Андрей Смирнов
Время чтения: ~31 мин.
Просмотров: 3

Боевые самолёты: палубный истребитель F4U «Корсар»

Главная » Альтернативная История » Альтернативы Второй Мировой » Советские «корсары». Истребители-бомбардировщики Chance Vought F4U-1A Corsair авиации Тихоокеанского флотаВыбор редакцииАльтернативы Второй Мировойв Избранноев Избранномиз Избранного7

Данный материал из серии моделей нашего немецкого коллеги dizzyfugu был мной переведен и значительно переработан. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редак­тировании данной статьи.Данный материал представляет собой фанфик к миру коллегиAley-я.

Истребитель Chance Vought F4U Corsair принадлежит к числу самолётов, оставивших заметный след в истории мировой авиации. Он принимал активное участие во Второй Мировой и Корейской войнах. Первый прототип «Корсара» поднялся в воздух 29 мая 1940 года, первый серийный – 25 июня 1942-го, а последняя машина модификации F4U-7 (специальный вариант для ВМС Франции) была передана заказчику 24 декабря 1952 года. Ни один другой американский истребитель с поршневым двигателем не находился в производстве так долго. За эти годы суммарный выпуск «Корсаров» достиг 12 571 машины в шестнадцати модификациях. 7788 из них были выпущены фирмой Vought, ещё 4050 под обозначением FG построила компания Goodyear, и 733 самолёта – Brewster (её «Корсары» имели обозначение F3A).

F4U Corsair был разработан в качестве палубного истребителя, однако из-за специфического поведения при посадке (самолёт часто «козлил», проскакивая тросы аэрофинишёра) и плохого обзора вперёд-вниз американский флот поначалу признал его непригодным для применения на авианосцах. Зато «Корсар» нашёл применение в авиации Корпуса морской пехоты США (US Marine Corps – USMC), где эти самолёты обычно действовали с береговых баз. Они также поставлялись ВВС Королевского флота Великобритании (Royal Navy Fleet Air Arm). Именно английским лётчикам удалось разработать новую методику посадки «Корсара» на авианосец – с заходом почти перпендикулярно курсу корабля и последующим поворотом на 90°. Такой необычный способ компенсировал отсутствие обзора и позволял быстро погасить скорость, уменьшая «прыгучесть» машины на палубе. Впоследствии эта методика была принята всеми лётчиками «Корсаров».

Решение проблемы посадки позволило оснащать истребителями F4U Corsair и палубные авиагруппы ВМС США. Однако «корсары» здесь не были на первых ролях – основным американским палубным истребителем до конца войны остался Grumman F6F Hellcat. Помимо британцев и американцев в годы Второй Мировой войны на истребителях F4U Corsair воевали многочисленные союзники США из стран Британского содружества: австралийцы, новозеландцы, южноафриканцы. Однако мало кому известно, что со странами оси также сражались и краснозвездные «корсары».

Как многим хорошо известно, принятый в марте 1941 года и действовавший до 21 августа 1945 года «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (Lend-Lease act; ленд-лиз) предусматривал поставку боеприпасов, техники, продовольствия, медицинского оборудования, лекарств и стратегического сырья любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для Соединенных Штатов. Первоначально в программу ленд-лиза вовлекались страны Британской Империи и Китай. С ноября 1941 года действие программы распространили на СССР, а к концу войны практически все союзники США стали её участниками. Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд. долларов США (612,88 млрд. долларов в ценах 2008 года), из которых 31,4 млрд. долларов пришлось на долю Великобритании, 11,3 млрд. – СССР (138,31 млрд. долларов в ценах 2008 года), 3,2 млрд. составили поставки во Францию и 1,6 млрд. – в Китайскую Республику.

В соответствии с законом о ленд-лизе в 1942 году начались поставки палубных самолетов для советской морской авиации. Сначала речь шла о перевооружении в Сан-Диего авианосца «Красный авиатор» на пикирующие бомбардировщики Douglas SBD Dauntless, торпедоносцы Douglas TBD Devastator и истребители Grumman F4F-3 Wildcat. Затем летом 1942 года американской матчастью был оснащен авианосец «Громов». В 1943 году советские авианосцы получили торпедоносцы Grumman TBF/TBM Avenger и истребители Grumman F6F Hellcat.

В 1944 году вступивший в строй авианосец «Чкалов» помимо ставших уже штатными торпедоносцев Avenger начал оснащаться более современными палубными самолетами: пикирующими бомбардировщиками Curtiss SB2C Helldiver и истребителями F4U Corsair. Помимо палубных «корсаров» Соединенными Штатами поставлялись и F4U наземного базирования в варианте истребителя-бомбардировщика. Сначала это были машины из подразделений Корпуса морской пехоты (КМП) США, действовавших на Тихоокеанском ТВД, но затем со второй половины 1944 года стали поступать и новые самолеты непосредственно с завода в Стратфорде, штат Коннектикут.

Поставка Соединенными Штатами палубных самолетов осуществлялась на кораблях через Тихий океан в Советскую Гавань, откуда ящики с самолетами доставлялись на авиационный завод №126. В Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе с помощью американских специалистов были развернуты дополнительные производственные мощности, где производилась сборка и наладка ленд-лизовской техники. После сборки и облета наземные «корсары» передавались расквартированным на Дальнем Востоке истребительным и истребительно-бомбардировочным авиаполкам ВВС Тихоокеанского флота.

Как и остальные переданные по ленд-лизу американские палубные самолеты, советские «корсары» несли американский темно-синий «морской» камуфляж. Опознавательные знаки КМП США закрашивались и поверх них наносились красные звезды. Затем с завода в Стратфорде стали поступать новые самолеты с уже нанесенными советскими опознавательными знаками. Также в истребительных и истребительно-бомбардировочных полках «корсары» дорабатывали под установку советских бомб и реактивных снарядов РС-82 и РС-132.

В мае 1945 года Советский Союз, верный союзническим обязательствам о начале войны с Японией через три месяца после разгрома нацистской Германии, начал боевые действия против японских сил в Манчжурии, Корее, на Курильских островах, Сахалине и Хоккайдо. Авианосец «Чкалов» в составе эскадры, включавшей тяжелый крейсер «Фрунзе» и шесть лидеров, совершил переход через Панамский канал на Тихоокеанский флот, где принял участие в войне против милитаристской Японии. «Корсары» из авиагруппы «Чкалова» выполняли задачи по изоляции Хоккайдо и поддерживали высадку советских десантов на этот остров.

Однако фактически советские «корсары» из числа самолетов наземного базирования вступили в бой с японцами значительно раньше. Одинаковый с американцами камуфляж приводил к ошибкам молодых японских пилотов, летавших с баз на Курильских островах и на Южном Сахалине. К счастью, подготовка японских пилотов была неважной, и в боях с ними давали себя знать превосходство советских пилотов довоенной подготовки и значительно более современная матчасть. Как следствие, советские пилоты на «корсарах» одержали немало побед над японскими Ki-27, Ki-43 и A5M4, A6M2.

Кроме того, на дворе стоял не 1941, а 1944 год. Поражение нацистской Германии было очевидным, и Япония, пытавшаяся заручиться помощью СССР в качестве посредника на переговорах с США и Великобританией, закрывала глаза на «излишне агрессивное» поведение советских пилотов. В свою очередь командование авиации Тихоокеанского флота «с пониманием» относилось к нарушению летчиками приказа «Огня не открывать!».

Первыми в войну с милитаристской Японией вступили советские «корсары» с баз на Камчатке и на Северном Сахалине. Ранним утром 8 мая 1945 года истребители-бомбардировщики F4U-1A в сопровождении «корсаров»-истребителей нанесли удары по японским аэродромам на Курильских островах и на Южном Сахалине. Однако удар пришелся фактически по пустому месту: хотя японские аэродромы в этом районе были рассчитаны на размещение не менее 800 самолетов, в марте 1945 года поредевшие авиачасти были отозваны на Японские острова для борьбы с американскими войсками.

С 11 мая «корсары» приняли участие в освобождении Сахалина, выполняя задачи по непосредственной авиационной поддержке частей 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта. Самолеты наносили удары по расположенному на советско-японской границе Котонскому укрепрайону и по японским резервам в тылу. К 13 мая советские войска вышли к Котону. Бои за город и станцию продолжились двое суток, и «корсары» приняли в них самое активное участие, выполняя удары по заявкам наземных войск.

На рассвете 16 мая после часовой артиллерийской и авиационной подготовки, в которой самое активное участие приняли и «корсары», советские войска начали штурм главной полосы японской обороны одновременно с фронта и тыла. К исходу 17 августа они расчленили войска противника на отдельные группы. К вечеру следующего дня, после овладения основным перевалом Харами-Тогэ, с укрепленным районом было покончено. Остатки японского гарнизона капитулировали.

Помимо поддержки сухопутного наступления «корсары» поддерживали высадку десантов на Сахалин. Утром 16 мая «корсары» нанесли серию ударов по порту и городу Торо (Шахтерск), после чего на деморализованного противника в атаку пошли десантники 365-го отдельного батальона морской пехоты и 2-го батальона 113-й стрелковой бригады. 20 мая «корсары» повторили свой успех, нанеся удары по порту Маока (Холмск), а 25 мая состоялся последний сахалинский десант. Советская авиация нанесла удар по японским кораблям в порту Отомари (Корсаков), и затем в порту высадились морские пехотинцы. К вечеру советские войска, помощь которым оказывали «корсары», сломили сопротивление японцев и освободили последний занимаемый ими на острове город.

Перелом в боях за остров Сахалин позволил приступить к освобождению Курильских остовов. 18 мая одновременно с обстрелом острова Шумшу по японским укреплениям нанесла удар советская авиация. Во время высадки «корсары» штурмовали японские позиции. Нанесенные ими точные удары резко снизили огонь японцев и тем самым способствовали снижению потерь советских десантников. К 9 часам утра десантники при поддержке авиации захватили две господствующие высоты.

Во второй половине дня японцы предприняли решающую атаку, бросив в бой все свои танки. Ценой больших потерь они продвинулись вперёд, но благодаря авиационной поддержке сбросить десант с высот не смогли. Хотя основная часть танков была уничтожена гранатами, противотанковыми ружьями и гранатометами (также по ним вела огонь корабельная артиллерия), пилоты претендовали на уничтожение сорока танков из шестидесяти (японцы признают потерю от советской авиации пяти танков).

19 мая советские войска на Шумшу перешли к тактике последовательного подавления огневых точек противника массированным артиллерийским огнём и ударами авиации. Потери войск резко снизились, но и темпы наступления – тоже. Около 18 часов командующий японскими войсками на Курильских островах прислал к командиру советского десанта П.И. Дьякову парламентёра с предложением начать переговоры о капитуляции. 20 мая боевые действия на северных Курильских островах были завершены, и японцы начали сдаваться в плен.

21-24 мая «корсары» принимали участие в освобождении островов южной Курильской гряды. С 1 июля советская авиация с баз на Сахалине и Кунашире приступили к изоляции Хоккайдо. «Корсары» истребительных полков сопровождали ударные машины в налетах на Вакканаи и Отару и уничтожении прибрежных японских конвоев. В этих боях противодействие японской авиации было минимальным, но, тем не менее, советские пилоты записали на свой счет несколько побед. 5 июля советские войска высадились на Хоккайдо, и на следующий день император согласился на капитуляцию Японии. 7 июля боевые действия прекратились.

На вооружении авиации Тихоокеанского флота «корсары» находились до 1949 года, после чего были списаны и отправлены на слом. На смену американским машинам пришли реактивные истребители МиГ-15.

Истребитель-бомбардировщик Chance Vought F4U-1A Corsair (бортовой номер 51) из состава авиации Тихоокеанского флота, Петропавловск-Камчатский, июнь 1945 года

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Chance Vought F4U-1A Corsair

Назначение: истребитель-бомбардировщик

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 18-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-2800-8, развивавший мощность 2000 л.с.

Размеры:

Вес:

Летные характеристики:

Вооружение:

  • стрелковое – шесть 12,7-мм пулеметов M2 Browning с боезапасом по 400 патронов на ствол
  • бомбово-ракетное – до 2000 фунтов (900 кг) на внешних подвесках, включая баки с напалмом, НУРС и 1000-фунтовые (454 кг) бомбы

источники:

  • https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/32724488295/ 
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленд-лиз
  • http://alternathistory.com/chaiki-nad-morem-alternativnye-palubnye-samolety-shavrova-bartini-iz-mira-kollegi-aley-ya-chast-3
  • http://alternathistory.com/sovetskie-avianostsy-velikoi-otechestvennoi-voiny-chast-1
  • http://alternathistory.com/sovetskie-avianostsy-velikoi-otechestvennoi-voiny-chast-2
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Курильская_десантная_операция
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Южно-Сахалинская_операция_(1945)

Авиация

1434193728_3125361.jpgИстория создания палубного истребителя «Корсар» относится еще к 1938 году. Тогда ВМС США решили заменить свои устаревшие истребители машинами нового поколения. С проектами своих самолетов тогда выступили несколько авиационных фирм. Среди них была и «Чанс Воут». Главный конструктор фирмы инженер Рэкс Бэйсел, в отличие от своих конкурентов, сделал ставку на мощнейший для того времени двигатель ХR-2800. И хотя этот перспективный двигатель был еще «сырым» и требовал доводки, проект Бэйсела (V-166В) произвел хорошее впечатление на заказчиков, и в июле 1938 года с фирмой «Чанс Воут» был подписан контракт на постройку опытного самолета, получившего обозначение ХF4U-1.1434193853_imagecache.jpgЧерез полтора года проект нового истребителя был воплощен в металле. Это был цельнометаллический моноплан с консолями, частично обтянутыми полотном. Характерные очертания придавало крыло, выполненное по типу «обратная чайка». Оно под прямым углом сочленялось с фюзеляжем круглого сечения. Это уменьшало аэродинамическую интерференцию между ним и фюзеляжем, не требовало установки зализов сложной формы, что было свойственно для других машин. Благодаря W-образности крыла стойки шасси получились относительно небольшими и компактно убирались в него.На самолете сразу же был установлен двигатель ХR-2800-4, мощность которого на взлете составляла 1800 л.с., на боевой высоте 7 км — 1460 л.с. Вооружение ХF4U-1 — два фюзеляжных синхронизированных пулемета калибра 7,62 мм и два крыльевых калибра 12,7 мм. Предполагалось, что самолет должен брать на борт и 20 специальных 2,35-килограммовых бомб для поражения бомбардировщиков противника в воздухе.29 мая 1940 г. летчик-испытатель Лиман Буллард впервые поднял самолет в воздух. Летные испытания новой машины превзошли все ожидания. Уже через несколько дней ХF4U-1 достиг скорости полета 651,7 км/ч и стал самым скоростным американским военным самолетом того периода.В октябре 1940 г. самолет передали на испытания в ВМС. 3 марта 1941 г. был подписан контракт на его серийное производство. Правда, военные потребовали усилить вооружение до шести крыльевых крупнокалиберных пулеметов с общим боеприпасом 2350 патронов. Это выполнили. Несколько изменили место расположения пилотской кабины. Самолет получил усовершенствованный двигатель R-2800-8, мощность которого была доведена до 2000 л.с. В таком виде машина, получившая обозначение F4U-1, пошла в серию. 25 июня 1942 года первая (заводской номер 02153) поднялась в воздух, а через неделю новыми самолетами начали оснащать авианосец «Сангамон».1434193808_fg-1d_nan3-53.jpgНо американцы все же упустили время. 7 декабря 1941 г. японцы, разгромив военно-морскую базу США в Перл-Харборе, начали активные боевые действия в Тихом океане. Истребителям США «Уайлдкэт» пришлось довольно трудно в боях с новыми японскими «Зеро». Задержка с поставками «Корсаров», которых так долго ждал флот, позволила фирме «Грумман» запустить в производство F6F «Хэллкэт», который и стал основным палубным истребителем американского флота. «Хэллкэты» сбили более пяти тысяч японских самолетов (75% всех воздушных побед авиации флота), но это не изменило отношения военных к «Корсару». И хотя «Корсары» были нужны на театре военных действий как воздух, командование американских ВМС все же не рискнуло бросить в бой пилотов, еще не освоивших как следует новую машину. Только в начале 1943 г. первая эскадрилья F4U-1 прибыла в район о. Гуадалканал. Командование ВМФ рассчитывало использовать новые «Корсары» в первую очередь в качестве палубных истребителей-перехватчиков. Но неудачные попытки применения F4U-1 с авианосцев вынудили американских военных впервые применять истребители в сухопутных подразделениях морской пехоты. Первой частью получившей «Корсары» стала эскадрилья VMF-124, организованная 7 сентября 1942 года на базе Камп-Керне в штате Калифорния. Подразделение прошло обучение на новой для себя машине и 28 декабря 1942 года ее признали боеготовой. На вооружении эскадрильи состояло 22 истребителя F4U-1.12 февраля 1943 года VMF-124 перебросили на остров Гуадалканал архипелага Соломоновых островов. В тот же день новые истребители выполнили первый боевой вылет на сопровождение бомбардировщиков PB4Y, совершавших налет на корабли японского флота в Буангвилле. Но в этот день им не довелось вступить в боевое соприкосновение с японскими самолетами. При выполнении аналогичного задания 14 февраля самолеты из VMF-124 вместе с Р-40 и Р-38 были перехвачены полусотней японских истребителей А6М «Зеро». Дебют для F4U-1 «Корсаров» был неудачным, эскадрилья потеряла в этом бою два самолета. Общие американские потери составили: четыре Р-38, по два F-4U, Р-40 и PB4Y «Либерейтор» при трех сбитых японских истребителях. В ходе последующих двух месяцев пилоты F4U-1 выработали особую тактику, ставшую стандартной в боях с японцами. Используя имеющиеся преимущество «Корсаров» в скоростных характеристиках, американские летчики производили атаку японцев первыми. Заметив вражеские самолеты, американские летчики быстро набирали высоту, и пикировали на противника, уничтожая японские машины пулеметным огнем. После атаки они осуществляли выход из боя с набором высоты, занимая новый рубеж для очередного нападения. Заметно уступая японским «Зеро» в маневренности, F4U старались не втягиваться ближний маневренный бой. В критических ситуациях «Корсар» старался оторваться от преследующего противника быстрым набором высоты или пикирования. Информация о больших возможностях новых F4U-1 распространялась по мере того, как эскадрилья VMF-124 увеличивала счет своих побед, и все больше авиационных подразделений морской пехоты стали переходить на «Корсары».Многие летчики становились асами, сражаясь на F4U. Значительно сложнее шла подготовка к использованию истребителя на авианосцах. Первые пробные взлеты и посадки, прошедшие на авианосце «Сангамон» в сентябре-октябре 1942 года, выявили множество недостатков конструкции «Корсара». Так, порой истребитель внезапно, без всяких видимых причин, терял скорость, сваливался на правое крыло и входил в штопор. Сильный крутящий момент винта при старте и посадке вызывал нестабильность самолета. Машину буквально болтало вправо и влево. Привычная техника приземления на палубу авианосца была фактически невозможна. Мотор ограничивал летчику обзор, а капли масла, брызгающие из двигателя, на лобовое остекление фонаря еще больше ухудшали видимость. При посадке летчик был вынужден сближаться с авианосцем не по прямой, а на вираже, чтобы иметь возможность видеть палубу. Непосредственно в момент приземления самолет опускал нос и крайне сильно ударялся об палубу основными колесами. Истребитель зачастую подскакивал на жестких амортизаторах стоек шасси, «козлил», что зачастую вело к повреждениям самолета. В этой ситуации руководство ВМФ не могло использовать «Корсары» в качестве палубных истребителей. Вплоть до появления модификации F4U-1D каждый взлет и приземление на авианосец были связано с большим риском. Для уверенного пилотирования «Корсара», пилоту требовалось пройти серьезную многочасовую летную подготовку. Число потерянных по не боевым причинам истребителей F4U намного превысило боевые потери (349 машин были сбиты зенитной артиллерией, 232 по иным боевым причинам, 690 при выполнении не боевых вылетов и 164 были разбиты при взлетах и посадках на авианосцы).С января 1943 г. к работам по усовершенствованию самолета подключилась фирма Сикорского, объединившаяся на время с Чанс Воут. С февраля производство F4U-1 начала фирма Гудьир, с апреля — фирма Брюстер. Самолеты этих фирм получили обозначение FG-1 и F3А-1 соответственно. В это же время Чанс Воут начала большую программу, по созданию ночного палубного перехватчика F4U-2, оснащенного радиолокатором, и высотного истребителя F4U-3 с двигателем R-2800-16С и турбокомпрессором, который поддерживал мощность 2000 л. с. до высоты 12 км.С учетом опыта эксплуатации «Корсаров» разработали вариант F4U-1А с новым фонарем пилотской кабины, который сменил на конвейерах фирм Воут, Брюстер и Гудьир машины модификации U-1. Постепенно «Корсары» все шире и шире стали использоваться в боевых действиях. Их хорошие летно-технические характеристики давали им превосходство над истребителями противника. И даже знаменитые «Хэллкэты», обладающие лучшей маневренностью, уступали им в скорости. Действительно, на уровне моря скорость F4U-1А составляла 548 км/ч, а на высоте 7 км — 636 км/ч. У F4U-3 (тоже 1943 года выпуска) эти показатели были равны 521 и 605 км/ч соответственно.Соотношение побед в воздушных боях с японцами было явно на стороне «Корсаров». По статистике, через каждые 30 вылетов пилоты «Корсаров» сбивали самолет против-ника. Среди летчиков, воевавших на «Корсарах», были и свои асы. Например, майор Бойнгтон одержал 28 воздушных побед. 26 сбитых самолетов было на счету капитана Фосса.Воевали на «Корсарах» и союзники. Более двух тысяч машин по ленд-лизу передали Великобритании (95 — F4U-1, 510 — F4U-1А, 430 — FЗ-А и 977 FG-1). Там они получили обозначение «Корсар» I, II, III и IV соответственно. 424 самолета состояло на вооружении Новозеландских ВВС.В ходе серийного производства «Корсар» продолжал совершенствоваться. В конце августа 1943 г. с конвейеров сошел истребитель F4U-1С, вооружение которого состояло из четырех 20-мм пушек с боезапасом по 120 снарядов. В ноябре на флот США начал поступать истребитель-бомбардировщик F4U-1D, способный нести бомбы массой до 908 кг или ракеты калибром до 127 мм (8 шт.). На этих самолетах устанавливались и новые двигатели R-2800-8W с водометаноловым форсированием. Это позволяло кратковременно увеличивать мощность двигателя до 2250 л.с. Скороподъемность увеличилась с 14,5 м/с до 15,8 м/с (почти как у F6F-3). Максимальная скорость на высоте 6500 м — до 670-680 км/ч.С апреля 1944 г. на выпуск этих машин переключились также фирмы Брюстер и Гудьир (самолеты А3А-1D и FG1-D).В общей сложности американские заводы выпустили 8,5 тысяч F4U-1 всех типов, из них на долю Чанс Воут пришлось 4102 самолета. 3808 машин выпустила фирма Гудьир и 735 — Бревстер. В 1944 г. вместо F4U-1 из заводских цехов начали выходить истребители модификации U-4. Фактически это был все тот же «Корсар», но оснащенный более мощным 2450-сильным двигателем R-2800-18W и новым четырехлопастным воздушным винтом.Благодаря усовершенствованной силовой установке боевые возможности машины резко возросли. Максимальная скорость увеличилась до 683,км/ч. Скороподъемность достигла 19,6 м/с и стала даже больше, чем у последнего варианта «Хэллкэта» Р6Р-5, также выпущенного в 1944 г. Например, если «Хэллкэт» за одну минуту набирал высоту 954 м, то «Корсар» — 1190 м. При этом F4U-4 летал на 50-60 км/ч быстрее. Теперь, над морем «Корсару» не было равных. Флот США заказал сразу шесть тысяч самолетов. Правда, до конца войны успели построить лишь около двух тысяч. Тем не менее, F4U-4 успели повоевать. Особую роль эти скоростные истребители, обладающие большой дальностью полета (чему в немалой степени способствовало наличие двух дополнительных подвесных топливных баков), сыграли в боях с японскими камикадзе, уничтожая их на дальних подступах к своим кораблям. С успехом действовали «Корсары» и по наземным целям — особенно F4U-4В, вооруженные 20-мм пушками, бомбами и ракетами.Во время боев за японские острова «Корсары» получили у американских морских пехотинцев прозвище «Ангелы Окинавы».После окончания войны серийное производство F4U-4 постепенно стало сворачиваться и в 1947 г. полностью прекратилось (построено 2356 машин). При этом, часть самолетов была выпущена в варианте ночных перехватчиков, оснащенных бортовыми РЛС, установленными в обтекателях на правом крыле. Они имели обозначение F4U-4Е и F4U-4М.Но на этом история «Корсаров» не завершилась. Фирма Гудьир самостоятельно продолжила работы по созданию «Супер Корсара». Появились самолеты F2G-1 и F2G-2 с двигателями R-4360 «Уосп Мэйджер» мощностью 3650 л. с. На боевом режиме они имели скорость 724 км/ч, скороподъемность — 22,35 м/с (построено 418 F2G-1 и 10 F2G-2).Чанс Воут с 1946 по 1951 гг. выпустила еще 568 машин модификации F4U-5, из которых 315 — серии 5N и 5NL с бортовым радиолокатором. Максимальная скорость полета F4U-5 достигала 724 км/ч, хотя некоторые пилоты и заявляли, что летали на гораздо больших.В 1950 г. истребители F4U-4 и U-5 направили в Корею. Там 82% всех ударов, нанесенных палубными самолетами по противнику, пришлось на их долю. Правда, в Корее им, как правило, приходилось действовать по наземным целям, так как сражаться с реактивными МиГ-15 они уже не могли.С учетом боевых действий в Корее, в 1952 г. был налажен выпуск усовершенствованного штурмовика, получившего в авиации флота новое обозначение АU-1 (F4U-6). Самолет вооружили четырьмя 20-мм пушками, он мог нести 10 ракет или шесть 227-кг бомб (построено 110 самолетов).В том же 1952 г. выпускался и самолет модификации F4U-7, вобравший в себя все самые лучшие достижения поршневой авиации. Эти самолеты служили у американцев вплоть до 1957 года, а у французов находились на вооружении до 1964-го. В некоторых странах «третьего» мира (Аргентина, Сальвадор и др.) «Корсары» продержались еще дольше. Так, сальвадорцы использовали их в ходе скоротечной «футбольной» войны 1971 года.В целом «Корсар» занял среди палубных истребителей второй мировой войны такое же место, как истребитель «Мустанг» среди истребителей сухопутной авиации.
Автор:

CtrlEnter

Заметили ошЫбкуВыделите текст и нажмитеCtrl+Enter

ГлавнаяНемного из историиpalubnyj_istrebitel_f4u_korsar_1-696x464.jpg

Ну кто не знает этот самолет? Летающее бревно с приделанным фонарем? Прекрасно идентифицируемый даже не специалистами F4U «Корсар» от фирмы «Чанс-Воут».

Лучший (по мнению японцев) и почти лучший (по мнению всех остальных) палубный истребитель Второй мировой войны.

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_2-640x427.jpg

Но начать наш разговор сегодня хотелось… нет, не с исторического экскурса, хотя куда без него? Начать хотелось с такого понятия, как консерватизм. Вообще, когда мы говорим это слово, то обычно в голове всплывает образ этакого британского джентльмена, сэра, постоянного, как… как любая константа.

А вот и неправильно!

Как показала практика, истинные консерваторы сидели в американском ведомстве морской авиации. Причем консервативность граничила с упоротостью. Ну а как еще можно назвать то, что самолет морской авиации в США мог быть только бипланом?

На дворе 1937 год, а в головах бипланы. Это, простите, сложно понять и принять.

«Кертисс» XF-13C, который совершил свой первый полёт как моноплан XF-13C-1, по настоянию флота мутировал в полутораплан XF-13C-2. Просто биплан из него сделать технически было дороговато, только это и спасло. Но летал этот мутант так печально, что пришлось все вернуть обратно.

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_3-640x369.jpg

Да что там говорить, XF4F-1, будущую «Дикую кошку», тоже заказывали как биплан!

В общем, имела место проблема: одна извилина вдоль двух крыльев биплана. Не знаю, если честно, что спасло американскую морскую авиацию, то ли отстрелы, то ли автокатастрофы, но факт: к 1940 году любители бипланов угомонились (или были угомонены). И началась работа над нормальными самолетами.

Но к тому времени все было настолько грустно, что сухопутный «Буффало» F2A-2, про который я вряд ли даже возьмусь что-то написать, поскольку это был один из унылейших самолетов в истории, выдавал 542 км/ч в серийном варианте. В то время как экспериментальный морской истребитель ХF4F-3 с так ожидаемым мотором Pratt & Whitney XR-1830-76 Twin Wasp показал на испытаниях всего 536 км/ч.

Была еще сногсшибательная идея строить палубные двухмоторные истребители, но, слава богу, до этого не дошло. Хотя «Грумман» предлагал проект двухмоторного самолета…

Но, вообще-то, и «Воуты» блистали выдумками. На всех самолетах того времени устанавливали винты диаметром 3—3,5 метра, а разработчики «Корсара», чтобы заставить «пахать» все 1850 «лошадей» двигателя, поставили винт диаметром 4 метра!

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_4.jpg

Понятно, что пришлось задрать нос самолета, и вот вам и крыло формой «обратная чайка». Иначе пришлось бы делать очень высокие стойки шасси, которые и стали бы слабым местом самолета. Плюс бонусом проблемы с уборкой стоек в крыло.

Вооружение составили четыре пулемёта: два синхронных М1 калибра 7,62 мм и два крыльевых М2 калибра 12,7 мм.

На испытаниях самолёт показал максимальную скорость в 608 км/ч на высоте 7000 м. Его признали победителем в конкурсе и 30 июня 1941 года флот разместил заказ на 584 самолёта для авиации флота и Корпуса морской пехоты. Самолёт на фирме нарекли «Корсар», а так как судьба у самолета вышла дай бог каждому, то пиратские имена стали традиционными для истребителей фирмы «Воут».

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_5-640x427.jpg

Заказы – это здорово, но вот с вводом в эксплуатацию получилось не очень гладко. Первые полеты «Корсаров» с палубы авианосца в море выявили целую кучу проблем. Винт, этот огромный винт создавал такой реактивный момент, что при посадке самолёт заваливался на левую плоскость, и начинал «козлить», да не просто так, а на одной «ноге» шасси, запросто проскакивая тросы аэрофинишёра.

Много нареканий вызвал переплет фонаря, который реально мешал обзору и породил прозвище «Птичья клетка». Плюс его заплевывал маслом двигатель при полностью открытых створках охлаждения.

Пришлось срочно провести комплекс доработок. Причем, подход был скорее наш, чем американский. С маслом на фонаре проблему решили простой фиксацией верхних створок в закрытом положении.

С реактивным моментом пришлось помучиться, но тоже решили. Киль довернули на два градуса влево, а на правой кромке крыла рядом установили алюминиевый уголок – «срыватель потока», уменьшавший подъёмную силу правой консоли и уменьшавший таким образом реактивный момент.

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_6.jpg

На снимке прекрасно виден над пулеметами уголок, пришарашенный к крылу. Это и есть срыватель.

Если в целом – оперативно обработали молотком и напильником.

И «Корсар» таки пошел в серию, да не просто пошел, а фактически полетел. Да так, что пришлось привлекать других производителей. На заводах фирмы «Брюстер» выпускали базовую модель «Корсара» под обозначением F3A-1, а «Гудьир» (это не только шины!) строил этот же самолёт под обозначением FG-1, но без механизма складывания крыла, и «гудьировские» самолеты шли Корпусу морской пехоты США.

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_7-640x509.jpg

Фонарь доделали уже позже. Почти «пузырь» как у «Спитфайра», сдвижная часть выпуклой формы решила проблему обзора. Более того, стенку кабины опустили на 230 мм для лучшего обзора вбок-вниз.

Ну и не за горами было испытание боем.

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_8-640x526.jpg

Боевое крещение «Корсары» получили в небе над Соломоновыми островами, именно на Гуадалканал в феврале 1943 года была переброшена первая эскадрилья F4U. И 14 февраля произошло первое боевое столкновение с противником. Сборная группа из трех эскадрилий F4U, Р-40 и Р-38, эскортирующая бомбардировщики, была перехвачена японскими истребителями «Зеро». Соотношение было не в пользу американцев, 36 против 50, так что японцы устроили янки форменный разгром.

Читайте также  Боевые самолеты: гидросамолет МБР-2, «амбарчик» Бериева

Два F4U, четыре Р-38, два Р-40, два PB4Y при трех сбитых «Зеро» — согласитесь, так себе дебют.

Но американские пилоты просто недостаточно изучили в процессе переучивания свои самолеты. Многие исследователи этой темы отмечали, что 20 часов на переучивание с «Буффало» или «Дикого кота» было явно маловато. Плюс полное отсутствие тактики применения самолета, основанной на его сильных сторонах.

Так что по первому времени японцы очень сильно поработали над «обучением» американских летчиков, что не лучшим образом сказалось на репутации самолета.

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_9-640x498.jpg

Однако со временем все встало на свои места, американцы очень быстро учатся, особенно если их при этом сильно бить.

«Зеро» превосходили «Корсаров» в ближнем маневренном бою. «Корсары» были более быстрыми и шустрее набирали высоту. Исходя из этого появилась тактика, когда американцы старались атаковать первыми, используя именно эти преимущества.

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_10-640x427.jpg

Обнаружив японские самолеты, янки быстро набирали высоту, а затем атаковали с пикирования. После атаки они уходили с набором высоты и занимали новый рубеж для повторной атаки. Чем-то схоже с «качелями», которые применяли пилоты «Фокке-Вульфов».

А в ближний бой лучше было не ввязываться, потому что там приходилось уповать только на прочность конструкции или на скоростные возможности, благодаря которым можно было оторваться от противника.

Но в целом самолет морской пехоте «зашел», и к концу 1943 года все истребительные эскадрильи морской пехоты США в южной части Тихого океана были перевооружены истребителями F4U, и к этому времени «Корсарами» было уничтожено 584 самолета противника.

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_11-640x360.jpg

С морской авиацией было сложнее. Пришлось дорабатывать проблемы, мешающие посадке, о которых говорилось выше, так что морские летчики получили «Корсаров» позже морпехов.

palubnyj_istrebitel_f4u_korsar_12-640x480.jpg

В целом вторую половину войны «Корсар» отпахал по полной программе.

Можно ли назвать его лучшим? Многие считают именно так. Например, японские исследователи и участники той войны однозначно отдавали пальму первенства этому самолету.

Однако много мнений существует на тему того, что все-таки лучшим палубником был F6F «Хэллкэт». Парадокс, но именно затягивание доводки до ума «Корсара» и породило эту машину, которая тоже оказалась весьма успешной. Но сравнение F6F и F4U – отдельная тема.

Статистика, особенно в исполнении американцев, – очень сложная штука.

Вроде бы у «Корсара» с ней полный порядок, в воздушных боях летчики F4U уничтожили 2140 японских самолетов при потере всего 189 машин. Полная, как говорится, перемога.

Но если посмотреть дальше и очень мелкими буквами, то выясняется, что так называемые «другие» потери значительно превышают указанную цифру.

«Другие» — это потому что небоевыми назвать уничтожение самолета зенитной артиллерией у меня (в отличие от американцев) язык не поворачивается. А у них запросто.

Итак, «другие», в том числе и небоевые потери «Корсаров» выглядят вот так:

  • Потери от огня зенитной артиллерии – 349 машин.
  • Другие боевые причины – 230 машин.
  • В ходе небоевых вылетов – 692 машины.
  • Разбиты при посадке на авианосцы – 164 машины.

И вот картина не такая уж и радужная. 189 самолетов потеряно в воздушных боях и 1435 по остальным причинам. Американцы всегда умели красиво считать в свою пользу, «Корсар» тут не исключение.

Понятно, что некоторые вещи выглядят странновато, но «другие боевые причины» — это в основном в результате штурмовок аэродромов и авианосцев.

А вот то, что в ходе небоевых (то есть, учебных и перегонных) полетов угроблено больше машин, чем в боях, свидетельствует о том, что самолет не был простым в управлении.

На самом деле так оно и было, «Корсар» не был этаким эталоном палубного истребителя в плане управления, наоборот. Управление этим самолетом требовало очень приличной подготовки летчика, собственно, приведенные цифры свидетельствуют в первую очередь именно об этом.

Но кто осваивал эту машину, тот получал в свое распоряжение весьма хорошее и мощное оружие.

Дадим слово тем, кто лучше всего мог бы сказать о «Корсаре»: американским летчикам.

Кеннет Уэлш, летчик КМП, первый сбивший 10 самолетов противника на «Корсаре».

«Мы получили «Корсары» в конце октября 1942 г. До отправки на Тихий океан каждый из нас налетал на «Корсаре» по 20 часов, выполнил одну стрельбу в полете и один ночной полет.

Программа подготовки была явно сжатой, однако необходимость присутствия «Корсаров» на Тихом океане ощущалась очень остро. Учиться предстояло в боях. На Гуадалканале базировались истребители F4F «Уайлдкэт», которые с огромным трудом еще могли обеспечить ПВО острова, но принимать участие в наступательных операциях им не позволял недостаточный радиус действия.

Японские летчики на «Зеро» играли с «Уайлдкэтом», словно кошка с мышкой. Для наступательных операций на Тихоокеанском театре военных действий подходили всего два американских истребителя — Локхид Р-38 «Лайтнинг» и Чэнс-Воут F4U-1 «Корсар».

Мой первый по-настоящему боевой вылет состоялся 14 февраля. Японцы тогда нас поджидали. Мы вновь эскортировали четырехмоторные «Либерейторы», на сей раз им предстояло нанести удар по аэродрому Кахили. Японская служба наблюдения и оповещения обнаружила наши самолеты задолго до подхода к цели. Над Кахили нас встретили «Зеро». В том бою мы потеряли двух парней из нашей эскадрильи, кроме того были сбиты два «Либерейтора», четыре «Лайтнинга» и два одномоторных истребителя Р-40. Японцы потеряли три «Зеро», один из которых столкнулся в лобовой атаке с «Корсаром». Наш первый бой вошел в историю эскадрильи как «Ужасный день Святого Валентина». Аналогичный вылет планировался на утро 15 февраля, но его отменили непосредственно перед взлетом.

Мы первыми получили «Корсары», никто еще не мог объяснить нам сильные и слабые стороны новейших истребителей, потому что никто их не знал. Первым всегда непросто, требовалось самим разрабатывать тактику воздушных боев на F4U. Мы знали — вслед за нашей «Корсары» поступят на вооружение множества эскадрилий, летчики которых будут брать пример с нас. Я попросил одного летчика, который добился в первые дни сражения за Гуадалканал впечатляющих результатов, летая на «Уайлдкэте», что он думает о боях с «Зеро». Он ответил кратко: «Тебе не сесть ему на хвост».

Я быстро усвоил, что высота является ключевым фактором в воздушном бою. Кто выше, тот и диктует ход боя. В этом плане летчикам «Зеро» не светило — мы легко делали их в наборе высоты. Потребовалось время, но мы придумали эффективные приемы воздушного боя с японскими истребителями. Больше в преддверии встречи с «Зеро» я не чувствовал себя жертвой. Я знал, что такое «Зеро» и как с ними бороться.

Всего я уничтожил 21 японский самолет, 17 из них были «Зеро». Меня самого сбивали трижды, причем всегда внезапно — я не видел противника. Думая, что и японские летчики, которых сбил я, меня также не видели».

Читайте также  Боевые самолёты: лучший японский истребитель, но не «Зеро»?

Ховард Финн, 1-й лейтенант из той же эскадрильи VMF-124:

«Когда мы только начали воевать, у японцев еще оставались опытные летные кадры. Эти летчики владели «Зеро» блестяще, они крутили виражи с очень малыми радиусами. Даже «Вэл» (пикирующий бомбардировщик Aichi D3A – прим.) однажды заложил такой вираж, что я с трудом удержался у него на хвосте. Низкая скорость не позволила бомбардировщику ускользнуть — я все-таки сбил его.

В феврале 1943 г. мы дрались с опасным противником, но затем профессиональный уровень японских летчиков в массе стал снижаться, их действия стали предсказуемыми, а разнообразие типов маневров уменьшилось. Нередко, обнаружив наше приближение, японцы боевым разворотом уходили от схватки. Я не сомневаюсь, что летом 1943 г. японцы потеряли много опытных летчиков. Восполнить эти кадры противник не смог до конца войны».

Какой можно здесь сделать вывод?

F4U «Корсар» был знаковым самолетом. С довольно приличными летными характеристиками и стандартным для американского истребителя вооружением из крыльевых крупнокалиберных пулеметов Браунинга.

Сложный в управлении, требующий подготовки летчиков выше среднего уровня, но с возможностями взять от него все что можно и еще чуть-чуть свыше того.

Минусом «Корсара» можно считать сложности в управлении, цифры статистики это только подтверждают. В одном из следующих материалов мы попробуем сравнить «Хэллкэта» и «Корсара», просто для того, чтобы попытаться выяснить, какой из этих самолетов реально можно назвать лучшим.

Что же до видео, то, несмотря на то, что в сети существует куча фильмов, я предлагаю вам посмотреть учебный фильм на тему «Как взлететь на «Корсаре». Кинопособие для чайников тех времен, прекрасно иллюстрирующее всю техническую часть нашего героя.

Характеристики F4U «Корсар»:

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

Используемые источники:

  • http://alternathistory.com/sovetskie-korsary-istrebiteli-bombardirovshchiki-chance-vought-f4u-1a-corsair-aviatsii-tikhookeansko/
  • https://topwar.ru/76937-chans-vout-f4u-korsar.html
  • https://army-news.ru/2019/09/boevye-samolyoty-palubnyj-istrebitel-f4u-korsar/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации