Андрей Смирнов
Время чтения: ~26 мин.
Просмотров: 13

Электрогитара Урал. Перерождение

22.11.09   Lexdrive   40 180   20   Полная переделка «великого и ужасного».1258463888_100_0929.jpg«Урал modified by LEX»Название «Урал» уже давно стало нарицательным, а сам инструмент – олицетворением качества всех русских гитар советского периода. Ко мне эта гитара попала случайно, когда один из друзей отца решил вспомнить «годы свои молодые» и купил два таких инструмента с рук у одного из знакомых за символические деньги. В последствии один экземпляр он подарил мне за ненадобностью. В то время (14 лет) я только начал изучать 6-ти струнную (чем иногда занимаюсь и по сей день) и радость подарку трудно было передать. «Урал» — моя первая электрогитара, друзья!

Содержание / Contents

Поначалу подходящего усилителя не было вообще и я «брынькал» на неподключенной. Спустя некоторое время отец где-то нашел старый усилитель завода «КинАп», транзисторный. В его вход «ЗС» я впервые подключил инструмент. Весь остаток дня меня было трудно оттащить от гитары, пока, наконец, я не захотел есть. Когда я выкручивал громкость на максимум, старые колонки от какого-то бытового аудиокомплекта выдавали «легкий перегруз». Еще бы, ведь динамики в них были «дохленькие» и совсем не гитарные. Но, они остались целы. Так прошло около года или меньше. В 9-м классе у меня появился компьютер, с очень приличной по тем временам картой SB Live 1394. Играть стало намного интересней. Однако, со временем стали появляться претензии к инструменту – тяжесть, неудобство игры сидя (из-за геометрии деки), да и стоя тоже (из-за неграмотно расположенных пуговиц для ремня), фон, глуховатый звук, жесткие лады, думаю, все знают этот перечень))). Соответственно, начались первые попытки усовершенствовать это чудо советского музпрома. В первую очередь я решил переделать звукосниматели и вырезать новую накладку. Выбрал самую простую конструкцию магнитопровода, какую только можно – магнит одним полюсом приклеен к металлической Г-образной пластине, другим обращен к струнам, как и короткая полка пластины. Катушки оставил родные. Накладку вырезал из одностороннего фольгированного гетинакса. Инструмент в то время выглядел примерно так (к сожалению, фото лучшего качества нет):1258464524_kartinka7.jpgУрал на одной из промежуточных стадий переделкиПотом у меня появилась JOLANA Alpha (сейчас доделывается) – моя первая гитара из хорошего сухого дерева, и работа над Уралом временно приостановилась. Через год она была возобновлена. Немного подумав, я решил перебрать все «капитально». Результатом воплощения в жизнь этого решения стал мой новый Урал:

Урал Final Edition Было сделано следующее:1. Утоплен гриф. Соответственно и бридж тоже, крепление бриджа переделано.2. Заменены колки (кроме втулок), лады, кант на грифе, крышка тремоло, все шурупы, точки на грифе (инкрустация), ретейнер, верхний порожек, декоративная крышка крепления грифа, пуговицы для крепления ремня, ремень.3. Установлена новая электроника (актив) – громкость, тон, тон пятипозиционный переключатель, переключатель «актив-пассив».4. Сделаны новые звукосниматели (кроме родных катушек).5. Перенесена нижняя пуговица крепления ремня.6. Гитара полностью перекрашена.Теперь постараюсь обо всем по порядку.

↑ Гриф

Утапливать его сначала не хотелось, но потом представил, как будет хорошо, если он будет ниже на 9 мм, и взялся за дело. Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!

↑ Дека

Сама по себе, дека почти не подверглась существенным изменениям – изменено было почти все, что к ней крепится. Единственное, что было сделано кроме косметики (те же краска и лак, что и на грифе), это прорезано прямоугольное отверстие для 9-вольтовой батарейки питания активной электроники, увеличена глубина паза под гриф (описано выше) и профрезеровано прямоугольное углубление под бридж (в соответствии с опустившимся на 9 мм грифом). Кроме того, в отличие от грифа, деку обдирать до дерева я не стал (а, теперь думаю, было бы лучше, эхх!) – родную краску использовал в качестве «грунта», немного зашкурив ее мелкой шкуркой и зашпатлевав «эпоксидкой» все сколы-царапины. Отверстие под «Крону» было сделано в задней части деки, напротив места, где когда-то были выключатели звукоснимателей. Соответственно, было сделано и установлено крепление для батарейки, и вырезан лючок из куска гетинакса (того же, что и для накладки). Лючок крепится к деке на двух винтиках М3 через небольшие уголки. Дека, тыльная сторона.Крышечка, закрывающая саморезы крепления грифа, тоже была сделана заново из гетинакса взамен родной алюминиевой. Лючок и крышечка покрашены все тем же черным матовым акрилом, но уже без лака сверху.

↑ Накладка, звукосниматели и электроника

Пожалуй, самая сложная и интересная часть работы над этим инструментом. Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!В результате гитара имеет следующие регулировки: 1. активный режим – громкость, тембр I, тембр II, пятипозиционный переключатель датчиков (классическая схема коммутации «стратокастера» — «1», «1+2», «2», «2+3», «3»).2. пассивный режим – пятипозиционный переключатель датчиков.3. режим «выкл.»Эти режимы выбираются тумблером на три положения, что расположен рядом с выходным гнездом.

↑ Бридж и струнодержатель

Переделка струнодержателя была относительно небольшой – заменены советские шурупы крепления на современные строительные саморезы и изготовлена новая крышка, так как нет возможности восстановить «хром» на родной. Материалом для крышки послужил кусок дюралевого листа толщиной 2 мм с последующей полировкой. С бриджем все было несколько сложнее – его необходимо было утопить пропорционально грифу. Аккуратно выдолбив стамеской прямоугольную полость под бриджем глубиной 5 мм, я столкнулся с необходимостью переделать крепления-опоры бриджа, так как прежние теперь не подходили. Тип креплений был заимствован с лесполовского «тьюн-о-матика» – два опорных винта с упорами, завинчивающиеся в жестко запрессованные в деку втулки. Ощущения от получившегося инструмента оказались на удивление очень приятные! Звук очень изменился, активом можно нарулить много разных тембров, пассив выручает, когда села батарейка или не хочется ее жечь. В активном режиме гитара практически не фонит, в пассиве фон незначителен. Теперь Урал отдаленно напоминает мне Стратокастер (!), ибо актив позволяет получить очень похожий звук. Играть удобно как стоя, так и сидя, нужно только отрегулировать длину ремня для каждого из положений. Из недостатков могу отметить нехватку басов, что, в принципе, неудивительно при таком количестве дерева у деки.

↑ Сэмпл

Вкратце все, в заключении привожу простенький сэмпл (за игру не бейте сильно ). Пишем комменты, спрашиваем что неясно. С удовольствием отвечу !

Камрад, смотри полезняхи!

Алексей (Lexdrive)Россия, ВоронежСписок всех статейПрофиль LexdriveАлексей, закончил ВГТУ по специальности ЭП ПУ и ТК, защитил дисер по специальности 05.09.03 — Электротехнические комплексы и системы. С детских лет очень увлекаюсь техникой, в том числе электроникой. С 14 лет интересуюсь гитарой, гитарным звуком — приставки и усилители, гитаростроением, занимаюсь доводкой нескольких инструментов у себя в мастерской.

Читательское голосование

Статью одобрили 10 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.

Поделись с друзьями!

Связанные материалы

Однотактная голова для гитары с перегрузом на 6Н2П и 6П14П. Комбик для начинающего… В качестве временного кабинета — колонка с динамиком 100ГДШ-33 Здравствуйте, уважаемые Датагорцы!… Реставрация гитары Diamant. Ожившая легенда!… Небольшая заметка о реставрации легендарного чешского «Лес Пола». Фото (15 наглядных единиц)… Мой путь к электронике… Моё детство было довольно интересным, чем я и горжусь. На дворе начался новый век с инфляцией и… Замена сгоревшего ВЧ звена в колонках Kenwood LS-V120-W на излучатели Asalab T26.8… Этой статьёй я хочу открыть свой датагорский дневник, в котором буду размещать небольшие заметки. В… Travel Silent Guitar. Безмолвная гитара путешественника, часть 4: гриф… Красивая головка грифа у Yamaha, правда? У нас такой не получится, но будет тоже неплохо. В этой… LM3886+лампа: похождения пилота Шепелева вокруг гибридного «Корсара»… Самолет уверенно снижался по глиссаде, как по невидимой ниточке, навстречу быстро приближалась… Усилитель 10 Ватт в классе А по мотивам J.L. Hood… Все началось как всегда очень банально, огромное желание иметь усилитель в классе А, и отсутствие… Travel Silent Guitar. Безмолвная гитара путешественника, часть 3: комплектующие… Yahama Silent Guitar. У нас получится не Ямаха, но тоже очень и очень! В третьей части моего… Travel Silent Guitar. Безмолвная гитара путешественника, часть 7: гитарные аксессуары… Далее речь об интересных прибамбасах. Без них вполне можно обойтись, но с ними интереснее и… Гитарный преамп Bogner Sharp на лампах 6Ф1П… Внимание! Статья не претендует на научность, и скорее повествует о том, как собирают (и как лучше… Неоконченная мелодия для 6С33С… Вот небольшая грустная история о том, как я не завершил работу по создания усилителя на 6С33С. Всё… Пассивные колонки из того, что было под рукой, на 6ГД-6 для компьютера… Были у меня старенькие динамики 6ГД-6, вот решил сделать из них колонки к компьютеру взамен дешёвых…

Общаемся по статье 💬

Электрогитара Урал. Перерождение

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

Информация Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины: — Администратор остановил комментирование этой статьи. — Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем. — Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь. — Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.

