Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 2

Несколько способов восстановления емкости аккумуляторов li-ion

87f3b3c15f154c0883aacf1171dfba92.jpg Привет всем юзерам хабра, сегодня я буду рассказывать про то, как я довольно таки простым методом, восстанавливаю нерабочие Li-Ion аккумуляторы от портативных устройств до того как обзавёлся таким замечательным устройством как Imax B6. Таким методом я восстановил работоспособность уже, наверное, трем десяткам аккумуляторов от разных гаджетов, от фотоаппаратов до MP3 плееров, но я замечу, только восстановил работоспособность, емкость таким образом вернуть не получится, да и лично я не встречал способов вернуть емкость для такого типа аккумуляторов. К слову, емкость, которая останется в аккумуляторе, очень сильно зависит от того сколько аккумулятор пробыл в такой «клинической смерти». Скажу сразу, данный метод не претендует на что-то из разряда «Вау, это что-то новенькое» но, тем не менее, не все про него знают. Суть данного метода чтобы «толкнуть» аккумулятор. Вот видео всего процесса: (информация что ниже будет дублировать информацию, предоставленную в видео) Для того чтобы попробовать вернуть в жизнь аккумулятору нам понадобиться: — Блок питания который выдаёт постоянное напряжение от 5 до 12 Вольт; — Резистор номиналом от 330 до 1000 Ом, рассчитан на мощность 0.5 Вт, а хорошо бы и по мощнее; — Вольтметр для того чтобы контролировать напряжение (по желанию). Как правило, большинство блоков питания от Wi-Fi роутеров, свичей и модемов идут с разъемом 2.5 мм, например такой как на фото:bedeb9a44e0c4b5d875f940567b87828.jpg Почти всегда центральный контакт разъема имеет плюс, а боковой минус, и еще, как правило, полярность изображают на самом корпусе блока питания:2e8ca1e57df049489804171b3d43dbd3.jpg Как видно на фото мой блок выдаёт постоянное напряжение 12 В об этом свидетельствует значок посредине между 12V и 2.0A. Ток блока питания должен быть выше 0.1 А. Отключаем блок питания от сети чтобы уберечься от короткого замыкания которое может вывести из строя блок, подключаем так, как показано на рисунке, а именно, плюс 12 В к одному концу резистора, а второй конец резистора к плюсу аккумулятора (как правило у аккумулятора указанная полярность, если нету, то нужно как-то узнать где плюс а где минус), минус блока питания подсоединяем к минусу нерабочего аккумулятора. Смотрим на напряжение если есть такая возможность, оно должно начать потихоньку расти, как только поднимется до 3.3 В то заряжаем уже посредством самого устройства от которого аккумулятор, Если же нету возможности смотреть за напряжением, то делаем такую зарядку минуту или две, и вставляем в наше устройство чтобы посмотреть принимает ли оно аккумулятор или нет. Давайте рассчитаем ток зарядки аккумулятора по Закону Ома (I = U / R) для случая с 12 В блоком питания: 12 В / 330 Ом = 0,036 А(36мА), то есть ток заряда будет 36 мА или же если взять резистор на 1 КилоОм тогда будет 12 В / 1000 Ом = 0,012А (12 мА). То есть, при 12 В напряжении источника питания, зарядный ток будет составлять 36 мА, это если использовать резистор на 330 Ом, а если резистор взять резистор на 1 КОм, то ток зарядки будет составлять 12 мА. Для случая с 5-ти вольтовым блоком питания (как правило, это зарядки для смартфонов): 5 В / 330 Ом = 0,015 А(15 мА), то есть ток заряда будет 15 мА или же если взять резистор на 1 КОм тогда будет 12 В / 1000 Ом = 0,005А (5 мА). Как видим в этом случае ток зарядки, а соответственно и скорость роста напряжения на аккумуляторе будет ниже, по этому для случая с 5 В блоком питания можно взять резистор от 100 Ом, 5 В / 100 Ом = 0,050 А(50мА). Не советую злоупотреблять токами зарядки(50 мА более чем достаточно для «толчка» аккумулятора) и завышением напряжения выше 4.2 В, в сети есть достаточно видео с возгоранием литиевых аккумуляторов, например вот: Так что весь процесс восстановления работоспособности аккумулятора должен, проводится только под наблюдением. Нам главное только вывести аккумулятор из того состояния при котором контроллер, что внутри батареи, отключает аккумулятор от нагрузки. Почему это работает? Дело в том, что в аккумуляторах от многих портативных устройств есть контроллер, который следит за напряжением на аккумуляторе, если аккумулятор не использовать или же он долго полежит в разряженном состоянии, то контроллер как бы отключает рубильник, который соединяет аккумулятор от контактных площадок к которым подключается устройство. Делается это то ли для защиты устройства то ли для того чтобы потребитель через некоторое время покупал новую продукцию.Все мои публикации. PS Есть ещё один способ которым я давно пользовался, вместо резистора взять компьютерный вентилятор 80х80 мм, правда минимальное напряжение в таком случае будет от 8 В ну а максимальное 16 В, но способ с резистором более проще, да и не у каждого есть вентилятор. PPS Как говорят люди в комментариях, риск возгорания восстановленного аккумулятора повышается, особенно в момент первой зарядки, ещё раз акцентирую внимание на этом, следите за температурой на аккумуляторе при первой зарядке. PPPS Не рекомендую восстанавливать очень старые аккумуляторы, которые пролежали в мёртвом состоянии больше чем пол года, так как у них риск возгорания будет ещё выше.

Группа  литиевых аккумуляторов цилиндрической формы, напоминающих пальчиковый стандарт, классифицируют как  форм фактор 18650. Стандартная длина цилиндра 66,5 мм, диаметр 18 мм. Так выглядят литиевые элементы трех групп – литий-кобальтовые, литий-марганцевые и литий-феррофосфатные. Элементы отличаются по емкости и напряжению, но имеют общий принцип действия. Это позволяет использовать общую технологию восстановления аккумуляторов 18650. Рассмотрим случаи реанимации литиевых АКБ после глубокого разряда и возвращение емкости.

Восстановление 18650 аккумуляторов после глубокого разряда

Литий-ионные аккумуляторы не терпят глубокий разряд. Несмотря на остаток в 2,4 – 2,8 В, восстановить работоспособность батареи простой зарядкой невозможно. Защитное отключение банки от клемм при глубоком разряде предусмотрено для безопасности. Но оно разрывает цепь, когда элемент еще можно зарядить. Поэтому выходное напряжение 0 будет одинаковым, при коротком замыкании внутри банки и заряде, меньше неснижаемого минимума.

Но паразитный диод MOSFET, встроенный в ключ транзистор FET1 позволяет вести зарядку аккумулятора в любом случае. Ноль на выходе становится препятствием для активации зарядного устройства. Необходимо создать условия для изменения сигнала, на приемлемый – напряжение 3,1 – 3,2 В. Только тогда возможно восстановление функций АКБ 18650.

Поднять напряжение в аккумуляторе до приемлемого на сленге специалистов называется «толкнуть». Зарядное устройство для сотового телефона преобразует сетевой ток, на выходе в гнезде USB — 5В. Ток заряда необходимо ограничить резистором, рассчитав сопротивление.

Собрать предлагаемую схему и зарядить АКБ до 3,2 В.

Дальнейшая зарядка должна идти обычным способом. Оставлять «толкач» без надзора нельзя, бесконтрольная зарядка выше 4,2 В губительна для аккумулятора.

Возможно, резистор не греется, напряжение на аккумуляторе не растет. Вывод – внутри корпуса произошел обрыв,  или заряд снизился глубже предполагаемого уровня.

Экстремальный способ восстановления 18650 после глубокого разряда – снять оболочку с аккумулятора и подключиться к корпусу, на вход и выход, не перепутав полярность. Если зарядка началась, хорошо. Нет – аккумулятор на утилизацию. Туда же его придется направить, если транзистор греется, а напряжение не растет – сигнал внутреннего замыкания. Теперь можно снять защитный медальон и повторить зарядку. Получилось? Значит, подвела плата защиты, а сам элемент еще поработает.

Предлагаем посмотреть видео по теме.

 Восстановление емкости аккумулятора 18650

Емкость аккумулятора зависит от способности внутренних компонентов принимать заряд, путем электрохимической реакции. Но в процессе использования элемента происходит недозаряд и переразряд, реакция идет при высокой или низкой температуре. Сложный состав элементов, участвующих в реакции теряет равновесность. Одновременно параллельно идут паразитные реакции. Они связывают активное вещество, выводя его из электрохимического процесса. Концентрация активных частиц снижается, аккумулятор принимает меньший заряд. Это приводит к уменьшению емкости.

Литиевые батареи очень активны, в нерабочий период саморазряд с паразитными реакциями продолжается, батарея теряет емкость. Поэтому на хранении контроль состояния батареи, ее подзарядка обязательны.

Потерянная емкость любых литиевых батарей, в том числе и форм фактор 18650 восстановлению не подлежит. Разложившиеся соли лития невозможно реанимировать.

Подведем итог

Литий-ионные аккумуляторы обладают отличной мощностью и напряжением на клеммах. Не имеют эффекта памяти, быстро заряжаются. Но устройства требовательны к условиям эксплуатации. Они теряют емкость при хранении, не работают на холоде. Чтобы прибор работал без сбоев, нужно точно следовать условиям эксплуатации.

В процессе ежедневной эксплуатации современные аккумуляторы li-ion постепенно истощаются. Часто через пару лет активной эксплуатации их емкость снижается, и устройства уже не могут обеспечить нормальную эксплуатацию гаджетам или другим электрическим приборам. Следует понимать, что полностью вернуть первоначальную емкость аккумулятору уже нельзя, однако возможность продлить срок его использования есть. В этом материале мы остановимся на нескольких способах, позволяющих на время реанимировать аккумулятор.

Есть одна небольшая оговорка – все описанные здесь способы подходят для технически подготовленных пользователей. Если вы не относитесь к таковым, лучше всего не терять времени впустую. Вы можете обратиться в мастерскую либо сервисный центр, или же просто приобрести новый аккумулятор.

Как проверить емкость li-ion аккумуляторов самостоятельно?

Прежде чем заниматься реанимацией аккумулятора, необходимо узнать, какова на данный момент его емкость. Для профессионалов это элементарно — существует тестер аккумуляторов Кулон. Любителям же для проверки емкости аккумулятора можно воспользоваться следующим способом: подключить к тестируемому аккумулятору (заряженному) резистор соответствующего номинала, и путем записи величин тока, идущего через резистор, и напряжения на нем доводят аккумулятор до полного разряда. По данным, которые вы получите, строится график разряда, и определяется его реальная емкость. Конечно, точность такого способа определения не отличается идеальной точностью, поэтому вместо резистора часто используют источник стабильного тока с дополнительным источником напряжения в схеме.

Восстановление емкости  li-ion аккумулятора

  1. Иногда вследствие длительной эксплуатации аккумулятор вздувается из-за газов, и заряд держит непродолжительно. В этом случае, используя эпоксидную смолу и паяльник, можно вернуть устройство к жизни. Для этого необходимо разъединить корпус батареи и верхний блок с датчиком. Отделяют датчик, и под ним находят колпачок, скрывающий управляемую электронику. Используя тонкую иглу, прокалывают колпачок с большой аккуратностью, чтобы не повредить начинку. Затем берут какой-либо плоский предмет, по габаритам превышающий размер вашей батареи, и прижимают им аккумулятор на столе или другой плоскости. Важно правильно рассчитать необходимое усилие. После этого эпоксидной смолой закрывают отверстие и припаивают датчик.

2maxresdefault-250x141.jpgНа некоторое время вернуть к жизни литий-ионную батарею поможет другой простой способ. Однако нужно понимать, что это будет лишь краткосрочным решением проблемы, так как восстановить емкость li-ion аккумулятора в прежних параметрах невозможно.

  1. Потребуются: блок питания 5-12 В, вольтметр, резистор с сопротивлением 330-1000 Ом и мощностью не ниже 500 мВт. Контакты блока питания необходимо освободить и произвести соединение с батареей следующим образом: минус батареи с минусом блока питания, к плюсу добавляем резистор. При помощи мультиметра нужно проверить правильность полярности. БП подключается в сеть на 2-3 минуты.

Другие способы восстановления емкости

Есть и другие способы восстановления работоспособности батареи li-ion – на форумах можно встретить немало самых неожиданных и даже сомнительных вариантов.

3.182cca65ecb89ae9aa919cf260a31d81-250x200.jpg

  1. Например, некоторые пользователи предлагают поместить потерявшую емкость батарею в морозильник на 30 минут. После этого ставить в устройство и заряжать его 1 минуту, а затем извлечь и дать нагреться до температуры помещения. Далее можно использовать аккумулятор обычным образом. Другой способ увеличить емкость li-ion аккумуляторов, не менее сомнительный – срезать пластик на батарее, найти главные контакты и на миг замкнуть их металлическим предметом. Возвращают крышку на место и оставляют для высыхания.

Отметим, что все указанные здесь способы не дают 100% гарантии хорошего результата, тем не менее, попробовать стоит.

Рекомендуем новый материал блога – статью, посвященную схеме устройства для зарядки аккумуляторов li-ion.

Новые посты:

Электровелосипеды 2019 года</li>Полноприводный электровелосипед своими руками</li>Обзор электро фэтбайков</li>

Другие посты:

История появления самоката</li>Делаем самокат своими руками</li>Электроцикл Mantra Italjet: технологичность и винтаж</li>

Рекомендуемые товары

Литиевый аккумулятор LiFePO4 48v 12Ah

Ток заряда: 4,0 А
Тип аккумулятора: LiFePO4 (Литиевый)
Ёмкость аккумулятора: 12 Ah
Номинальный вольтаж: 48 V
Раб. температура: от -20 до +55°С
Вес: 5,8 кг
Габариты: 290х138х85 мм
Дополнительно: Номинальный ток разряда 3С, допустимый — 5С; Аккумулятор собран по схеме 15s4p из 26650 (grade A); Производитель — Headway (Тайвань); Наработка 1200.0 (циклов заряда); Тип токовывода — к проводам; Материал изготовления корпуса — Полипропилен

Цена:25000 руб24000 руб

ПодробнееLiFePo4 Аккумулятор 18650 Headway 3,2V 15Ah (ячейка 40152S)

Ток заряда: 15 А
Тип аккумулятора: LifePO4 (Литий-железо-фосфатный)
Ёмкость аккумулятора: 15 Ah
Номинальный вольтаж: 3,2 V
Раб. температура: от -20° до 50°C
Вес: 480 гр
Дополнительно: Максимальный ток заряда: 3C(45Amps); Максимальный продолжительный ток разряда: 10C(150ампер); Максимальный ток разряда: 15C(225ампер); Защита от перезаряда: 3.65±0.05Вольт; Защита от разряда: 2.0Вольт; Жизненные циклы: 2000Циклов; Сопротивление: ≤8mΩ.
Напряжение: 3,65 ± 05 Вольт
Тип клеим: С помощью винтов

Цена:1790 руб

ПодробнееАккумулятор Headway LiFePO4 3.2V 10Ah (ячейка 38120S)

Ток заряда: 30 А
Тип аккумулятора: LifePO4 (Литий-железо-фосфатный)
Ёмкость аккумулятора: 10 Ah (36Вт/ч)
Номинальный вольтаж: 3,2 V
Раб. температура: разряд -30°С~70°С, заряд: 0°С~45°С, хранение: -20°С~45°С
Вес: 345 г
Напряжение: 3,65 ± 0,05V
Тип клеим: болты M6

Цена:1390 руб

Подробнее Аккумулятор Hvvea Li-ion 18650 / 26F

Ёмкость аккумулятора: 2600 mAh
Номинальный вольтаж: 3,9 V
Вес: Менее 49 г
Габариты: 18х65 мм

Цена:220 руб

ПодробнееСвинцово кислотный аккумулятор 12V12Ah

Ток заряда:
Тип аккумулятора: SLA (Свинцово-кислотный)
Ёмкость аккумулятора: 12 Ah
Номинальный вольтаж: 12 V
Вес: 3,8 кг
Габариты: 150х100х95

Цена:2800 руб

ПодробнееАккумулятор велосипедный 36V 15Ah Li-ion

Ток заряда: 25 А
Тип аккумулятора: Li-ion (Литий-ионный)
Ёмкость аккумулятора: 15 Ah
Номинальный вольтаж: 36 V
Раб. температура: от -20 до +40 °С
Вес: 5 кг
Габариты: 340х125х100
Дополнительно: USB выход, 2,1А

Цена:32000 руб

ПодробнееBikelectro C-360 (36v, 10Ah li-ion)

Тип аккумулятора: li-ion
Ёмкость аккумулятора: 480 Вт*ч
Номинальный вольтаж: 36v
Раб. температура: -10° до 60°
Вес: 2.5 кг
Габариты: зарядное устройство на 3А (42 В) , ключи

Цена:16900 руб

ПодробнееАккумулятор 48v 8,8Ah

Ток заряда: 2А-8А
Тип аккумулятора: Li-ion (Литий-ионный)
Ёмкость аккумулятора: 420 Втч
Номинальный вольтаж: 48V/8,8Аh
Раб. температура: от -20 до 60
Вес: 3 кг
Габариты: 370х120х80
Дополнительно: Ток заряда при температуре выше ноля рекомендуется использовать 2-3 А. При температуре выше 10 градусов — не больше 8 А.Помимо самого аккумулятора, Вы дополнительно получаете зарядное устройство (время зарядки 3-4 часа)

Цена:22990 руб

ПодробнееАккумулятор 48v 15.4Ah

Ток заряда: 5А-15А
Тип аккумулятора: Li-ion (Литий-ионный)
Ёмкость аккумулятора: 740 Втч
Номинальный вольтаж: 48V/15,4Аh
Раб. температура: от -20 до 60
Вес: 5 кг
Дополнительно: 1. При T≥0°C максимальная мощность 4000 Вт; 2. При 0°C>T≥-10°C максимальная мощность 1000 Вт; 3. При -10°C>T≥-20°C максимальная мощность 500 Вт; При минусовой температуре возможна временная потеря ёмкости до 30%; Рекомендуемый ток заряда: 5А (при T≥0°C) ; Максимальный безопасный ток заряда: до 15А (при T≥10°C); Внимание: зарядка максимальным током может негативно сказаться на сроке службы батареи; Разъём разряда — XT90
BMS: да , поддерживает ток 40-80 А
Комплект: В комплекте зарядное устройство на 5А (54.6 В) Разъём заряда XLR Время заряда 3-4 часа.

Цена:31990 руб

ПодробнееСвинцово-кислотный Аккумулятор 12V 4.5 Ah

Ток заряда: 1,35 А
Тип аккумулятора: SLA (Свинцово-кислотный)
Ёмкость аккумулятора: 4,5 Ah
Номинальный вольтаж: 12V
Вес: 1,3 кг
Габариты: 90х100х65

Цена:1150 руб

ПодробнееИспользуемые источники:

  • https://habr.com/post/239211/
  • https://batts.pro/vosstanovlenie-akkumulyatora-18650/
  • http://electrotransport.su/neskolko-sposobov-vosstanovlenija-emkosti-akkumuljatorov-li-ion/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации