Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 8

Самодельный компьютерный микрофон из радиохлама

shtampnm.pngБабай_МазайЗвук и акустика / Компьютерные самоделкиДобавлено 59 комментариев 1575441764_nojabr_19g-423.jpgМой компьютер – это рабочий инструмент плюс толика развлечений. Музыка, кино и фото. Обычный круг задач совершенно не предполагает оцифровки голоса. Наш интернет использует канал связи через GSM сеть и имеет относительно невысокую скорость и немалые задержки между передачей-приемом. Голосовая и видео связь в реальном времени в таких условиях затруднительна. Словом, компьютерным микрофоном никогда не пользовались. Ребенок любит снимать и монтировать простенькие фильмы со своими куклами и недавно озадачила – нужен микрофон для слов автора и вообще вдумчивого озвучивания своих творений. Пришлось расстараться. Порывшись в коробках с электрическим хламом, нашел целый клубок вышедших из строя разнокалиберных наушников. Они сейчас очень распространены и есть недорогие варианты – пользователи, особенно подростки (основная масса потребителей носимых электронных штучек) редко отличаются аккуратностью и терпением. Наушники у такой публики – расходная статья, а чинить недорогие приборы такого типа довольно муторно. Словом, стекаются и скапливаются в коробке. Среди мелких, втыкаемых чуть не прямо в мозг затычек нашлись и несколько вариантов покрупнее, в том числе и с микрофоном как у авиадиспетчера. Для того же компьютера. Подобрал микрофончик посимпатичнее, на гибком металлическом усике и с поролоновой шапочкой от заплевывания и задувания, отвинтил. Сигнальный разъем (розового цвета) с коротеньким хвостиком тоже взял от этих же наушников. Это исходные части.1575441761_nojabr_19g-204.jpgЧто еще понадобилось для работыНабор инструментов для электромонтажа, оборудование для деревообработки и покраски. Кусок деревяшки, ЛКМ, мелочи.Разъем проверил мультиметром, провода соединил на живую нитку и проверил микрофон пробным включением. Ничего, живой, можно применять. В качестве удлинительного провода подобрал старый экранированный сигнальный шнур. Довольно мягкий. С хвостиком, выходящим из разъема соединил его тщательно – скрепил два конца шнуров за внешнюю изоляцию бандажом из ниток с клеем. Кончики проводов залудил, спаял, заизолировал. Место соединения заизолировал термотрубкой. Проверил готовый кабель мультиметром.

К свободному концу кабеля подключил микрофон (снова на живую нитку) и попробовал вдумчиво оценить его работу. Практика показала, что чувствительность микрофона не слишком велика – он хорошо работает, только находясь у самых губ как в исходной конструкции, здесь же, виделся вариант настольный. Диаграмма направленности микрофона практически круговая – его чувствительность примерно одинакова как спереди, так и сбоку.Все говорит о том, что несколько повысив чувствительность микрофона, можно надеяться на удобную работу с ним в настольном варианте.Микрофонный усилитель Тип используемого микрофона – электретный. В сущности – это прибор конструктивно похожий на конденсатор. Для согласования высокого сопротивления микрофона со сравнительно низким входным сопротивлением усилителя, используется согласующий каскад, выполненный на полевом транзисторе, который располагается в корпусе микрофонного капсюля. В целом, включение электретного микрофона к звуковой карте компьютера выглядит так.Особенностью схемы является фантомное питание – постоянный ток для работы транзистора и переменный сигнала, текут по одному и тому же проводу. Этот источник питания вполне можно использовать и для работы дополнительного усилительного каскада. Каскад разумно разместить, возможно, более близко к микрофону – это уменьшит уровень шумов. Схема электрическая принципиальная однокаскадного усилителя электретного микрофона для подключения к компьютеру выглядит так.Сигнал с капсюля выделяется на резисторе R1 и подается на базу транзистора VT1 для усиления. Транзистор включен по схеме с общим эмиттером с нагрузкой на резисторы R2 и резистор в звуковой карте. Отрицательная обратная связь по постоянному току через R1, R2 обеспечивает относительное постоянство тока через транзистор. По сравнению с микрофоном без усилителя сигнал увеличился примерно в 10 раз (22дБ). Схема нуждается в экранировании. Транзистор КТ3102 желательно в металлическом корпусе, но будет работать и в ТО-92. Допустимо заменить на BC547, S9014, можно попробовать и КТ315, КТ312 и т.д.Мой усилитель предназначался для узкого и длинного отсека в подставке микрофона. Удобным оказалось встречный монтаж самых крупных элементов – транзистора и оксидного конденсатора. Резисторы нашлись не особенно мелкие – МЛТ-0,25, конденсатор С1 в SMD исполнении. Корпус типоразмера 0805 удобно распаивается прямо на проволочных выводах транзистора (показан стрелочкой). Единственный момент – нельзя нажимать на середину сборки – получается длинный рычаг и от SMD конденсатора отрывается одна из контактных площадок.Усилительный каскад включен сразу же после микрофона на ножке. Пробным включением убедился в работоспособности схемы и ее преимуществе перед простым включением электретного микрофона. Подошва
Подошва микрофона сделана из куска подвернувшейся под руку толстой березовой доски при помощи торцовочной (маятниковой) пилы. После нескольких итераций удалось подобрать симпатичные углы скосов для такой толщины основания. Работать следует очень аккуратно – заготовка маленькая и штатными средствами фиксировать ее сложно. При каждом резе, деревяшку обязательно нужно хорошо упереть о вертикальный упор иначе ее может вырвать из рук с непредсказуемыми последствиями. Паз – отсек для укладки и фиксации кабеля и усилителя сделан в толще деревянной подошвы. Высверлил для этого ряд глухих отверстий с некоторым перехлестом. Сверлил на станке, спиральным сверлом по дереву ø10 мм. 3000 об/мин. В твердой древесине получается вполне аккуратно. Готовую подошву пошкурил двумя номерами шлифовальной бумаги и отделал. Собственно, в это самое время занимался отделкой других деревяшек, получилось за компанию. Кроме прочего, попробовал на подошве новую морилку и лак. Красил и крыл лаком из маленького пневматического распылителя – простого аэрографа, с самодельным компрессором. СборкаК задней вертикальной стенке подошвы, над выходным отверстием отсека привинтил ножку микрофона. Длинным тонким саморезом, плюхнув предварительно термоклея. Вывод микрофона укоротил, разделал конец, концы проводков залудил. Оба кабеля сформовал в одну сторону и распаял к выводам усилителя. К общему выводу усилителя припаял отрезок луженной проволочки (стрелка на фото). Проверил пробным включением, изолировал усилитель термотрубкой.Завернул усилитель тонкой медной лентой с липким слоем, мы такую применяем для витражного дела, хотя она именно для экранирования. Загнул на экран вывод общего провода, припаял. Проверил работу пробным включением.Плюхнул немного термоклея на дно усилительного отсека и аккуратненько вдавил в него сам усилитель. Проверил работоспособность, уложил провода и залил отсек термоклеем полностью. После застывания, острым ножом срезал выступы. Предполагались три резиновые ножки-пятачки, но хорошо стоит и так. ВыводыМикрофон работает хорошо, дочь очень довольна. Из моментов отрицательных, стоит отметить экспериментальную отделку – оказалось, что красивейший финский лак Яло, дающий на голых деревяшках покрытие очень похожее на вощение, плохо работает с морилками. На спиртовой и на водной основе. Даже высохшую краску он растворяет и затягивает в поры торцевых срезов древесины. Вплоть до полного обесцвечивания. И даже предварительная грунтовка не помогает. Babay Mazay, декабрь, 2019 г. Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь. ТехдокументацияПоказать таблицейСортировка:РекомендуемХиты продажДешевлеДороже

Добавить к сравнениюбыстрый просмотрКитай EM6050, Микрофон электретный18 руб.2 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрКитай EM9767, Микрофон электретный, 4.5 В, 10мм24 руб.1535 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрКитай EM-9767P, Микрофон электретный с выводами, 4.5 В …25 руб.969 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрJL World HMO0603A, 3 В, 6 мм, Микрофон электретный56 руб.15 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрJL World HMO0603B, 3 В, 6 мм, Микрофон электретный65 руб.377 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрJL World HMO1001A, 1.5 В, 9.8 мм, Микрофон электретный53 руб.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрJL World HMO1003A-60, 3 В, 9.8 мм, Микрофон электретный53 руб.707 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрКитай VS4011S36, 4,5 В, 4 мм, Микрофон электретный54 руб.103 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрОктава ДЭМШ, Микрофон2 640 руб.1 200 руб.118 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрОктава М4-Б2 «СОСНА», Микрофон2 040 руб.11 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрОктава МДМ-7, Микрофон динамический2 040 руб.1 060 руб.98 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрОктава МК-16-У (II), Микрофон1 060 руб.470 руб.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрОктава МКЭ-3, Микрофон770 руб.19 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрОктава МКЭ-82А-Н11, Микрофон1 920 руб.169 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрОктава МКЭ-84-1, Микрофон1 920 руб.800 руб.24 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрJinin ECM-30C, 4.5 В, 10 мм, Микрофон электретный38 руб.1 шт.Добавить к сравнениюInvensense ICS-52000, МЭМС цифровой микрофон TDM OMNI470 руб.1 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрST Microelectronics MP45DT02TR, МЭМС цифровой микрофон [HLGA]65 руб.29 шт.Добавить к сравнениюбыстрый просмотрJL World HMO0603B-60, Акустика140 руб.1-2 недели,Добавить к сравнениюбыстрый просмотрJL World HMO1003A-65, 3 В, 9.8 мм, Микрофон электретный84 руб.1-2 недели, Страницы Ctrl ← предыдущаяCtrl → следующая
  • 1
  • 2
  • 3

Микрофонные капсюли – закрытые устройства, в корпусе которых акустические сигналы преобразуются в электрические, после чего передаются в линии, сеть, эфир или на звукозаписывающие или звукоусилительные устройства.

Микрофонные капсюли бывают:

  • угольными;
  • электретными;
  • мини-электретными;
  • конденсаторными;
  • динамическими;
  • дифференциальными.

Микрофонные капсюли – это неотъемлемый элемент профессиональных и любительских систем, функционирование которых связано с преобразованием звуковых колебаний.

Посмотреть и купить товар вы можете в наших магазинах в городах: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, Гомель, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Минск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Уфа, Челябинск. Доставка заказа почтой, через систему доставки Pickpoint или через салоны «Евросеть» в следующие города: Тольятти, Барнаул, Ульяновск, Иркутск, Хабаровск, Ярославль, Владивосток, Махачкала, Томск, Оренбург, Кемерово, Новокузнецк, Астрахань, Пенза, Липецк, Киров, Чебоксары, Калининград, Курск, Улан-Удэ, Ставрополь, Сочи, Иваново, Брянск, Белгород, Сургут, Владимир, Нижний Тагил, Архангельск, Чита, Смоленск, Курган, Орёл, Владикавказ, Грозный, Мурманск, Тамбов, Петрозаводск, Кострома, Нижневартовск, Новороссийск, Йошкар-Ола и др.

Товары из группы «Микрофонные капсюли» вы можете купить оптом и в розницу.

С чего начинается студийный микрофон? Задумка, расчёты и разработка инженера, вернее целого КБ — это само собой, но с чего начинается производство? С плёнки! Задолго до того, как отольются формы корпусов, задолго до того как нарежутся кругляшки латуни для капсюля и их начнут сверлить и полировать, за 6 месяцев до того, как монтажник спаяет на плате схему, сборщик натянет на пяльцы плёнку и поставит её в вакуумную установку для напыления золота, алюминия или какого-нибудь циркония титана. Минимум пол года нужно для того, чтобы мембрана — именно так называется плёнка, на которой появился тончайший слой металла, — «отстоялась». Лавсановую плёнку нарезают на лоскуты необходимых размеров, проверяют на отсутствие дефектов и натягивают на специальные пяльцы — 2 колечка, между которыми плёнка плотно зажата. Пяльцы партией, или по одному загружают в установку по напылению металлов. Получить равномерно распределённый по полимеру (лавсану) слой металла технологически далеко непросто. Делается это с помощью разряда в вакууме с высокой степенью разряжённости (поэтому установка называется вакуумной), при напряжениях порядка 15…20 тысяч вольт. На напыление каждой мембраны тратится примерно 1.5…2 часа времени, таким образом, на небольшой установке, за рабочий день можно получить не более 5 мембран.

kaps_membr.jpg

Мембрана конденсаторного микрофона на пяльцах, капсюли 19А22

kaps_razobr.jpg

Составные части капсюля ЛОМО 19А21

kaps_sborka.jpg

Крепление мембраны и сборка капсюля

Вы ошибётесь, если подумаете, что на этом основная работа завершена. Далее происходит не менее кропотливая настройка капсюля. В особенности это касается сборных капсюлей микрофонов ЛОМО 19А9, 19А18, 19А19, 19А21, 19А22 и других, меньших диаметров. В Советском Союзе практически всю аппаратуру старались разрабатывать с большим количеством степеней свободы, чтобы при неудачной сборке прибор всегда можно было доработать, настроить, получить изначально задааные характеристики. Помните анекдот, когда по лицензии СССР собирали подводную лодку, а получили самолёт? Вызывают специалиста, он ночь возится в ангаре, стук, скрежет, на утро перед заказчиками стоит подводная лодка. Оказалось, пропустили в инструкции по сборке пункт «доработать напильником».

Так вот и большинство капсюлей конденсаторных студийных микрофонов ЛОМО требуют доработки уже после сборки — это и радость возможности улучшить характеристики, и крест для настройщиков. Делается это подбором толщины прокладок между пластинами капсюля — то есть практически настройщик меняет объёмы внутренних полостей капсюля, меняя их акустическое сопротивление, а значит и меняя АЧХ капсюля. Специально для этого производились наборы прокладок разной толщины (как наборы гильз и поршней для двигателей УАЗ), где счёт шёл на микроны. Поменял прокладку, послушал (или промерил в акустической камере). Не понравилось — снова поменял прокладку, послушал. Не понравилось — поменял прокладку в другой полости, и опять промерил капсюль сначала на первом варианте первой прокладки, потом на втором варианте первой прокладки, и тд, и тп.

kaps_prokl.jpg

Прокладки для настройки капсюлей ЛОМО

kaps_in_case.jpg

Капсюли микрофона ЛОМО 19А21 в сборе

Собранный капсюль также выдерживается несколько дней, дабы убедиться, что мембрана сидит плотно и не теряет своего натяжения. Затем его закрепляют в верхней части корпуса микрофона, которая часто делается в виде отдельного съёмного блока, и называется «головой» («головкой») или, в простонародии, «башкой» микрофона. Конструкция «головы» влияет на АЧХ микрофона, так как имеет своё уравнение акустического сопротивления, резонансы и фильтрующие качества. Именно поэтому «голову» стараются делать как можно более открытой, чтобы капсюль, что называется «дышал», и чтобы корпус «головы» добавлял минимум призвуков. Это всегда компромисс между открытостью капсюля и его защищённостью от внешних воздействий, как то, резких движений воздуха при задуваниях вокалистом, влаги, пыли, и тд. В конструкции многих старых моделей ламповых микрофонов, как, например, ЛОМО 19А19, 19А9 (или зарубежных моделей) отдельной «головы» нет, она является частью корпуса-ручки, в котором расположены радиодетали усилителя.

Таким образом, мы проследили технологический процесс создания основного элемента студийного конденсаторного микрофона плёнка >> мембрана >> капсюль >> голова. Теперь дело за электрической частью — за усилителем микрофона. Об этом в следующих частях статьи.

к началу статьи Технология производства и ремонта ламповых микрофонов

Используемые источники:

  • https://usamodelkina.ru/16534-samodelnyj-kompjuternyj-mikrofon-iz-radiohlama.html
  • https://www.chipdip.ru/catalog-show/microphone-caps
  • http://www.adada.ru/master_mic_tehnol_p1.php

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации