Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 2

Королевский лицехват

Лицехват (англ. Facehugger) — ранняя стадия развития Чужого, маленькое паукообразное существо. Вылупляется из Яйца для заражения жертвы Грудоломом.

Внешний вид Править

Лицехват, как уже говорилось, походит на паука, бежево-красного цвета. У него восемь подвижных конечностей, а также мускулистый хвост. В самом лицехвате есть отверстие, через которое вводится эмбрион.

Как и обычные Чужие, лицехват имеет вместо крови кислоту.

Поведение Править

Когда поблизости никого нет, лицехват мирно спит в яйце. Однако если к яйцу подошло какое-либо живое существо, лицехват просыпается.

Яйцо раскрывается, и «паук» вылезает из него. Потом он бежит к потенциальной жертве и с помощью отталкивания хвостом цепляется ей за лицо.

Отодрать лицехвата практически невозможно: если вы попытаетесь это сделать, монстр лишь крепче скрутит хвост у горла жертвы и начнёт душить ее. Но как показано в «Завете», отодрать лицехвата вполне возможно, но не факт что носитель выживет.

Отрезать также нельзя: кислота лицехвата очень едкая. Так что, если лицехват поразил жертву, спасти ее в это время практически нереально.

После внедрения эмбриона жертве в рот лицехват отделяется от неё и погибает. Жертва после этого вновь работает нормально, но у неё амнезия.

Особенности Править

Когти: На кончиках пальцевидных конечностях лицехвата расположены когти, пугающе похожи на человеческие ногти. они позволяют крепче вцепится в твёрдую поверхность и мягкие ткани.

Королевский лицехват Править

Также существуют королевские лицехваты. Они реже и крупнее обычных лицехватов. Их способность — отложить сразу два эмбриона — королеву и обычного Чужого, показана в фильме «Чужой 3».

Интересные факты Править

  1. Ранее считалось, что лицехвата невозможно оторвать от лица жертвы, но как показано в Чужом: Завет это все же можно сделать, но получив, как минимум, ожог 3 степени.

Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA , если не указано иное.82b5317cc6a26e2c050af1de2cabcb02_ce_1920x768x0x156_cropped_1920x768.jpgНаш XXV век,когда человечество активно осваивает просторы Галактики,принято сравнивать с эпохой Великих географических открытий. Снова совершаются пионерские экспедиции,первые транспорты связывают«континенты» далеких звездных систем,ученые знакомятся с новыми находками. Как и тогда,сообщения очевидцев часто звучат как явные преувеличения,а то и вовсе домыслы.

К таким домыслам стоит отнести и многие свидетельства о ксеноморфах (Internecivus raptus), крайне необычных и опасных животных из системы Дзеты Сетки. Обрывочные данные получены в основном в ходе расследований происшествий на грузовых кораблях «Ностромо» (2124 год — см. фильм «Чужой») и «Аурига» (2434 год, «Чужой-4: Воскрешение»), а также на планетоиде Ахерон (2183 год, «Чужие») и планете-тюрьме Файорина-161 (2184 год, «Чужой-3»). К тому же изолированный характер контактов с ксеноморфами и сильный стресс, который переживали при этом исследователи, делают полученные сведения далеко не нейтральными.

072eb1b3de0d2278ce2d4735ab036cc7_fitted_800x3000.jpg

Приходится констатировать, что наше понимание биологии I. raptus опирается на довольно зыбкое основание. Впрочем, понимание принципов эволюции, изменчивости и отбора, законов, которым следует любое живое существо в любой части Галактики, позволяет выдвигать обоснованные гипотезы и проводить параллели между ксеноморфами и животными, изученными гораздо лучше. В своем кратком введении мы отказываемся от комиксов, компьютерных игр и других апокрифов, опираясь лишь на авторитетные киноисточники. Тем более что в мае 2017 года ожидается премьера следующего фильма серии — «Чужой: Завет», а с ним и новый поток данных о биологии ксеноморфов.

Жизненный цикл

I. raptus проходят несколько этапов развития, связанных с глубокими перестройками всего организма и переходом от паразитизма к хищничеству. В сравнении с некоторыми насекомыми или червями их жизненный цикл довольно прост. Отложенное самкой-царицей яйцо остается в состоянии анабиоза, пока поблизости не окажется подходящий хозяин. Тогда упругие оболочки раскрываются, и жертву поражает «лицехват» — по мнению некоторых ученых, не столько полноценный организм, сколько временная подвижная оболочка, которая обеспечивает переход личинки из яйца в тело хозяина.

Эш, научный сотрудник экипажа «Ностромо», андроид

1d9d80d4c7ccd5c4e4940c4c5d6d977a_fitted_300x300.jpg «Организм Чужого превосходно устроен. Он силен и хитер. (…) Универсальный межвидовой паразит, способный использовать любые формы жизни, которые дышат, причем состав вдыхаемого воздуха не имеет значения. На одной из стадий своего развития существо способно замирать на неопределенно долгий период времени и пережидать неблагоприятные условия. Его единственной целью является воспроизводство своего вида, и оно потрясающе эффективно справляется с этой задачей. Человечеству еще никогда не приходилось сталкиваться с чем-либо подобным. (…) Как ученый, я нахожу его в известном смысле восхитительным».

Множество пар конечностей позволяют ему быстро добраться до жертвы, балансируя в движении длинным и мощным хвостом, а затем закрепиться. Уже первые вскрытия показали, что лицехват лишен органов пищеварения и даже ротового отверстия, а значит, должен нести в себе все необходимое для поддержания своей жизнедеятельности и перемещения. Это ограничивает время, в течение которого лицехваты остаются активны, и делает их достаточно уязвимыми.

С другой стороны, уже на этом этапе ксеноморф защищен оболочкой, состоящей из пока не идентифицированных соединений белков и полисахаридов (пептидогликанов) с кремнием. Кремний достаточно инертен, и в промышленности для работы с ним приходится применять высокие температуры и давления. Возможно, ксеноморфы используют для этой цели и кислотную среду организма, и невероятно эффективные ферменты, изучение которых обещает нам существенный технологический прогресс.

Дополнительным средством защиты выступает высококоррозийная кислотная жидкость (скорее всего, кровь — см. ниже). В организме лицехвата она находится под повышенным давлением и «выстреливает» при нарушении целостности его оболочек. Предполагается, что высокое давление связано с той ролью, которую эта кислота играет в гидравлических структурах, обеспечивающих движения конечностей ксеноморфа. Сходно устроены многие паукообразные, у которых разгибание конечностей происходит именно за счет гидравлики.

Перенос генов

Имеются достоверные данные о развитии I. raptus в организмах человека (Homo sapiens) и собаки (Canis lupus), хотя нет причин не считать эту паразитическую стадию более универсальной. Это было отмечено и в одном из докладов офицера Рипли. Пораженный лицехватом хозяин впадает в подобие комы, и личиночная форма ксеноморфа переходит в его тело. Пустая оболочка лицехвата отваливается, а личинка начинает переживать метаморфоз. Считается, что в течение этого периода ксеноморф может заимствовать некоторые гены хозяина, что обеспечивает виду замечательную изменчивость и способности к адаптации.

Такой горизонтальный перенос генов (от одной особи к другой, не являющейся ее потомком) широко распространен среди земных микроорганизмов, но встречается и у некоторых эукариот. Роль переносчиков ДНК при этом могут играть вирусы, транспозоны и другие мобильные генетические элементы. Такие процессы у пораженного ксеноморфом хозяина происходят незаметно, и внешне он даже может вернуться в нормальное состояние. Но это положение временно. Как только метаморфоз закончен, личинка-«грудолом» покидает организм, жестоко прогрызая и разрывая его ткани, что приводит к гибели хозяина — и появлению новорожденной взрослой особи.

Взрослая особь

Первые несколько часов (по другим сообщениям — дней) ксеноморф особенно уязвим, поскольку еще не полностью развил новый экзоскелет. Это подтверждается и его стремлением спрятаться в укрытие, подобно многим земным беспозвоночным. Так действуют, например, крабы в периоды линьки и смены панциря. С другой стороны, стремительный рост и увеличение массы тела требуют больших ресурсов. Вместе эти факторы обуславливают основной тип питания I. raptus — засадную охоту.

Размеры, внешний вид и особенности взрослой особи во многом определяются хозяином, в теле которого происходило ее развитие. В любом случае можно отметить уменьшенное в сравнении с лицехватом число конечностей: вместе с балансирующим хвостом они дают ксеноморфу возможности быстрого бипедального передвижения. Укрупненные остистые отростки позвонков обеспечивают достаточную опору для крепления мускулатуры. Хвост также служит для поражения добычи и впрыскивания в нее парализующего токсина — возможно, того же, который использует лицехват для временного обездвиживания своего хозяина.

Знаменитый вытянутый череп ксеноморфов, по мнению большинства ученых, служит для эхолокации. Аналогичный механизм используют дельфины, высокий «лоб» которых помогает в генерации узконаправленных звуковых сигналов нужной частоты и позволяет обнаруживать даже совсем небольшие объекты. И наоборот, небольшие и разнесенные по бокам глаза I. raptus свидетельствуют о довольно слабом зрении. Предполагается также, что они способны ощущать (и создавать) электромагнитные поля и обладают острым обонянием.

Вторая челюсть

Характерной чертой взрослых ксеноморфов является фарингогнатия, наличие добавочной глоточной челюсти. Сам факт ее развития также не уникален: аналогичный механизм используют некоторые рыбы, в том числе цихлиды и мурены. В обоих случаях дополнительная челюсть восполняет недостатки «основных». Цихлидам она помогает разгрызать твердую пищу, а муренам — глотать. Их слабые челюсти неспособны создать градиент давления между внешней средой и глоткой, как это делают, глотая, и рыбы, и люди. Вместо этого мурены захватывают добычу второй глоточной челюстью и подтаскивают ее прямо к пищеводу. Могучие челюсти взрослой особи ксеноморфа трудно заподозрить в неспособности справиться даже с очень твердой добычей. Однако почти полное отсутствие губ и узкий язык могут создавать проблемы с удержанием ее во рту и, конечно, с глотанием. Поэтому логично будет предположить, что глоточная челюсть I. raptus выполняет ту же функцию, что и у мурен: захват и обездвиживание жертвы — и быстрая ее доставка к органам пищеварения.

Происхождение и экология

Родиной ксеноморфов принято считать спутники газового гиганта Калпамос в двойной звездной системе Дзета Сетки, которая остается неисследованной, несмотря на свою относительную близость (всего около 39 световых лет от Солнца). Впрочем, «кислотный» метаболизм и мощные защитные оболочки могут указывать на чрезвычайно жесткие условия, которые царят в их родном мире. Косвенно об этом говорит и слабое зрение, вряд ли эффективное в атмосфере, наполненной взвесью микрокапель кислоты.

Любая жизнь здесь должна быть великолепно адаптирована к этим условиям, и соперничество с ними наверняка определило многие особенности строения и поведения ксеноморфов. Стоит вспомнить, что буйволы являются объектом охоты для шакалов и львов, но при этом довольно опасны, и хищники далеко не всегда пойдут на противостояние со взрослым сильным самцом. Можно предположить, что и естественные жертвы I. raptus хорошо защищены и даже вооружены. На это указывают и отличные способности кcеноморфов к регенерации поврежденных тканей и целых конечностей, которые они демонстрировали не раз.

Социальность

Коммуникации посредством пахучих сигнальных веществ широко распространены у социальных насекомых, таких как пчелы и муравьи, с которыми ксеноморфов роднит очень многое. И у тех, и у других яйцо может вырасти в половозрелую самку-царицу либо в «рабочую» особь, солдата или трутня. Факторы, которые направляют это развитие, остаются неизвестными. Царица отличается крупными размерами, усиленным экзоскелетом, гребневидной «короной» на черепе и яйцекладом, с которым она связана «пуповиной». Часто заявляют, что царица обладает высоким уровнем интеллекта, хотя ни одно из задокументированных наблюдений не позволяет сделать однозначного вывода о разумности ксеноморфов. По словам профессора Юрия Сакамото, в этом «их можно сравнить со средней собакой». Видимость разумности ксеноморфам может придавать их высокая социальность. Точно так же «интеллектуалами» могут показаться и муравьи, сходство с которыми ксеноморфы демонстрируют постоянно — вплоть до переноски парализованных жертв поближе к яйцекладу, где лицехваты будут иметь больше шансов их захватить. С этим может быть связана редукция внутренних органов и глаз у лицехватов: по‑видимому, имея дело с уже подготовленными жертвами, они перестали в них нуждаться.

Однако еще более интригующую возможность предлагает теория Юрия Сакомото, который развивает параллель между I. raptus и муравьями. Ученый замечает, что, если не считать человека, некоторые виды муравьев — единственные на Земле животные, которые сделали ведение войн одним из основных своих занятий. Аналогичные конфликты вполне могут разворачиваться и между колониями (или даже разновидностями) ксеноморфов, ведущих непрестанные схватки за ресурсы своего негостеприимного мира. Лишь за его пределами, среди куда менее «жестких» существ вроде людей, они сумели превратиться в почти неостановимых инвазивных хищников.

За прочими деталями отсылаем читателей к рецензируемому журналу Extreme Exobiology, который регулярно освещает вопросы физиологии, анатомии и поведения ксеноморфов. Однако уже из нашего краткого введения ясно, что практически ни один аспект биологии этих необычных и опасных существ не уникален в обширном и многообразном мире живого. Ксеноморфа можно описать как «небывалое сочетание бывалых впечатлений» — как иногда называют сновидения. Но если это и сны, то, конечно, кошмарные.

Статья «К вопросу о биологии ксеноморфов» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2017). Понравилась статья?Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.<label>Я соглашаюсь с правилами сайта</label>Спасибо.Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.Чужого, или ксеноморфа — жуткое инопланетное чудовище с продолговатым черепом, двумя парами челюстей, острым хвостом и кислотной кровью, — знают даже те, кто не знаком с одноимённым фильмом и его продолжениями. Но посмотреть их определённо стоит. Ведь помимо легендарного монстра «Чужой» породил оригинальную и мрачную вселенную, которая развивается по сей день, и не только на киноэкранах. 

Сложно представить, что такая огромная франшиза родилась из-за удачного стечения обстоятельств. Работая над сценарием «Чужого», Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт не рассчитывали, что их имена войдут в историю кино. Изначальный сюжет «Чужого» был далёк от того, что увидели зрители: продюсеры Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл не раз его переписывали. Именно они включили в сюжет андроида Эша, добавив в хоррор нотки научно-фантастической драмы. В итоге получилась невероятно красивая и смелая для своей эпохи лента о том, как семеро космических дальнобойщиков находят на далёкой планете заброшенный корабль с личинками неведомых существ. Одно из которых проникает на борт их посудины и устраивает кровавую баню.

Идея сделать героями фильма простых работяг оказалась удачной. Зрителям было легко ассоциировать себя с такими персонажами, сопереживать им и понимать мотивы их действий

С оформлением фильму несказанно повезло. О’Бэннон участвовал в работе над «Дюной» Алехандро Ходоровски, и, хотя проект был закрыт, он позволил сценаристу познакомиться с работами Ганса Руди Гигера, одновременно ужасающими и эротичными. Режиссёру «Чужого» Ридли Скотту творчество Гигера тоже пришлось по душе. Художнику поручили придумать облик пришельца на всех стадиях развития, обстановку инопланетного корабля и виды другой планеты. Его модели лицехватов были так реалистичны, что при попытке привезти их на съёмки в США Гигера задержали на таможне. Не могли поверить, что это лишь декорации.

Пугающе реалистичные и в то же время чуждые нашему миру биомеханические дизайны Ганса Руди Гигера впечатляют с первого взгляда. Вряд ли «Чужой» стал бы культовым, работай над его оформлением менее эксцентричный и талантливый художник

На полную катушку выложился и режиссёр Ридли Скотт, и гримёры, и декораторы, и, конечно, актёрский состав. Сигурни Уивер в роли Эллен Рипли стала не менее ярким образом сильной фантастической героини, чем принцесса Лея из «Звёздных войн».

История открывала огромные возможности для создания сиквелов и приквелов на любой вкус. Космос «Чужого», по канонам старой доброй фантастики, совсем не дружелюбен и таит массу опасностей и открытий — как и Земля с захватившими власть зловещими корпорациями и роботами, неотличимыми от людей.

Биология Чужого

Чужой, или ксеноморф (от сочетания греческих слов «чужая» и «форма»), — прямоходящее существо, которое состоит одновременно из органической и неорганической материи и обладает двумя мощными челюстями, острым хвостом, прочным экзоскелетом и кислотной кровью. Жизненный цикл Чужого складывается из нескольких этапов.

Внутри кожистого яйца развивается паразит, именуемый лицехватом. Это быстрая тварь, похожая на паука или кисть руки, чья единственная цель — найти живое существо, прикрепиться к его лицу и внедрить в него эмбрион Чужого. Выполнив свою миссию, лицехват умирает, а внутри организма-носителя начинает быстро развиваться существо, которое позже покидает тело своей жертвы, вырываясь из её груди. За это небольшого, но уже довольно опасного новорождённого Чужого называют грудоломом. Он быстро растёт и превращается во взрослую особь.

Колонии ксеноморфов по устройству напоминает муравейник или пчелиный улей. Можно выделить несколько разновидностей Чужих, различающихся по внешнему виду и способностям. Самая крупная и умная — королева. Она откладывает яйца для продолжения рода и управляет ульем. Его обитатели делятся на рабочих и более крупных и агрессивных воинов. Внешность и способности Чужих могут варьироваться в зависимости от того, чей организм они использовали для развития. В комиксах и играх встречается больше видов Чужих, чем в кино, и они могут при необходимости менять свою специализацию. Но не совсем понятно, какие виды, помимо показанных в фильмах, можно считать каноническими.

Несмотря на отличные сборы «Чужого», Fox не спешил давать зелёный свет сиквелу. Мало кто представлял, в какую сторону развивать серию. В итоге Дэвид Гайлер сделал ставку на подающего надежды режиссёра Джеймса Кэмерона. Его сценарий к «Терминатору» впечатлил продюсера, и Кэмерон стал и сценаристом, и режиссёром сиквела под названием «Чужие».

Стараниями Кэмерона из ужастика серия превратилась в боевик. Режиссёр был давним поклонником «Звёздного десанта» Хайнлайна и хотел снять фильм не о беспомощных жертвах, а о солдатах будущего, готовых столкнуться с неведомой угрозой. Их история отразила интерес Кэмерона к войне во Вьетнаме. Как и американские солдаты, морпехи в фильме хорошо вооружены и обучены, но встреча с неизвестным противником на чужой территории оборачивается для них настоящим кошмаром.

После того как Рипли с помощью робота-погрузчика победила королеву Чужих, подобные устройства стали популярным оружием для борьбы со злобными тварями

Вселенная «Чужого» отлично подошла для боевика, и даже выжившая после первой части Рипли без проблем вписалась в сюжет. За пятьдесят лет, пока она пребывала в криогенном сне, на злополучной планете, где её команда столкнулась с Чужим, основали колонию. Связь с её жителями обрывается, и для расследования туда направляется вооружённый отряд. С ним летит и Рипли, надеясь, что победа над старым врагом поможет ей восстановить репутацию и избавиться от кошмаров. Что происходит дальше, догадаться нетрудно. Вместо одного прирождённого убийцы отряд встречает целый выводок тварей, сделавших колонию своим домом.

