ламповый усилитель на таких тетродах здесь купить можно, причём довольно недорого, от 45К и выше. Для этого достаточно связаться со мной по почте, обговорить цену изделия и условия поставки, самовывоз возможен. После этого желающему следует позвонить по указанному на сайте телефону для обсуждения деталей, а уж затем выполнить предоплату 20% от договорной суммы на мой счёт в сбербанке. Получив перевод я отправляю оповещение и в течение двух недель сам перезвоню с подтверждением надлежащей упаковки изделя и готовности к отправке, а на почту направлю фотографии именно этого агрегата, в открытом и упакованном виде. Для отгрузки покупатель обязан перевести оставшуюся сумму, после получения которой я выполняю отгрузку и отправляю на майл копию квитанции. Если обстоятельства покупателя в указанном промежутке времени изменились, то от покупки можно отказаться. Перечисленный задаток не возвращается. Гарантия на усилитель 12 месяцев с момента поставки. На стекло в условиях почтовой пересылки и перевозки транспортной компанией гарантия не распространяется. Искренние всем пожелания доброго здоровья и успехов.
Евгений Бортник, Красноярск, Россия, июнь 2016
Используемые источники:
- story/lampovyiy_unch_6g26p13s_svoimi_ruchkami_7218986
- http://paseka24.ru/node/225