<center>
Ламповые усилителиВ статье предлагаются два варианта ламповых усилителей мощности звуковой частоты. Особенность представленных конструкций — гальваническая связь между каскадами. Авторы предприняли попытку найти оптимальное сочетание простоты, качества и повторяемости УМЗЧ с однотактным выходным каскадом мощностью до 8 Вт на канал.Зачастую при оценке звуковоспроизводящей системы слушатель сознательно или безотчётно ориентируется на субъективные ощущения, определяющие качество звучания. При этом используются такие характеристики, как естественность, «прозрачность», «мягкость» звучания, «быстрота» (отчётливость) баса, детализация воспроизводимой композиции и пр. Разумеется, что с определённой долей условности эти характеристики можно связать с объективными параметрами этой системы — амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ), коэффициентами гармонических и интермодуляционных искажений, уровнем шума и фона, коэффициентом демпфирования АС и др. Каждый из предлагаемых здесь ламповых УМЗЧ, с нашей точки зрения, можно рассматривать как сочетание приемлемого качества звучания, неплохих технических параметров и сравнительной простоты схемного решения.
Схема лампового усилителя на лампе Г-807

Блок питания лампового УМЗЧ
В блоке питания УМЗЧ I использован унифицированный трансформатор ТС-180 (от старых телевизоров). Выпрямитель выполнен на полупроводниковых диодах VD1, VD2 по симметричной схеме удвоения напряжения. Малая глубина общей обратной связи не обеспечивает существенного подавления фона от пульсаций анодного напряжения, поэтому в блоке питания применены П-образные фильтры с дросселями.Налаживание УМЗЧ проводят либо по методике, описанной в статье [ 1 ], либо (при отсутствии приборов) подстройкой резистором R4 до достижения максимального неискажённого на слух сигнала. Ток покоя анода лампы Г-807, равный 70 мА, можно корректировать подбором резистора R8. Смещение на управляющей сетке выходной лампы относительно катода — около -20 В.Этот УМЗЧ позволяет применить выходной трансформатор с относительно небольшим магнитопроводом без потерь низших частот. В качестве ВА1 может быть использована широкополосная высокочувствительная (90… 100 дБ/Вт/м) динамическая головка.
Схема лампового усилителя на триодах 6С41С

- Boss
- Аудиотехника
- 2016-05-26
Похожие новости Высококаственные ламповые усилители звуковой частоты (2-е изд.) Гендин Г.С.
Аудиотехника
ПодробнееКлимов Д.А. Ламповые усилители. Методика расчета и конструирования
Аудиотехника
ПодробнееГендин Г.С. Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты
Аудиотехника
ПодробнееСекреты ламповых усилителей низкой частоты
Аудиотехника
Подробнее40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ
Аудиотехника
ПодробнееИнформация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. 10.06.11 alchedat 52 011 10 Без малого один год прошел с момента, когда зародилась мысль создать усилитель на этих лампах. За это время я обрёл двух врагов – это «не хочу» и «некогда». После ожесточённых боёв наши победили!Как и в прошлом случае с ГУ29, Г807 я выбрал чисто по внешнему виду. Понравилась форма баллона. Хотя, нет… вру, не Г807, а 6П7С. А то, каким чудесным образом 6П7С превратились в Г807 узнаете немного позже. Так вот. После нескольких вандальски разрушенных старых ламповых телевизоров, у меня скопилось энное количество октальных панелек. Не пропадать же добру. Начал искать какие бы лампы с октальным цоколем в них воткнуть и увидел 6п7с. Большая лампа (если сравнивать, например, с 6п14п), красивый баллон, неплохие отзывы…что ещё надо?! Затем пришло холодное сибирское лето 2010 года и стало как-то не до них. Но, незамедлительно приближалось ещё более холодное время года, а чем заниматься долгими зимними вечерами, если не любимым делом. В общем снова начал искать лампы (а название уже забыл) увидел фотографию – вот она! И за компанию парочка 6н9с с тем же октальным цоколем. Открываю полученную посылку – вот они, красавицы, примеряю в панель…странно – не подходит. Короче вместо 6п7с, заказал я г807 )) баллон такой же, а вот на цоколь другой. Почесал голову – панелек нету таких, но ничего, что-нибудь придумаем. В итоге одной большой панелью для всех 4-х ламп стал кусок оргстекла.