Электрогитара «Урал» — наиболее популярная модель среди аналогичных советских изделий. Изготовлена она в Свердловске, представляет собой инструмент начальной категории, который проигрывает по многим параметрам профессиональным зарубежным аналогам. Основной ориентир – обеспечение аккордного аккомпанемента. Стоит отметить, что гитара отличается прочностью, однако имеет довольно сложную и неудобную систему переключения регистров. Рассмотрим ее характеристики и особенности.

1852360.jpg

Корпусная часть

Электрогитара «Урал» оснащена корпусом из буковой балки шириной до 120 миллиметров по центру деки. Выпускались вариации как с клееным элементом, так и в целостном исполнении. По бокам присутствуют детали из хвойных пород. Верхняя и нижняя часть деки покрыта многослойной фанерой, верхний выступ гораздо больше нижнего (общая форма напоминает марку Strat). Пространство под пластиковой панелью с электронным оборудованием заполнено не более чем наполовину.

По факту, рассматриваемый инструмент больше походит на полуакустический вариант. Это связано с тем, что материал корпуса также играет существенную роль в образовании звучания, придавая ему определенную тональность и громкость. Электрогитара «Урал» в связи с особенностями конструкции выдает слабоватый звук, отличающийся насыщением высоких средних оттенков и низким сустейном. Наличие пустот способствует тому, что гриф перевешивает деку, а это не очень комфортно для музыканта.

О грифе

Эта деталь выполнена из бука, хотя чаще всего используется клен. Накладка имеет окантовку из белых пластиковых полос по краям. Как свидетельствуют отзывы владельцев, гриф со временем зачастую деформируется под натяжкой струн. Анкер в исправлении этой проблемы помогает мало. В итоге требуется значительное усилие для воспроизведения музыки в диапазоне свыше первых девяти ладов.

Гриф советской электрогитары «Урал» довольно узкий и толстый. Струны размещены близко между собой, что усложняет игру при сольных партиях. Головка элемента обладает низким углом наклона, натяжение струн обеспечивается посредством ретейнера (стальной пластины на специальном шурупе). На корпусе деталь фиксируется четырьмя винтами, присутствует нулевой лад. Над основой элемент возвышается почти на сантиметр, что также создает некие неудобства (часто в качестве опоры для левой руки приходится применять бридж).

Тремоло, бридж, лады

Электрогитара «Урал» оснащена всевозможными винтами, шурупами и фиксаторами. В отличие от многих зарубежных аналогов, конструкция в действие приводится энергией не растяжки, а сжатия одной мощной пружины. Такая особенность часто приводит к сбою настроя гитары и мало рассчитана на скоростную игру.

Поскольку конструкция чрезмерно перегружена деталями, взаимодействие струн и деки остается незначительным, а это дополнительно ухудшает сустейн. Имеются варианты изменения в виде стопора машинки, однако стоит учитывать, что звук данного инструмента создается совместно с динамиком и усилителем, который получает сигнал от электронного механизма.

Бридж включает в себя нижний порожек и тремоло. На некоторых моделях первый элемент изготовлен в роликовом исполнении, хотя на практике это особой пользы не приносит. Нередко при музицировании слышны дребезжащие звуки, что связано с неплотным прилеганием основания порожка или струн.

Электрогитара «Урал», фото которой имеется выше, оснащена стандартными ладами. Они выполнены из латунного сплава, особой примечательности не имеют. Стоит отметить, что при усыхании деревянных накладок их концы могут приподыматься, из-за чего струны начинают звенеть.

Колки и электроника

Рассматриваемый инструмент оснащен одиночными закрытыми колками, которые крепятся к грифу при помощи специальных крышек. Элементы выполнены из цинкового сплава, имеют неплохие литейные свойства. К минусам этого материала относится хрупкость и невозможность припайки. При активной эксплуатации колки достаточно быстро изнашиваются, что отражается при настройке струн сбросом практически на один тон.

Устройство электрогитары «Урал» включает в себя электронику, состоящую из следующих элементов:

  • Три сингла.
  • Тембрблок.
  • Стандартные звукосниматели (деталь со стальным основанием с магнитом).

В верхней части имеется сердечник с шестью винтами. Весь механизм прикрыт декоративной крышкой из пластика. Выход «звучков» составляет порядка 70 мВ. Возникает резонный вопрос: «Как экранировать звукосниматель на электрогитаре «Урал»?» Специалисты решают эту проблему путем установки обновленной электроники корейского или китайского производства. Однако актуальность такой манипуляции сейчас весьма сомнительна, поскольку на рынке без проблем можно найти проработанные и доступные по цене аналоги.

Модификации

Выпущено несколько моделей рассматриваемого инструмента:

  1. «Арт-422». Легендарная электрическая гитара, о которой сложена масса мифов и легенд. Она олицетворяет собой все черты, присущие первым советским изделиям подобной категории. Только на свердловском комбинате было произведено свыше ста тысяч экземпляров. Кроме того, они выпускались в Ростове, Орджоникидзе и Борисове. Для сравнения – знаменитая фирма Fender выпустила примерно такое же количество стратокастеров.
  2. «Арт-422 Р». Данная модель занимает среднюю ступень по отношению к другим. Инструмент является родоначальником всей рассматриваемой серии, считается эталоном в своей категории.
  3. Электрогитара «Урал 650 Арт-422». Выпуск данной модификации датирован 1977 годом и приурочен к 60-летию Октябрьской революции. Инструмент выполнен в строго регламентированном внешнем оформлении, корпус сделан из красно-черного дерева, над звукоснимателями присутствует изображение легендарного крейсера «Аврора».
  4. 650 А. Эта гитара относится к редким экземплярам, производилась параллельно с другими версиями. Инструмент отличается более удобным грифом и другой системой тремоло. При этом электрическая схема осталась неизменной.

Преимущества

Невзирая на имеющийся комплекс недостатков, гитара «Урал» обладает и определенными преимуществами. Во-первых, она стоила на порядок дешевле, чем дефицитные зарубежные аналоги. Цена одного экземпляра составляла порядка 200 рублей, в то время как стоимость «Лидстара» и «Фендера» на черном рынке оценивались в 1-3 тысячи советских рубликов. Во-вторых, все владельцы отмечают невероятную живучесть инструмента. Известны случаи, когда гитару со всей силы били о пол, а она даже не царапалась. Популярность «Урала» во многом обусловлена дефицитом на то время более достойных аналогов.

Электрогитара «Урал»: отзывы

Владельцы не выдают хвалебные дифирамбы по отношению к данному инструменту. Они отмечают, что гитара слишком перенасыщена всевозможными регуляторами и переключателями. Бытует мнение, что для того, чтобы разобраться вор всех «примочках», необходимо обладать сверхъестественным талантом и терпением.

Также пользователи подчеркивают, что инструмент довольно тяжелый, поскольку изготовлен из дерева под многократным прессованием. Это обеспечивает его легендарную прочность. Как бы там ни было, во времена СССР «Урал» был популярен среди многочисленных начинающих рок-коллективов и ВИА.

В завершение

Сейчас электрогитара «Урал» сгодится разве что для начинающих музыкантов, у которых нет возможности приобрести альтернативу. Как советуют специалисты, даже на недорогом корейском аналоге разница в звучании становится заметна сразу. Как вариант, инструмент может пополнить вашу коллекцию. Умельцы могут попробовать перекроить его на свой лад. А со временем этот раритет, возможно, принесет неплохой доход, если продать его с аукциона.

В истории СССР многие вещи делались с прицелом не на потребителя, а по каким-то другим принципам. Гитара «Урал» — один из представителей этой формации. Тем не менее многие музыканты начинали именно с этого инструмента, смогли развить свой талант и продемонстрировать его широкой публике.

uralguit2-1-300x225.jpg

Краткая справка по фабрике:

фабрика-музыкальных-инструментов-урал-свердловск-300x208.jpg

Вид со стороны Сибирского тракта. Фото 1987 г.

Ural_Factory_Sverdlovsk_02-300x225.jpg

Сейчас на месте фабрики бизнес-комплекс «Квартал»

  • Город: Свердловск, (Екатеринбург).
  • Основана: 28 октября 1928 г., как деревообрабатывающее и в последствии мебельное производство
  • Именования фабрики: 1955г. фабрика пианино «Урал», 1963г. фирма клавишных музыкальных инструментов «Урал», 1973г. Свердловская диплома второй степени фирма клавишных музыкальных инструментов «Урал», 1977г. Свердловская фирма клавишных музыкальных инструментов «Урал» (основное название)
  • 1992г. ТОО «Фирма музыкальных инструментов «Этюд-Урал»
  • Полностью прекратила деятельность в 1998г.
  • Начало производства музыкальных инструментов:1950г.
  • Начало производства электрогитар: 1969, серийно с 1970.
  • Конец производства электрогитар: 1998г.

SVERDLOVSKAYA_TONIKA_800-95x300.png

ЭГБ-805, «Тоника» арт. 416 1974-1977г.

ЭГБ-805-Тоника-арт.-416-1974-1977г.-94x300.png 650 «Урал» арт.422 1975-1985

Электрогитара-УРАЛ-мод.-650-Арт.-422-98x300.jpg 650А «Урал» арт.422 1975-1985

650А-Урал-арт.422-1975-1985-101x300.jpg 510г. «Урал» арт.427 1977-1980г.

Бас-гитара-Урал-510Г-300x209.jpg 510л. «Урал» арт.H-36р. 1980-1986г.

Бас-гитара-Урал-510л-90x300.jpg 510л. «Урал» арт.403р. 1986-1993г.

Бас-гитара-Урал-510л-2-90x300.jpg 650 «Урал» арт.422р. 1985-1998

Электрогитара-–-легенда-УРАЛ-Модель-65-103x300.jpg

  • Примерное кол-во выпущенных электрогитар: более 200 000.
  • Адрес: 620219 г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 12. ныне это адрес делового центра на месте фабрики

Помнится, на одном форуме, в статье про гитары «Урал», кто-то насмешливо написал «только КЛАВИШНАЯ фирма могла произвести такую гитару» И был прав. Изначально и до конца существования фабрика производила фортепиано, возможно, кому-то покажутся знакомыми названия «Рифей», «Этюд», «Элегия», кстати, последнее отдельными партиями производилось на экспорт, и собиралось из лучших и ценных пород дерева. Упомяну, что автор этой статьи живет в Екатеринбурге, и когда-то, в середине этого десятилетия, почти каждый день лицезрел из окна автобуса эту фабрику, когда ездил в университет, ибо находилась остановкой ранее, а точнее по адресу: 620219 г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 12. Теперь же каждый, кому станет интересно, сможет обнаружить там деловой центр, номинально от бывшего знаменитого предприятия ничего не осталось. Разве что здания, сдаваемые в аренду всем, кому не лень.

Кстати, как выяснилось, Лесотехнический университет, где я учился, имеет прямое отношение к фирме «Урал», но об этом чуть позже. Так почему же, огромная, знаменитая на весь Советский Союз своими пианино и неубиваемыми гитарами, коих выпущено «едва ли не больше, чем фендеров», так несправедливо ушла в небытие? Почему модельный ряд этих «soviet axes» не менялся десятилетиями, даже тогда, когда еще можно было спасти, модернизировать, выпустить действительно хороший, конкурентоспособный не только на российском, но и на мировом рынке инструмент?? Почему советские инженеры не смогли (или не захотели) учесть предпочтения конечного потребителя, т.е. музыкантов? И наконец, кто же эти советские инженеры, чьи имена скромно умолчала история, об этом я и попробую рассказать в данной статье.

Обратимся к истории. История создания фабрики корнями упирается в 1928 год. Есть даже точная дата: 28 октября 1928 года. Изначально фабрика специализировалась на выпуске изделий деревообрабатывающего производства. Основана Борисом Афанасьевичем Кролем, который позже являлся совладельцем этой столярной фабрики, размещенной на Сибирском тракте, недалеко от Лесотехнического института. Называлась она по тем временам свежо и актуально — «Красный Пролетарий». А позже и сам Борис Афанасьевич, будучи профессором, основал 11 сентября 1930 года в институте механическое отделение. (Обидно, пять лет проучился в Лестехе и такое не знать, прим. авт.) На этой фабрике производили несложную мебель по госзаказам и для нужд института вплоть до 50х годов. В течение этого времения фабрика активно развивалась, строились производственные цеха, увеличивался объем производства. Начинается освоение производства фортепиано, и здесь примечательна заметка с одного из екатеринбургских сайтов: 3 октября 1958 года на фабрике клавишных инструментов « Урал » идет сбор десятитысячного пианино. Уже собран каркас, установлен мех и отрегулирован механизм этого музыкального инструмента.

Ural_Factory_Sverdlovsk_03-226x300.jpg

Борис Афанасьевич Кроль, основатель фабрики «Урал»

В 1963 году была создана фирма клавишных музыкальных инструментов «Урал» на базе 2-х ранее действующих предприятий — завода «Уральский пролетарий» и фабрики пианино «Урал» — и еще ряда других мелких предприятий. Кроме пианино, также выпускались и акустические гитары.

Пианино «Элегия», выпущенное на фирме «Урал»

На данный момент доподлинно неизвестно, когда именно, в каком году начали производить электрогитары, но по некоторым соображениям, а также годам выпуска первых моделей, начало освоения производства можно отнести к 1970 – 1973 гг. Электрогитара модели «Тоника» изначально производилась в Ленинграде с 1967 года. Но позже ее начали производить также на фабрике клавишных инструментов «Ростов – Дон» и в городе Орджоникидзе. И, конечно же, в Свердловске. Теперь давайте поразмышляем, почему в СССР, где рок музыка была официально запрещена, и за коллекцию записей тех же Битлз можно попасть в места не столь отдаленные, стали производить электрогитары? Во-первых существовало множество одобряемых официальной цензурой, ВИА, музыкальных кружков в тысячах ДК по всей стране. Инструментов не хватало. К тому же прогресс диктовал свое, а известно, что СССР стремился «догнать и перегнать запад» Короче, появился спрос. Ну и существовал Росмузпром, которому были подотчетны все музыкальные фабрики страны. И вероятно, по решению Министерства культуры необходимо было «обеспечить всю страну струнными электромузыкальными инструментами» Сказано сделано – есть приказ, есть Госплан, есть соответствующие директивы на фабрики. Дело пошло. Созданная силами советских инженеров и промышленников, появилась электрогитара.

Итак, в числе первых электрогитар на фабрике Урал начали производить «Тонику», по уже готовым ленинградским чертежам, наработкам, но немного изменив дизайн и электронные внутренности. У меня нет цели рассказать про «Тонику» — это уже вопрос к ленинградской фабрике. Но однажды, видимо, назрел вопрос, что «Тоника» — не единственно необходимая модель, да и сильно уж она отличалась от сестер из ближних соцстран. То ли, по просьбе самих музыкантов (этот довод считаю сомнительным), назрела необходимость создать новый инструмент, отвечающий времени, эпохе, и технологии (а на дворе стояли уже семидесятые, на западе уже начинале поигрывать хард-рок, а с точки зрения ностальгирующего по СССР человека, успевшего застать те годы – это было самое лучшее советское время, Брежневская эпоха). Появилась великая, могучая, никем не победимая, электрогитара Урал. Мне удалось побеседовать с сотрудником фирмы «Урал», Холуевым Олегом Вадимовичем, работавшим с 1980 по 1981, на экспериментальном участке внедрения новой продукции.

«О.Х.– Фирма Клавишных инструментов Урал на тот момент выпускала фортепиано, электро- и акустические гитары. Само слово фирма звучит, немножко странно для того времени. Инженерами конструкторского бюро были Вершинин Владимир Владимрович и Фомин Иван Иванович. Директором производства фирмы Урал на тот момент был Клименков, Козленко — начальник конструкторского бюро. Имени и отчества за давностью лет не помню. Он разрабатывал чертежи для первого, сигнального образца для его испытания. Была директива — запустить в производство гитару, а т.к. тогда было всегда все хитро, типа того, что фиат марку скупили и разработали жигули, гитару же не будут покупать, решено было срубить импортный образец по тихому и скопировать. Что и сделали. Так как. у нас на тот момент была богатая организация «Железная Дорога», техникум железнодорожного транспорта для своего ансамбля закупил электрогитары «Yamaha», за границей, за валюту, их привезли в Союз и прямиком отправили на фирму. Сказали: «Вот гитара, вы их разберите, снимите чертежи и сделайте такую же. И через какое-то время будет госприемка, эти электрогитары будут запущены в серию. Естественно, что еще мы могли сделать, скопировали, слегка изменив корпус, чтоб слишком уж плагиата не было. Но кто дал распоряжение, по времени я уже не знаю, потому что я работал далеко после. Значит, потом я в том техникуме работал, и видел эти электрогитары «Yamaha» . странная ситуация, сначала я наши уже электрогитары собирал, а потом увидел те, с которых произошло копирование. Я видел эти «Ямахи», в техникуме железнодорожного транспорта, позже, когда я там работал, и когда была реконструкция здания. В какой-то кладовке, как у нас всегда бывает, был складирован духовой оркестр, и как раз эти самые электрогитары, перламутрового цвета они были, я их узнал. Мы их были вынуждены, конечно, вернуть техникуму, потому что все было на подотчете, играть на них было уже нельзя, они были раскурочены, инженеры же докапывались до самой сути. Скопировали насколько это позволяла техническая база. Самая большая проблема была со звукоснимателями, а именно — наладить их производство.

Авт.— Звукосниматели, конечно же, производила сторонняя организация?

О.Х.— Да, это, скорее всего, был военный завод, возможно находившийся в Снежинске. Производили по заказу. Звукосниматели и темброблоки приходили уже готовые, упаковки к ним я не видел, такое впечатление, что они приходили партиями, в ящиках. И сразу со склада поставлялись на производство. Повлиять на улучшение параметров мы не могли.

Авт.— Но все равно же, была проверка, звукоснимателей, темброблока на фон, наводки? Или нет?

О.Х.— Ну а фон, видите, у нас к электрогитарам как относились — это не основное производство, здесь возможен брак. Потому что все в основном были музыкальщики, связанные с театром оперы и балета, настройщики старых школ, и они гитары, особенно электро, воспринимали как что- то новомодное и неприятное, и поскольку ни я на гитаре не играл, ни они не играли, о всякого рода усовершенствованиях не могло быть и речи.

Авт.– Расскажите о технологии производства самой гитары?

О.Х.— При производстве электрогитар проблем не было. Набирались по радиальным спилам буковые бруски квадратного сечения. Причем бруски были по разному радиально направлены (радиус один, а второго – вниз или вверх). Набор был аналогичен набору массивов для мебели. Затем их всего-то нужно было верно склеить, естественно клеили не на смолу, а на ПВА, под температурой, он не сковывает древесину. Затем из массива выпиливался корпус гитары по контуру. После фанеровка красным деревом, а поверх наносили отделку, тонировали цвет, и заливали полиэфирным лаком. Лак подавался из машины, наносился на деку, схватывался, потом тонкой наждачной бумагой доводилось до нужных пропорций. Толщина покрытия лака составляла около миллиметра. Затем устанавливалась электроника, гриф. В гриф вручную вбивались латунные лады. Натягивались струны, и после проверки инструмент шел на склад готовой продукции.»

Производство большинства электрогитар пришлось на восьмидесятые. Сошедшие с конвейера гитары проверялись сотрудниками ОТК, в паспорте ставился соответствующий штамп, серийный номер инструмента и подпись ответственного. Конечно, полная проверка каждого инструмента не проводилась, проверялись лишь внешний вид, комплектность, и отсутствие видимых дефектов. Инструмент продавался уже со струнами, оригинальные струны на фирме «Урал» не производились, а поставлялись с ленинградского объединения «Светлана».

В итоге, на выходе каждая электрогитара шла комплектом вместе со струнами, чехлом, руководством по эксплуатации (паспортом), ремнем, и шнуром. Сейчас встретить полный «нераспотрошенный» комплект – редкая удача.

Чехлы для Уралов 650 и 510л, середина 80-х

Чехлы для Уралов 650 и 510л, середина 80-х

Итак, получен готовый продукт. Куда же он шел потом? Ответ прост: по всему СССР согласно госплану и госзаказам: по музыкальным школам, различным кружкам и секциям, по ДК, по магазинам музыкальных товаров. В Екатеринбурге (тогда еще Свердловске) гитару «Урал» можно было спокойно приобрести в магазине «Музыкальные товары», до сих пор действующем. Этот магазин сейчас примечателен тем, что в нем есть комиссионный отдел, где помимо всего прочего нет-нет да и появится какая-нибудь «Тоника» или «Урал». Кстати, до 2007 года там можно было приобрести запчасти «уралов», видимо, слитые за бесценок при ликвидации предприятия.

На деле же получить действительно профессиональный востребованный инструмент так и не удалось. Многие музыканты предпочли «уралам» выходцев из ближних соцстран, а группы, показываемые по телевидению и вовсе красовались с зарубежными гибсонами, фендерами, и т.д. Видимо, просто скопировать импортную гитару оказалось недостаточно. Не имея никакой связи музыкантов с производителями гитар, «Урал» с незначительными изменениями штамповали около тридцати лет. Никто тогда и не подумал, что такую, не очень-то нужную вещь как, электрогитара тоже можно модернизировать. Мнение простого советского потребителя не учитывалось. Да и в большинстве случаев, достать то инструмент было нелегко.

Однако гитара оказалась полезна для различных музыкальных кружков при школах, в домах культуры. По рассказам одного сотрудника ДК в свердловской области, их кружок приобретал для местного ансамбля в начале 80-х на собственные деньги электрогитары именно в Свердловске, в вышеназванном магазине. И эти гитары до сих пор лежат, по сути позабытые и ненужные. Хотя, вначале 90-х они еще использовались, в основном для музыкальных постановок: мальчики и девочки с этими гитарами в руках выступали под фонограмму (сразу вспоминается «Ласковый Май»).

Итак, благодаря госзаказам и налаженной общесоюзной сети сбыта гитар было произведено огромное количество инструментов. И так бы продолжалось, наверное, до сих пор, не грянь внезапно перестройка, а после нее полное разрушение всего социалистического хозяйства. И как частный пример, фирма «Урал» перейдя с хозрасчета на самоокупаемость, постепенно начала скатываться в рыночную пропасть, откуда ей выбраться уже было не суждено. Вот что говорит нам Интернет об этом периоде: «В ноябре 1992 года фирма клавишных музыкальных инструментов «Урал» стала собственностью коллектива и преобразована в ТОО «Фирма музыкальных инструментов «Этюд-Урал». Начиная с 90-х годов на предприятии принято решение о развитии производства мебели и столярных изделий. За эти годы разработано около 150 видов изделий (офисная мебель, кухонные гарнитуры, обеденные зоны, дверные блоки, погонажные изделия, мебельные щиты и т.д.). На данный момент осуществляет выпуск музыкальных инструментов: пианино «Этюд-110», акустических гитар с мензурой 610мм, 650мм, 6-ти, 7-ми, 12-ти струнных. Ведется прием музыкальных инструментов от населения на реставрацию. Сегодня, в условиях жесткой рыночной конкуренции, предприятие не только сохранило свою уникальность и творческий коллектив, но и постоянно расширяет ассортимент производимой продукции. В производстве используется натуральный шпон ценных пород древесины (бук, дуб, ясень), что отличает нашу продукцию от другой, чаще выполненной из ламинированной ДсТП. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.»

Сквозь эти строки прослеживается глубокий кризис, в котором пребывала фабрика вплоть до окончания ее существования. После распада СССР предприятие лишилось главного — госзаказов, сети сбыта, и подрядчиков – поставщиков деталей, которые предприятие само не выпускало. Да и исчез железный занавес – в страну большим количеством пошла более дешевая и конкурентоспособная продукция с капиталистическим стран и друзей востока. Гитары «Урал» оказались никому не нужны. Сразу возникнет справедливый вопрос, а не было ли как раз в тот момент время для модернизации гитар? А теперь подумаем, откуда ему, этому моменту взяться? В 90-е у фирмы постоянно менялись собственники, и ее постигла участь многих советских предприятий: выжималось последнее. Из имеющихся ресурсов производили наиболее востребованное, через оставшиеся каналы продавали. Затем компанию намеренно банкротили (чтобы избежать налогов и проблем при инвентаризации), снимался наваренный кэш, а на посту появлялся новый директор, производивший ту же махинацию. Сразу вспомнился «голубой воришка» Альхен из 12 стульев. Знакомо?

Используя складские остатки, производство электрогитар, уменьшаясь в объемах, держалось до середины 90-х. У меня был бас, произведенный в 1994 г., а реализованный в 1998м. Это были уже последние партии. К концу 90-х фабрика занималась лишь производством мебели, некоторых пианино и акустических гитар. Это говорит только об извлечении сиюминутной прибыли из разваливающейся компании. Параллельно освобождались и сдавались в аренду уже ненужные цеха, помещения. Здесь будет уместным указать воспоминания очевидцев о грузовиках, вывозящих детали от электрогитар. Освобождались помещения для сдачи в аренду. В итоге ЗАО фирма музыкальных инструментов «Урал-Этюд» превратилась в маленькую фирмочку, которая в итоге не выдержала конкуренции.

В 2007 году фирма «Урал-Этюд» прекратила свое существование (видимо, последнему директору ничего не осталось, как обанкротить фирму уже в последний раз), а территорию выкупила корпорация «Билдинг Сервис», превратив фабрику в современный «комплекс офисных и складских зданий, расположенный в восточной части города на  транспортной развязке.

Бывшие цеха фабрики «Урал»

Задумчиво прогуливаясь по территории бывшей фабрики, я вдруг подумал, а на примере фабрики «Урал» можно увидеть историю того, как Россия с социалистических рельсов встала на капиталистические. Вся история уместится в двух словах – разграбили и продали. Продали для продажи. Мрачное впечатление осталось у меня после посещения бизнес-комплекса «Квартал». Сейчас уже фирмы нет, а гитары остались. И они, потрепанные, смотрят на нас молчаливым укором. Пока еще в довольно больших количествах. Но недалек тот момент, когда останутся лишь музейные экспонаты и фотографии. Спасем ли их? Ответ лежит лишь только в нас самих…

Источник: Там, где родилась легенда…

Информация о статьеСтатьяИстория советской электрогитары УралО чем статьяГитары Урал собирались в Свердловске и были первыми электрогитарами, которые были доступны в то время начинающим свердловским рок-музыкантам.Автор+CubozoaRuБренд+CubozoaRuЛоготипИспользуемые источники:

  • https://datagor.ru/musicbox/1102-jelektrogitara-ural.-pererozhdenie.html
  • https://fb.ru/article/323669/elektrogitara-ural-foto-i-otzyivyi
  • https://cubozoa.ru/blog/%d1%83%d1%80%d0%b0%d0%bb-%d1%8d%d1%82%d0%be-%d1%8d%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b0/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации