Для каждого приходит время…
Когда микрофонные предусилители аудиоинтерфейсов перестают справляться…
И нам нужно что-то ПОКРУЧЕ.
Некоторым нужно больше каналов для записи групп.
Для других нужен ОДИН премиум-канал, чтобы вокал засиял.
Какова бы ни была ВАША причина, в этом посте есть вариант и для вас.
Потому что среди 9 предусилителей, о которых я сегодня расскажу…
Я выбрал по 3 варианта, относящихся к следующим категориям:
- Многоканальные БЮДЖЕТНЫЕ предусилители
- Многоканальные ТОПОВЫЕ предусилители
- Одноканальные предусилители
Первое…
Многоканальные бюджетные предусилители
Для записи групп ОБЯЗАТЕЛЬНО нужен аудиоинтерфейсс достаточным количеством входных каналов, верно?
Но поскольку в большинстве интерфейсов нет предусилителя для каждого канала, вам также потребуется многоканальный микрофонный предусилитель.
Среди лучших доступных вариантов для домашних студий эти 3 — мои любимые:
1. Presonus Digimax D8
Если хорошеедешёвое оборудование — то, что вы хотите…
То нет производителя лучше, чем Presonus.
Они явно заявляют об этом моделью Digimax D8.
В этом самом дешёвом предусилителе из списка есть все ключевые функции:
- 8 микрофонных предусилителей
- 2 цифровых входа
- пэд для каждого канала
- цифровая конверсия 24 бит/48 кГц
В отличие от некоторых предусилителей, все микрофонные входы на D8 расположены сзади, позволяя передней панели стойки оставаться свободной.
Чтобы задняя панель тоже выглядела опрятно, здесь есть выход ADAT, который может посылать ВСЕ 8 каналов в 1 цифровом кабеле. А если вы предпочитаете 8 выходов TRS, то они тут тоже есть.
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Единственное, что мне не нравится в D8…
Переключатели фантомного питания расположены на задней панели, из-за чего они труднодоступны, когда устройство встроено в стойку.
Лично я предпочитаю, когда они спереди. Поэтому следующий вариант мне нравится больше…
2. Art Tube Opto 8
Если вы фанат ламповых предусилителей…
То Art Tube Opto 8, возможно, как раз то, что вы ищете.
В нём есть абсолютно все функции, что и в Digimax D8, и ещё несколько дополнений.
По сравнению с D8, в котором на передней панели есть только контроль гейна и пэд…
В Tube Opto 8 есть ещё такие функции, как:
- фильтр высоких частот
- фазовый переключатель
- контроль уровня выходного сигнала
И поскольку переключатели фантомного питания расположены спереди, не нужно будет каждый раз лезть за стойку, когда вы выключаете конденсаторный микрофон.
Стоящий на несколько долларов подороже… Art Tube Opto 8 может стать как раз тем устройством, которое вы ищете.
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Далее…
3. Focusrite Octopre MkII
Со всеми теми же функциями, что и Art Tube Opto 8…
Focusrite Octopre MkII идёт на шаг дальше…
Добавляя поддержку цифровой конверсии до 96 кГц.
На этой частоте дискретизации ADAT может передавать только 4 аудиоканала вместо обычных 8 на 48 кГц.
Это означает, что в Octopre MkII 2 выхода ADAT, а не один.
2 бренда, которые мы уже рассмотрели (Digimax и ART) известны не за свои предусилители… а вот Focusrite — наоборот.
И это ещё один бонус.
- Посмотреть текущую цену – (Amazon/Музторг)
Теперь перейдём к вариантам подороже…
Многоканальные предусилители класса люкс
Многие полагают, что для ПОЛНОГО раскрытия потенциала микрофонов…
Хороший предусилитель ОБЯЗАТЕЛЕН.
И хотя немногие могут позволить себе САМОЕ ЛУЧШЕЕ, для тех, кто может, вот что я советую:
1. API 3124+
Что интересно в топовых предусилителях…
Если вы замечали, в них и близко нет такого количества функций, как в бюджетных моделях.
Однако они стоят в несколько раз больше. Вот почему:
Обычно в профессиональном звуковом оборудовании применяется такая философия:
- бюджетное оборудование сносно справляется с большим количеством задач, а…
- топовое оборудование идеально выполняет ОДНУ задачу.
API3124+ — отличный тому пример. Просто посмотрите на его переднюю панель и вы увидите, насколько она проста.
В нём 4 канала, 4 DI-входа, все стандартные кнопки, ничего особенного. Кроме, разумеется, звука.
Использующий те же легендарные схемы предусилителей, что и классические консоли API, API3124+ предлагает уровень качества, с которым не сравнится ни один предусилитель из тех, что мы уже рассмотрели.
Если вы можете себе его позволить, то вряд ли вы найдёте предусилитель лучше.
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Далее…
2. Solid State Logic Alpha VHD
Более известная как производитель мегакрутых микшерных пультов…
Solid State Logic (SSL) — среди лучших компаний в сфере профессионального звука с момента основания в 1969 году.
В последнее время, когда домашние студии набирают популярность…
Они расширили свою линейку продуктов, включив в неё небольшие устройства, сохранив при этом тот же стандарт качества.
Один из их лучших продуктов — Solid State Logic Alpha VHD, использующий ту же схему предусилителя, что и флагманская консоль Duality.
На первый взгляд, передняя панель выглядит как современная версия API3124+. Но есть одна действительно выдающаяся особенность…
Известная как Variable Harmonic Drive (VHD), позволяющая добавлять гармонический перегруз второго и третьего порядка, а также смешивать их, как вашей душе угодно.
Для тех, кто не знает…
Гармонии второго порядка имеют мягкий “ламповый” дисторшн, а третьего — более жёсткий “транзисторный” звук.
Насколько мне известно, никакой другой предусилитель не имеет такой функции.
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Далее…
3. True Systems Precision 8
Поскольку для большинства систем нужно больше четырёх дополнительных каналов…
Я подумал, что неплохо было бы включить как минимум ОДИН топовый 8-канальный предусилитель, чтобы все были рады.
Единственная проблема… среди лучших 8-канальных предусилителей сложно найти модели дешевле 5000 $.
Однако True Systems Precision 8 — одно из немногих исключений за половину от этой суммы.
Помимо невероятного звука, стоит упомянуть его 3 уникальных особенности:
- Выход DB-25, позволяющий передавать все 8 каналов аналогового звука одним многожильным кабелем.
- Кодирование мид-сайд, облегчающее мид-сайд стереозапись на каналах 1 и 2 без необходимости сложно проводить сигнал через ЦЗРС.
- Частотный диапазон 1,5 Гц-500 кГц, что намного шире пределов человеческого слуха как в большую, так и в меньшую стороны. Ни один из известных мне предусилителей и близко не подбирается к этим цифрам.
Проверьте сами:
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Далее…
Одноканальные предусилители
Конечно… было бы классно, если бы у всех были 4-8-канальные топовые предусилители, но опять же…
Не все МОГУТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ столько… и не всем НУЖНО столько.
Например, кто-то хочет только 1 канал для вокала. И если это всё, что вам нужно, я советую эти модели:
1. Universal Audio SOLO/610
Если вы уже имели дело с оборудованием Universal Audio…
То наверняка уже знаете…
Что любое оборудование с эмблемой UA чертовски крутое.
И Universal Audio SOLO/610 с теми же предусилителями, что и в классической консоли Putnam 610, не исключение.
Как и в большинстве топовых предусилителей здесь используется простой дизайн без выкрутасов. Настолько простой, что на задней панели есть всего 2 разъёма:
- XLR-вход
- XLR-выход
И всё.
В отличие от других предусилителей из этого списка, этот — отдельно стоящий и переносной, с ручкой для переноски.
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Также посмотрите похожие микрофонные предусилители Universal Audio:
- Universal Audio LA-610 Mk II – (Amazon), объединяющий микрофонный предусилитель 610 с оптическим компрессором T4
- Universal Audio 6176 – (Amazon), объединяющий 610B с классическим лимитером 1176LN
Далее…
2. Grace Design m101
В 1990 году Майкл Грейс основал фирму Grace Design…
И начал производить топовые бутиковые микрофонные предусилители небольшими партиями.
И спустя короткое время стал известен как один из лучших производителей в этой отрасли.
Хотя большинство их продуктов совсем не входит в ценовой диапазон домашних студий, Grace Design m101 — один из немногих производимых ими предусилителей, который значительно дешевле остальных.
Обновление безумно популярного предусилителя Model 101, M101 собран только из высококачественных компонентов и по этому показателю далеко впереди всех своих конкурентов.
Помимо безупречного звука, заметная особенность этого предусилителя — уникальный “ленточный режим”, специально разработанный для защиты хрупких ленточных микрофонов, позволяющий им проявлять себя во всей красе.
В целом, это отличный вариант.
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Последний в списке у нас…
3. Avalon VT-737sp
По сравнению с простым дизайном без излишеств, который был у предыдущих двух предусилителей…
Avalon VT-737sp следует совершенно ОБРАТНОМУ подходу.
Гораздо больше, чем просто микрофонный предусилитель…
VT737sp — ламповый усилитель с многодиапазонным эквалайзером, опто-компрессором и огромным количеством функций помимо этих.
Многие считают его самой популярной канальной линейкой современности.
Учитывая огромное количество элементов управления на передней панели, поначалу можно их испугаться. Вот краткий обзор его функций:
- 3 входа — микрофонный, инструментальный, линейный
- 4 переключателя режимов входа — хай-гейн, +48 В, фазный, фильтр
- 4 элемента управления компрессором — порог, компрессия, атака, восстановление
- винтажный волюметр
- разнообразие элементов управления эквалайзером — 4 диапазона, шельфовые фильтры высоких/низких частот, переключатель добротности
Для полного контроля над одним каналом… ЭТО тот предусилитель, который вам нужен.
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Содержание:
Что такое микрофонный предусилитель и для чего он нужен?
Микрофонный предусилитель — это музыкальное оборудование, которое усиливает низкий сигнал микрофона до линейного уровня. Спрашивается, для чего это нужно? А нужно это, чтобы сам сигнал был оптимального уровня. Под таким уровнем я подразумеваю максимальное значение, но без перегрузки. Тогда будет отличное соотношение сигнал/шум.
Я уверен, некоторые сейчас у меня спросят: «Какого черта мне вообще, отдельно покупать микрофонный предусилитель если он, так и так встроен во многие микшерные пульты и аудиоинтерфейсы?» Сразу скажу, что смысл моего посыла заключается в том, что отдельный предусилитель может дать мне лучшее звучание, чем все встроенные предусилители.
И я уже молчу, что микрофонный предусилитель обладает определенным характером звука. Это значит, что вы сможете подобрать музыкальное оборудование, которое по звучанию без проблем подойдет к нужному микрофону. Это очень заметно при использовании ламповых предусилителей.
Советы по выбору микрофонного предусилителя
Теперь вопрос: «Какой же выбрать предусилитель и на что стоит обращать внимание при его покупке?» Ясное дело, что главным критерием будет естественный звук. Однако будет довольно глупо выбирать музыкальное оборудование, основываясь только на этом критерии. Использование разных микрофонных предусилителей, это то же самое, что и использование совершенно разных микрофонов.
Да, для некоторых использование несколько предусилителей в студии звукозаписи будет слишком большой роскошью. Поэтому для таких людей я хочу дать очень полезные рекомендации, которые помогут определиться с выбором одного, но наиболее подходящего устройства.
Советы по выбору микрофонного предусилителя:
- Транзисторные и ламповые предусилители. Ламповые предназначены для придания звучанию теплой и бархатной окраски. В некоторых моделях можно переключаться в режим инструментального предусилителя с высокоомным входом. Эта возможность позволяет подключить гитару или электромузыкальные инструменты. Вопрос: «Какой лучше, ламповый или транзисторный предусилитель?» В целом тут не принципиально. Поэтому я рекомендую выбирать только по звучанию. Да и не всегда правильно ориентироваться только на манящую фразу типа «теплый ламповый звук«. По настоящему такой звук присущ только самым дорогим высококачественным предусилителям, а не бюджетным. Поэтому этот момент обязательно учитывайте.
- Количество входных каналов. Тут все просто. С количеством каналов вы должны сами определиться. Это зависит от того, сколько микрофонов вы хотите задействовать одновременно.
- Фильтр низких частот. Как и на некоторых конденсаторных микрофонах, так и на микрофонных предусилителях он часто присутствует. Эта функция может отсечь от сигнала все возможные низкочастотные помехи, в том числе гул некоторых инструментов, убрать эффект гнусавости, бочковатости и тому подобное.
- Фантомное питание. О нем я говорил не один раз. Поэтому про это можно было и не упоминать. Да и к тому, что фантомное питание на 99% есть на многих микрофонных усилителях. Однако при покупке обязательно убедитесь в наличии фантомного питания.
- Встроенный лимитер. Некоторые модели могут иметь встроенный лимитер. Это устройство, ограничивающее уровень входного сигнала. Такая функция является полезной при подаче звукового сигнала напрямую на вход звуковой карты поскольку при перегрузке ее входного канала в оцифрованном сигнале уже появляются искажения. А лимитер будет препятствовать возникновению этих искажений. Некоторые звукорежиссеры не любят предусилители с различными встроенными эффектами, в том числе и с лимитерами. Однако как по мне, так лимитер будет весьма полезной штукой! Поэтому если такое дополнительное наличие несильно сказывается на стоимости, то лучше предпочесть устройство с этой функцией. В дальнейшем она поможет вам избежать огромного количества неприятностей во время записи музыки.
- Индикаторы уровня. В отличие от усилителей для наушников, для микрофонных усилителей эта вещь наиболее полезная и необходимая. Что касается самого типа индикаторов (например, есть стрелочные, светодиодные), то это все дело вкуса. Даже если в предусилителе отсутствуют индикаторы уровня, то помните, что индикаторы перегрузки должны обязательно присутствовать.
- Переключатель фазы. Встречается довольно часто. Если вы осуществляете запись одновременно с нескольких микрофонов, то такой переключатель вам очень хорошо пригодиться. Просто при звукозаписи нередко возникают фазовые проблемы. Ну а кнопка переворота фазы сможет помочь исправить эту проблему.
Хорошие модели микрофонных предусилителей
По большому счету мне уже нечего тут добавить. Поэтому я, как обычно порекомендую вам некоторые хорошие модели микрофонных предусилителей различных ценовых категорий. Купить такие предусилители можно на этой странице.
Бюджетные
M-Audio DMP3Nady TMP-1Art Tube Pac
Средней ценовой категории
DBX 386-EUM-Audio OctaneArt Pro MPA II
Дорогие модели
Universal Audio LA-610Focusrite Platinum 10
Ну а на этом я заканчиваю свой материал. Теперь вы знаете, что такое микрофонный предусилитель и для чего он нужен. Если вы владеете своей домашней студией звукозаписи, то рекомендую вам все же купить такое устройство. Только перед приобретением обратите внимание на мои советы по выбору этого музыкального оборудования. Ну и обязательно посмотрите примеры предусилителей разных ценовых категорий.
К примеру, бюджетная модель Art Tube Pac (смотрите примеры выше) между прочим имеет некое подобие ламп и звучит достаточно неплохо. M-Audio DMP3 очень качественный двухканальный прибор, обладающий всеми необходимыми функциями и весьма хорошим звучанием.
Очень качественные рековые приборы я вам показал в средней ценовой категории. Там тоже есть что выбрать. Если вам позволяет бюджет, то можете присмотреться и к ним. Из самых дорогих предусилителей, на мой взгляд, наибольшего внимания заслуживает Universal Audio LA-610. Мы были очень довольны его звуком, его функционалом и возможностями. Его я тоже рекомендую!
Еще по теме звукозаписи:
Аксессуары для микрофонов
Предусилитель для микрофона, он же предварительный усилитель или усилитель для микрофона — это такой вид усилителя, назначение которого — усиление слабого сигнала до величины линейного уровня (порядка 0,5-1,5 вольт), то есть до приемлемой величины, при которой работают обычные усилители звуковой мощности.
Входным источником акустических сигналов для предварительного усилителя обычно являются звукосниматели виниловых пластинок, микрофоны, звукосниматели различных музыкальных инструментов. Ниже приводится три схемы микрофонных усилителей на транзисторах, а так же вариант усилителя микрофона на микросхеме 4558. Все их без труда можно собрать своими руками.
Схема простого микрофонного предусилителя на одном транзисторе
Данная схема микрофонного предусилителя работает как с динамическим, так и с электретными микрофонами.
Динамические микрофоны по конструкции схожи с громкоговорителями. Акустическая волна оказывает воздействие на мембрану и на прикрепленную к ней акустическую катушку. В момент колебания мембраны, в катушке, находящейся под воздействием магнитного поля постоянного магнита, образуется электрический ток.
Работа электретных микрофонов базируется на возможности определенных видов материалов с повышенной диэлектрической проницаемостью (электретов) менять поверхностный заряд под воздействием акустической волны. Данный тип микрофонов отличается от динамического высоким входным сопротивлением.
При использовании электретного микрофона, для смещения напряжения на микрофоне, необходимо установить сопротивление R1
Поскольку эта схема микрофонного усилителя для динамического микрофона, то при использовании электродинамического микрофона его сопротивление должно быть в диапазоне от 200 до 600 Ом. При этом конденсатор C1 необходимо поставить до 10 мкф. Если это будет электролитический конденсатор, то его плюсовой вывод необходимо подключить в сторону транзистора.
Питание осуществляется от батареи крона или же от стабилизированного источника питания. Хотя лучше от батареи, чтобы исключить шумы. Биполярный транзисторBC547 можно заменить на отечественный КТ3102. Конденсаторы электролитические на напряжение 16 вольт. Для предотвращения помех, подключать предусилитель к источнику сигнала и к входу усилителя необходимо экранированным проводом. Если необходимо дальнейшее мощное усиление звука, то можно собрать усилитель на микросхеме TDA2030.
Микрофонный предварительный усилитель на 2-х транзисторах
Структура построения любого предусилителя очень сильно влияет на его шумовые характеристики. Если брать во внимание тот факт, что используемые в схеме предусилителя качественные радиодетали все равно в той или иной мере приводят к искажениям (шумам), то очевидно, что единственный выход получить более-менее качественный микрофонный усилитель — это сократить число радиокомпонентов схемы. Примером может послужить следующая схема двухкаскадного предварительного усилителя на транзисторах.
С данном варианте количество разделительных конденсаторов сведено к минимуму, поскольку транзисторы включены по схеме с общим эмиттером. Так же между каскадами существует непосредственная связь. Для стабилизации режима работы схемы, при изменении внешней температуры и напряжения питания, в схему добавлена ООС по постоянному току.
Предусилитель для электретного микрофона на трех транзисторах
Это еще один вариант микрофонного усилителя для электретного микрофона. Особенность данной схемы усилителя для микрофона в том, что подача питания на схему предусилителя осуществляется по тому же проводнику (фантомное питание) по которому идет входной сигнал.
Данный микрофонный предусилитель предназначен для совместной работы с электретным микрофоном, например, МКЭ-3. Напряжение питания на микрофон идет через сопротивление R1. Аудио сигнал с выхода микрофона поступает на базу VT1 через конденсатор С1. Делителем напряжения, состоящим из сопротивлений R2, R3 создается необходимое смещение на базе VT1 (примерно 0,6 В). Усиленный сигнал с резистора R5, выступающий в роли нагрузки, идет на базу VT2 который является частью эмиттерного повторителя на VT2 и VT3.
Возле разъема на выходе, установлены дополнительно два элемента: нагрузочное сопротивление R6, через которое идет питание, и разделительный конденсатор СЗ, отделяющий выходной аудио сигнал от напряжения питания.
Предварительный микрофонный усилитель на микросхеме 4558
Операционный усилитель 4558 выпускается фирмой ROHM. Он характеризуется как маломощный и малошумящий усилитель. Применяется данная микросхема в усилителе микрофона, звуковых усилителях, активных фильтрах, генераторах управляемых напряжением. Микросхема 4558 имеет внутреннюю фазовую компенсацию, увеличенный порог входного напряжения, большой коэффициент усиления и малый уровень шума. Также у данного операционного усилителя имеется защита от короткого замыкания.
Микросхема 4558- характеристики
Скачать datasheet 4558(140,5 Kb, скачано: 2 284)
Это хороший вариант для постройки микрофонного предусилителя на микросхеме. Схема предусилителя для микрофона отличается высоким качеством усиления, простотой и не требует большой обвязки. Этот микрофонный усилитель для динамического микрофона также хорошо работает и с электретными микрофонами.
При безошибочной сборке, схема не требует настройки и начинает работать сразу. Наибольший ток потребления – 9 мА, а в состоянии покоя потребляемый ток в районе 3 мА.
Используемые источники:
- https://ru.ehomerecordingstudio.com/best-mic-preamp/
- https://muzrock.com/zvukozapis/mikrofonnyj-predusilitel
- http://www.joyta.ru/5835-predusilitel-dlya-mikrofona-podborka-sxem/