Так как серьёзный двухтактный усилитель уже есть, было желание собрать и послушать однотакт на этих лампах. Но всё упёрлось в выходной трансформатор. В наличии было 2 штуки ТСШ-170, а для однотактного нужно собирать с зазором. То, что смогу просверлить всё железо ровно, без станка, дрелью, я очень сомневался. Подумал и решил, что нечего портить железо, а лучше собрать ещё один РР. Тем более, что схема будет другая, значит и звук другой (так и оказалось). В арсенале А.И.Манакова как раз оказалась не сложная схема на 6н9с и г807 – то, что надо!Схема с измененными номиналами деталейИсключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!Выходные трансформаторы мотал по рецепту Шалина…почти. Возможно мой вариант хуже. Т.к. провода 0,355 не оказалась, мотал 0,3. Вместо 56 витков в слое – 60.Каркас делим средней щекой. Мотаем половины в разные стороны.На каждой половине:Первичка — две секции по 600 витков (10 слоёв по 0 витков) провода 0,3мм.Вторичка – между ними 60 витков провода 0,7мм (для 4 Ом) Таких вторичек три в параллель на каждой половине.Соединяем первичные обмотки перекрёстно-последовательно, вторичные – параллельно. Итого на каркасе 2400 витков в первичной обмотке и 60 во вторичной.Железо, естественно, собирается вперекрышку без зазора.Старые катушки трансформатора были в очень плачевном состоянии, пришлось делать новые. Получилось быстро и прочно. Делается каркас из картона, и в уже собранном виде пропитывается эпоксидкой. С питанием выбор был очевиден – только импульсник. Лёгкий, бесшумный, да и опыт какой-никакой уже есть. Как позже выяснилось опыта оказалось недостаточно, результатом чего стало несколько сгоревших транзисторов силовых ключей и много потраченного времени. Снова не обошлось без помощи Алексея (AlexD). В конце концов блок запустился, но ни в какую не желал держать нагрузку. Что только ни пробовал, а оказалось всё просто – ошибся с количеством витков в дросселе, в цепи питания накала. От количества витков очень многое зависит, их у меня оказалось слишком много. Выбросил этот дроссель, поставил какой-то намотанный на ферритовом стержне. Блок запустился, нагрузку держит, но при подключении всех ламп происходит срыв генерации с ужасным свистом. Ткнул осциллом в +6,3в и увидел там довольно большие иглы. Видимо весь этот мусор по цепи ОС стабилизации напряжения, проскакивал и сбивал с толку TL494. Опять поменял дроссель, в этот раз поставил с 5-ти вольтовой шины компового блока питания. Вот этот подошел просто идеально!Схема из статьи «Старому компьютерному БП – новую жизнь в аудио». Разница только в количестве витков анодного и добавлена ещё одна обмотка для отрицательного смещения. Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!Попытался стабилизировать анодное и экранную сетку одним стабилизатором. Вроде бы получилось. Оно же электронный дроссель и плавная подача анодного. Стабилизация осуществляется следующим образом. Цепочка из стабилитронов ограничивает анодное на уровне 350в, которые фильтруются первым полевиком (Т1). Далее с уже стабилизированных и «отфильтрованных» 350в, подаётся питание на сетку, через ещё один полевик (Т2), на котором с помощью подстроечника выставляется нужное напряжение.Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!В этом усилителе деталей немного, потому изначально планировал собрать навесным монтажем,но…чего не умею, того не умею. Выходит всё сикось-накось с паутиной проводов. Хоть и советуют собирать ламповые схемы только навесным, но пусть будет немного хуже (или не хуже) в звуке, зато аккуратнее и привычнее – нарисовал печатку. Проверка и примерка на пенопласте) На фото видно, что вместо четырёх резисторов в катодах Г807, стоит радиатор с LM317. Планировал сделать стаб.тока на ЛМках. Ничего не получилось и позже плату переделал под резисторы. Самая интересная часть – это корпус. Если схема усилителя и блока питания пошли практически без изменений, то корпус совсем другая песня – это огромный простор для воплощения в жизнь своих дизайнерских и конструкторских идей. Душа желала чего-то необычного, и чтобы из подручных материалов. Но чего необычного?… Компоновка была выбрана такая: выходные трансформаторы слева, блок питания справа, лампы в центре. Материал, как обычно – то, что есть под рукой. Основание из листа ДСП 20мм, остальное – фанера 10мм. Всё это раньше было телевизором) В зимних условиях не смог под снегом найти лист жести, поэтому материалом для верхних крышек отсеков с трансами и БП стал профлист.Корпус довольно хорошо сохранился, даже перекрашивать не понадобилось. Покрыл слоем лака «для блестючести» и получилось вполне сносно.Для вырезания пазов под жестянку (нужно было, чтобы профлист на несколько мм входил в фанеру) был придуман вот такой спец.инструмент. Заточенная шестерёнка от механических часов, закреплённая на болтике. Всё это зажимается в патрон электродрели и вперёд! Режет довольно быстро и аккуратно, главное по пальцу этой циркуляркой не чиркнуть ))Чтобы не портить вид шляпками саморезов, коробочки скреплял изнутри такими стяжками. Позже, для прочности, притянул снизу (к основанию) саморезами в торец.Ставить часть с платой усилителя и лампами «на пол» не интересно, да и не красиво. Получилось бы, что коробка с трансами почти полностью закрывала лампы (если смотреть слева), не хотелось прятать красоту. Начал думать как бы сделать парящие в воздухе и ни на чем не закреплённые лампы…сложно )) Вспомнил, что в своих закромах видел отрезок пластиковой трубы 30мм. Взял, примерил – подходит. К тому же в этих стойках можно спрятать все провода, идущие от платы к блоку питания, выходных и входным разъёмам и пр.
Теперь передняя часть держалась на колоннах – трубах, а задняя на маленьких незаметных уголках. Прикрутил, посмотрел…нет. Чего-то всё же не хватает. Как-то пресно и незакончено. Снова в интернет, разглядывать фоторгафии разных усилителей. Увидел подходящее решение – установить позади ламп этакий отражатель.Вырезали из нержавейки нужную по размеру железку, но т.к. железка эта была не в очень хорошем качестве, пришлось с ней много повозиться. Сначала наждачкой убрать все царапины, а потом ещё два дня полировать ГОИ+войлок. Получилось не идеальное зеркало, но намного лучше, чем было. Наверное самая спорная часть – это ручка регулятора громкости. Т.к. сам корпус получился нестандартный, ручку тоже захотелось какую-нибудь мудрёную. Если не узнали – это головка от жесткого диска) Сразу видно на сколько прибавлена громкость. Люди, когда видят это, спрашивают «а это что такое» )) все привыкли к кругляшам. Кому-то нравится, кому-то нет. Друг вообще сказал, чтобы убрал эту хрень и прилепил круглую ручку))Пришло время пробного полёта. Всё хорошо, ничего не дымит, звук идёт, но греется радиатор с ключами. В прошлый раз (со зверем) такого не было. Потрогал диоды анодного и чуть не обжёгся. Они нагрелись до такой степени, что текстолит под ними поменял цвет с желтого на коричневый. Не справляются FR307 с частотой ШИМ. Понизил частоту, диоды не кипят, но всё равно за 10 минут нагреваются до 70 градусов. Надо ставить другие, которых нету)) Выбрал с не хорошим названием, но зато очень быстрые HER306. Совсем другое дело. На нагрев нет и намёка, и радиатор с ключами стал заметно прохладнее.Конструкцией корпуса не предусматривалась установка вентилятора для обдува БП. Не хотелось портить, да и полная бесшумность не была бы лишней. Но, если в открытом виде, без обдува, радиаторы нагревались не более, чем до 40градусов, то в закрытой коробке всё было не так радужно. Просверленные в задней части вентиляционные отверстия не спасали. После получаса работы, температура внутри коробочки с БП заметно увеличивалась. Хошь не хошь, а вентилятор ставить надо. С настройкой усилителя пришлось немного повозиться. Не получалось выставить ток анода, соответствующий смещению. При токе 40мА, смещение практически было равно нулю. Причина – накосячил с напряжением на экранной сетке. Вместо 300в у меня было 210в. При включении был приятно удивлён, не услышав в динамиках шума и гула. Только на полной громкости прослушивался небольшой фон (1м от колонки), который ловят 6н9с. Подношу руку к лампе – фон увеличивается. Думаю, если накрыть их металлическими колпачками, фон исчезнет. Но…опять же это испортит вид). Слушать тишину на полной громкости не планирую, а из-за музыки этого фона и не слышно. Вначале статьи я писал, что хотя лампы г807 и гу29 в принципе похожи, и схема там и там двухтактная. Разница в звуке заметна даже по памяти. В этом усилителе бас более плотный, этакое мясо, что мне конечно же нравится. При этом недостатка по ВЧ тоже нет. Все мелкие подробности на высоких частотах очень хорошо прослушиваются. И на осциллографе всё красиво, лучше, чем с ГУ29. АЧХ близка к идеальной. Начиная с 40гц и до 15кГц всё ровно. После 15 и до 20 кГц идёт небольшой подъём. После 20 неизвестно – не позволяет компьютерный генератор. И в конце небольшое слайд шоу того, что получилось.Наверное так и должно быть – каждый новый усилитель нравится больше прежнего. Вот и этот мне ПОКА нравится больше всех остальных) И всё же, следующий хочу собрать хороший, большой SE. Уже и железо для выходных трансов есть здоровое…от ТС270 )) Так что до встречи…через год : )Файлы
Архивы с печатками в .LAY▼g807.7z 🕗 12/06/11 ⚖️ 18,15 Kb ⇣ 221Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства. Хорош! Халява кончилась. Хочешь файлы и полезные статьи — помоги мне!Пожертвовать на журнал Датагор и др. способы получения доступа. — Спасибо за внимание! Игорь Котов, учредитель журнала «Датагор» ▼drocsel-i-stab-na-setku.7z 🕗 12/06/11 ⚖️ 9,71 Kb ⇣ 232Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства. Хорош! Халява кончилась. Хочешь файлы и полезные статьи — помоги мне!Пожертвовать на журнал Датагор и др. способы получения доступа. — Спасибо за внимание! Игорь Котов, учредитель журнала «Датагор»
Камрад, смотри полезняхи!
Виктор (alchedat)с. Алчедат, Кемеровская обл.Список всех статейПрофиль alchedatО себе автор ничего не сообщил.
Читательское голосование
Статью одобрили 22 читателя.
Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
12.06.11 изменил Datagor. Добавлены чертежи ПП.
Поделись с друзьями!
Связанные материалы
6Н8С, 6Н9С — октальные двойные триоды… Еще два справочных листочка по моим любимым октальным «драйверным» лампам. Предназначены специально… Октальные лучевые тетроды и пентоды 6П3С, 6П6С, 6П7С, 6П9, 6П13С… Поговорим об октальных тетродах и пентодах. 6П3С — очень музыкальная лампа, классика жанра! Лучевой… Моддинг ламповых конструкций или как заставить лампы светиться…. Как известно, лампы это не только приятный теплый звук, но также и необычные формы самих ламп, а… Макросы ламповых панелек для Sprint Layout 5.0… Собрался я тут изготовить ламповый стабилизатор для усилителя, а макросов ламповых панелек для… Ламповый аудиоусилитель SE на 6Н9С и EL34… Приветствую сограждан-датагорцев! Представляю вашему вниманию отчет по сборке усилителя на… Двухламповый стерео усилитель на 6Н1П + ГУ-29… Захотелось сделать что-нибудь простое, из подручных материалов. Под руками оказалась пара выходных… Мой первый ламповик 6Н1П+6П14П… Ну, вот и дошли руки написать о моём первенце. Схема на 6н3п(в моём случае 6н1п)+6п14п пережёвана… Двухтактный ламповый усилитель на ECC85 и EL34… Раньше я с предубеждением относился к звучанию двухтактных ламповых усилителей, полагая, что… Когда менять радиолампы в усилителе?… Я собрал и отремонтировал большое количество ламповой аппаратуры — тут и усилители и предусилители… По прозвищу Zver: PP на ГУ-29… Мысль собрать усилитель на ГУ-29 возникла после того, как прочитал на нашем сайте статью Tank_а… Руководство по живучести ламп 6С33С… Впервые на русском! Работая с триодом 6С33С-В, я прочёл массу статей и отзывов по данной теме на… Бойлер для дачного дома из пропанового баллона… В статье описывается идея изготовления системы горячего водоснабжения для дачного или деревенского…
Общаемся по статье 💬
Отчёт о зимней работе. Двухтактный усилитель 6Н9С+Г807 с ИБП
Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы
Информация Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины: — Администратор остановил комментирование этой статьи. — Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем. — Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь. — Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.
Ламповый УНЧ Дьеря Плахтовича выполнен на двух двойных триодах VI, V2 (аналог 6Н23П) и двух 807 (аналог Г-807).
При номинальной выходной мощности 60 Вт коэффициент гармоник на частоте 1 кГц чуть больше 1%, АЧХ при неравномерности -1 дБ простирается от 20 до 35000 Гц.
Максимальная выходная мощность 75 Вт, входное сопротивление 680 кОм, чувствительность 420 мВ.
Принципиальная схема
Левый по схеме триод V1a — усилитель напряжения, нагруженный на фазонвертор V1b с разделенной (R5, R6) нагрузкой. В катод V1a с вторичной обмотки выходного трансформатора через R23 подается напряжение общей ООС глубиной 14 дБ.
Высокая степень симметрии раскачки выходных ламп VЗ, V4 обеспечена драйвером на V2, выполненном по схеме дифференциального усилителя с общей катодной нагрузкой R10.
Такое решение (по сравнению с часто применяемыми двумя раздельными каскадами усиления) обеспечивает автоматическую компенсацию неточности фазорасщепления каскада с разделенной нагрузкой.
Выходной двухтактный каскад работает в режиме класса АВ с начальным анодным током 15 мА и фиксированным сеточным смещением (регулируется в пределах -25…-62 В триммером R4 — см. далее схему блока питания на рис. 2), анодным напряжением 700 В и напряжением второй сетки 350 В.
В таких условиях крутизна 807 составляет 6 мА/В, а оптимальная анодная нагрузка (Raa) 7 кОм трансформируется в стандартную нагрузку 8 Ом посредством Tr1.
Рис. 1. Схема 60-ваттного лампового усилителя мощности НЧ (УМЗЧ) на аналогах 6Н23П и Г-807.
Блок питания
Блок питания (рис. 2) выполнен по классической полупроводниковой схеме с задержкой подачи анодных напряжений (реле выдержки времени на С17/ВС182) и подпиткой цепей накала небольшим положительным смещением с делителя R34R35 через R25— R28.
Рис. 2. Схема блока питания для лампового усилителя мощности на E88CС и 807.
Детали и конструкция
Конструктивное исполнение обмоток последнего показано на рис. 3. Он выполнен на Ш-образном магнитопроводе SM-102b (площадь около 36 см2).
Рис. 3. Конструктивное исполнение обмоток Tr1 для схемы лампового УМЗЧ.
Каждая из последовательно соединенных секций первичной обмотки n6—n1З состоит из 262 витков ПЭВ-0,3» а каждая из параллельно соединенных секций вторичной пі—n5 — по 75 витков ПЭЛ-0,5.
Сетевой трансформатор также выполнен на магнитопроводе SM-102b:
- первичная обмотка n1 содержит 390 витков ПЭВ-0,7;
- вторичные обмотки n2 — 450 ПЭВ-0,35, nЗ— 490 ПЭВ-0,35, n4 и n6— 11 ПЭЛ-1,2, n5 — 18 ПЭЛ-0,5, n7 — 100 ПЭЛ-0,2.
Налаживание
Регулировка сводится к установке подстроечником Р4 блока питания (рис. 2) и резистором Р1 (рис. 1) такого напряжения смещения на сетках VЗ, V4, при котором анодные токи будут равны 15 мА. Измерять их надо по падению напряжения (оно должно быть равно 15 мВ) на катодных резисторах R19 и R20.
Затем резистором Р1 следует минимизировать коэффициент гармоник или просто на слух добиться наилучшего звучания, компенсируй возможные небольшие отличия характеристик VЗ и V4.
Сухов Н. Е. — Лучшие конструкции УНЧ и сабвуферов своими руками.
Ламповые усилители (УНЧ)
Используемые источники:
- https://radiohata.ru/audio/545-dva-lampovyh-usilitelya-umzch.html
- https://datagor.ru/amplifiers/tubes/1733-otchet-o-zimney-rabote-dvuhtaktnyy-usilitel-6n9sg807-s-ibp.html
- https://radiolamp.net/news/286-sxema-lampovogo-umzch-derya-plaxtovicha-na-pentodax-807-60-vt.html
Руководство к швейной машине Подольск 142: как настроить и ремонтировать







Схема защиты акустических систем


Усилитель Джона Линсли Худа - JLH - немного о сборке В 


Усилитель Дорофеева 2019 (120вт).
Ламповый УНЧ с параллельным включением ламп (6Н3П, 6П14П)
Ламповый усилитель для наушников своими руками. Часть 1