Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 3

Что нужно знать про переходник для объектива. Виды переходников

08/09/2016 — 16:47 Автор: —> adapters01_0.jpg

Переходник для объектива нужен для того, чтобы установить на фотоаппарат объектив не его родной системы. Например с системы M42 на Canon EF. Переходники еще называют адаптерами (от анлл. adapter).

Немного теории Помимо того, что переходник обеспечивает механическую связь объектива и фотоаппарата, он также и компенсирует задний отрезок объектива под его новую систему.

Задний отрезок — это расстояние от задней линзы объектива до матрицы, при котором осуществляется фокусировка на бесконечность. Каждая система имеет свой задний отрезок.

Еще есть такое понятие как рабочий отрезок — расстояние от крепления объектива до матрицы, эти термины очень похожи по смыслу, но я все же склоняюсь к употреблению термина «задний отрезок» ввиду того, что при адаптации объектива на другую систему, он имеет более актуальное значение.

Гелиос-44М 2/58 установленный на Sony NEX-6 через переходник M42-NEX

Переходники можно классифицировать по нескольким признакам, это:

  1. автофокусные, неавтофокусные и чипованные переходники;
  2. переходники с линзой и без линзы;
  3. переходники с автоматической предустановкой диафрагмы и без нее.

Рассмотрим каждый тип подробнее.

Автофокусные, неавтофокусные и чипованные переходники

Автофокусные переходники обеспечивают работу автофокусных объективов одной системы на фотоаппарате другой, т.е. при их использовании будет работать автофокус, конечно же и объектив должен быть автофокусным.

Автофокусный переходник Canon EF — Sony NEX

Такие переходники сложнее в изготовлении и стоят намного дороже неавтофокусных. Помимо обеспечения механической связи и компенсации заднего отрезка, они также должны обеспечивать и электронную связь объектива с камерой да еще и таким образом, чтобы камера его считала своим.

Да, кстати недавно китайцы придумали автофокусный переходник для установки мануальных объективов Leica на систему Sony E, он представляет собой фактически автофокусный геликоид. Это стало возможно благодаря довольно большому заднему отрезку некоторых ранних объективов Leitz. Респект китайцам.

Переходник Nikon F — Canon EOS

Неавтофокусные переходники это обычные, механические переходники. Их конструкция, как правило, проста — металлическое кольцо, с одной стороны имеющее крепление к байонету камеры, а с другой — к объективу. Здесь идет только механическая связь и компенсация рабочего отрезка.

Чипованный переходник M42 — Canon EOS

Чипованные переходники это те же неавтофокусные, но на которых наклеен специальный чип (чип Лушникова или китайский), который имитирует автофокусный объектив. Камера, ничего не подозревая, считывает информацию с контактов чипа и думает, что стоит объектив ее родной системы. При этом работает и экспозамер и подтрерждение фокуса. Такой переходник намного удобнее в работе обычного переходника без чипа. Ручной остается только управление диафрагмой и фокусировка.

Переходники с линзой и без линзы

Теперь давайте разберемся, почему есть переходники с линзой и зачем она там нужна. До этого момента мы рассматривали случай, когда задний отрезок устанавливаемого объектива больше чем задний отрезок нашей системы. Например задний отрезок системы Canon EF — 44 мм, а системы M42 — 45,5 мм. Чтобы скомпенсировать задний (рабочий) отрезок системы Canon EF, нужно чтобы рабочая длина переходника составляла 1,5 мм.

Переходник M42 — Nikon с линзой

Все казалось бы просто, но как быть с переходником M42-Nikon F? Ведь задний отрезок системы Nikon F — 46,5 мм, на 1 мм больше M42. Вот здесь то и кроется сложность. Переходник без линзы подойдет лишь в том случае, если задний отрезок фотоаппарата больше чем объектива. Вернее он будет работать, но объектив не сможет фокусироваться на бесконечность.

Если рассматривать установку объективов M42 на Nikon через переходник без линзы, то телеобъективами можно будет снять максимум погрудный портрет, а применение полтинника или широкоугольного объектива ограничится только съемкой макро.

В этом случае и ставится линза. Она компенсирует задние отрезки, но не механически, а оптически. И тогда бесконечность будет.

Как линза в переходнике влияет на качество изображения? Конечно, само собой разумеется, линза вносит свое влияние на изображение, и к сожалению, оно негативное. Другими словами линза в переходнике портит картинку. Это обусловлено низким оптическим качеством линзы. Приведу наглядный пример изображения с использованием линзы и без нее.

100% фрагменты кадров, снятых объективом Гелиос-44-2 на f/ 2 с переходником с линзой и с переходником без линзы. Камера Nikon D3100.

Вот такие пироги. Даже, если линза будет качественная, все равно рисунок объектива будет отличаться. Лично я не сторонник использования переходников с линзой, а предпочитаю переделку объективов. Но далеко не все объективы поддаются переделке, это уже другая тема. Подробнее о переходнике M42-Nikon с линзой.

Переходники с автоматической предустановкой диафрагмы

Это такие переходники, которые помимо тупой механической связи имеют еще и механизм толкания диафрагмы. Я видел такое только у фирменных хвостовиков Tamron Adaptall, но возможно в природе существуют и еще такие переходники.

Адаптер Tamron Adaptall — Leicaflex SL

Детальнее о переходниках Tamron Adaptall.

Что определяет качество переходника

Казалось бы, переходник представляет собой простую железку, что там может быть не так? Но опыт говорит другое. Рассмотрим факторы, влияющие на качество самого простого механического переходника без линзы. Итак, можно выделить два фактора качества:

  • точная рабочая длина;
  • хорошее чернение.

Точная рабочая длина

Иногда мне попадались переходники китайского производства, которые не доставали до бесконечности, или наоборот, был небольшой перелет. Ну с перелетом то ладно, можно и привыкнуть, хотя для съемки звездного неба все же неудобно, когда сложно сфокусироваться на бесконечность в условиях недостаточного освещения, и камера не подтверждает фокусировку. Но это особый случай.

Переходник M42 — Sony A, накрученный на объектив Гелиос-44-2

А вот, когда бесконечности нет — этого изготовителю простить нельзя. Это откровенный брак. Бывает чуть-чуть не дотягивает, какие-то доли миллиметра. Конечно можно подпилить напильником, или диафрагмировать объектив, вплоть до f/ 8, но это, как говорится, «не по Фен Шую».

Также бывали случаи, когда переходник имел легкий перекос оси. Если объектив не светосильный, то при обычной съемке можно и не заметить, а если это скажем 50mm f/ 1.4. то при близком расстоянии я замечал что один угол кадра серьезно завален по резкости. Вот так.

Хорошее чернение переходника

Помимо точности изготовления важно, чтобы переходник имел хорошее чернение. Это как и в случае с макрокольцами. Конечно, кому-то может быть это и не критично. Но когда снимаешь на длинных выдержках это заметно, контраст изображения падает. Иногда даже видны паразитные засветки, которые возникают именно от переотражения света в переходнике.

Как определить переходник с плохим чернением Переходник с плохим чернением блестит внутри, будто бы смащен маслом. К сожалению, его не всегда заметно на фотографии, если покупать переходник онлайн.

Два переходника Nikon F — Sony NEX от разных производителей. Слева с хорошим чернением, справа — с плохим

Но если вы четко видите на фото блик нутра — не берите. По опыту. переходников с хорошим и плохим чернением на рынке примерно 50/50.

Выводы В этой статье я вкратце постарался рассказать о переходниках для объективов, основываясь на своем опыте и наблюдениях, а также отзывов знакомых фотографов. Надеюсь эта информация была вам полезной. Если вам есть чем дополнить эту тему, пишите в комментах.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Дата публикации: 01.02.2016

Механические переходники и работа с неавтофокусной оптикой

Неавтофокусная оптика — это самый простой случай работы с переходниками. Подобные адаптеры не обеспечивают электронную связь объектива и фотоаппарата, поскольку сами объективы не содержат никаких электронных компонентов. Всё просто: переходник лишь служит механической проставкой между фотоаппаратом и оптикой. Но и здесь есть некоторые нюансы…

thumb_630.jpg

Minolta MC/MD VFC 24mm f2.8 творит чудеса в кадре. Объектив позволяет управлять изгибом плоскости фокусировки. Фотограф может работать не только с размытием по краям кадра, но и с характером боке объектива, изменяя форму бликов на фоне. Адаптер Fotga.

Cкачать RAW

Скажем сразу: почти все попавшие к нам на тест неавтофокусные переходники не вызвали серьёзных нареканий в работе. Все они полностью выполняли свои функции. Среди них были более или менее качественно изготовленные. Но речь здесь идёт скорее о тактильных ощущениях, нежели о влиянии на процесс съёмки. Проблем с фокусировкой на бесконечность не было.

thumb_630.jpg

Все эти объективы легко совместимы с Sony Alpha 7. На снимке представлены следующие адаптеры: Hawks Leica M — Sony E Macro Helicoid V5 (на объективе), Fotga PK-NEX и Pentax 67-PK, Metabones Leica M — NEX, Fotga MD-NEX, Fotga OM-NEX, K&F Pentacon to M42 Mount Adapter, Fotodiox PRO Nik(G)-NEX, Kipon T&S M42-NEX.

Самая большая разница между переходниками была в том, насколько легко или тяжело они устанавливаются или снимаются с байонета камеры, не возникает ли люфтов. Например, туже всего на байонет камеры устанавливались адаптеры Fotga под Minolta MD и Olympus OM. Также удивил переходник Metabones для объективов Leica M. Если на камеру он встал хорошо, то «лейковский» объектив никак не мог зафиксироваться на адаптере, пришлось приложить немалые усилия. А переходник от Fotga под тот же байонет, наоборот, обеспечивал слишком свободную посадку объектива, с люфтами. Повторюсь: эти недостатки не очень приятны, но после установки объектива на камеру работе не мешают.

Тилт-шифт

Отдельно нужно отметить возможность установки на фотоаппарат тилт-шифт переходников. Малый рабочий отрезок фотоаппарата позволяет разместить сравнительно громоздкую механическую конструкцию между байонетом камеры и объектива, созданного для зеркалок.

В нашем случае речь идёт Kipon T&S M42-S/E. Безусловно, стоит он не две копейки, а почти три сотни долларов. Тактильно он очень приятен. Ход подвижных частей плавный. Наклон оптической оси возможен на 12,5 градуса, сдвиг на 15 мм со ступенчатым шагом в 1 мм. Сам адаптер вращается вокруг своей оси, позволяя подобрать оптимальное положение плоскости наклона или сдвига. Вам остаётся лишь выбрать объектив, который подойдёт вам по фокусным расстояниям и обеспечит соответствующую площадь покрытия кадра при сдвиге или наклоне.

Здесь есть некоторые тонкости. Далеко не все объективы имеют соответствующий запас по покрытию площади кадра. Если с наклоном оптической оси особых сложностей не возникает, то сдвиг доступен лишь в сравнительно небольших пределах: для «полтинников» типа Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZS около 6-7 мм. Дальше появляется виньетирование. Это несколько ограничивает возможность такой связки при съёмке архитектуры. Возможным компромиссом могло бы служить использование среднеформатной оптики, установленной на тилт-шифт адаптер через дополнительный переходник. Но и тут возникают проблемы. Сама конструкция адаптера сделана таким образом, что вызывает заметное виньетирование при сильном смещении оптической оси даже со среднеформатной оптикой.

Даже простой вид из окна тилт-шифт способен запечатлеть необычно. Здесь применён объектив Юпитер-9 и тилт-шифт переходник Kipon.

ILCE-7RM2 / —- УСТАНОВКИ: ISO 2000, F0, 1/15 с, Unknown экв.

Если ваша цель — художественные снимки с малой глубиной резкости или предметная съёмка с наклоном плоскости фокусировки, то подобный тилт-шифт адаптер будет просто отличным решением. Для архитектурной съёмки лучше выбрать настоящий тилт-шифт объектив от известных брендов (они без проблем встают через соответствующие переходники) или корейского Samyang.

Снимок сделан объективом Carl Zeiss Planar 1,4/50 XS T* без наклона оптической оси.

ILCE-7M2 / —- УСТАНОВКИ: ISO 100, F0, 1/60 с, Unknown экв.

Снимок сделан объективом Carl Zeiss Planar 1,4/50 XS T* с максимальным наклоном оптической оси с помощью тилт-шифт переходника Kipon. Почти вся крышка коробки вошла в резкость.

ILCE-7M2 / —- УСТАНОВКИ: ISO 125, F0, 1/60 с, Unknown экв.

Снимок сделан с помощью тилт-шифт переходника Kipon и объектива Зенитар-М2С.

ILCE-7RM2 / —- УСТАНОВКИ: ISO 160, 1/60 с

Геликоидные переходники

Мастера из восточных стран не дремлют и всячески стараются облегчить и улучшить жизнь фотографа. Например, тайваньская Hawk’s Factory предлагает не просто качественно изготовленный переходник с байонета E на легендарный Leica M, но и расширяет его возможности с помощью геликоида — дополнительного винтового элемента, выдвигающего объектив немного вперёд от плоскости байонета.

В штатном режиме использования геликоид застопорен специальным рычажком. Работает фокусировка в том числе на бесконечность.

Отжав стопор, можно повернуть геликоид на нужный угол, выдвинув таким образом объектив вперед. Фокусировка на бесконечность пропадёт, но минимальная дистанция фокусировки сократится.

Делается это с одной-единственной целью — уменьшить дистанцию фокусировки. Конечно, тех нескольких миллиметров, что даёт геликоид, явно не хватит, чтобы превратить вашу оптику в настоящий макрообъектив. Но порой небольшое уменьшение дистанции фокусировки оказывается весьма уместным. Например, легендарный Leica Summicron 1:2/50 имеет минимальную дистанцию фокусировки 1 метр. Геликоид позволяет сократить её примерно вдвое.

Применение переходника с геликоидом Hawk позволило сократить минимальную дистанцию фокусировки объектива Leica Summicron 1:2/50 примерно вдвое.

ILCE-7 / —- УСТАНОВКИ: ISO 1000, F0, 1/60 с, Unknown экв.

Кстати, по этому же принципу будут функционировать разрабатываемые сейчас китайским производителем Techart автофокусировочные переходники под неавтофокусную оптику Leica M, о которых мы писали совсем недавно. Камеры Sony умеют управлять автофокусом «неродных» объективов, о чём мы поговорим далее. В разрабатываемом переходнике Techart встроен собственный мотор автофокуса, который будет перемещать неавтофокусный объектив вперёд-назад, обеспечивая наводку на резкость путём изменения рабочего отрезка. Таким образом, появляется возможность постройки автофокусировочных адаптеров для разных неавтофокусных объективов.

Помощь при ручной фокусировке

В полнокадровых беззеркальных фотоаппаратах Sony предусмотрено сразу два способа помощи при ручной фокусировке. И оба работают одинаково как с автофокусными, так и с любыми другими объективами.

Включение функции увеличения фрагмента изображения. В дальнейшем эту функцию можно назначить одной из программируемых кнопок камеры.

Первый способ традиционен для большинства современных фотоаппаратов. Это увеличение фрагмента изображения на экране или в электронном видоискателе. Например, в моём фотоаппарате эта функция назначена кнопке C2 под указательным пальцем. Но этим помощь фотокамеры не ограничивается. Если у вас в руках «семёрка» Sony второго поколения (ILCE-7M2, ILCE-7RM2 или ILCE-7SM2), то во время увеличения снимка будет автоматически включаться стабилизатор изображения, убирая колебания камеры и делая наводку на резкость более комфортной. Увеличенный фрагмент при этом не прыгает по экрану, а буквально замирает.

Включение пикинга в меню

Выбор уровня пикинга

Выбор цвета пикинга

Пикинг при ручной фокусировке

Второй способ облегчения жизни фотографу — пикинг фокуса. Эта функция доступна в большинстве современных фотокамер Sony и присутствует во всех «семёрках». При должной сноровке ручная наводка на резкость с пикингом может быть даже быстрее автофокуса! Работает это так: наиболее контрастные области кадра (фактически находящиеся в зоне резкости) подсвечиваются белым, красным или жёлтым цветом. Уровень выделения контуров можно также задать в меню: низкий, средний или высокий.

Выбор увеличиваемого фрагмента

Увеличение на экране

На практике такой метод наводки на резкость оказывается намного более оперативным по сравнению с увеличением фрагмента кадра. Для каждого объектива следует выбирать свой уровень выделения контуров. Например, некоторые светосильные объективы, обладающие на открытой диафрагме ярко выраженной мягкостью рисунка, потребуют установки этой настройки на значение «средний» или «высокий». При этом точность наведения на резкость снизится, появятся микропромахи. Если же объектив контрастен и резок от природы, то достаточно будет низкого уровня пикинга. Точность при этом существенно вырастет.

Leica Summicron 1:2/50, установленный через переходник Hawk’s Factory. У этого объектива есть свой узнаваемый рисунок, который даже лучше раскрывается в Ч/Б, чем в цвете.

ILCE-7 / —- УСТАНОВКИ: ISO 640, 1/60 сCкачать RAW

При работе со светосильной оптикой f/1.2–f/1.4 с мягким рисунком стоит комбинировать оба способа наводки на резкость: при съёмке на открытой диафрагме лучше доверять лишь наводке по увеличенному фрагменту, а на чуть прикрытой диафрагме вполне достаточно будет одного пикинга.

Легендарный, но видавший виды Leica Summicron 1:2/50 даёт интересное боке и очень мягкую картинку. Объектив установлен через переходник Hawk’s Factory.

ILCE-7 / —- УСТАНОВКИ: ISO 1250, F0, 1/60 с, Unknown экв.Cкачать RAW

Отдельно хочется отметить, что удобство работы с пикингом сравнимо с наводкой на резкость по классическому матовому стеклу неавтофокусных зеркалок. Напомню, что до появления автофокуса часто применялось сильное матирование фокусировочного экрана, упрощающее фокусировку, но затемняющее видоискатель. Вы помните, каким тёмным был видоискатель Зенита? Поэтому в автофокусных зеркалках матирование было существенно ослаблено, из-за чего наводка на резкость вручную осложнилась. Компактные системные камеры Sony Alpha 7 — это вторая жизнь для легендарной старой оптики, которая теперь становится такой же удобной в работе, как и раньше.

Дата публикации: 01.02.2016

Sony Alpha A7: Рекомендуемые аксессуары

  • Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZAОбъектив с почти классическим фокусным расстоянием и легендарным качеством ZEISS. Обладает одновременно высокой резкостью по всему полю кадра, живописным боке и красивым объёмным рисунком. Оптимальное соотношение цены и качества.
  • Sony Carl Zeiss Vario-Tessar FE T* 24-70mm f/4 ZA OSSДобротный штатный зум среднего класса в пыле- и влагозащищённом металлическом корпусе. Подойдёт для любых задач. Обеспечивает высокую резкость уже на открытой диафрагме, имеет эффективный стабилизатор изображения. Удачный баланс между размером и характеристиками.
  • Sony FE 70-200mm f/4 G OSSПрекрасный телеобъектив с высокой скоростью фокусировки и очень эффективным встроенным стабилизатором изображения. Даёт резкую картинку на открытой диафрагме в любом положении зума. Отличается очень приятным и пластичным боке, привлекательной ценой.
  • Sony FE 85mm f/1.8Портретный объектив с высокой светосилой и привлекательной ценой. Резок уже на открытой диафрагме, имеет достаточную детализацию и эффектное боке. Подходит для съёмки событий, в том числе динамичных. Оптимальное соотношение цены и качества.
  • Sony HVL-F45RMПервая и единственная вспышка Sony с дистанционным управлением не только по оптическому каналу, но и по радиоканалу. Способна работать в качестве ведущей (как радиопередатчик) для 15 вспышек в 5 группах, поддерживает высокоскоростную синхронизацию.
  • Аккумулятор Sony NP-FW50 серии WАккумулятор InfoLITHIUM серии W ёмкостью 7,3 Вт·ч (1020 мА·ч). Небольшой по размеру и весу. Хорошо держит заряд.
  • Удлинитель рукоятки Sony GP-X1EMУдлинитель рукоятки для фотоаппарата, который увеличивает её высоту и делает хват камеры более комфортным. Сделана из алюминия, что положительно сказывается на её весе. Крепится к гнезду для штатива.
  • Вертикальная ручка Sony VG-C2EMВертикальная батарейная ручка, которая делает съёмку более удобной в любом положении камеры. Вмещает две батареи NP-FW50, что позволяет увеличить время автономной работы. Имеет три настраиваемые кнопки.
  • Sony LCS-SC21Надёжная наплечная фотосумка. Легко вмещает камеру с установленным на ней объективом, два–три дополнительных объектива, вспышку или батарейную ручку. Имеет дополнительные карманы сбоку и спереди для небольших аксессуаров.
  • Sony LCS-ELCCМягкий чехол премиум-класса из натуральной кожи для фотокамеры с объективом. Идеально подходит по размеру. Не препятствует установлению NFC-соединения, смене аккумулятора или карты памяти, подключению через USB-разъём.
  • Адаптер для объективов Sony LA-EA4Адаптер с полупрозрачным зеркалом и фазовым датчиком автофокуса для объективов Sony, Konica Minolta и Minolta с байонетом А. Обеспечивает прекрасное качество изображения и полную работоспособность любой совместимой автофокусной оптики на беззеркалках Sony.

lens_adapter_600x450.jpg Если вы хотите установить оптику М42 на фотокамеру, но не знаете, какой адаптер вам нужен, данная статья вам поможет.

Большинство переходников выпускается в 2 версиях – с чипом подтверждения фокусировки и без. О преимуществах переходников с чипом можете прочитать здесь. 

Самая популярная линейка объективов с ручной фокусировкой, которая устанавливалась на пленочные фотоаппараты – это объективы с резьбовым креплением М42. Это крепление имели фотоапараты Зенит и Pentax, Praktica – самые популярные в свое время. Также было крепление М39 – его использовала Leika и ФЭД. Эти 2 крепления легко перепутать, ведь одни и те же объективы выпускались в 2 данных вариантах крепления. Узнать, какая резьба на вашем объективе, можно, обратившись к данной сводной таблице, либо же – вбив в поиск Google название и марку объектива. Также, для установки оптики можно не ограничиваться выбором только М42-линейки объективов. На сайте Lens-club можно найти массу интересных объективов, иногда с экзотическим рисунком и характеристиками.

Также не стоит забывать, в советском варианте выпускались объективы с байонетом Н – копией байонета Nikon F. Соответственно, на камеры Nikon они становятся без переходников, а вот на Canon он потребуется, благо будет фокус на бесконечность.

Наиболее распространенные в наше время типы крепления цифровых зеркальных фотокамер – Canon EF, Nikon F, недавно появившийся Nikon 1, Olympus 4/3 и micro 4/3 (часто люди путают именно эти системы), Sony alpha (Minolta A), Sony E (NEX), Samsung NX (есть некоторые нюансы в использовании с камерой Samsung NX1000), Pentax K. Если вы не уверены, что точно знаете, какой тип крепления у вашей камеры, можете посмотреть в характеристиках к вашей камере, например, на Яндекс-Маркете.

Используемые источники:

  • https://periscope.com.ua/osnovy-fotografii/chto-nuzhno-znat-pro-perehodnik
  • https://prophotos.ru/reviews/17781-bezzerkalki-sony-i-nerodnaya-optika-vsyo-o-rabote-s-perehodnikami/2
  • https://m42-adapter.in.ua/vyibor-adaptera-optiki-perehodnika-dlya-obektivov-m42/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации