Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 1

Замена роликов заднего переключателя

Ролики заднего переключателя передач (jockey wheels) — важные элементы привода велосипеда. От их состояния существенно зависит точность работы переключения передач. При своей работе ролики подвержены довольно интенсивному износу. Средний срок их службы для горного велосипеда составляет 3000−10000 км, в зависимости от материала, из которого они сделаны, типа подшипника и условий, в которых они работают. Для шоссейных велосипедов этот срок больше за счёт эксплуатации в более щадящем режиме.

Задний переключатель имеет 2 ролика — направляющий (верхний, англ. guide pulley) и натяжительный (нижний, англ. tension pulley). Эти ролики не взаимозаменяемы между собой, так как имеют слегка разную конструкццию. Верхний направляющий ролик (guide или jockey pulley):

  • направляет цепь прямо на необходимую звезду кассеты, для чего он должен вращаться четко, без заеданий и заметных люфтов.
  • сглаживает не очень четкую регулировку заднего переключателя, то есть имеет небольшой осевой люфт для позиционирования точно напротив звезды кассеты.
  • имеют скосы по бокам зубцов, обеспечивающие плавную и тихую работу при набегании цепи.

Нижний натяжной ролик (tension pulley) обеспечивает натяжение цепи, не позволяя ей провисать.Ролики чаще всего выполняются из плстика, реже алюминия. Стальные уже практически не встречаются. На недорогих роликах обычно применяются подшипники скольжения, на роликах высокого уровня — подшипники качения или керамические подшипники скольжения. Как правило, в топовых переключатлях используются ролики на промышленных подшипниках («промах»).Далеко не все ролики совместимы между собой даже в рамках одного производителя. Скажем, на самых младших серийных переключателях Shimano Tourney используются ролики большего диаметра с 13 зубьями (13t от слова teeth), в Acera M340 — в верхнем ролике 13 зубьев, а в нижнем — 15 зубьев; в Alivio M410 оба ролика по 13 зубьев, в то время как на всех старших моделях используются ролики 11t меньшего диаметра.У компании SRAM дела с этим обстоят еще хуже: с некоторой периодичностью компания меняет профиль роликов и их посадочные размеры. В результате, ролики от старых переключателей нельзя поставить на новые.

Взаимозаменяемость роликов

Итак, картина взаимной совместимости выглядит следующим образом:

  • Campagnolo 8, 9 & 10 speed, Shimano 7 & 8 speed, старые SRAM 9.0 (’97/’98 года выпуска), 9.0SL (’98), 7.0 (’97/’98), 5.0 (’98/’99)
  • Shimano 9 &10 speed 
  • SRAM 9.0, 7.0, 5.0, 4.0 & SX4, X.5, X.7
  • SRAM 9.0SL, 9.0, X9, XO
  • SRAM ’10 X.9, X.7
  • SRAM ’08 X.0 ни с чем не совместим

Ролики Shimano изначально имеют люфт, которые увеличивается по мере работы. Это люфт предусмотрен производителем, однако, это быстрее изнашивает подшипники, работающие изначально в нагруженном режиме. Тем более, что на всех переключателях вплоть до XT промы не используются. Как результат, стоковые подшипники Shimano быстрее вырабатываются быстрее, подшипники, работающие с перекосом, да еще и  с наших условиях просто закисают и гниют. Естественно, заводской смазки в подшипниках роликов почти нет, так как они считаются расходным материалом.

Совместимые ролики Tacx

Компания Tacx, основанная в 1957 году Koos Tacx, известна своими качественными велотренажерами, однако не многие знают, что она выпускает качественные совместимые ролики переключателей. изнаально они делались для тренажеров и шоссейных велосипедов, но их успех распространился шире. Все ролики Tacx — на промподшипниках, изначального люфта не имеют, зато и верхний и нижний ролики имеют специальные нестандартные скосы на зубьях для набегания цепи в любых положениях и передачах. Используются закрытые подшипники. Все ролики выполняются из специального надежного пластика с высокоточными подшипниками качения. Ролики представлены в 3 вариантах: обычные, со стальными подшипниками для тяжелых условий (напрмиер, гор) и керамическими — для высокой точности, скорости. Единственные ролики для SRAM 9.0, 7.0, 5.0, 4.0 & X7 сделаны на подшипниках качения.tacx_sram_x9_3520_0.jpgРолики Tacx для SRAM X9Модели роликов можно изучить на сайте производителя.Многие ролики типа T4000/T4020, а также T4050/T4060 составные, в заменяемой сердцевиной и втулкой, что позволяет их поставить на любые переключатели Shimano. К тому же они выпускаются в 3 цветах: черные, серые и синие.Интересно, что 10t ролики Tacx совместимы с 11t Shimano.tacx_t4060_jockeywheels.jpgРолики Tacx T4060 Shimano 9/10 speed со стальными шарикоподшипникамиПо личному опыту, поставив такие ролики, точность переключения улучшилась на порядок, цепь перестала скакать по звездам или не забираться сразу на нужную. Через 3000 км у верхнего ролика появился еле заметный допустимый рабочий осевой люфт. Нижний ролик не люфтит до сих пор. зубья не износились совсем.

Определение износа

Определить износ роликов легко — если у вас проблемы с точностью переключения (при условии правильной длины цепи и нормальным состоянии кассеты и цепи), цепь самопроизвольно сваливается со звезд, иногда с трудом забирается, застревает или сваливается с ролика — оба ролика надо менять парой.Люфт верхнего ролика в нормальном состоянии должен быть не более 0,5 мм, у нижнего его быть фактически не должно.

Многие любители велосипедов в процессе катания понемногу осваивают настройку и мелкий ремонт своих байков: здесь – подтянуть тормоза, там – поменять седло. Но, когда дело доходит до заднего переключателя скоростей, многие пасуют. Такая сложная и не до конца понятная конструкция вызывает больше вопросов, чем ответов, и предвещает сложности даже не в настройке, а в установке и снятии.

Переключатель и выглядит, и работает «загадочно», особенно для велосипедиста-новичка. Но сначала разберём, из каких частей составляется переключатель и откуда он появился. К слову, текущий «вариант» заднего переключателя достаточно стар. Он был изобретён итальянцем Туллио Кампаньоло ещё в 1950 году.

Долгое время оставаясь атрибутом дорогих спортивных и шоссейных моделей, лишь в 80-х годах данный переключатель стал появляться на городских велосипедах, а в середине 1990-х – стал де-факто стандартом для большинства конструкций.

Каково же устройство заднего переключателя? Прежде, чем изучить то, как работает это устройство, рассмотрим конструкцию:

  •  Рамка – самая заметная часть, которая своим смещением и перекидывает цепь между звёздами кассеты. Рамка изготавливается из прочных материалов и замыкается с двух сторон различными роликами.
  •  Направляющий ролик – небольшой ролик, на который цепь попадает в первую очередь. Он направляет цепь между звездами кассеты в рамкой;
  •  Ролик натяжителя – обычно мало, но отличающийся от направляющего ролик, который отвечает за натяжение цепи, которую принимает из рамки. Располагается в самой нижней части переключателя.
  •  Параллелограммный механизм – основная часть, представляющая собой сочленение нескольких рамок, подтягиваемых с помощью пружины.
  •  Пружина – обычно самая важная и дорогая часть переключателя, наравне с рамкой и роликами, так как отвечает за возврат (или прижимание) рамки в одну из сторон, фактически – за подвижность всей конструкции.

Кроме того, на переключателе скоростей почти во всех моделях присутствуют элементы для настройки устройства:

  • регулировка натяжителя (тросика);
  • ограничитель верхней передачи – он же H, High – отвечает за крайнее положение рамки с цепью;
  • ограничитель нижней передачи – L, Low – аналогично, но с другой стороны;
  • крепёжный болт – специальная точка крепления, обычно на петух. В иных случаях крепление идёт за дополнительную рамку на направляющих.

Ролики в переключателе передач разные, и при ремонте или чистке очень важно не перепутать их, так как от этого зависит срок жизни цепи, да и самого переключателя.

Направляющий ролик, он же G-pulley, или guid pulley, – верхний. выполняет сразу несколько задач:

  • Направляет цепь на звёзды.
  • Компенсирует люфты за счёт небольших горизонтальных смещений.
  • Увеличивает плавность протяжки и снижает шум за счёт небольших проточек на зубьях.

T-pulley, он же tension pulley, – натяжной ролик, не позволяющий цепи провисать.

Стандартом для крепления задних переключателей является петух. Петух – это небольшой кронштейн, который разработан для того, чтобы быть защитой заднего переключателя и ослаблять силу удара по переключателю и раме. По сути, небольшой предохранитель, потому часто можно слышать, что погнулась и требует замены не рама, а велосипедный петух.

На рамах для петуха обычно есть специальное «ушко», большинство рам идёт сразу с готовым петухом. В некоторых случаях он несъёмный, т.е. для ремонта потребуется сварка, но на большинстве моделей его можно легко размонтировать и заменить. Профессионалы рекомендуют внимательно следить за велосипедным петухом, так как его деформация полностью меняет механику работы приводной системы, и всегда в худшую сторону, приводя к износу и повреждению компонентов.

Кроме стандарта, применяется крепление на перо – элемент рамы, использующийся в профессиональных байках для даунхилла и различных спортивных моделях для увеличения надёжности на сложных трассах.

Читайте так же:  Как выбрать велосипедное седло

Несколько лет назад разработчики из Shimano запатентовали технологию Shadow для более компактного крепления переключателя, но конструктивно она остаётся одним из нестандартных креплений на петух.

По точке подвода тросика переключатели делят редко, но следует понимать, как будет укладываться рубашка в случае смены устройства.

Стандартный подвод – сзади, когда тросик в рубашке описывает круг вокруг дропаута, образуя небольшую петлю. В такой конструкции с тросиком удобно работать, но лишняя длина тросика и его загиб приводят к необходимости более частого обслуживания и снижают надёжность.

Альтернатива – это прямая подводка, когда тросик входит в переключатель по наиболее короткой траектории. Чуть более сложное оперирование с тросиком и рубашкой компенсируется большей надёжностью и защищённостью всего устройства. Изначально такую подводку использовала только компания SRAM, но в последние годы Shimano и производители реплик всё больше переходят на прямой подвод.

Перейдём ближе к механике. Конечно, все велосипедисты знают о модельных рядах. Они ярко именуются и раскручиваются, но под каждым суб-брендом скрывается ряд технических характеристик, которые мы сейчас и рассмотрим.

Длина рамки влияет на показатель ёмкости заднего переключателя. Это сумма двух разниц – между самыми большими и самыми маленькими звёздами кассеты и системы, т.е. минимально необходимая ёмкость для комбинации звёздочек вычисляется по формуле:

(max1-min1) + (max2 – min2)

Если ёмкость переключателя меньше получившегося значения, цепь будет провисать при определённых комбинациях скоростей. Если брать ёмкость переключателя с серьёзным превышением, на работу системы переключения это не повлияет, но увеличится риск повреждения, так как рамка будет длиннее, а сам переключатель крупнее и тяжелее.

Цена, конечно, напрямую зависит от длины рамки, которая, в свою очередь, за некоторыми исключениями, коррелирует с «уровнем» модели.

Стандартная процедура работы пружины – это когда на большие звёзды цепь перекидывается усилием с манетки, а на меньшие – пружиной. Этот принцип универсален, и пока что обратное устройство, когда меньшим звёздам соответствует меньшая цифра на переключателе, остаётся в порядке эксперимента фирмы Shimano, проигрывая классике по устойчивости к грязи и повреждениям.

Многие слышали, что переключатели для велосипедов Shimano и SRAM – лидеров в производстве данных устройств – не совместимы. Причина тому проста – в их изделиях используются разные передаточные отношения. Если у SRAM это 1:1, т.е. при подтягивании тросика на 5 миллиметров рамка сдвигается также на 5 миллиметров, то у Shimano это 2:1, т.е. при смещении на 5 миллиметров тросика рамка сдвинется на 10 миллиметров.

При натяжении тросика рамка вытягивается под цепью таким образом, чтобы звенья входили в другую звезду, переключая скорость. В обратном направлении велосипедист ослабляет тросик, позволяя пружине переключателя вернуть рамку в положение над соседней звездой.

Вторая функция переключателя – поддержание провисающей части цепи, которая освобождается при работе на меньших, чем максимальные, звёздах.

От рамок и параллелограммного механизма требуется лишь чёткость движения и достаточная износоустойчивость.

Настраиваются в данных устройствах несколько вещей:

  1. Натяжение тросика и его ход – с помощью манеток и специального винта подтяжки.
  2. Крайние положения рамки с обозначениями High и Low – для ограничения движения.
  3. Ход и пропорциональность сдвига с помощью винта настройки.

Ремонт может понадобиться переключателю в нескольких случаях:

  1. Ремонт петуха – если повреждение пришлось на него, а не на сам переключатель – демонтируем и исправляем.
  2. Если разболтались или были повреждены ролики.
  3. Когда была погнута рамка.

Читайте так же:  ТОП-10 гравийных велосипедов 2020 года

Всё исправляется либо заменой элемента (ролика), либо выправлением погнутых частей, ну а иногда – просто заменой изделия.

На рынке переключателей для горных велосипедов существует два основных конкурента, SRAM и SHIMANO. Каждый пытается чем-то выделиться на фоне конкурента и это противоборство длится уже много лет. Существуют адепты обоих сторон, которые будут рьяно защищать свой выбор, часами выискивая недостатки у противоборствующей стороны.Сегодня мы просто расскажем вам об актуальной линейке задних переключателей SHIMANO. Но для начала минутка истории.

SHIMANO – японская компания, один из крупнейших в мире производителей оборудования для велосипедов (80% производства), а также снаряжения для рыбалки и гребли (20%). Штаб-квартира в Осаке. Основана в феврале 1921 года.

Занимать лидирующие позиции на рынке – это не только успешно продавать свой товар, но еще и шагать в ногу со временем и инновациями. В SHIMANO явно преуспели в этом деле. На душу этой компании выпало немало экспериментов с переключателями, оборудованными обратным переключением. За счет внутренней конструкции переключателя, для повышения передачи, вам нужно было нажимать на манетке рычаг сброса, что ускоряло повышение передачи и было весьма актуально в крутых подъемах.

SHIMANO первые выпустили задние переключатели, оборудованные «демпфером» колебаний для лапки (технология Shadow+). Суть технологии в применении односторонней фрикционной муфты. При переводе рычага в положение «ON» муфта не позволяет лапке переключателя легко прокручиваться в направлении к шатунам. Цепь перестала скакать как угорелая при езде по камням, что уменьшило вероятность её спадания с передней звезды и велосипеды стали меньше греметь.

Также стоит упомянуть продвижение «электронной» трансмиссии – Di2. Топовые линейки от SHIMANO XT и XTR, сменившие тросики на провода.

 Чем ещё нас порадует компания-гигант в будущем, кто знает? Но мы будем пристально следить за новинками компании, а пока давайте разберемся кто сегодня будет у нас на обзоре.

Tourney TZ/TX

Открывает наш парад – Shimano Tourney. Это самая простая линейка, которая тем не менее обладает должным качеством и будет в разы лучше любого другого ноунэйма. В линейке встречаются, как и простенькие Tourney TZ, так и радующие глаз Tourney TX. Производитель рекомендует использовать эти переключатели для прогулочных и дорожных велосипедов.

  • Максимальная звезда кассеты: 34T;
  • Минимальная звезда кассеты: 11T;
  • Количество звезд в кассете: 6, 7 или 8 (зависит от модели);
  • Вес: 356 г. (зависит от модели).

Плюсы

  • Цена
  • Легко достать

Минусы

  • Нет Shadow+;
  • Обычный дизайн;
  • Обычные подшипники.

Altus M2000 / Acera M3000

Вслед идёт Altus/ Acera, эта группа открывает начальный уровень для горных велосипедов. Здесь всё ещё нет технологии Shadow+, но уже есть Shadow-дизайн у самых верхних моделей. Это не только эстетическая составляющая, а больше практичный вопрос, ведь переключатели с Shadow-дизайном меньше «выпирают» за края рамы, что увеличивает их живучесть. Следовательно, вероятность угробить переключатель, зацепившись за что-то при катании, становится гораздо меньше. Линейка Acera изготавливается из коррозионностойких материалов, например, нержавеющая сталь.

  • Максимальная звезда кассеты: 36T;
  • Минимальная звезда кассеты: 11T;
  • Количество звезд в кассете: 9;
  • Вес: 303 г. в топовой версии.

Плюсы

  • Цена
  • Shadow-дизайн;
  • Может крепиться напрямую к раме, если это предусмотрено производителем рамы;

Минусы

  • Нет Shadow+;
  • Вес;
  • Обычные подшипники.

Alivio M4000

Теперь Alivio, по своей сути – это тот же Altus, но чуть легче. Основное отличие линеек – в шатунах. На Altus они идут под обычную каретку с «квадратом», на Alivio – это шатуны с встроенной осью под каретку с выносными чашками и технологией «Octalink».

  • Максимальная звезда кассеты: 36T;
  • Минимальная звезда кассеты: 11T;
  • Количество звезд в кассете: 9;
  • Вес: 254 г. в топовой версии.

Плюсы

  • Цена
  • Shadow-дизайн;
  • Может крепиться напрямую к раме, если это предусмотрено производителем рамы;

Минусы

  • Нет Shadow+;
  • Вес;
  • Обычные подшипники.

Deore M6000

В Deore спользуется много наработок из 11-скоростной линейки компании. В часности – это первая серия, в которой уже доступен переключатель с технологией Shadow+, а параллелограмм построен по технологии более старших моделей.

  • Максимальная звезда кассеты: 42T;
  • Минимальная звезда кассеты: 11T;
  • Количество звезд в кассете: 10;
  • Вес: 308 г. в самой простой и 330 г. в топовой версии.

Читайте так же:  Рейтинг лучших дисковых тормозов

Плюсы

  • Технология Shadow+;
  • Shadow-дизайн;
  • Может крепиться напрямую к раме, если это предусмотрено производителем рамы;

Минусы

  • Вес;
  • Обычные подшипники.

SLX M7000

SLX – это открыватель линейки 11-скоростной трансмиссии. У неё есть все фишки из линеек XT и XTR, но в более бюджетном исполнении. Линейка подходит для кросс-кантри, трейла и эндуро.

  • Максимальная звезда кассеты: 42T, если у вас 2 звезды спереди или 46Т, если одна;
  • Минимальная звезда кассеты: 11T;
  • Количество звезд в кассете: 11;

Плюсы

  • Технология Shadow+;
  • Shadow-дизайн;
  • Может крепиться напрямую к раме, если это предусмотрено производителем рамы;

Минусы

  • Цена;
  • Вес;
  • Обычные подшипники.

Zee M640

Zee – бюджетная группа в линейке для гравити-дисциплин, скоростного спуска и фрирайда. По ценовой политике она похожа на SLX, но есть только в 10-скоростном исполнении.

  • Максимальная звезда кассеты: 36T в фрирайдном исполнении или 28Т в даунхильном;
  • Минимальная звезда кассеты: 11T;
  • Количество звезд в кассете: 10;
  • Вес: 270 г.

Плюсы

  • Технология Shadow+;
  • Shadow-дизайн;
  • Цена;
  • Вес;
  • Может крепиться напрямую к раме, если это предусмотрено производителем рамы;

Минусы

  • Обычные подшипники.

Saint M820

Saint – топовая линейка для скоростного спуска и фрирайда. Те же фишки, что и у Zee, но с лучшими материаламивесом. Плюс на борту керамическая втулка скольжения в нижнеё звезде.

  • Максимальная звезда кассеты: 36T в фрирайдном исполнении или 28Т в даунхильном;
  • Минимальная звезда кассеты: 11T;
  • Количество звезд в кассете: 10;
  • Вес: 272 г.

Плюсы

  • Технология Shadow+;
  • Shadow-дизайн;
  • Вес;
  • Промышленный подшипник и керамическая втулка скольжения;

Минусы

  • Цена.

Deore XT M8000

Deore XT или просто XT – предтоповая линейка перед профессиональной линейкой XTR. Чуть больший вес за меньшую цену.

  • Максимальная звезда кассеты: 42T, если у вас 2 или 3 звезды спереди или 46Т, если одна;
  • Минимальная звезда кассеты: 11T;
  • Количество звезд в кассете: 11;
  • Вес: 280 г.

Плюсы

  • Технология Shadow+ 2-го поколения;
  • Shadow-дизайн;
  • Может крепиться напрямую к раме, если это предусмотрено производителем рамы;
  • Промышленный подшипник и керамическая втулка скольжения;

Минусы

  • Вес.

XTR M9000

XTR – это венец эволюции компонентов для маунтинбайкинга от SHIMANO. Только лучшие материалы для минимального веса – алюминий, карбон, титан. Хотя даже эту линейку в SHIMANO разделили на две ветки, Race и Trail.

Race – минимум веса для максимальной эффективности на гонках. Ветке Trail доступно более повседневное использование за счет чуть большего веса и меньшей премиальности материалов.

  • Максимальная звезда кассеты: 42T, если у вас 2 или 3 звезды спереди или 46Т, если одна;
  • Минимальная звезда кассеты: 11T;
  • Количество звезд в кассете: 11;
  • Вес: 222 г.

Плюсы

  • Технология Shadow+ 2-го поколения;
  • Вес;
  • Может крепиться напрямую к раме, если это предусмотрено производителем рамы;
  • Промышленный подшипник и керамическая втулка скольжения;

Минусы

  • Цена.

Deore XT и XTR Di2

Shimano так же предлагает линейки XT и XTR в электронном варианте Di2.

Эти переключатели ушли от традиционных тросиков и в движение приводятся с помощью моторчиков, питающихся от батареи. Батарея, в свою очередь, может быть спрятана в подседельный штырь или шток вилки.

Преимущества такой системы в том, что переключения становятся более точными, а частота обслуживания минимальной из-за отсутствия тросиков и набивающихся грязью рубашек. Переключения происходят с одного контроллера, который управляет передним и задним переключателями одновременно.

Расплачиваться за такое удовольствие приходится чуть большим весом и БОЛЬШОЙ ценой. Восемь сотен долларов за переключатель, манетку, дисплей и батарею – это не шутки.

Задний переключатель – не такая уж и загадочная часть велосипеда, как это может показаться сначала. Понятная конструкция и простой механизм позволяют нам удобно пользоваться данными устройствами уже более полувека. Надеемся, вы узнали для себя много нового и интересного, а мы будем продолжать радовать вас подобными статьями.

Previous Entry | Next Entry

«Шарики за ролики», или «Маректинг по-шимановски».

Ещё при первой разборке/чистке заднего переключателя Shimano Deore заметил, что ролики несколько различаются между собой. Ну, кроме того, что металлический вал одного из роликов вращается в металлической же втулке, впреcсованной в ролик, а не в пластиковой. Отмытые ролики оказались подписаны. На ролике с пластиковой втулкой подшипника и проточками на зубьях, заметными при внимательном рассмотрении, обнаружилась надпись «Narrow«. На ролике с металлической втулкой подшипника — надпись «Centeron G-Pulley«. Гугление и изучение мануала с сайта шиманы с привлечением остатков логики прояснили следующее:

(G-Pulley), Jockey Pulley — направляющий (управляющий) ролик, верхний — т.е. тот, что находится ближе к переключателю. Зубья ролика ровные (без проточек). Ролик симметричен. Статья из словаря Шелдона Брауна:«Верхний ролик на заднем переключателе скоростей. Этот ролик выполняет функцию перемещения цепи между звёздами.  На переключателях Shimano используется механизм Centeron®, обеспечивающий небольшое боковое отклонение направляющего ролика, чтобы компенсировать неточную настройку переключения передач.»Из статьи становится ясно, зачем подшипник скольжения направляющего ролика имеет металлическую втулку — это даёт возможность оставить такой зазор между втулкой и валом подшипника, который будет обеспечивать то самое осевое отклонение, небольшой люфт, дающий цепи некоторую свободу относительно оси направляющего ролика, но при этом твёрдость материала не даст износиться подшипнику в условиях люфта, что произошло бы в случае пластиковой втулки. Тем более, что направляющий ролик при переключении испытывает значительные боковые нагрузки от перекоса цепи. Статья с велорамы так определяет назначение направляющего ролика:«Верхний направляющий ролик:

  • направляет цепь прямо на необходимую звезду кассеты, для чего он должен вращаться четко, без заеданий и заметных люфтов.
  • сглаживает не очень четкую регулировку заднего переключателя, то есть имеет небольшой осевой люфт для позиционирования точно напротив звезды кассеты.
  • может иметь небольшие проточки по бокам зубцов, обеспечивающие плавную и тихую работу при набегании цепи.»

На последний тезис обратите внимание, но на веру не принимайте. 🙂

Tension Pulley (T-Pulley) — натяжной ролик — нижний. Зубья ролика имеют проточки (будем использовать именно этот термин — мне он не очень нравится, но везде в тырнетах, где упоминаются эти косые срезы на зубьях роликов, их называют именно так — проточки). Натяжной ролик не всех шимановских переключателей симметричен, т.е. иногда есть разница, какой стороной установлен ролик — об этом чуть ниже. Статья из словаря Шелдона Брауна:«Нижний ролик заднего переключателя скоростей. Называется натяжным роликом, поскольку контролирует натяжение цепи в зависимости от выбранной шестерёнки.»Соответствующим наименованием (полным или сокращённым) может быть подписан только один ролик из двух.На фото ниже видны проточки на зубьях натяжного ролика (переключатель XT). Обратите внимание — на ролике стрелкой указано направление вращения ролика, на деоровских же роликах такой информации нет. Cлева — направляющий, справа — натяжной: 

 Однако здесь ситуация интересная. Например, AGBike, так же утверждает, что ролик с насечками — направляющий. Но оба комплекта роликов моей деоры (родной и сменный, купленный на чейне) имеют проточки исключительно на натяжном ролике. Видимо, на AGBike и на велораме допущена ошибка в статье. В пользу этой версии говорят и иллюстрации в мануалах с сайта шиманы. Ниже приведены три выдранных из мануалов изображения натяжных роликов — от deore/lx, xt и xtr:Направляющие же ролики в мануалах показаны без проточек. И вроде бы всё сошлось — и по мануалу, и на практике проточки сделаны лишь на натяжном ролике. Здесь противоречий нет. Но обратите внимание — согласно мануалу, переключатели до SLX включительно имеют просечки с одной стороны зубцов ролика (слева), а начиная с XT и до XTR — с другой (две картинки справа).Вопрос разрешился при ближайшем рассмотрении нескольких переключателей. Например, на моей Deore просечки нанесены таким образом, что не имеет значения, какой стороной установлен ролик — он не симметричен относительно продольной плоскости. Т.е. на левой и на правой стороне ролика просечки нанесены не на одном и том же «склоне» зуба. И как бы ролик не был установлен, ролик будет набегать на цепь просечками с одной стороны ролика — с правой или с левой в зависимости от того, как установлен ролик. Просечки же на противоположной стороне будут «работать вхолостую». Судя по всему, именно поэтому на роликах младше XT нет указателя, куда должен вращаться ролик — это не имеет значения. На фото ролик LX (по расположению проточек аналогичен Deore) — вид справа и слева: 

А ролики переключателей, начиная с XT, симметричны относительно продольной плоскости и имеют просечки на одном и том же «склоне» зубьев и с левой, и с правой стороны ролика. Эти ролики уже имеют указатель, в каком направлении должно происходить вращение — правильно установленный ролик будет набегать на цепь просечками с обеих стороны зуба. При неправильной установке ролик будет набегать на цепь ровной стороной зубьев. На фото ролик XT — вид справа и слева: Интересно, зачем всё это делается? Казалось бы, усилия на нанесение проточек на обе стороны ролика потрачены — тогда зачем нужно было на Deore делать менее эффективные просечки, чем на XT? По-моему, ответ напрашивается сам собой — потому что это переключатели разных уровней. И если проточки реально снижают шум при набегании цепи на ролик, то производитель сделает более дорогой ролик более тихим. Хотя нет — он сделает более дешёвый переключатель более шумным, чтобы без лишних затрат сделать так, чтобы покупатель чувствовал разницу во всех аспектах работы — не только в точности переключения, но и в уровне шума и др. «Ловкость рук и никакого мошенства.» © Авось потребитель и не заметит. Поэтому и в документации шимановской молчат об этом. Одним словом, маркетинг.

Profile

living

Latest Month

December 2012
S M T W T F S
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

View All Archives

Links

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.comDesigned by Lilia AhnerИспользуемые источники:

  • http://spbvelo.ru/content/zamena-rolikov-zadnego-pereklyuchatelya
  • https://bike-rampage.ru/vibor/vse-o-zadnem-pereklyuchatele-skorostej-velosipeda-vybor-konstruktsiya-obsluzhivanie/
  • https://beliving.livejournal.com/761.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации