Привет всем любителям лампового звука, винтажа и просто листающим ленту пикабушникам!
Решил поделиться своим изобретением.
С детства увлекаюсь проводочками, приемничками и электроникой. Не по наслышке знаю,что такое ламповый звук, меломаны и аудиофилы поймут. Поэтому меня посетила идея осовременить старинную советскую ламповую радиолу «Беларусь Р-101Л», благо вход УНЧ позволяет подать на нее любой источник звука.
Сказано,сделано радиола приобретена довольно таки в хорошем косметическом состояние, однако внутри пришлось повозиться т.к. время не щадит никого даже радиодетали. Пришлось заменить все БМТ конденсаторы, поменять несколько ламп и пропаять в некоторых местах т.к. изначально радиола вообще молчала, затем появился ужасно искаженный звук,потом страшно стали греться лампы 6П14П. Необходимая профилактика проведена и радиола заиграла всем своим ламповым,мягким, басовитым звуком. А звучать есть чем ведь там аж 4 широкополосных динамика 2ГД-19 диаметром 152 мм.
Прошелся по радиодиапазонам, ловит. Отлично! Так как основная идея сохранить аутентичность данной радиолы — всю ламповую начинку. Ну и вечерком люблю покрутить ручку «Настройки»,побродить по волнам.
С пластинкой пришлось поступить иначе т.к. само ЭПУ не представляло интерес, было принято решение демонтировать проигрыватель и на его место поставить что-то современное, благо китайцы всегда придут на помощь.
В итоге была куплена плата с дисплеем несущая на своем борту практически всеядный мультимедиа плеер, с блютузом, FM-радио и пультом на борту.
Получилось совместить как говориться «стык двух веков».
В отступление скажу,что единственный минус это «моно», пришлось сводить оба канала через резисторы в один.
Однако если заморочится, то можно сделать и стерео, в простонародье двойное-моно, но это уже совсем другая история, которая может быть…
Сильно тапками не кидайтесь. Спасибо за внимание:)
4
Петербуржцу Игорю Ружанскому 29 лет, по образованию он инженер (окончил Лесотехнический университет), а по роду занятий — продакт-менеджер маркетплейса Beautify (мобильное приложение для бьюти-индустрии). Работая на фрилансе над мобильным приложением, Игорь решил, что в свободное время хочет заняться физическим трудом. Так в сентябре появился его проект по реставрации старых советских радиол «Ригонда» — похожих на винтажные тумбочки устройств с радиоприемником и проигрывателем пластинок. Игорь отреставрировал уже около 15 радиол — в большинство он вмонтировал Bluetooth-датчики, чтобы устройства с «теплым ламповым звуком» можно было использовать еще как колонки для прослушивания музыки, например, с айфона. Вероятно, в данном жанре петербуржец стал первопроходцем: ни мы, ни сам герой не нашли свидетельств того, что кто-либо занимался этим раньше.
Игорь работает в двухэтажном гараже в Приморском районе, там же находится музыкальная студия, в которой записывается его группа. О реставрации радиол герой рассказывает в инстаграме. Мы поговорили с Игорем о том, кто и почем покупает у него радиолы; почему на них хорошо слушать инди-рок, а современный рэпчик — нет; и каково это — когда в процессе реставрации тебя десятки раз било током.
Интервью
Юлия Галкина
Фотографии
Виктор Юльев
Первая радиола. Ткань. Склад
У нашей семьи есть дача в Ленобласти, на 60-м километре Мурманского шоссе. На втором этаже стояла радиола — наверное, первый аудиопроигрывающий прибор в моей жизни. Мне было пять или шесть лет, когда я начал слушать пластинки, которые покупал папа. В дождливые дни включал «Неизвестные песни» Виктора Цоя: не то чтобы это мой любимый альбом (хотя группу «Кино» я люблю) — просто пластинок было не очень много, и эту я слушал на репите. С радиолы началась моя любовь к музыке. С 18 лет я и сам на любительском уровне играю на разных инструментах. Радиола до сих пор стоит на даче, я планирую забрать ее домой.
За последние три года я пару раз видел выкинутые на помойку радиолы, и мне это казалось несправедливым. Когда я начал на фрилансе продюсировать мобильное приложение, у меня появилась навязчивая идея, что я должен чем-то занять руки — физически, а не только за компьютером. Я нашел на «Авито» старую радиолу, отреставрировал ее и выставил там же — ее почти сразу купили. Так все и началось.
Первую радиолу я отреставрировал в сентябре — с тех пор узнал много нового про старую технику. Технология внедрения Bluetooth в систему прошла 10 итераций: от самой неудобной, ручной, с лишними проводами — до полностью автоматической, невидимой и беспроводной. На восстановление одного аппарата в среднем уходит пять-семь дней — в зависимости от исходного состояния радиолы.
На мой взгляд, едва ли не самое ценное в радиоле — декоративная акустическая ткань. Если она испортилась, такую же найти невозможно. Именно поэтому я не подбирал радиолы, выброшенные на помойку: они стояли под дождем, в грязи — от ткани ничего не осталось.
Мне по-прежнему приходится брать радиолы на «Авито». Самый частый сюжет: люди купили или получили в наследство старую квартиру, в которой стоит ненужная им радиола. Они относятся к ней как к морально устаревшему деревянному ящику на ножках, который просто занимает место. Два продавца, впрочем, рассказали, что у них якобы есть доступ к складу радиол. Меня это заинтриговало. История пока не получила развития, но я очень надеюсь на этот канал. Я скупил почти все хорошие радиолы в Петербурге и сейчас вынужден переключиться на Ленобласть, но и там их не так много.
Рижский завод. Эстетика. Удары током
Я реставрирую только радиолы «Ригонда-101 Моно», которые собирали на заводе имени Попова в Риге (эту модификацию выпускали до 1972 года. — Прим. ред.) — именно такая стояла у меня на даче. У «Ригонды» было второе поколение („Ригонда-102“, которую выпускали в 1970-е. — Прим. ред.), но оно выглядело не так классно, им я не занимаюсь.
Чаще всего процесс реставрации выглядит так: я проверяю работоспособность всех узлов, меняю вышедшие из строя детали. Все смазываю, чищу и встраиваю Bluetooth датчик — так, чтобы он был незаметен. В том, как радиола выглядит изнутри, тоже есть своя эстетика: когда все эти радиолампы включены в сеть — они светятся, греют, жужжат, это кайфово. Я не хочу нарушать идиллию. Мой внутренний перфекционист говорит, что я должен оставить все максимально аутентичным.
Я постоянно мажу руки противовоспалительным кремом, потому что они в ожогах от паяльника. Меня десятки (если не сотни) раз било током. Когда это происходило первые несколько раз, я брал небольшую паузу, боясь подходить к радиоле. А потом при очередном ударе подумал: «О, нормально, как эспрессо выпил». К ударам тока привыкаешь и ничего страшного в этом не видишь.
Звук. Инди-рок. Канал про Иисуса Христа
У радиолы особенное звучание. Она, как машина времени, может перенести в 1960-е, потому что, во-первых, построена на ламповых усилителях, а во-вторых, в ней используются бумажные диффузоры. Современную музыку — например, модный рэпчик с перегруженными басами — на радиоле слушать не очень классно, потому что тембрально она не готова к такому. А вот старые песни, записанные до конца 1980-х, звучат просто шикарно: на мой взгляд, гораздо лучше, чем на любой современной колонке. Какой-нибудь инди-рок — например, Yo la tengo, Sonic youth, Radiohead — тоже неплохо звучит.
Помимо проигрывателя, в этой радиоле было шесть радиодиапазонов, из них остался только один рабочий — УКВ. Можно поймать классное радио «Орфей», а также оперу и канал про Иисуса Христа. Радио плохо ловит в домах в центре с толстыми стенами, а также в плохую погоду. Для стабильного приема на задней стенке есть специальное отверстие с надписью «Антенна»: в него можно вставить любой провод, а другой конец желательно расположить ближе к окну.
Покупатели. Врач. Цены
Когда я реставрировал самую первую радиолу, в голове держал интерьер небольшой современной кофейни — представлял, как хорошо она туда впишется. Я вообще очень люблю кофе, выпиваю по пять-шесть чашек в день, часто работаю в кофейнях. И вот недавно ко мне обратился хозяин одной новой кофейни на Васильевском острове, он захотел купить радиолу. Я пришел туда и открыл рот, потому что кофейня выглядела ровно так, как я изначально представлял себе идеальный интерьер для радиолы.
Радиол, которые находятся у меня в работе (сейчас их три), всегда на две-три меньше, чем потенциальных покупателей. Радиолы в основном покупают владельцы небольших заведений (например, магазина одежды) — они используют их как предмет интерьера, а также проигрывают музыку.
Некоторые покупают радиолы ради звука. Например, однажды ко мне обратился заведующий отделением кардиохирургии в больнице на юге Петербурга. Я ее привез, смотрю — а у него в кабинете еще штук пять разных радиол, в том числе немецкие и начала 1950-х. Он дико закотировал мою работу.
Цена каждой радиолы зависит от времени и усилий, потраченных на реставрацию. С каждой новой итерацией продукт становится более совершенным. Уместно провести параллель с работой над мобильным приложением: чтобы оно было максимально удобным, я постоянно должен что-то оптимизировать. Так и с радиолами: чувствую себя как инженер с рижского завода. Кстати, если у кого-то из тех, кто читает этот текст, есть родственники, которые работали на этом заводе, передайте им, пожалуйста, что я очень бы хотел поговорить с ними об их работе и процессе сборки (с Игорем можно связаться через инстаграм. — Прим. ред.). С каждым разом процесс реставрации усложняется, нужно покупать другие датчики, провода, тумблеры — соответственно, и цена растет. Первая радиола стоила около 9 тысяч рублей, сейчас — 16 тысяч.
Bluetooth. Конкуренты
Задумывая реставрацию самой первой радиолы, я стал гуглить, каким образом можно вмонтировать в нее Bluetooth-датчик. Облазил весь ютьюб и радиотехнические форумы, прочитал все обсуждения начиная с 2008 года, узнал много нового про радиолы — но именно вопрос о Bluetooth почему-то никто не поднимал. Я понял, что придется все делать самому.
Сейчас в Петербурге есть пара человек, которые, наверное, считают себя моими конкурентами: кажется, их вдохновил мой опыт. Один, например, просто вытащил электрическую плату, покрасил радиолу в черный цвет, написал в объявлении «Радиола в стиле лофт» и запросил за нее 15 тысяч рублей. Он даже писал мне с вопросами: «А как там Bluetooth вставляется? А можешь продать запчасти?» Я ответил, что Bluetooth-датчик просто впаивается в цепь с колонками, это очень просто.
Гараж. Выступление в «Севкабеле». Будущее
Мастерская находится в гараже, он принадлежит отцу моего друга. Вообще, тут уже лет 15 музыкальная студия и репетиционная точка. Начиналось все с группы Major Tom, она была довольно известна в начале 2010-х, но сейчас не существует — я играю в другой группе, она называется Gluubzhe.
Как-то раз мы репетировали с басистом и вдруг поймали на радиоле какую-то волну: шла историческая передача, и мы начали играть под этот разговор. Получилось интересно. Мы позвонили друзьям из бара Hotrodders, который работает в пространстве «Севкабель Порт», они сказали: «Классная идея, поиграйте у нас». Мы так и сделали, всем понравилось. Ставили на радиоле диалоги из фильма «Курьер» и «Крестный отец», подкасты про Булгакова и современное искусство, а сами обыгрывали их на инструментах. Такой экспериментальный формат.
Мобильное приложение, которое я продюсирую, сейчас на стадии бета-тестирования в web-store, так что работы вскоре прибавится, а на радиолы останется меньше времени. Впрочем, я занимаюсь реставрацией не из коммерческих соображений, а потому что получаю удовольствие от процесса. Все эти электрические схемы, лампы — огромный новый для меня мир.
Содержание
В Советском Союзе радиотрансляции осуществлялись с помощью популярных ламповых радиоприемников и радиол, чьи модификации постоянно совершенствовались. Сегодня модели тех лет считаются раритетом, но до сих пор вызывают интерес у радиолюбителей.
История
После Октябрьской революции появились первые радиотрансляторы, но встретить их можно было только в крупных городах. Старые советские трансляторы были похожи на черные квадратные коробки, и устанавливались они на центральных улицах. Чтобы узнать актуальные новости, горожанам приходилось собираться в определенное время на городских улицах и слушать сообщения диктора. Радиотрансляции в те времена были лимитированными и выходили в эфир только в установленные часы вещания, но газеты дублировали информацию, и ознакомиться с ней можно было в печатном виде. Позже, примерно через 25-30 лет, радиоприемники СССР изменили свой внешний вид и стали привычным атрибутом жизни для многих людей.
После Великой Отечественной войны в продаже стали появляться первые радиолы – приборы, с помощью которых можно было не только слушать радио, но и воспроизводить мелодии с грампластинок. Пионерами в этом направлении стали приемник «Искра» и его аналог – «Звезда». Радиолы были популярны у населения, а модельный ряд этих товаров стал быстро расширяться.
Схемы, которые были созданы радиоинженерами на предприятиях Советского Союза, существовали как базовые и использовались во всех моделях, вплоть до появления более современных микросхем.
Особенности
Чтобы обеспечить советских граждан в достаточном количестве качественной радиотехникой, в СССР начали перенимать опыт европейских стран. Такие компании, как Siemens или Philips выпускали еще в конце войны компактные ламповые радиоприемники, у которых не было трансформаторного питания, так как медь была большим дефицитом. В первых радиоприемниках было 3 лампы, и выпускались они на протяжении первых 5 лет послевоенного периода, причем в довольно больших количествах, часть их была завезена в СССР.
Именно в применении этих радиоламп и заключалась особенность технических данных у бестрансформаторных радиоприемников. Радиолампы были многофункциональны, их напряжение составляло до 30 Вт. Нити накаливания внутри радиолампы нагревались последовательно, благодаря чему их применяли в цепях питания сопротивлений. Использование радиоламп дало возможность обходиться в конструктиве приемника без применения меди, но его энергопотребление при этом значительно повышалось.
Пик выпуска ламповых радиоприемников в СССР пришелся на 50-е годы. Заводы-изготовители разрабатывали новые схемы сборки, качество аппаратов постепенно повышалось, и приобрести их становилось возможно по приемлемым ценам.
Популярные производители
Первая модель радиолы советских времен под названием «Рекорд», в схеме которой было встроено 5 ламп, вышла еще в 1944 г. на Александровском радиозаводе. Массовое производство этой модели продолжили до 1951 г., но параллельно с ней вышла и более модифицированная радиола «Рекорд-46».
Вспомним наиболее известные, а сегодня ценящиеся уже как редкие, модели 1960-х годов.
«Атмосфера»
Радиоприемник выпускался Ленинградским заводом точных электромеханических приборов, а также Грозненским и Воронежским радиозаводами. Период выпуска длился с 1959 по 1964 г. Схема содержала 1 диод и 7 германиевых транзисторов. Работал аппарат в частоте средних и длинных звуковых волн. В комплектации имелась магнитная антенна, а две батареи питания типа КБС могли обеспечить работу аппарата на 58-60 часов. Транзисторные портативные приемники подобного типа весом всего лишь 1,35 кг получили широкое распространение.
«Аусма»
Радиоприемник настольного типа вышел в свет в 1962 г. от Рижского радиозавода им. А. С. Попова. Их партия была опытной и позволяла принимать волны ультракороткой частоты. Схема содержала 5 диодов и 11 транзисторов. Приемник выглядит как небольшой аппарат в деревянном корпусе. Качество звука из-за его просторного объема было довольно хорошим. Питание осуществлялось от гальванической батареи или через трансформатор.
Прибор по неизвестным причинам был быстро снят с производства после выпуска всего лишь нескольких десятков экземпляров.
«Вихрь»
Этот радиоприемник относят к армейским военным приборам. Он был использован на флоте еще в 1940 г. Аппарат осуществлял работу не только с радиочастотами, но и функционировал в телефонном и даже телеграфном режимах. К нему можно было подключить телемеханическое оборудование и фототелеграф. Портативным этот радиоприемник не являлся, так как весил 90 кг. Диапазон частот составлял от 0,03 до 15 МГц.
Gauja
Выпускался на Рижском радиозаводе им. А. С. Попова с 1961 г., а закончилось производство этой модели к концу 1964 г. Схема включала в себя 1 диод и 6 транзисторов. В комплектации была магнитная антенна, она крепилась на стержне из феррита. Прибор работал от гальванической батареи и являлся переносным вариантом, вес его составлял около 600 граммов. Радиоприемник мог работать от электросети с напряжением 220 вольт. Выпускался аппарат двух видов – с зарядным устройством и без него.
«Комсомолец»
Детекторные аппараты, не имеющие в схеме усилителей и не нуждающиеся в источнике питания, выпускались с 1947 по 1957 г. Из-за простоты схемы модель была массовой и дешевой. Работала она в диапазоне средних и длинных волн. Корпус этого мини-радио делали из оргалита. Прибор был карманным – его габариты 4,2х9х18 см, вес 350 г. Радиоприемник оснащался пьезоэлектрическими наушниками – их к одному аппарату можно было подключать сразу 2 комплекта. Выпуск был налажен в Ленинграде и Москве, Свердловске, Перми и Калининграде.
«Крот»
Этот настольный аппарат применялся для осуществления радиоразведки и работал на коротких волнах. После 1960 года был списан со службы и поступил в руки радиолюбителей и членов клуба ДОСААФ. Разработка схемы выполнена на основе немецкого прототипа, попавшего в руки советских инженеров в 1947 г. Выпускался аппарат на Харьковском заводе №158 в период с 1948 по 1952 г. Он работал в телефонном и телеграфном режимах, обладал высокой чувствительностью к радиоволнам в диапазоне частот от 1,5 до 24 МГц. Вес прибора составлял 85 кг, плюс к нему прилагался блок питания весом 40 кг.
«КУБ-4»
Довоенный радиоприемник выпускался в 1930 г. на Ленинградском радиозаводе им. Козицкого. Его применяли для профессиональной и любительской радиосвязи. Прибор имел в своей схеме 5 радиоламп, хотя его называли четырехламповым. Вес приемника составлял 8 кг. Был он собран в металлическом корпусе-ящике, по форме напоминающем куб, на ножках круглой и плоской формы. Свое применение он нашел и на военной службе в войсках ВМФ. Конструкция имела элементы прямого усиления радиочастот с регенеративным детектором.
Прием информации с этого приемника осуществлялся на специальные наушники телефонного типа.
«Москвич»
Модель относится к ламповым радиоприемникам, выпускавшимся с 1946 г. как минимум 8-ю заводами по стране, одним из которых был Московский радиозавод. В схеме радиоприемника было 7 радиоламп, он принимал диапазон коротких, средних и длинных звуковых волн. Прибор был оборудован антенной и питался от сети, обходясь без трансформатора. В 1948 г. модель «Москвич» усовершенствовали, и появился его аналог – «Москвич-Б». В настоящее время обе модели являются раритетной редкостью.
Riga-T 689
Настольный радиоприемник выпускался на Рижском радиозаводе им. А. С. Попова, в его схеме было 9 радиоламп. Прибор принимал короткие, средние и длинные волны, а также два коротковолновых поддиапазона. У него имелась функции управления тембром, громкостью и усиления ВЧ-каскадов. В аппарат был встроен громкоговоритель с высокими акустическими показателями. Выпускался он с 1946 по 1952 год.
«СВД»
Эти модели были первыми радиоприемниками с преобразованием звуковой частоты и питанием от электросети. Их выпускали с 1936 по 1941 г. в Ленинграде на заводе им. Козицкого и в городе Александрове. Аппарат имел 5 диапазонов работы и автоматическую регулировку усиления радиочастот. Схема содержала 8 радиоламп. Питание осуществлялось от сети электротока. Модель была настольной, к ней подключалось устройство для прослушивания грампластинок.
Selga
Портативный вариант радиоприемника, выполненного на транзисторах. Выпускали его в Риге на заводе им. А. С. Попова и на Кандавском предприятии. Производство марки началось в 1936 г. и продлилось до середины 80-х с различными модификациями моделей. Аппараты этой марки принимают звуковые сигналы в диапазоне длинных и средних волн. Прибор снабжен магнитной антенной, закрепленной на стержне из феррита.
Spidola
Радиоприемник появился в начале 1960-х, когда спрос на ламповые модели снизился, и люди искали компактные устройства. Выпуск этой транзисторной марки был осуществлен в Риге на предприятии ВЭФ. Аппарат принимал волны в коротких, средних и длинных диапазонах. Переносной радиоприемник быстро стал популярен, его конструкцию стали модифицировать и создавать аналоги. Серийный выпуск «Спидолы» продолжался до 1965 года.
«Спорт»
Выпускался в Днепропетровске с 1965 г., работал на транзисторах. Питание выполняли батарейки типа АА, в диапазоне средних и длинных волн имелся пьезокерамический фильтр, облегчающий настройку. Вес его 800 г, выпускался в различных модификациях корпуса.
«Турист»
Ламповый компактный приемник, работающий в диапазоне длинных и средних волн. Питание было от батарей или электросети, внутри корпуса имелась магнитная антенна. Выпускался в г. Риге на заводе ВЭФ с 1959 г. Это была переходная модель между ламповым и транзисторным приемником того времени. Вес модели 2,5 кг. За все время их было изготовлено не менее 300 000 единиц.
«УС»
Это несколько моделей приемников, выпускавшихся в довоенное время. Они применялись для нужд авиации, использовались радиолюбителями. Все модели типа «УС» имели ламповый конструктив и преобразователь частоты, дающий возможность приема радиотелефонных сигналов. Выпуск был налажен с 1937 по 1959 г., первые экземпляры были сделаны в г. Москве, а затем производились в г. Горьком. Аппараты марки «УС» работали со всеми диапазонами волн и мели высокую чувствительность.
«Фестиваль»
Один из первых советских приемников лампового типа, имеющих дистанционное управление в виде привода. Был разработан в 1956 г. в Ленинграде и назван в честь Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. Первая партия называлась «Ленинград», а после 1957 г. он стал выпускаться в г. Риге с названием «Фестиваль» вплоть до 1963 года.
«Юность»
Представлял собой конструктор деталей для сборки приемника. Выпускался в г. Москве на Приборостроительном заводе. Схема состояла из 4-х транзисторов, ее разработал Центральный радиоклуб с участием конструкторского бюро завода. В состав конструктора транзисторы не входили – комплект состоял из корпуса, набора радиоэлементов, печатной платы и инструкции. Выпускали его с середины 60-х до конца 90-х годов.
Министерство промышленности инициировало массовое изготовление радиоприемников для населения.
Базовые схемы моделей постоянно совершенствовались, что давало возможность создавать новые модификации.
Лучшие модели
Одним из радиоприемников высшего класса в СССР был настольный ламповый «Октябрь». Выпускали его с 1954 г. на Ленинградском заводе металлоизделий, а в 1957 г. за выпуск взялся завод «Радист». Прибор работал с любым диапазоном волн, и чувствительность его была 50 мкВ. На режимах ДВ и СВ включался фильтр, кроме того, прибор оснащался контурными фильтрами еще и в усилителях, что при воспроизведении грамзаписей давало чистоту звучания.
Еще одной высококлассной моделью 60-х годов была ламповая радиола «Дружба», которая с 1956 г. выпускалась на Минском заводе им. Молотова. На международной Брюссельской выставке этот радиоприемник был признан лучшей моделью того времени.
Прибор имел 11 радиоламп и работал с любой длиной волн, а также оснащался проигрывателем грампластинок с 3-мя скоростями.
Период 50-60-х годов прошлого столетия стал эрой ламповых радиоприемников. Они были желанным атрибутом успешной и счастливой жизни советского человека, а также символом развития отечественной радиопромышленности.
О том, какие были радиоприемники СССР, смотрите в следующем видео.
Используемые источники:
- https://pikabu.ru/story/novaya_zhizn_staroy_radiolyi_6797297
- https://www.the-village.ru/village/service-shopping/style-experience/370131-radioly-s-bluetooth
- https://stroy-podskazka.ru/radiopriemniki/vremen-sssr/