Андрей Смирнов
Время чтения: ~7 мин.
Просмотров: 7

Урок сольфеджио №18: Характерные интервалы и их разрешение

Характерными называются интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. К ним относятся увеличенная секунда и ее обращение — уменьшенная септима, увеличенная квинта и ее обращение — уменьшенная кварта. Каждый из них энгармонически равен малому или большому интервалу. Увеличенные интервалы равны малым интервалам с большей на ступень количественной величиной. Увеличенная секнуда равна малой терции, увеличенаня квинта — малой сексте. Уменьшенные интервалы равны большим интервалам с меньшей на ступень количественной величиной. Уменьшенная септима равна большой сексте, уменьшенная кварта — большой терции.Увеличенная секунда (ув.2) строится на VI ступени лада и разрешается в сторону расширения поступенным движением обоих звуков в чистую кварту на V ступени.Уменьшенная септима (ум.7) строится на VII ступени и разрешается в сторону сужения поступенным движением обоих звуков в чистую квинту на I ступени. При построении уменьшенной септимы, как и других секст и септим, рекомендуется использовать обращение, с построением секунды вниз и переносом результата на октаву вверх. Поскольку увеличенная секунда и уменьшенная септима — взаимообратимые интервалы, то, при построении их обоих в одной и той же тональности, целесообразно, после построения ув.2, обратить ее звуки в ум.7 (их разрешение тоже взаимообратимо).Для построения увеличенной секунды и уменьшенной септимы вверх и вниз от звука можно воспользоваться обычным способом, сосчитав две ступени и 1.5 тона в ув.2. Для нахождения ум.7 целесообразно, используя обращение, построить ув.2 в обратную сторону, с переносом затем результата на октаву в сторону построения. Вторая пара характерных интервалов — увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4) Их построение и разрешение несколько отличается от того, что описано выше. Ув.5 и ум.4 строятся на разных ступенях в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Увеличенная квинта строится на VI ступени в мажоре и на III — в миноре; уменьшенная кварта — на III ступени в мажоре и на VII — в миноре. От данных ступеней обычным порядком отсчитывается нужная количественная величина. Увеличенная квинта и уменьшенная кварта — взаимообратимые интервалы; это возможно использовать при их совместном построении в тональности.< ТритоныАккорды. Виды трезвучий >  © Glissando.ru 2020

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув2, ув5 , ум7, ум4).

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

 Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре

 Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

 Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

 Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

 При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре

Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

<center>Материал из Циклопедии Перейти к: навигация, поиск

Характерные интервалы — это интервалы которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. В гармоническом миноре с повышением 7-й ступени образуются интервалы, которые не встречаются в натуральном миноре. Это ув2 и ее обращение ум7. Ум7 строится на 7# и разрешается в ч5, ув2 это ее обращение. разрешается в сторону расширения- ч4.

Увеличенная секунда (ув.2)

строится на VI ступени лада и разрешается в сторону расширения поступенным движением обоих звуков в чистую кварту на V ступени.

Уменьшенная септима (ум.7)

Строится на VII ступени и разрешается в сторону сужения поступенным движением обоих звуков в чистую квинту на I ступени. При построении уменьшенной септимы, как и других секст и септим, рекомендуется использовать обращение, с построением секунды вниз и переносом результата на октаву вверх. Поскольку увеличенная секунда и уменьшенная септима — взаимо обратимые интервалы, то, при построении их обоих в одной и той же тональности, целесообразно, после построения ув.2, обратить ее звуки в ум.7

Увеличенная квинта (ув.5)

Строится на VI ступени в мажоре и на III — в миноре. Ув.5 увеличиваясь переходит при разрешении в большую сексту

Уменьшенная кварта (ум.4)

строится на III ступени в мажоре и на VII — в миноре. Увеличенная квинта и уменьшенная кварта — взаимо обратимые интервалы. это возможно использовать при их совместном построении в тональности. От данных ступеней обычным порядком отсчитывается нужная количественная величина.

[править]Разрешения характерных интервалов

Все разрешения потому и есть разрешения, что разрешаются они в устойчивые ступени (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Поэтому гармоническая ступень всегда движется на полу тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I). Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени — остается на месте, а если на не устойчивой — движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы — расширяются, уменьшенные — сужаются.

[править]Ссылки

Используемые источники:

  • http://glissando.ru/article/характерные-интервалы
  • https://music-education.ru/kak-stroit-harakternye-intervaly/
  • http://cyclowiki.org/wiki/характерные_интервалы

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации