Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 2

Поддон картера двигателя — устройство, конструкция, строение, назначение, особенности и ремонт (110 фото)

Двигатель автомобиля, даже при небольших габаритах, оснащен около десяти систем и узлов. К тому же каждый из них состоит из множества деталей. Отдельная часть имеет свое предназначение, а их совокупность и исправность дают двигателю стабильную работу.zagorelas-lampochka-abs-1.jpgРассмотрим, такой элемент, как поддон картера, его важность и функции в работе мотора. На фото поддона картера двигателя видно, что он из себя представляет.poddon-kartera-dvigatelya-1.jpeg

Наименование

Название детали произошло от расположения ее, а именно под днищем мотора. Картером в технике называется корпусный элемент, где размещен механизм какого-либо предназначения.poddon-kartera-dvigatelya-1.jpgВ автомобиле им оснащены:

  • рулевое управление;
  • КПП;
  • сцепление;
  • приводные мосты;
  • двигатель и т.п.

Так в основном называется элемент, куда заливается масло, смазывающее цепную или иную передачу. В некоторых случаях картер используется для иных целей.

Цена на поддон картера двигателя зависит от материала изготовления и его типа.

Назначение

Масляная ванна двигателя выступает как смазочный бак и как защита коленвала, выполняющая не одну функцию:

  • сохранение отработанного масла с элементов шатунов и поршней;
  • не позволяет расплескаться смазки мотора при движении машины;
  • защищает смазочный материал от внешних факторов: загрязнения, влаги и т.д.;
  • охлаждает масло двигателя;
  • выступает в качестве сборника отходов от работы агрегата;
  • ограждает детали двигателя от внешней среды.

Специализированные магазины и авто рынки — вот где можно купить поддон картера двигателя.Самые популярные виды изделий:

  • штампованное;
  • литое;
  • комбинированное производство.

Штамповка

В качестве материала выступают стальные листы, имеющие достаточную вязкость, благодаря которой картер при повреждении не раскололся и не треснул, а лишь приобрел небольшую вмятину.Поддон для масла обладает продолговатой формой. На одной стороне имеется основное углубление, задача которого заключается в том, чтобы маслоприемник находился на самом нижнем месте картера и на сто процентов был погружен в масляный состав. В ином случае, подача масла в двигатель может нарушиться, при наклоне машины.По всему периметру отогнутой кромки предусмотрено множество отверстий для болтов крепления.

Для герметичности используется прокладка поддона картера двигателя из паронита, резины или пробкового материала соответствующей формы, дополнительно можно использовать герметик.

В самом низу ванны сделано отверстие с резьбой для пробки слива масла. Пробку обычно изготавливают с конусной резьбой, что не требует дополнительной герметизации, или с обычной мелкой резьбой и бортиком, предназначенным для уплотнителя.Пробку чаще устанавливают с магнитом для извлечения металлических фрагментов от износа деталей.

О литье

Некоторые изделия выполнены из сплава магния и алюминия. Изредка литую деталь используют в качестве дополнительной опоры крепления каких-либо узлов двигателя. Достоинства данных поддонов следующие:

Не работает датчик положения распредвала — признаки поломки, причины неисправности датчика и описание ремонта своими руками (120 фото и видео)
  • Шлифовка головки блока: пошаговая инструкция как своими руками отремонтировать головку блока цилиндров (130 фото)
  • Затяжка головки блока цилиндров: пошаговое описание схемы и советы по нормам момента затяжки (90 фото + видео)
  • Форма коробки со вспомогательными перегородками внутри дает поддону усиленную жесткость. В итоге повышается жесткость всего агрегата, что приводит к его долговечности.Из-за высокой теплопроводности сплава повышается теплоотдача, в результате охлаждение масла происходит намного быстрее, срок его эксплуатации становится длиннее, сохраняя смазочные качества.

    Утолщенные стенки понижают шум, производящий двигателем, это дает наибольший комфорт водителю и пассажирам и понижает негативное влияние на окружение.

    Однако если повредить легко сплавное изделие, то ремонт поддона картера двигателя невозможен, поможет только лишь аргоновая сварка.

    Комбинирование

    Бывает, что данный элемент двигателя состоит из двух частей:

    • поддон, изготовленный из легкого сплава;
    • стальная часть.

    Это является промежуточным вариантом. По технологии сложно изготовить цельный поддон, если его габариты слишком велики.

    • Как правильно притереть клапана в домашних условиях: советы по приработке клапанов двигателя (120 фото + видео)
    • Порядок регулировки клапанов своими руками — советы и рекомендации по регулировке зазоров клапанов (90 фото)
    • Регулировка клапанов ваз своими руками — пошаговый мастер-класс как быстро и просто отрегулировать клапана классике (145 фото и видео)

    Потому как потребуется большой глубины вытяжка металла, что задействует специальное дорогостоящие оборудование множество переходных штампов.

    Аварийные случаи

    Данная запчасть довольно уязвима, при неосторожной езды ее можно пробить, в итоге вытечет масло, что приведет к износу механизмов двигателя.

    Чтобы это предотвратить, устанавливается дополнительная защита поддона картера двигателя. Если же произошла авария, то нужно:

    • оценить стадию повреждения;
    • проверить состояние герметичности, если масло не подтекает, то скорее всего повреждение незначительное;
    • затем надо проверить горит ли лампочка давления масла, при работе двигателя, если она не горит, то можно продолжать движение.

    Но, на всякий случай, лучше обратится в автосервис, так как могут возникнуть внутренние повреждения.

    Снятие своими руками

    Поменять поддон больших трудностей не доставляет, единственное, множество болтов задерживают процесс.

    Замена помпы своими руками: признаки поломки, советы по замене и особенности установки нового агрегата (115 фото)
  • Замена сальников коленвала своими руками: пошаговая инструкция как заменить передний и задний сальник (90 фото + видео)
  • Как заменить направляющие втулок клапанов — пошаговый мастер-класс как заменить своими руками направляющие правильно (95 фото)
  • Снятый с повреждениями поддон возможно выправить на жесткой поверхности с помощью молотка.Сразу нужно проверить состояние масляного насоса и трубку маслозаборника. Если она загнута, то выправлять ее не стоит, лучше приобрести новую запчасть.Установку произвести в обратном порядке. При установке всегда нужно менять уплотнительную прокладку.

    Фото поддона картера двигателя

    Читайте тут!  Балансировка коленвала — пошаговая инструкция как в домашних условиях произвести балансировку коленвала (110 фото)Пожалуйста, сделайте репост;)

    Автомобильный двигатель, несмотря на компактные размеры, насчитывает около десятка узлов и систем, состоящих, в свою очередь, из многочисленных подузлов и деталей. Каждый элемент имеет свое назначение, а все вместе обеспечивают стабильную работу двигателя.

    Взять, к примеру, штампованную железку, слегка напоминающую своей формой больничную утку, — поддон картера. Что вы знаете об этой детали, каковы ее функции, и так ли она важна для работы моторного агрегата. Постараемся подробно рассмотреть эти вопросы.

    «Как вас теперь называть?»

    Название «поддон картера двигателя» расшифровывается как деталь, расположенная под дном картера. А что такое — картер? В технике так называют корпусную деталь, в которой размещается какой-либо механизм. Применительно к автомобилю, это:

    • картер двигателя;
    • сцепления;
    • коробки перемены передач (КПП);
    • раздаточной коробки;
    • рулевого управления;
    • заднего моста;
    • некоторые другие.

    Устройство получило название по фамилии английского инженера, разработавшего защитный кожух ведущей цепи мотоцикла с масляной ванной. Поэтому картером обычно называют узел, в котором залито масло для смазки той или иной передачи («мокрый» картер). Хотя картер может быть и «сухим». Например, — сцепления, а также некоторых двигателей.

    Для употребления в быту название «поддон картера» слишком длинно, поэтому его называют либо просто поддоном, либо картером. Хотя в строгом понимании — это не совсем картер. Ну, да ладно, как говорится: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь».

    Конструкции и назначение

    Масляный поддон двигателя играет роль смазочного бака и защитного ограждения коленчатого вала, и выполняет несколько задач:

    • сбор и хранение масла, стекающего с деталей шатунно-поршневой группы (ШПГ);
    • предохранение моторной смазки от расплескивания при движении автомобиля;
    • защита смазочного материала от внешней среды (пыль, грязь, песок, вода и т. д.);
    • охлаждение моторного масла;
    • сбор продуктов износа пар трения ШПГ и шеек коленвала;
    • ограждение внутренних деталей мотора от окружающей среды.

    Конструктивное исполнение узла зависит от компоновки моторного агрегата, технических традиций и технологических возможностей компании, и бывает весьма многообразным. Наиболее распространены штампованные, литые и комбинированные конструкции. Рассмотрим их подробнее.

    Штамповка

    Материалом служит листовая сталь, обладающая требуемой вязкостью, чтобы картер при ударе о твердый предмет: камень, бордюр, торчащий из земли пень, приобрел бы только вмятину, но не треснул или раскололся.

    Масляный поддон двигателя имеет форму продолговатой емкости. С одной стороны обычно имеется дополнительное углубление, цель которого состоит в том, чтобы всасывающий патрубок маслоприемника располагался в самом низком месте картера и был гарантированно погружен в масло. Иначе, при наклоне автомобиля во время движения маслозаборник может оказаться оголенным, и подача моторного масла нарушится.

    Сверху детали по всему контуру отогнута кромка, в которой сделан ряд отверстий для крепления поддона к блоку цилиндров. Для уплотнения при сборке применяется прокладка сложной конфигурации, либо используют герметик.

    В самой нижней точке поддона приварена бобышка с резьбовым отверстием для сливной пробки. Последние бывают с конической резьбой, не требующей дополнительного уплотнения, либо с мелкой цилиндрической и буртиком для установки уплотнительного кольца.

    На внутреннем торце часто устанавливают магнитный наконечник для сбора и удаления металлического шлама, образующегося при взаимодействии пар трения контактирующих деталей.

    Литые из алюминиевых сплавов

    На некоторых моделях масляный поддон двигателя выполнен из алюминиево-магниевых сплавов, к примеру — цельнометаллический фургон Mercedes-Benz Sprinter. Иногда литой картер играет роль корпусной детали, то есть к нему крепятся некоторые узлы двигателя. Преимущества легкосплавных поддонов:

    • Коробчатая форма с дополнительными внутренними перегородками придает картеру большую по сравнению со штампованным жесткость на кручение. В результате увеличивается жесткость всего двигателя, а значит, и его долговечность.
    • Благодаря большей теплопроводности алюминия улучшается теплоотдача, и масло охлаждается более эффективно, то есть увеличивается срок его службы при сохранении смазочных свойств.
    • Более толстые стенки уменьшают уровень шума, исходящего от двигателя, что обеспечивает больший комфорт в салоне и снижения негативного воздействия на окружающую среду.

    Производители автомобильных компонентов выпускают алюминиевые аналоги для многих моделей с металлическим поддоном. Поэтому поклонники автотюнинга могут выбрать себе более «крутой» вариант этой детали, все зависит от количества денежных знаков.

    Внимание: в случае повреждения поддона из легкого сплава выправить его невозможно, а для заваривания трещин требуется аргоновая сварка.

    Комбинированный поддон картера

    Иногда нижняя часть двигателя имеет две детали: картер, отлитый из алюминиевых сплавов, и стальной поддон. Очевидно — это своего рода компромисс. При большой высоте поддона штампованный вариант детали трудно сделать с технологической точки зрения — требуется глубокая вытяжка, что подразумевает использование специальных дорогостоящих прессов и увеличения количества штамповочных переходов.

    У полностью литой конструкции тоже есть технологические ограничения, поэтому применяют компромиссный вариант, когда каждая из двух отдельных деталей достаточно технологична в производстве. К тому же в этом случае, пусть и в меньшей степени, сказываются вышеуказанные преимущества литых деталей.

    Еще один положительный момент: для обслуживания двигателя (в частности ШПГ) не требуется демонтировать весь узел, а только металлическую нижнюю часть.

    Немного экзотики

    В 90-е годы на Горьковском автозаводе был начат выпуск лицензионного дизеля австрийской фирмы Steyr, который производился около 10 лет под индексом ГАЗ-560. В те годы еще не в ходу был термин «инновационные» решения. Хотя, что касается таковых, их было в этом агрегате хоть отбавляй.

    Даже сейчас таких, пожалуй, не встретить. Поскольку в нашей статье речь идет о такой детали автомобильных двигателей, как масляный поддон двигателя, расскажем об устройстве этого узла в моторе, который совершил прыжок в будущее.

    Начнем с того, что здесь вместо привычных блока цилиндров и головки блока была одна деталь — моноблок, который устанавливался на упругих резинометаллических опорах в масляном картере двигателя. Картер состоял из двух алюминиевых деталей, соединенных между собой винтами.

    После соединения получалась открытая только сверху емкость. Разъем проходил в вертикальной плоскости, и весь узел из-за охлаждающих рифлений на боковых поверхностях напоминал ажурную плетеную корзину, благодаря чему на производстве его так и звали — «корзина». Корзина крепилась с помощью упругих опор к шасси автомобиля.

    Таким образом, подвеска моноблока была двойной: моноблок в корзине, а последняя на кузове. Кроме того, моноблок полностью находился в масляном резервуаре картера, а верхняя щель между ним и корзиной по всему периметру была закрыта резиновой манжетой прямоугольной конфигурации. Поддона в этой конструкции не было.

    Чтобы получить доступ к ШПГ, нужно было разобрать картер: снять две крышки упругих опор моноблока, после чего отвинтить крепеж, соединяющий две боковых половинки картера, и снять их. После этого открывался доступ к деталям ШПГ. Естественно, сделать это можно было только после снятия двигателя с машины.

    Что делать при аварии

    Масляный поддон двигателя — весьма уязвимая деталь двигателя, и если в результате неаккуратной езды он будет пробит, то вытечет все масло, находящееся в системе смазки. Чтобы уменьшить эту опасность, используют дополнительную защиту поддона, которая так и называется — защита картера. Что же делать, если все-таки произошла «жесткая посадка» моторного днища на механическое препятствие?

    В первую очередь нужно оценить масштаб происшедшего. Проверьте — нарушилась или нет герметичность картера. Если потеков масла под машиной не наблюдается, значит, повреждение не критичное. Далее проверьте контрольную лампочку давления масла в системе при работающем двигателе. Если лампочка не горит — ехать можно.

    Однако неизвестно — каково давление в масляных каналах. Ведь масляные датчики настроены на пороговое значение давления в пределах 0,5 — 0,8 бар. То есть, лампочка может и не гореть, однако давление в системе недостаточное для работы двигателя на больших оборотах. Тем более, неизвестно, погнута или нет маслоприемная трубка в картере.

    Так что придется посетить автосервис, доехав до него, не слишком нагружая мотор. Если сможете выправить вмятину самостоятельно, и у вас есть гараж со смотровой канавой, возвращайтесь потихоньку домой. Если же случилось самое худшее — защита поддона не уберегла картер, и масло в результате повреждения вытекло, остается только раскошелиться на эвакуатор, чтобы попасть в ближайший автосервис.

    Как самостоятельно снять поддон

    Каких-либо сложностей замена поддона двигателя не представляет.

    1. Машину следует поставить на ручной тормоз. Задние колеса дополнительно зафиксировать от качения любыми подручными средствами: обрезками досок, обломками кирпича и так далее.
    2. Снять с аккумулятора минусовой провод во избежание случайного запуска двигателя.
    3. Поочередно вывесить домкратом передние колеса и поставить под пороги надежные подставки. Лучше всего для этой цели подходят регулируемые винтовые опоры.
    4. Подвесить двигатель, используя цепной подъемник, закрепленный на несущей конструкции потолка.
    5. Снять экран дополнительной защиты картера.
    6. Демонтировать детали, мешающие удалению поддона (среднюю балку двигателя, стабилизатор поперечной устойчивости или другие). Отсоединить приемную трубу глушителя.
    7. Отвернуть пробку и слить из картера моторное масло в подставленную снизу емкость, сняв перед этим крышку маслозаливной горловины.
    8. После того, как масло перестанет капать, можно приступать к отвинчиванию винтов крепления поддона с помощью сменных головок и трещотки.

    После снятия поврежденный поддон можно выправить молотком на жесткой металлической плите. Проверьте состояние маслоприемника. Если он погнут, и выправить его затруднительно — купите новую деталь. Сборку производите в обратной последовательности. Прокладку поддона нужно установить новую.

    Затяжку крепления производите постепенно, заворачивая крепежные винты по зигзагообразной траектории, чтобы не покоробилась привалочная плоскость детали.

    В заключение напомним, что поддон двигателя — как то яйцо, в котором была спрятана смерть Кощея. Берегите тонкое подбрюшье автомобильного движка. Не уподобляйтесь капитану морского судна, посадившего по халатности свой корабль на прибрежные камни. Устранение последствий аварии — хотя и не сложный процесс, но довольно затратный, и требует немалого времени.

    Запасной поддон картера двигателя стоит захватить собой тому, кто отправляется штурмовать серьезное бездорожьеДвигатель

    568x390_poddon-kartera-dvigatelya.jpg

    Картер — нижняя часть блока цилиндров, а поддон — нижняя часть картера. Прикрывая собой коленчатый вал и другие детали кривошипно-шатунного механизма, он одновременно служит резервуаром системы смазки.

    Конструкция и назначение поддона картера 

    Общая форма поддона картера напоминает ванну небольших размеров. В зависимости от конструкции двигателя и его расположения в подкапотном пространстве может иметь сложную конфигурацию днища, позволяющую избежать соприкосновения с расположенными под ним деталями подвески или трансмиссии, например, с редуктором переднего моста.

    Выражение «сухой картер» означает, что запас масла для системы смазки хранится не в поддоне картера, а в дополнительном бачке

    Основное назначение поддона картера – сбор масла, циркулирующего в системе смазки двигателя. Дополнительная функция – сбор мелких абразивных частиц, образующихся в результате трения металлических деталей друг об друга.

    Избыток масла, не задействованного в данную секунду в рабочем процессе, собирается в поддоне картера, откуда его захватывает маслозаборник, чтобы пустить в дальнейшую циркуляцию.

    Маслозаборник находится на небольшом расстоянии от дна поддона, а не на самом дне, чтобы металлическая стружка и другие продукты износа не попадали в каналы системы смазки. Мелкие частицы металла накапливаются на дне поддона, и их можно удалить из двигателя, сняв поддон. Нередко на дне поддона с внутренней стороны можно увидеть магнит или несколько магнитов, предназначенных для удержания на месте металлической стружки.

    Чтобы масло на ходу не плескалось и не отливало от маслозаборника, на дне поддона предусмотрены противоотливные переборки

    Отверстие с резьбовой пробкой на дне поддоне картера служит для слива масла и закрывается металлической пробкой с резьбой и уплотнительной шайбой. Уровень масла в поддоне проверяется с помощью масляного щупа через специальное отверстие в блоке цилиндров.

    Крепление поддона к картеру производится с помощью болтов через специальную уплотнительную прокладку из пробки или резины (реже, при помощи герметика).

    В сливное отверстие поддона картера можно вставить сделанный в виде пробки с резьбой небольшой электрический тен для подогрева масла зимой. Этот аксессуар можно найти и заказать в интернете

    Успешное возвращение масла в область, где расположен маслозаборник, после его отбрасывания от коленчатого вала, обеспечивает горизонтальный отражатель. Он имеет наклонную конструкцию и устанавливается над поддоном.

    Дополнительная функция поддона — защита деталей кривошипно-шатунного механизма от повреждений и грязи. 

    Особенности изготовления поддона картера

    Изготавливается эта деталь из стали или алюминиевого сплава методом штамповки. Для изготовления поддона картера применяется сталь с высокими характеристиками вязкости, чтобы не допустить разрушения при ударах о твердые предметы. Дополнительные элементы наподобие противоотливных шторок привариваются к днищу после выхода детали из-под пресса.

    Характерные поломки поддона картера двигателя

    С поддоном картера может произойти практически единственная, но очень опасная поломка — его можно пробить.

    Даже самые мощные и высокие автомобили не застрахованы от таких повреждений. Поддон картера – наиболее уязвимая часть двигателя, так как находится ближе всего к дороге, поэтому его легко пробить, наскочив на препятствие — крупный камень или другой твердый предмет.

    565x565_podramnik-pylevaya%2Brejka-poddon-dvs-stabilizator-poperechnoj-ystojchivosti.jpg

    Пробой поддона картера влечет за собой утечку масла из системы смазки. Это грозит серьезными повреждениями двигателю автомобиля, особенно, если течь не будет замечена вовремя, поэтому многие автолюбители прибегают к установке защиты поддона картера.

    Используемые источники:

    • https://avtoadvice.ru/poddon-kartera-dvigatelya/
    • http://avtodvigateli.com/detali/poddon-kartera-dvigatelya.html
    • https://blamper.ru/auto/wiki/dvigatel/poddon-kartera-dvigatelya-2703/

    Рейтинг автора
    5
    Подборку подготовил
    Максим Уваров
    Наш эксперт
    Написано статей
    171
    Ссылка на основную публикацию
    Похожие публикации