Обзор и сфера применения
Данный объектив был разработан для фотоувеличителей, поэтому он не имеет кольца фокусировки, но его также можно использовать и на любых современных фотоаппаратах. Этот объектив, прежде всего, будет полезен любителям макросъёмки, так как на современных зеркалках он может работать только в режиме макро. На беззеркальных камерах можно добиться бесконечности, но это и не нужно, так как главная его фишка — это макро.
На фото: Помидорчик размером с мизинец
Фокусировка производится путём приближения или отдаления фотоаппарата от объекта съёмки. Это неудобство легко исправляется с помощью использования макро рельс.
Во всём остальном это добротный и резкий объектив, при этом совсем не дорогой.
Существует несколько модификаций данного объектива. Они немного отличаются по характеристикам и внешнему виду, но принципиальной разницы между ними нет. Вега 11у по габаритам очень маленький и довольно забавно смотрится не только на больших зеркалках, но и даже на компактных беззеркалках.
Технические характеристики Вега 11у 2.8/50 (пр-во ЛЗОС, г. Лыткарино)
- Фокусное расстояние — 50мм
- Относительное отверстие — 1:2.8
- Пределы диафрагмирования — от 2.8 до 11
- Лепестков диафрагмы — 10
- Рабочее поле зрения — 24х36мм
- Рабочее расстояние — 29мм
- Присоединительная резьба — М39
- Длина объектива — 39мм
- Диаметр — 42мм
- Масса — 0,09кг
Устройство объектива
Вега 11у — пятилинзовый объектив. Линзы, завальцованные в отдельные оправы, насыпаются в корпус. Внутри корпуса имеется устройство, фиксирующее с помощью пружины и шарика каждое значение ирисовой диафрагмы. Шкала диафрагм нанесена на наружном кольце, навинчивающемся на корпус. Диафрагмирование производится поворотом этого кольца, при этом происходит легкий щелчок.
Примеры фото с помощью объектива Вега 11у
Фото сделаны на беззеркалку Sony NEX 5T + Вега 11у. Съёмка проводилась с рук, без использования штатива. Все настройки в авто режиме. Все изображения в оригинальном виде, без обработки в редакторах.
- Тип JPEG, кроп 150%, ISO 640, 1/160sec
- Тип JPEG, кроп нет, ISO 100, 1/160sec
- Тип JPEG, кроп 200%, ISO 500, 1/160sec
- Тип JPEG, кроп нет, ISO 3200, 1/125sec
- Тип JPEG, кроп нет, ISO 3200, 1/125sec
- Тип JPEG, кроп нет, ISO 250, 1/160sec
Фотографии на зеркальный фотоаппарат Nikon D5200 + Вега 11у. Съёмка со штатива в ручном режиме. На увеличенных кадрах есть небольшая коррекция резкости в Photoshop.
- Тип JPEG, кроп — нет, F8, ISO 100, 1/125sec
- Тип JPEG, кроп — 300%, F8, ISO 100, 1/125sec
Вывод
Отличный объектив для макросъёмки. Очень резкий, даже на открытой диафрагме 2,8. Имеет хорошую светосилу. Большое количество лепестков диафрагмы позволяет добиваться очень красивого боке. Если использовать Вега-11у в паре с набором макроколец, то можно добиться супер макро увеличения. Объектив стоит сущие копейки по сравнению с современными макрообъективами. Добиться лучшего результата для любителя с минимальным бюджетом просто невозможно.
- Цена: $ 25
Фотографией увлекаюсь уже довольно давно, правда все никак не продвинусь из разряда любителей в хотя бы продвинутые любители. Единственный жанр, который, похоже, отвечает мне взаимностью, это, макро. Но, поскольку все это на уровне баловства, то бюджет на увлечение выделяется очень ограниченный. Соответственно все “оборудование”, это набор компромиссов. Хороший макрообъектив — удовольствие недешевое. Но для “бюджетных” фотографов всегда есть лазейка — за годы своего существования советская промышленность наделала столько фотооборудования, что всегда есть смысл поискать нужный агрегат на барахолках. Что-то будет стоить копейки и давать неплохой результат; что-то — приближаться по цене к актуальным продуктам современных производителей, но иметь уникальные свойства; что-то — одновременно будет стоить недорого и давать отличный результат, но также будет требовать или доработки, или привыкания к особенностям использования. Года три назад мне в руки попал объектив, просто не созданный для установки на фотоаппарат, но кого это может остановить? Именно он в итоге стал основным инструментом подглядывания за жизнью всяких букашек. О покупкеСкажу честно, мой объектив был куплен на местной площадке. Но недавно я обнаружил, что он так же во всю продается на ebay за примерно ту же цену. Даже там их продают в основном мои или ваши соотечественники, поэтому всегда можно списаться с продавцом и попробовать договориться о более дешевой доставке. В шапке дана ссылка на лот продавца из России. Вот лот чуть дороже, но из Украины (ссылки даны на ту модификацию, что в наличии у меня, производства АОМЗ. Есть лоты с объективами, выглядящими по-другому и произведенными на других заводах. Не встречал информации о серьезных различиях между версиями, но голову на отсечение не дам). В любом случае, есть смысл начать поиск с местных барахолок. Если же вы живете в Западной Европе, или на другом континенте, тогда вам точно на ebay. Где покупать, пусть каждый выбирает сам, обзор не о том.
Теория
Объективами Вега 11У комплектовались малоформатные (24Х36 мм, сейчас это называется фулфрейм) фотоувеличители Дон 103, 110, Азов, возможно, еще какие-то.
Мой экземпляр произведен Азовским оптико-механическим заводом в 1985-м году (если верить последним цифрам серийного номера). Отличительная черта этой модификации — черно-белая раскраска кольца установки диафрагмы (ее еще называют “зебра”). Оптическая схема: 5 линз в 4 группах Фокусное расстояние: 50мм Диафрагма (макс./мин.): 2.8/11 (число диафрагмы свободно меняется по всему диапазону, есть стопорные метки на значениях 2.8, 4, 5.6, 8, 11) Количество лепестков диафрагмы: 12 Резьба: М39 Высота: 65 мм Диаметр: 50 мм Вес: 190 грамм. Материалы — металл и стекло. Ощущается таким себе монолитом — уступая в размерах китовому объективу 18-55 от кенона на треть по высоте и диаметру, он всего на 15 грамм легче. Если под рукой не оказалось электрогитары Урал, его вполне можно использовать, как импровизированное средство защиты. В фотоувеличителях фокусировка производится приближением-удалением всего проецирующего блока (не знаю, как он точно называется, сознательный интерес к фотографии у меня возник, когда уже правила цифра). Поэтому на самом объективе фокусировочного механизма (геликоида) нет. Фокусировочным механизмом становится сам фотограф, который двигает фотоаппарат вперед-назад, и так ловит фокус. Посадочная резьба М39 — на современные фотоаппараты он станет только через переходник. У меня стоит переходное кольцо М39-М42 и переходник М42-Canon EF. Если у вас тоже кенон, то можно использовать переходник без чипа — кеноны умеют замерять экспозицию даже без объектива, а отсутствие ловушки фокуса вполне можно пережить. Если никон — то лучше ставить чипованный переходник, поскольку эти фотоаппараты без информации с объектива наоборот умеют ловить фокус, но не могут замерять экспозицию. За счет разницы в рабочих отрезках (расстояние между задней линзой и матрицей), при установке на зеркалки, этот объектив всегда сфокусирован на точке приблизительно в 20-22 см от передней линзы, и использовать его можно только для макро. Обладателям беззеркалок повезло больше — за счет более короткого рабочего отрезка у них больше пространство для маневра. Для них даже выпускаются отдельные геликоиды, которые можно установить между объективом и адаптером, получить возможность фокусировки на расстояние до 2-х метров и использовать объектив для портретной съемки. Благодаря удачной конструкции у объектива отсутствуют геометрические и хроматические искажения. Две главные, как по мне, его характеристики: 1) Разрешающая способность — 70 линий на миллиметр в центре кадра и 40 — по краям. Это много. Например, у разных советских объективов, которые и сейчас пользуются спросом у энтузиастов, такие показатели: Волна 9 — 42/30; Гелиос 44м-7 — 50/30; Зенитар ме1 — 48/27; Юпитер 37 — 45/30; Индустар 61 Л/З — 45/28 Нашел также данные о разрешающей способности пары актуальных объективов: Canon EF 50/1,4 — 42/42; Canon EF 135/2.0 L USM — 67/67. По двум кенонам данные приведены при замерах на диафрагме 8.0; по советским и сабжу в источниках, откуда взял эту инфу, диафрагменное число, на котором производились замеры не указано; так что информация приблизительная. В любом случае, во всех обзорах на профильных ресурсах, авторы сходятся на том, что Вега 11У — очень резкий объектив. Помню, в моем обзоре сушеных сверчков читатель жаловался на слишком четкие фото насекомых. Это все Вега:) Вот для оценки пример фото и вырезанный фрагмент 500х500. И, если для портретника (тот же кенон 50, или гелиос) слишком высокая резкость, считается скорее недостатком, то для макрообъектива, это очень полезная характеристика. 2) Диафрагма состоит из 12 лепестков. Такого нет даже у современных топов. У кеноновских элек, например, до 9 лепестков. Отверстие диафрагмы всегда правильной круглой формы, и в боке на заднем плане от источников света тоже получаются правильные кружочки. Для макро эта характеристика не так важна — когда фотографируете муравья у вас на заднем плане все равно не будет просветов между листьями, или уличного освещения, соответственно и красивым кружочкам в зоне размытия взяться неоткуда. Но боке у объектива все равно приятное. А беззеркалочным портретистам будет приятно вдвойне:)Практика
Объектив использую с видавшей много зеркалкой Canon 1000D. Как писал выше, для установки использую переходное кольцо М39-М42 (отдельного фото не будет, так как кольцо с объектива уже даже не получается снять) и адаптер М42-Canon EF с чипом. От чипа толку в этом случае мало, так как экспозицию фотоаппарат умеет замерять и без него, а с эмуляцией автофокуса возиться нет смысла — проще сделать несколько последовательных кадров, постепенно приближая фотоаппарат к объекту, и выбрать наиболее резкий. Вот так объектив смотрится на фотоаппарате.
Также в обязательный набор входит комплект советских удлинительных колец для М42 — на 7, 14 и 28 мм. Чаще всего использую в комбинации 7+14, 28, 7+14+28. Объектив без колец использую очень редко, с самым тонким кольцом — никогда. Вот, как выглядит один и тот же сюжет с объективом без колец кольцами 7+14 мм 28 мм и полным комплектом Чем больше колец, тем сложнее фокусироваться, приходится задерживать дыхание, искать упор, делать десятки дублей. Иногда чувствую себя снайпером, но веселье того стоит:) Также важно хорошее освещение, так как делать фото с длинной выдержкой не получится. Минимально комфортное значение — 1/80 сек. Поэтому при недостатке света здорово выручает фонарик. Сейчас использую Jaxmnve M3 — яркий, маленький, позволяет подлезть под самый объектив. Дури в нем достаточно — при минимальной яркости фонарика и диафрагме 8-11 приходится выбирать выдержку от 1/100 и выше. Если фотографирую дома что-то неподвижное, то удобно ставить фотоаппарат на штатив с макрорельсами и фокусироваться по экрану, заодно и выдержку можно поставить побольше. Но такое бывает нечасто — жучки сами из лесу не приползут. Наверно, это вся информация, которой хотел поделиться. Ну и, чтоб понять, а надо ли оно вам — несколько фотографий, снятых Вегой, для оценки результата. Перед покупкой важно понять — здесь нет кнопки “шедевр”, здесь вообще ничего нет, кроме вас и пяти хороших линз в металлическом корпусе. Любой результат — это сочетание вашего видения, смекалки и выдержки. Всем интересных снимков и хорошего настроения! 12/05/2016 — 11:30 Автор: —>Вега-11У 2.8/50 — объектив для фотоувеличителя, рассчитан на формат 24х36 мм. Выпускался с 1968 года на разных заводах и в разных модификациях корпуса. Имеет оптчиескую схему Biometar, чем и интересен.
В данном обзоре представлена версия, выпущенная на Азовском оптикомеханическом заводе (АОМЗ) в 1985 году.
Характеристики Вега-11У 2.8/50
Интересно то, что на данной модификации объектива насчитывается 12 лепестков диафрагмы. Кружочки в боке получаются правильной формы.
Шкала значений диафрагм: 2.8, 4, 5.6, 8, 11
На открытой диарагме 2.8 объектив показывает свои характеристики. Даже при пасмурной погоде ведет себя достойно. Закрывая диафрагму, мы тем самым увеличиваем ГРИП.
Объектив имеет фиолетовое просветление.
Установка Вега-11У 2.8/50 на фотоаппарат
Объектив Вега-11У 2.8/50 предназначен для фотоувеличителей. Но руки чешутся его испробовать на камере))) Особенность его в том, что он имеет короткий задний отрезок, из-за чего на зеркальных фотоаппаратах его применение ограничено только съемкой макро. Но на беззеркалках его можно использовать и для обыкновенных сюжетов, и если его правильно приспособить, то можно снимать не только великолепное макро, но и делать портретные фотоснимки. Об этом чуть ниже…
Еще одна особенность Веги-11У, в том, что она не имеет фокусировочного механизма, весь метод съемки сводится к тому, чтобы вручную приближать / удалять камеру. В сети есть отличные опыты фотографов, как снимать данным объективом макро.
У меня же камера Sony NEX-3N, и задача состояла в том, чтобы приспособить его к портретной съемке. Для этого использовал китайский геликоид М42 и кольцо М42-Sony Е. Вся конструкция мне позволила снимать на максимальное расстояние 1,5-2 м. Таким образом Вега-11У 2.8/50 на безеркалке можно приспособить не только для макро, но и делать хорошее портретное фото.
Примеры фото на объектив Вега-11У 2.8/50
Все примеры сняты камерой Sony NEX-3N, камерный JPG без постобработки.
f/2.8 Эта и следующие фото в помещении сняты с автоматическим балансом белого на открытой диафрагме
f/2.8
f/2.8
f/2.8
f/2.8
f/4 Пасмурная погода
f/4
f/2.8 Солнечная погода
f/2.8
f/2.8 Голуб в 50 см
f/2.8 Грибы на пне растут. Дистанция 25-30 см
f/11
f/11
Фото, снятые с помощью макрокольца
f/2.8
f/5.6
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Используемые источники:
- https://technodroid.ru/obzor-vega-11u-obektiv-dlja-makrosjomki
- https://mysku.ru/blog/ebay/71963.html
- https://periscope.com.ua/comment/reply/1132/2860