Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 89

Модифицирование гитары. Часть первая — звукосниматели

Так как на нашем сайте собрано приличное количество цветовых схем и распаек различных звукоснимателей, вполне логично было бы написать небольшой мануал, который поможет человеку правильно сориентироваться в проводах. Кому-то будет просто полезно, а кто-то, возможно, начнет искать варианты, моды и различные эксперименты. Итак, поехали.

Важно!

Данный FAQ даст только базовое представление о вариантах распайки. Здесь отвечают на вопрос «Как?», а не «Зачем?». Мы настоятельно рекомендуем тщательно изучить как можно больше информации, а также поискать примеры звука, который даст необычная распайка, прежде чем сделать её на своём инструменте.

Схемы распайки можно посмотреть вот тут.

Цветовые схемы звукоснимателей различных брендов — вот тут. Коллекция обновляется и пополняется.

Если хотите разобраться с отсечкой — вам сюда.

Работа хамбакера с точки зрения физики в этой статье описана практически не будет, но если кому интересно — советую ознакомиться со статьей «принцип шумоподавления в хамбакере».

Для начала, вот статья на Википедии, если хочется почитать подробнее про устройство, и всё такое… Если же нужно только основное, чтобы знать чего куда паять и зачем — читайте далее.

Хамбакер — это две катушки из проволоки, намотанные в противофазе. Края этих катушек и соединяются с проводами, которые, в свою очередь, идут уже в темброблок. То есть у каждой катушки есть по 2 провода — начало и конец. Всего проводов 4, пятым, если он есть, является экран. Он может быть как в виде оплетки, так и в виде слоя фольги. Или его может не быть вообще.

Сами катушки делятся на «северную» и «южную», собственно это связано с их полярностью. Чтобы не путать провода, производители делают одни и те же цветовые маркировки для своих продуктов. К сожалению, общепринятого стандарта нет, а цвета зачастую берутся одни и те же (белый, черный, зеленый, красный, иногда синий, желтый и коричневый), при этом цветовые схемы у производителей кардинально отличаются. Если, например, распаять DiMarzio по схеме от Seymour Duncan, мы получим на выходе либо дикий фон и шум, либо полное отсутствие звука.

Но хамбакер — штука все-таки довольно простая по конструкции, и, несмотря на разные маркировки, провода на всех датчиках будут идти от концов катушек. (Исключение составляет активная электроника, где еще один провод идет от преампа к батарейке). Давайте рассмотрим классическую схему подключения звукоснимателя (картинка кликабельна):

Получается, что мы имеем проволоку, которая идет от земли, наматывается на южную катушку, соединяется с северной, наматывается на неё, и выходит в темброблок. При этом в «правильном» направлении, что и позволяет хамбакеру меньше фонить и мощнее звучать в сравнении с синглом.

Примечание №1:

Если в хамбакере всего два провода (или три, один из которых — экран) — значит производитель заранее соединил катушки, и оставил это внутри корпуса. Это надежнее, но менее функционально. Наружу выходят North Start и South Start соответственно. Сделать ему отсечку, или нестандартную распайку, будет весьма проблематично. Лучше и не пытаться, т.к. часто это заканчивается обрывом катушки и выбрасыванием датчика в мусор.

Примечание №2:

Внимательно проверяйте, чтобы North Finish и South Finish надежно соединялись друг с другом, и были изолированы от остальной схемы. Перебитый провод и плохое соединение именно в этом месте не раз были причиной плохой работы гитар, которые я перепаивал.

Очень популярная модификация хамбакеров. Отсечка — выключение одной катушки датчика из схемы, чтобы другая начала работать как сингл. Как правило, для этого используются тумблеры и push-pull потенциометры, чтобы имелась возможность переключаться в режим отсечки и обратно.

Само собой, начало и конец северной катушки — North, а южной — South. Можно паять их как обычные синглы. (Ссылка на схемы распайки дана в начале страницы).

Напоминаю, что о том, как сделать отсечку через push/pull, можно прочитать вот тут:

Параллельное подключение — схема, при которой мы получаем не хамбакер, а два сингла, работающих одновременно, и находящихся рядом, на одном основании. В таком случае теряются свойства, непосредственно, хамбакера, однако некоторым такой звук по душе. Вот схема (картинка кликабельна):

Это уж совсем на любителя. Но среди этих любителей засветились очень даже уважаемые люди, например Jimmy Page. =)

Также одним из ярких примеров такого звука является партия чистой гитары в песне Metallica — To Live Is To Die.

Также можно переворачивать фазу и при параллельном подключении. Для тех мсье, которые знают толк в извращениях.

Примечание:

Переключение фаза/противофаза также используется в модах темброблока через Push-Pull потенциометры и тумблеры. Хотя можно распаять и на обычную громкость, хоть это и сомнительная затея.

Это все варианты подключения хамбакера. Некоторые из них, скорее всего, Вам не пригодятся. Тот же Jimmy Page брал свой модифицированный леспол на живые выступления, и там он ему здорово помогал, однако при записи можно добиться нужного звука эквалайзерами и пост-обработкой. Также следует помнить, что частая перепайка гитары может плохо сказаться на потенциометрах, и крайнежелательно помнить стандартное подключение хамбакера.

Подробности
Автор: JetNet
Просмотров: 5628
30.10.2017 20:34
Категория: Крафт

Итак, приходит время, и тебе, мой дорогой друг-гитарист, хочется внести чего-то новое в звучание своего инструмента. И если усилок уже подобран, примочки любимые найдены, на очереди скорей всего будут стоять звукосниматели. А их просто так перетыкиванием не поменяешь, придется паять. В интернете, конечно, есть множество схем распайки для различных гитар, но я все равно решил написать эту небольшую серию статей, в которой расскажу о самых основах пайки гитарной электроники. Поэтому, я надеюсь, после прочтения этих статей, вы не только будете следовать уже готовым схемам, но и сможете разработать и свою схему распайки под свои нужды. В первой части начнем с самого простого — это схема подключения одного хамбакера с ручкой громкости и тона.

Данная схема является достаточно популярной среди гитаристов, потому что многие нековым датчиком не пользуются вообще. Для начала нужно кое-что уяснить. На вход усилителя подается напряжение, которое в дальнейшем усиливается и подается на динамик. В результате чего мы и слышим звук. Напряжение создается между двумя контактами: земля и сигнальный контакт. На гитарном джеке это соответственно круглая часть и наконечник.

Если напряжение между сигнальным контактом и землей будет равно нулю, то динамик не будет издавать ни звука. То есть будет просто тишина.

Разводка хамбакера

Хамбакер — это две катушки из проволоки, которые намотаны в противофазе, то есть, грубо говоря, в разные стороны. Края этих катушек соединяются с проводами. Таким образом имеем по 2 провода с каждой катушки (начало и конец обмотки) и еще один провод — экран или оплетка.

Катушки называют «северной» и «южной» в зависимости от их полярности. Чтобы не путать провода, производители делают их разных цветов. Но к сожалению единого цветового стандарта нет, поэтому один и тот же цвет у разных производителей может обозначать разный провод.

На рисунке изображена классическая схема распайки хамбакера. Помимо нее существует еще несколько схем. Самая популярная это схема с отсечкой, когда одна из катушек отключается от цепи и хамбакер работает как сингл. Как сделать отсечку читайте в этой статье. Также можно подключать катушки параллельно и в противофазе. В рамках данных статей они рассматриваться не будут.

Если из хамбакера выходят только два провода, значит производитель уже подсуетился за вас и два других спаял вместе внутри корпуса. Наружу выходят лишь North Start и South Start. Это конечно надежнее, но менее функционально. Например, отсечку сделать уже не получится.

Распайка хамбакера с регулятором громкости

Теперь переходим непосредственно к схеме пайки нашего хамбакера в гитару. Как видим у нас есть 2 провода: сигнальный и земля. По сути их уже можно припаять к джеку и все будет работать. Но, если мы хотим чтоб было все по-человечески, то есть хотя бы с регулятором громкости, то нужно разобраться с потенциометрами. Итак, что он из себя представляет:

Стандартный потенциометр имеет 3 выхода. Два крайних из них связаны резистивной полосой, а средний по этой полосе движется. Таким образом, если мы подпаяем сигнальный провод к левому контакту, а землю к правому, предварительно припаяв его к корпусу потенциометра, то на средний контакт будет поступать полный выход сигнала. В зависимости от положения ручки он будет либо увеличиваться, либо уменьшаться. Продемонстрируем все вышесказанное на диаграмме ниже.

Распайка хамбакера с регулятором громкости и регулятором тона

Теперь в нашу нехитрую схему добавим регулятор тона. Лично я им не пользуюсь, но может кому-то он и нужен. Ручка тона работает иначе, чем регулятор громкости. В цепи будем использовать конденсатор.

Чтобы добавить регулятор тона в цепь, соединим вход потенциометра громкости с одним из крайних контактов потенциометра тона. Затем между средним контактом тона и землей впаиваем наш конденсатор. Третий контакт не используется. Таким образом, при кручении ручки тона в ноль, большая часть сигнала начинает проходить через конденсатор, где фильтруются высокие частоты и убираются на землю

Вот, в общем-то и все. Как видите схемы до безобразия простые и, я думаю, общий принцип понятен. В следующей статье попробуем добавить в нашу схему еще звукосниматель и сделаем переключение между ними с помощью трех-позиционного переключателя.

1111111111 Рейтинг 3.50 [2 Голоса (ов)]

Добавить комментарий

Многим гитаристам хочется улучшить свои инструменты. Не скажу, что я в теме модификаций «собаку съел», но тем не менее я перепробовал очень много разных модов и интересных штучек на своих гитарах, и хочу этим опытом поделиться, а так же просто описать некоторые вещи, которые не известны широким кругам. Вдруг кому-то тоже будет интересно. Сегодня поговорю о звукоснимателях и что с ними можно сделать.Звукосниматель – достаточно простое устройство. Однако, стандартным датчиком никого не удивишь. Чем можно удивить, например?ОтсечкаЭто самая простая, самая известная и самая популярная модификация гитар с хамбакерами. Суть заключается в том, что в хамбакере отключается одна катушка и датчик превращается в сингл. Для реализации мода нужен хамбакер с тремя или четырьмя проводами (фирменные типа Dimarzio, Seymour Duncan и прочих почти все с четырьмя выводами, а например штатные датчики Ibanez с тремя) и переключатель на две позиции. Провода припаиваются так, что в одном положении сигнал идет как обычно, через обе катушки, а во втором — после первой катушки сразу на «землю». Вторая катушка остается «не у дел» и датчик становится самым настоящим синглом. Вместо переключателя можно также использовать потенциометр, который позволит «подмешивать» одну к другой. Для этого лучше использовать логарифмический потенциометр, с линейным это подмешивание будет не так заметно.36889_600.jpgПараллельное подключение катушекВ обычном хамбакере катушки подключены последовательно, но их также можно включить в цепь и параллельно. Понадобится датчик с четырьмя проводами. Все что нужно сделать – поменять местами провода одной из катушек. Выход датчика и низы ослабнут, но поднимутся верхние частоты. Для реализации нужен двухпозиционный переключатель ON-ON, или просто спаять все, но тогда, естественно, не будет возможности переключения в традиционный хамбакер.37232_600.jpgФаза/противофаза хамбакеровМоя любимая модификация на датчиках. Меняется полярность одного хамбакера по отношению к другому хамбакеру. Работает с любыми датчиками, у которых вывод на «землю» идет отдельной жилой. Я сделал противофазу на своем Les Paul без переключения в «обычный» режим, а можно поставить и переключатель. При пайке нужно просто поменять местами вход хамбакера и выход (North и South выводы на схемах), или заставить переключатель менять их местами. Как это отражается на звуке? Верха резко возрастают, низы и середина сильно слабеют, выход датчика падает. Немного поднимается уровень фона, но общее шумоподавление при этом сохраняется. Работает это, конечно, только при включении двух хамбакеров одновременно. Кстати, самый наглядный пример звучания – финальное соло Джимми Пейджа в The Ocean. У Гари Мура такая фишка тоже присутствовала – только реализована она была брутальнее: магнит в нековом датчике был развернут в другую сторону. Нет, не датчик развернут, а именно сам магнит внутри него.37472_600.jpgДва в одномДорогая и немного геморройная модификация. Есть люди, у которых всего одна гитара и они хотят играть на ней все. То есть вообще все. Универсальность, причем полная и бесповоротная. И такое можно. Нужна гитара с вырезом под хамбакеры и четыре стратовских мини-хамбакера или минихамбакер и сингл. Минихамбакеры по своим размерам похожи на синглы, а хамбакер – это два сингла. Поставив вместо одного полноразмерного хамбакера два разных мини-хамбакера, можно добиться невероятной универсальности. Придется, конечно, немного поработать – нужно сделать дырки в рамках датчика или в панели-пикгарде, а в саму деревяшку два таких датчика должны в принципе поместиться без какой-либо дополнительной доработки. Все что остается – подключить по одному выводу каждого датчика к обычному двухпозиционному переключателю и после уже к переключателю датчиков и можно будет выбирать, на каких хамбакерах играть. Количество переключателей при этом можно варьировать от одного на все 4 датчика до мини-переключателя на каждую (!) катушку. Тогда количество звуков будет просто невероятным.38348_600.jpgКонечно, мини-хамбакер по звуку немного отличается от полноценного хамбакера, но эта разница не такая критичная по сравнению с тем, какие возможности при этом открываются.Замена магнита в звукоснимателеНе секрет, что магнит в большой степени влияет на звук. Обычно в датчиках используются алнико 2, алнико 5 и керамические магниты, но можно поставить любой, какой подойдет по размерам. Существуют еще и неодимовые магниты, разные сплавы алниковых магнитов и прочие. Если коротко – чем мощнее магнит, тем ярче звук и больше выход.Используемые источники:

  • https://inhalath.com/полезное/электроника/faq-распайка-хамбакера-для-чайников/
  • http://guitargrad.ru/elektrogitara/kraft/54-raspajka-zvukosnimatelej-h
  • https://andrew-kul.livejournal.com/24923.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации