Мощности iPhone (а чего уж говорить про iPod nano и shuffle) часто не хватает, чтобы раскачать накладные наушники так, как задумывалось производителями. В итоге то басов не хватает, то средние частоты западают, а на форумах начинают появляться отрицательные отзывы на ту или иную модель наушников, хотя, если вместо наших гаджетов взять стационарный ресивер, ситуация меняется кардинально в лучшую сторону. Автомобилистам более понятным покажется сравнение езды на 76 и 98 бензине: чтобы машина поехала, залей в нее нормальное топливо. Девушкам могу провести аналогию с пушапами – хотите, чтобы «стояли», надевайте Wonderbra. В редакцию на обзор попали три портативных высокооктановых усилителя Fiio для наушников. С ними удовольствие от прослушивания музыки возрастает в разы.
Если в вашем шкафу поблескивают Philips Fidelio, шуршит проводом AKG Q701 Куинси Джонса или томится масл-кар вроде Beyerdynamic DT 770 PRO, настала пора открыть двери гаража.
Все три тестируемых модели получают сигнал от плеера, усиливают его и передают на наушники. Другими словами, в музыкальном тракте появляется промежуточное звено. Усилители отличаются друг от друга своими возможностями и мощностью на выходе.
FiiO E01 ALISAN – самая компактная модель с проводным пультом управления на клипсе. Оснащена только 30-пиновым разъемом, не подходит для гаджетов с lightning. Мощность: 100 мВт (16 Ом) или 12 мВт (300 Ом). Цена 1120 руб.
FiiO E02i ROCKY – Имеет на борту пульт, аккумулятор на 10 часов работы, за счет чего выдает мощность больше 75 мВт (32 Ом), и переключатель усилителя басов. Вставляется в разъем для наушников, совместим со всеми моделями айфонов и айподов. Крепится на клипсе. Цена 1490 рублей.
FiiO E17 ALPEN – топовая модель со встроенным ЦАПом, дисплеем, аккумулятором на 15 часов непрерывной работы, оптическим входом, разъемом AUX. Мощность > 250 мВт (16 Ом) или > 20 мВт (300 Ом) – другими словами, может раскачивать не только самые навороченные «уши», но и активную акустику. Данный усилитель на выходе дает более качественный звук, чем большинство звуковых карт, поэтому его можно использовать в играх, просмотрах фильмов. FiiO E17 весит 100 г, в кармане ему делать нечего, это стационарный вариант. Цена 7 570 рублей.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
В плане компактности самым лучшим вариантом является FiiO E01 ALISAN. У него нет аккумулятора, а значит он независим. В нем стоит улучшенная микросхема от Texas Instruments, питание и прием сигнала осуществляются от линейного выхода через 30-пиновый разъем. Это самый грустный момент, потому что с пятым айфоном он уже несовместим по определению, иначе бы собрал все лавры и аплодисменты редакции.
С помощью пульта управления ALISAN может переключать треки, ставить на паузу, регулировать громкость. Не во всех наушниках имеется свои пульты. С ALISAN они появляются у 100%. Кроха достойна всяческих похвал. Эх, если б не 30-пинник..
На мой взгляд, 90% владельцам айфонов за глаза хватит FiiO E02i ROCKY. Одним концом он втыкается в разъем для наушников на корпусе плеера, пропускает через себя весь сигнал и выдает присоединенным наушникам усиленный по всем частотам звук. Весит 27 г, крепится за одежду на клипсе. Звучание примерно такое же, как у ALISAN, пока вторым переключателем около кнопки питания не дается жизнь басам. Эдакий Bass Booster, завернутый в цифровую упаковку серебристого цвета. На лицевой грани также располагается пульт управления с микрофоном и кнопки громкости.
Единственное, с чем придется мириться – это с дополнительной неразберихой с проводами. Но эффект стоит того. В крайне случае купите Magneat, чтобы ничего не болталось.
Топовая модель FiiO E17 ALPEN достойна всяческих похвал. Эта черная коробочка размером с сигаретную пачку справится с любыми наушниками. В меню настроек спрятались эквалайзер, выбор источника звука (USB / COAXIAL / OPTICAL / AUX), таймер сна, пределы громкости и памяти последних предустановок.
Как я уже говорил выше, место ALPEN – на столе. Но если очень хочется, то в комплекте идет пара резинок для крепления к айфону, после чего кидаем все рюкзак, протягиваем провод и выходим на улицу. Своей мощностью усилитель рвет все евростандарты и на полной громкости его будет слушать только псих. Звук можно усиливать не только с плееров, но и с компьютера. За неделю я не встретил ни одной звуковой карты (хотя подозреваю, что такие существуют), чей усилитель для наушников смог бы потягаться с ALPEN в мощности звука. Но помним про 100 грамм веса, которые в сумме с массой айфона оттянут любые джинсы так, что ходить не захочется. К сожалению, компания не предусмотрела цепляемого на пояс чехла. По сравнению с ценой устройства – копеечная экономия.
ИТОГ: Мой выбор для прослушивания музыки с айфона на ходу – это недорогой и оптимальный ALISAN.
Видеообзор
Купить портативные усилители Fiio для наушников от 990 руб.🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ru Мощности iPhone (а чего уж говорить про iPod nano и shuffle) часто не хватает, чтобы раскачать накладные наушники так, как задумывалось производителями. В итоге то басов не хватает, то средние частоты западают, а на форумах начинают появляться отрицательные отзывы на ту или иную модель наушников, хотя, если вместо наших гаджетов взять стационарный ресивер, ситуация меняется… —>
Артур Малосиев
@SeaBreeze
Сложно недооценить ту роль, которую компания Fiio заняла на рынке доступных Hi-Fi решений, поэтому каждый их гаджет становится событием, ожидаемым тысячами меломанов по всему миру. Не стал исключением их портативный усилитель для наушников E12 с кодовым именем Mont Blanc, о котором сегодня и пойдет речь.
Если вы незнакомы с усилителями для наушников и не знаете для чего они нужны, советую прочитать вступление к обзору Fiio E17. Что же нам предлагает новый продукт Fiio? Fiio E12 — портативный усилитель для наушников, у него нет функций ЦАП-а, как у рассматриваемых раньше E07 и E17, и это позволяет ему добиваться большего в основном предназначении — качестве звука. Усилитель построен на комбинации высококачественных операционных усилителей LME49710 и LME49600 от Texas Instruments. Комбинация этих двух микросхем позволяет добиться невероятно низкого уровня искажений. Вся остальная «обвязка» микросхем — тоже подобрана надлежащего качества. Отдельного упоминания стоит схемы питания. Батарея большой емкости обеспечивает двуполярное напряжение питания в ±11 вольт. Это позволяет операционным усилителям работать с высокой отдачей и при этом «раскачивать» наушники, требующие с большим импедансом. Такая батарея в «обычных условиях» требовала бы специальное зарядное устройство с напряжением в 14 вольт, но инженеры Fiio применили схему, позволяющую заряжать батарею напряжением в 5 вольт, являющемся практически стандартом. Эта схема также позволяет устройству «подстраиваться» под разные токи зарядки, начиная с 450 мА USB-порта и заканчивая зарядным устройством для iPad с его 2 А. В последнем случае — время зарядки составит всего 3 часа.
Технические спецификации
Выходная мощность: ≥ 880 мВт (32 Ω)</li>Допустимый импеданс наушников: 16 Ω – 300 Ω</li>Гармонические искажения + шум:< 0,005 %</li>Соотношение сигнал/шум: ≥ 110 дБ</li>Частотный диапазон: 20 Гц – 20 КГц</li>Емкость батареи: 9,7 Вт/ч (880 мА/ч / 11.1 В)</li>Время работы на одном заряде: > 12 ч.</li>Размеры: 124 х 65.6 х 14,5 мм</li>Вес: 159 гр
Упаковка и комплект поставки
Fiio нашли свой подход в упаковке и придерживаются его. Плоская коробка из белого картона с красными вставками и черной фотографией устройства — стильно смотрится и выделяет компанию. На коробке находится стикер со стирающимся слоем (под ним находятся цифры, позволяющие проверить подлинность продукта на специальном сайте). Такая забота об оригинальности продукта подкупает.
Упаковка традиционно стильная, она станет отличным подарком.
В коробке находится сам усилитель, чехол новой конструкции из черного бархатистого материала (вместо застежки с «кнопкой» теперь используется очень стильные петелька и шарик), набор из нескольких самоклеящихся ножек, которые можно приклеить на усилитель, чтобы не поцарапать его нижнюю часть об стол, USB-провод для зарядки, короткий межблочный кабель с двумя Г-образными штекерами на 3,5 мм, две резиновых петли для крепления усилителя к плееру и традиционные бумажки инструкции/гарантийного талона.
Комплект поставки традиционно близок к максимальному, и сложно придумать, чего еще можно желать.
Дизайн и управление
В Fiio поняли главное направление в дизайне: алюминий лучше пластика, и стоит сказать — они очень правы. По сравнению с частично пластиковым Fiio E11, новый «Монблан» смотрится на голову выше. Простой черный алюминий с горизонтальной текстурой — одновременно стильный и практичный материал. За счет текстуры усилитель приятно держать в руках, металл холодит руку и придает конструкции надежности. Корпус полностью черный, кроме логотипа на верхней поверхности и служебной информации на нижней. Размеры устройства достаточно ощутимые: по длине и толщине E12 практически совпадает с iPhone 4, по ширине даже немного превосходит его. Дизайнеры постарались нивелировать размер скошенными углами, и им это удалось — усилитель выглядит тоньше, чем на самом деле. Также ощутим вес, почти в 160 грамм, хотя за счет баланса это тоже не сильно ощущается.
Количество элементов управления постарались свести к минимуму: тут нет никакого экрана (естественно, лишнего в усилителе), вся индикация осуществляется двумя светодиодами. Синий показывает, что устройство включено, красный сигнализирует о разряде аккумулятора и моргает при зарядке (при этом скорость моргания пропорциональна скорости заряда). На передней же панели расположены два 3,5 мм разъема для входа и выхода и регулятор громкости, совмещенный с выключателем. Регулятор громкости тут аналоговый и очень тугой, это идет на пользу общей эргономике устройства. Для защиты от хлопка при включении используется реле, поэтому между поворотом регулятора из положения «выключено» и включением звука проходит чуть меньше секунды.
На левой стороне расположен разъем для зарядки и переключатель усиления баса, на правой — два утопленных в корпус переключателя: один включает кроссфид, второй повышает усиление на 10 дБ.
Звук
Для прослушивания наушников использовалось следующее оборудование.
- MacBook Pro Early 2011
- Fiio E17 в HogMode как DAC/усилитель
- Decibel в роли плеера
- Записи в lossless-форматах
- Ambient Acoustics AM4 в качестве референсного источника
Услышав этот усилитель, сразу понимаешь, почему стоит примириться с его размерами. Судя по отзывам, этот усилитель способен раскачивать даже «тугие» ортодинамические модели наушников. Конечно, что-то типа HE-6 не будет раскрыто на 100 %, но уровень звучания очень неплох. Модели же попроще Fiio E12 контролирует без проблем. Мои моддинговые изодинамические Fostex T50RP, отличающиеся капризностью к источнику с «Монблан» составили отличную пару после включения дополнительного усиления (хотя ходить в них по улице я точно не буду). Кстати, неплохо звучит усилитель и с iPhone, если использовать LOD-кабель — получается достаточно приятная связка. Еще лучше этот усилитель звучит с iPod Video 2006 года (так называемые iMod), про него я при случае расскажу. Качество звука явно совершило шаг вперед по сравнению с Е11, пропали огрехи баса. Е12 отлично контролирует бас, он приятно-напористый и по необходимости резкий. Среднечастотный диапазон также энергичен, присутствует приятная «искра». ВЧ достаточно умеренны, усилитель их не педалирует, пытаясь изобразить «воздушность» и «легкость» звучания.
Чего Fiio E12 точно не пытается сделать, так это расширить воображаемую сцену. Его конек — энергичность подачи, поэтому если вам нужна огромная сцена — он может не подойти вам.
В целом — звук очень хорош, кроме «не огромной» сцены к нему сложно выдвигать какие-то претензии. Особенно приятно то, что усилитель практически не вносит ничего «от себя».
Усиление баса сделано очень необычно и хорошо: усиливается самая низкочастотная часть диапазона. За счет этого, во-первых, корректируется то, чего не хватает многим наушникам, во-вторых, не получается забивания середины басом. Можно сказать, что это одна из лучших реализаций данной возможности.
Неплохой возможностью является кроссфид. В некоторых записях он действительно позволяет улучшить панораму, не рассчитанную на наушники (обычно это касается старых записей, хотя и не всегда).
Я попробовал E12 со многими наушниками, на мой вкус (или слух), больше они подходят для «накладных» моделей, с «внутриканальными» наушниками мощная и энергичная манера подачи не всегда хороша, хотя, конечно, результат все равно заметно лучше, чем без усилителя.
Однозначно, по звуку — это лучшее, что есть в линейке Fiio на данный момент, да и большинство конкурентов в ценовом диапазоне «до 250 долларов» — проигрывают E12.
Выводы
При цене порядка 125 долларов этот усилитель, пожалуй, не имеет конкуренции. Отличный запас по мощности, энергичная подача, хороший контроль даже «тугих» орто/изодинамических наушников. В свете нарастающей популярности решений на основе этой технологией Fiio выпустили сильное решение, хотя, конечно, Fiio E12 отлично подойдет и для большей части других наушников.
</li>
Компания FiiO — одна из “старожил” портативного аудио. Начав свой путь с портативных ЦАПов и усилителей, она ворвалась в мир плееров с X3, который полюбился многим ограниченным в бюджете меломанам. После этого произошло много приятных для компании событий: расширение линейки, новый нейминг, увеличивающаяся популярность и линейка наушников (об одних из них я скоро расскажу).
Сегодня мы поговорим о компактном стационарном ЦАПе с усилителем (далее — просто ЦАП) от FiiO. Компания редко выпускает подобные девайсы, обычно предпочитая им портативные ЦАПы или плееры, но линейка маленьких стационарных устройств у них была всегда: E10 и E10K — “прародители” K3. Новая модель традиционно совмещает компактные размеры и хороший набор входов и выходов (есть даже 2.5 балансный), но вопрос со звуком остаётся открытым. Цена FiiO K3 на момент обзора — 9650 рублей.
Характеристики
- Размеры: 22×58×70 мм
- Масса: 82 г
- Операционный усилитель: 2×OPA926+OPA1612
- ЦАП: AKM AK4452
- USB-чип: XMOS XUF208
- Балансный выход: Да, 2,5 мм TRRS
- Соотношение сигнал/шум: 113 дБ
- Диапазон частот от: 20 до 80000 Гц
- Коэффициент нелинейных искажений+шум: 0,004%
- Выходная мощность (3.5 мм): 220 мВт на 16 Ом, 120 мВт на 32 Ом
Комплектация
K3 приходит в простой коробке из белого картона, сверху — суперобложка с изображением ЦАПа, характеристики писать не захотели.
Комплектация максимально простая: две пары клеящихся ножек, обычный USB Type-C кабель и сам ЦАП. Конечно, можно придраться к отсутствию в комплекте мешочка для переноски или резинок для крепления, но стационарный сценарий использования едва ли требует подобного.
Внешний вид, коммутации
Первое на что обращаешь внимание — размеры устройства. На картинках оно не кажется миниатюрным, но на практике ЦАП в 2-3 раза меньше стандартной компьютерной мышки. Само устройство сделано из металла и окрашено в любимый FiiO чёрный цвет.
На фронтальной панели расположилось колёсико регулировки громкости, которое также выполняет функцию включения/выключения устройства. Сама регулировка громкости выполнена по технологии ADC: регулятор аналоговый, но его данные переводятся в цифру. Такая схема позволяет сохранить плавность аналогового регулятора с хорошим разделением каналов цифрового. Под колёсиком — световой индикатор, который светится разным цветами в зависимости от формата проигрываемых файлов: DSD — зелёный, выше 48 кГц — жёлтый, другие форматы — синий.
На той же фронтальной панели разъёмы аудио выходов — обычный 3.5 mm mini jack и балансный 2.5, о различиях которых я напишу позже. Кроме того, есть переключатели Gain и Bass, первый из которых отвечает за мощность усилителя, а второй аккуратно подчеркивает низкие частоты.
На тыльной стороне устройства сосредоточились все остальные интерфейсы, среди USB Type-C в качестве цифрового входа и набор выходов: цифровые оптический с коаксиальным (для использования K3 в качестве USB-to-SPDIF конвертера) и линейный 3.5 мм mini-Jack. Чуть выше — рычажок для переключения режимов работы USB: 1 для работы без драйверов, но только с файлами до 96 кГц/24 bit, 2 требует установки драйвера, но дружит со всеми файлами, вплоть до PCM 384 кГц/32 bit и DSD256.
Все остальные части устройства свободны от функциональных элементов: сверху расположился логотип компании и значок Hi-Res Audio, снизу — информация о сертификатах и минимальном входном токе.
Заключать, в целом, нечего: фотографии максимально точно передают реальный внешний облик, единственное что может быть неожиданностью — размеры, но даже их вполне просто представить (благо, что в характеристиках они есть). Также напомню, что в комплекте есть ножки, которые можно приклеить (а что ещё важнее — можно не приклеивать) во избежание скольжения устройства или царапин на столе.
Звук
Традиционно для моих обзоров, этот раздел начнётся со слов, что “именно звук — главная часть устройства”. В этом случае всё ещё проще чем с наушниками: ЦАПы и усилители — довольно банальные устройства, от которых обычно не требуют ничего, кроме USB входа, 3.5 mini-Jack выхода и хорошей начинки. И если с первыми двумя требованиями уже справляются все, то со второй всё не так бинарно, тут я и постараюсь это раскрыть.
Но для начала стоит рассказать про “балансный” выход. Важно знать, что это не классический “баланс”, который используется в колонках на больших расстояниях. Правильное название — раздельная земля, то есть изначально идет не 3 провода, один из которых с помощью пайки “делится” в сплиттере, а все четыре. Для усиления каждого канала используется отдельный усилительный тракт, вследствие чего — лучшее разделение каналов и большая мощность. И если польза первого смертным не слишком заметна, то второе может сыграть решающую роль, особенно если вы готовы заменить кабель на своих полноразмерных наушниках.
А теперь, после долгого вступления, наконец перейдем к “… главной части устройства”.
В целом, звук можно описать одним словом — ровный. АЧХ линейная, перекосов или приокрасов нет.
НЧ-диапазон
Низкие частоты у устройства хороши. Хороший контроль и разделение инструментов. Из-за линейности АЧХ нужного некоторым треком “кача” не достает, но в других случаях бас себя проявляет хорошо, показывая нужную массу и скорость. Также K3 не сдает позиции и в классической или камерной музыки — инструменты уверенно распознаются и их характер остается.
СЧ-диапазон
Главное возможное нарекание к средним частотам — отсутствие дополнительных эмоций, поэтому это явно не лучшее устройство для тех, кто слушает плохо записанную музыку, построенную на вокале. Конечно, аудиофильские бинауральные записи звучат хорошо, но плохо записанные треки иногда могут заставить поскучать. В остальном — отличная детальность и достоверность инструментов с голосами, и на приличных записях устройство раскрывается. Сцена неплохая, больше средней и в ширину, и в глубину.
ВЧ-диапазон
И снова — ровная АЧХ, и снова особенности. Высоких частот количественно не уменьшается, вы услышите их столько же, сколько было на записи, что нравится далеко не всем. Но если вы не бегаете от ВЧ, то они вас устроят — хорошая детальность и затухания. Несмотря на то, что эта часть ничего сверхъестественного не представляет, именно она первая бросается в глаза при переходе с более простых источников.
Лично мне звук устройства понравился — мне всегда импонировали “стерильные” источники, которые не привносят от себя ничего, оставляя изменения звука наушникам. Да, этот ЦАП может не подойти к совсем безэмоциональным моделям, но в других случаях — минимум влияния при большой (особенно с балансного выхода) мощности. Следствием этого также является отличная жанровая совместимость, играть честно получается всё. Также не стоит забывать возможность “усилить” бас с помощью соответствующего фильтра от производителя. Переключатель делает звук “теплее”, не перерастая в классический “кач”, что делает его вполне применимым.
Заключение
Тот самый случай, когда вывод подвести и просто, и сложно одновременно. Как я уже говорил, ЦАПы, а особенно стационарные, очень простые устройства. На первый взгляд все они абсолютно одинаковые: у всех одни и те же цифровые USB входы, у всех стандартный mini-Jack выход. И тогда остается смотреть на отличия. У ЦАПа от FiiO главное преимущество — наличие балансного выхода, который с включенным High Gain может отдавать много мощности, сохраняя компактные размеры. Поэтому если вы планируете использовать будущий ЦАП-усилитель преимущественно с полноразмерными наушниками, то K3 — практически бесконкурентный продукт. Также к плюсам можно отнести большое количество портов и дизайн. Минус можно выделить только один: у ЦАПа нет привычного бюджетным моделям окрашивания звука. Хотите получить нейтральное устройство? Тогда K3 — отличный выбор.
Спасибо российскому представительству FiiO за предоставленное на обзор устройство.
Используемые источники:
- https://www.iphones.ru/inotes/fiio-portable-headphone-amplifiers
- obzory-zheleza/fiio-e12-luchshij-usilitel-dlya-naushnikov-kompanii.html
- https://www.ixbt.com/live/digs/fiio-k3—novaya-reinkarnaciya-klassiki.html