«Чужие» стали редким сиквелом, перегнавшим в популярности оригинал. Быстрый темп, кровавый экшен и храбрая героиня впечатлили и зрителей, и критиков. Вдобавок фантазия Кэмерона расширила вселенную «Чужих». Оказалось, что у ксеноморфов есть наделённая интеллектом королева, способная откладывать яйца, а сами они делятся на солдат и рабочих, как муравьи или пчёлы. Не только сильные и живучие, но вдобавок умные и организованные пришельцы стали достойными противниками для людей.

После «Чужих» Эллен Рипли в шутку прозвали Рэмболиной. А что, смотрится она ничуть не хуже, чем герой Сталлоне. И с врагами расправиться может, и гражданских спасти

Злая корпорация

Корпорация «Вейланд-Ютани» постоянно пытается заполучить образец Чужого. Основное направление её деятельности — освоение новых планет и производство всей необходимой для этого техники, от космических кораблей до скафандров и бортового питания. Она же выпускает неотличимых от людей андроидов. Корпорация появилась в результате слияния американской компании «Вейланд» и японской «Ютани». И хотя в «Прометее» и оригинальной тетралогии история компании изложена по-разному, её бизнес-модель остаётся неизменной. «Вейланд-Ютани» — классическая корпорация зла, которая готова на всё, чтобы заполучить новые технологии и заработать на них денег. Она посылает колонистов на населённую Чужими планету, ставит бесчеловечные опыты и ликвидирует их свидетелей. По словам Рипли, непонятно, кто хуже: убивающие из инстинкта Чужие или люди, готовые перебить друг дружку ради прибыли.

К началу работы над третьей частью саги удача от авторов отвернулась. Продюсеры никак не могли решить, как развивать историю. Для «Чужого 3» было написано несколько сценариев. Но Шусетта и О’Бэннона не устроили истории о конфликте двух держав, соперничающих в разработке биологического оружия, о превращении животных на аграрной колонии в Чужих или же о встрече монахов-отшельников с ксеноморфами.

Из-за постоянных изменений сценария авторам «Чужого 3» пришлось не раз поменять и декорации. Тринадцать миллионов долларов, которые ушли на создание неиспользованного реквизита, можно было потратить с большей пользой

В итоге в основу фильма лёг сюжет об уголовниках на планете-тюрьме, которые борются с монстром. Туда попадает Рипли в компании лицехвата, который по прилёте заражает личинкой Чужого собаку. Рипли снова приходится охотиться на монстра, на этот раз особенно быстрого, и местные заключённые не рвутся ей помогать. Вдобавок внутри самой героини развивается зародыш королевы Чужих, за которым уже летят беспринципные агенты корпорации.

К сожалению, из-за конфликта продюсеров с режиссёром Дэвидом Финчером достойно подать историю не получилось. Разногласия были настолько сильными, что молодой режиссёр покинул проект, едва закончив съёмки, и монтировали картину уже без него. В результате вместо шедевра вышел среднего пошиба боевик с сумбурными идеями. Ничего нового во вселенную Чужих фильм не добавил. Только подтвердил, что ксеноморфы могут использовать для размножения не только людей, и гибриды с другими существами будут выглядеть чуть иначе.

В конце третьего фильма Рипли жертвует собой, чтобы уничтожить живущую в ней личинку королевы Чужих. На этом историю героини можно было красиво закончить. Но жадность кинокомпании победила здравый смысл

Финальная сцена «Чужого 3» могла поставить эффектную точку в истории серии. Но, несмотря на протесты авторов франшизы, студия решила подзаработать ещё денег. Очередной сценарий был заказан у Джосса Уидона, а режиссёрское кресло досталось французу Жан-Пьеру Жёне. Они пытались найти свежий взгляд на теряющий популярность сериал, но вместо этого получилась лента, которую с «Чужим» связывали только Рипли и ксеноморфы. Интересные темы, которые мог затронуть сюжет, не нашли воплощения в типичной истории о крутых ребятах, истребляющих злых инопланетян.

В новом фильме военные клонируют королеву Чужих (и Рипли за компанию) и выводят нескольких ксеноморфов. Те разбегаются по исследовательскому кораблю и начинают охоту на экипаж. На этот раз Рипли приходится избавляться от них в компании космических пиратов. Причём клонированная Рипли — практически супергероиня. Благодаря встроенному в её ДНК генетическому коду пришельцев она стала значительно быстрее и сильнее, а её кровь превратилась в кислоту. Не такого завершения ждали фанаты. Да и рядового зрителя ещё один типичный боевик не особо впечатлил, о чём свидетельствовали скромные кассовые сборы.

Клон Рипли, сочетающий в себе черты человека и Чужого, — персонаж интересный. Но в одиночку вытянуть «Воскрешение» из пучин банальности и посредственности ему не удалось

После 1997 года Чужие надолго пропали с киноэкранов. Но франшиза не была забыта: о ксеноморфах продолжали выпускать видеоигры и комиксы, появился кроссовер с «Хищником».

Игры по вселенной Чужих начали выходить вскоре после премьеры первого фильма. Сначала появились приключенческие игры для допотопных компьютеров и консолей, позже в моду вошли аркадные автоматы, где ксенорморфов можно было расстреливать из световых пистолетов. С середины девяностых по начало двухтысячных свет увидели гибриды хоррора и шутера Alien Trilogy и Alien Resurrection и опередивший своё время онлайновый командный шутер Aliens Online.

Alien: Colonial Marines стала одним из главных игровых провалов 2013 года

Интерес для современной аудитории могут представлять двухмерный сайд-скроллер Aliens Infestation для Nintendo DS, спорного качества шутер Aliens: Colonial Marines, вышедший на РС и консолях прошлого поколения, и, конечно, Alien: Isolation — отменный ужастик в ретрофутуристических декорациях, в который можно сыграть на современных консолях и РС. Сюжеты игр не потрясают воображение, но позволяют погрузиться в атмосферу серии.

Другое дело — потрясающая Alien: Isolation, выдержанная в духе первого фильма

Помимо фильмов и игр, по мотивам «Чужого» вышло множество романов и комиксов, как включённых в канон, так и оставшихся в статусе фанфиков. Встречаются самые разные тексты — от историй, как Рипли спасает из лап ксеноморфов очередную группу колонистов (и в финале, во избежание нестыковок с сюжетами фильмов, теряет память), до масштабных полотнищ о захвате Земли инопланетянами и попытках людей отвоевать планету. В книгах получили развитие такие незаслуженно забытые в фильмах персонажи, как морпех Хикс и девочка-колонистка Ньют из «Чужих».

Кроссоверов с участием Чужого было много, но в масштабную серию перерос только один. В 1989 году стравить идеального убийцу и прирождённого охотника додумались на страницах комикса Alien vs. Predator издательства Dark Horse. На большом экране они встретились лишь в 2004 году, в фильме «Чужой против Хищника». Зрелище получилось кровавое, но бестолковое. Однако это не помешало через три года выпустить сиквел ещё более низкого качества. Неудивительно, что создатели «Чужого» открестились от этой дилогии и её принято считать не относящейся к канону.

Кроссовер «Чужой против Хищника» не считается каноном для серии про Чужого

Зато конфликт Чужих и Хищников с людьми стал отличной темой для видеоигр. Особенно удалась серия шутеров от первого лица, разработанная Rebellion Developments. В ней можно было поиграть за героя любой фракции, причём у каждого из троих был не только свой сюжет, но и индивидуальный стиль игры. Любили эти игры и за пугающую атмосферу и зашкаливающую жестокость. Ну где ещё можно собственноручно вырвать позвоночник из спины живого человека? Разве что в Mortal Kombat. В последней части которого, кстати, можно сыграть за Чужого и Хищника.

Но если истории о схватках Чужих, Хищников и людей ещё выглядят убедительно, то на обложки комиксов о борьбе Бэтмена, Супермена, судьи Дредда и Зелёного фонаря с ксеноморфами сложно смотреть без улыбки. А ведь издавались они не в качестве пародии, а на полном серьёзе. Супермену, например, пришлось столкнуться с Чужим на планете, где мало солнечного света, из-за чего супергерой потерял часть силы и не смог быстро расправиться с монстром.

По-настоящему серия вернулась на большой экран в 2012 году, когда вышел «Прометей» — амбициозная фантастическая лента, снятая Ридли Скоттом. Хотя напрямую к истории «Чужого» она не подводит, проще всего охарактеризовать её как приквел к основной серии.

Звездолёт «Прометей» летит с научно-исследовательской миссией на далёкую планету. Учёные вычислили, что на оставленных древними цивилизациями многочисленных рисунках боги указывали именно на неё. В надежде найти ответы на вопросы о возникновении человечества и смысле его существования экипаж исследует руины инопланетных построек, одна из которых оказывается космическим кораблём. Он держал курс на Землю, но вся его команда, за исключением одного спящего в криогенной камере гуманоида, погибла. Попытка установить контакт с пришельцем проваливается: тот набрасывается на заговоривших с ним людей. Вдобавок трюм его корабля набит сосудами с чёрной жижей, вызывающей у людей страшные мутации. Под конец фильма это приводит к появлению существа, похожего на Чужого…

Благодаря красивому видеоряду «Прометей» оставляет приятное впечатление

«Прометей» не стесняется поднимать вечные вопросы о вере и смысле жизни, в то же время рассуждая на такие популярные в фантастике темы, как отношения роботов и людей. Андроид Дэвид в исполнении Майкла Фассбендера, на вид дружелюбный, но в глубине цифрового сознания затаивший обиду на своих создателей, стал главной жемчужиной картины. Остальные персонажи тоже вышли симпатичными, хотя и действовали нелогично для профессиональных исследователей. Но это, пожалуй, единственная весомая претензия к «Прометею». Фильм пропитан духом старой доброй научной фантастики, чья вселенная полна манящих и в то же время смертоносно опасных секретов. И пройтись по пыльным дорожкам далёкого заброшенного мира в компании героев оказалось очень приятно. Не в последнюю очередь благодаря красивому оформлению фильма, сочетающего дизайн Гигера и современные дорогие спецэффекты.

«Прометей» неплохо дополнил вселенную «Чужих», приподняв завесу тайны над происхождением пилота инопланетного корабля, на который наткнулись герои первого фильма. В то же время картина оставила множество вопросов без ответа, намекая на возможность продолжения. И его не пришлось долго ждать. «Чужой: Завет» стал первым в трилогии фильмов, соединяющей события «Прометея» и «Чужого». Фильм вышел в мае и избавился от части недостатков «Прометея»— вернул собственно Чужих, ответил на несколько давних вопросов вселенной, и к тому же был так же красив. Вот только герои его тоже были не в ладах с логикой… Может, в следующем фильме исправят?

* * *

Серия о Чужом оказалась живучей, как и одноимённый монстр. И хотя первые два фильма подняли планку качества так высоко, что повторить их успех практически невозможно, их предысторию и продолжение всё равно хочется увидеть. Созданная без малого сорок лет назад вселенная, населённая причудливыми чудовищами, коварными роботами и беспринципными сотрудниками гигантских корпораций, продолжает будоражить воображение. И хочется верить, что мастерство сценаристов и режиссёров позволит миру Чужих развиваться и дальше, а не кануть в забвение.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Используемые источники:

  • https://avp.fandom.com/ru/wiki/лицехват
  • https://www.popmech.ru/design/369362-biologiya-ksenomorfov-kak-ustroeny-chuzhie/
  • https://www.mirf.ru/kino/istoriya-vselennoj-chuzhogo

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации